Александр АЗАЦКИЙ: Решение покинуть УПЛ было непростым, но я не ошибся
Экс-игрок «Металлиста» и «Динамо» - о своей карьере, Милане Бароше, а также играх на результат
Сейчас 24-летний защитник, дебютировавший в УПЛ еще в 2011-м году в составе «Металлиста» Мирона Маркевича, выступает в «Торпедо» Кутаиси, но его контракт принадлежит «Банику». В разговоре с корреспондентами Sport.ua Азацкий вспомнил этапы карьеры в Украине, а также рассказал о зарубежном опыте.
— Помнишь первый выход на поле в украинской Премьер-лиге?
— Да, конечно. Сыграл впервые в УПЛ за харьковский «Металлист». Последний круг чемпионата Украины, матч против полтавской «Ворсклы». Мне было тогда 18 лет.
— За основной состав «Металлиста» этот матч так и остался единственным. Почему?
— Да, вот так получилось. Сам анализировал и думал, почему так вышло. Наверное, все зависело от психологии. Не могу точно объяснить, почему сыграл только один матч.
— С Мироном Маркевичем пробовал поговорить, узнать причину?
— С Мироном Богдановичем общался, но не так часто. Это тот человек, который говорил в точку и его понимал с полуслова. С ним много общения не надо было. Маркевич многое для меня сделал, дал старт моей карьере. Да, я мало играл, но тренировался вместе с лучшими игроками. «Металлист» в то время был очень сильной командой. Конкуренция за место в составе была сумасшедшей.
— В Парагвае недавно забил игрок, которому 14 лет. Почему там дают шанс, по сути еще детям, а у нас в 20 лет игрок считается перспективным?
— Не знаю, сейчас у нас много молодых игроков дебютирует в связи с тем, что уровень чемпионата упал. Раньше было много легионеров, конкуренция была высокая и молодым игрокам было сложнее пробиться. Особенно, если перед командой стояли высокие задачи. Я не могу сказать, что у нас нет молодежи. Хорошие игроки есть, но многое зависит от тренера, от клуба.
Время, которое провел в «Динамо», дорогого стоит
— Когда впервые узнал, что «Динамо» с тобой хочет подписать контракт?
— Мне позвонил агент, с которым мы сотрудничали. Мы с ним перед этим общались, я спрашивал, какие у меня есть варианты. И один из вариантов было «Динамо». Но не первая команда, а «Динамо-2». В то время команда выступала в Первой лиге.
Я сразу согласился, потому что понимал: даже выступления в Первой лиге будут для меня большим опытом и пользой. Это точно лучше, чем играть за дубль. Я находился в расположении такого большого клуба. Это – дорогого стоит.
— Но и с первой командой тебя приглашали тренироваться, правильно?
— Да. Я сыграл где-то десять матчей за «Динамо-2» и стало известно, что команду будут расформировывать. Кого-то из ребят оставляли в структуре клуба, а кого-то – нет. Мне сказали, что я буду переведен в команду U-21. Тогда меня достаточно часто привлекали к тренировкам с первой командой.
— В «Динамо» была возможность остаться?
— В «Динамо» была очень большая конкуренция. Я не видел, что могу ее выиграть и пробиться в основной состав. Тренерский штаб на меня не рассчитывал, хотя конкретного разговора о том, ухожу я или остаюсь, не было.
Мне сказали: «В данный момент ты конкуренции здесь не создашь. И тебе лучше продолжить где-то в другом месте или играть за дубль». Но в дубле я не хотел оставаться. Конечно, можно было играть за дубль и ждать своего шанса, но я принял решение уйти. Тем более, что появился вариант с переходом в «Черноморец».
— В Одессе пообещали место в стартовом составе?
— Нет, не сразу. Я приехал в команду, и Александр Бабич в меня поверил. Конкуренция в «Черноморце» тоже была хорошая, команда была слаженная. Коллектив был великолепный, одна большая семья. Не могу сказать, что я играл постоянно и всегда оправдывал доверие тренера. Но, в целом, период в «Черноморце» провел хороший.
— Что больше всего запомнилось?
— Море, отличные тренировки и тот опыт, который я получил. По сути, это был мой дебют в большом футболе. Запомнились матчи с топ-клубами — с «Шахтером» и «Динамо», также первый гол за «Черноморец». Эмоции были неповторимые.
— Покинуть чемпионат Украины было твоей инициативой?
— Да, моя инициатива. Мне позвонил мой знакомый, который работал с агентом, и предложил вариант уехать в Европу. Я посоветовался с девушкой, с родителями – и принял решение. Это было непростое решение, но, думаю, я не ошибся.
«Милан Барош – легенда. Он заходит – и все сразу с улыбкой»
— Ты подписал контракт с «Баником». Были еще какие-то предложения?
— На тот момент у меня было два конкретных варианта: польский и чешский чемпионаты. Выбрал второй вариант.
— В Чехии ты половину матчей сыграл в основе, а половину - за молодежную команду. Почему?
— Молодежный чемпионат для меня был больше для поддержания формы. Там играли в основном молодые ребята, опыт там сложно было получить. Я отдавался на сто процентов, но это, конечно, не высшая лига. Чешский чемпионат очень сильный и в нем непросто играть.
После Украины и плане игры, единоборств было все по-другому. Естественно, нужно было время на адаптацию. Возможно, поэтому не все получилось, раз я играл за молодежный состав.
— В «Банике» ты играл вместе с Миланом Барошем. Расскажи о нем.
— Милан Барош – легенда, звезда. На самом деле, он такой же человек, как все мы. Позитивный, очень добрый, веселый. Я на тот момент не понимал чешский язык, потом, когда начал учить, начал понимать все шутки и приколы, которые рассказывал в коллективе. Человек заходит и сразу все с настроением, сразу все с улыбкой. На него смотришь, действительно понимаешь, как нужно работать, как нужно стараться, чтобы добиться того, того и того. Что сказать, хороший человек.
— То есть он все равно на тренировках показывал пример? Он же доигрывал, фактически?
— Да, но все равно, я думаю, что многие на него смотрели. Барош чувствовал за собой ответственность, которую он должен показать молодежи. Он же не говорил: «Пацаны, пойдем выпьем пива после тренировки». Нет, он наоборот своим примеров показывал, как нужно работать.
— «Баник» отдал тебя в аренду в Грузию. Это означает, что они на тебя уже не рассчитывают?
— Сейчас будем разговаривать. Я ушел, чтобы играть. Я разговаривал с тренером. Мы с ним пообщались и приняли решение, что для меня лучше где-то играть. Дубль я уже перерос и не буду там расти, как игрок.
— Ты уже адаптировался в Грузии за эти несколько месяцев?
— Да, с первых же дней. У меня не было тяжелой адаптации. Я приехал и не почувствовал себя прямо где-то далеко. Да, это другой народ, другая страна и язык. Но Грузия православная страна и на русском здесь многие говорят.
—Тренировочный процесс в «Торпедо» Кутаиси сильно отличается от того, который был в «Банике»?
— Условия для тренировочного процесса немного ниже, чем в Чехии. Но я понимал, куда я перехожу. Здесь я могу играть в футбол и прогрессировать.
—Ты не из тех защитников, которые много забивают. Помнишь все свои голы?
— Да, их было не много. Думаю, что все помню. На пальцах одной руки, думаю, что можно пересчитать.
— Какой гол запомнился больше всего?
— Наверное, последний. Мы играли в Лиге Европы на выезде с командой из Фарерских островов. Забил ногой, как ни странно. Обычно я забивал головой. Наверное, потому этот гол больше всего и запомнился.
С «Торпедо» дебютировал в еврокубках, это – непередаваемые эмоции
— Поединки в Лиги Европы — это особые ощущения?
— Конечно, Лига Европы была одна из причин, почему я поехал в Грузию. Было интересно попробовать себя в таких матчах. С «Металлистом» я только ездил на выездные матчи в Лиге Европы, но не играл. Безусловно, любой футболист хочет играть на таком уровне, даже если это квалификация. Естественно, меня это привлекло. В первом круге мы играли в квалификации Лиги чемпионов, потом – в Лиге Европы. Для меня это очень большой опыт.
— Как считаешь, с чемпионата Чехии или Грузии можно попасть в сборную Украины?
— С чемпионата Чехии, думаю, шансов больше, чем из Грузии. Я адекватно оцениваю свои возможности и понимаю, какие игроки выступают в сборной. Естественно, с чемпионата Грузии очень непросто попасть на глаза тренерам сборной. Но это футбол — все может быть.
— Какой чемпионат – украинский, чешский или грузинский тебе нравится больше всего?
— Чемпионат Украины.
— Где ты себя комфортнее чувствуешь: в центре или на фланге обороны?
— В центре.
— Кого из партнеров можешь выделить из тех, с кем тебе приходилось играть в одной команде?
— Выделю тех людей, с которыми я по сей день общаюсь. Это Александр Андриевский из «Динамо», Роман Яремчук, сейчас он в «Генте». Также Валерия Болдинкова, и Георгия Бущана.
Много футболистов можно назвать из «Черноморца». Всех могу отметить. Я очень за них переживаю и слежу за каждым. И я рад, что у многих ребят серьезный прогресс в карьере.
— В какой стране самые активные болельщики?
— Я очень удивился, когда приехал в Чехию. Не ожидал такой поддержки. Думал, что после Украины меня уже ничего не удивит. У нас очень сильные болельщики. Когда был пик, в те времена, когда «Металлист» взял серебро в чемпионате, поддержка была сумасшедшая.
В Харькове на матчах был аншлаг. Очень сильная поддержка была и на выездных матчах. Но когда я приехал и увидел, как болеют в Чехии, особенно в чешском «Баннике», я очень приятно удивился. Когда приезжаешь на выезд, выходишь на разминку, а там уже две тысячи человек стоит и хлопает, и уже кричат — мурашки по коже бегут. Я такого не ожидал и был приятно удивлен.
— В одном из интервью ты сказал, что любишь путешествовать. Это означает, что Александр Азацкий рассмотрит предложения клубов, например, из Китая или Таиланда, если такие будут?
— Тяжелый вопрос. Китай, Таиланд – это, наверное, уже больше варианты для заработка денег. Естественно, там развивается футбол, но хочется себя проявить более в других чемпионатах, постараться побыть на виду.
— Тебе когда-то предлагали «сдать» матч?
— Да, было такое. Мне писали и просили «сделать» результат. Это было, когда я выступал в молодежных командах. Мне и ребятам по команде пришло сообщение с предложением получить желтую карточку или пропустить. Мы ответили: «Не пишите сюда больше». Когда играл в УПЛ, с таким не сталкивался.
— Сам ставки любишь делать?
— Очень редко. Я слежу за результатами матчей, а когда делаешь ставку интерес добавляется.
— В Чехии или Грузии в СМИ поднимают вопрос матчей с фиксированным результатом? Или в этих чемпионатах нет таких проблем?
— В Грузии был один момент, когда я только приехал. Первая игра, по-моему, в Грузии. Шесть основных футболистов не вышло на поле. У команды забрали шесть очков. Доказывали, что они играли или сдавали договорной матч. Такое было. А в Чехии ни разу о таком не слышал.
— Ты бы смог поехать выступать за российский клуб?
—Тяжелый тоже вопрос. Учитывая нынешнюю ситуацию, я бы, конечно, серьезно подумал.
Но сейчас у меня нет конкретного ответа. Я бы сто процентов думал. У меня нет конкретного «нет». Потому что политические вопросы провокационные. Я не могу на них отвечать точно. Я бы подумал. Нет конкретного ответа.
Владимир КРУПЧУК, София ТКАЧУК
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Процесс открытия второй допинг-пробы занимает от 6 до 8 недель
Соглашение оценивается в 15 миллионов в валюте