Чемпионат мира-2018 по велоспорту. Превью
Sport.ua анонсирует чемпиона мира по велоспорту 2018 года в Инсбруке
Одним из последних хайлайтов велосезона по традиции является чемпионат мира. В этом году Мундиаля весь мир велоспорта ждал с особым волнением. Соревнования будут проходить в австрийском Инсбруке на трассе, которая претендует на звание самой тяжелой в истории крупнейших международных стартов (чемпионатов мира и Олимпиад). Где-то рядом в плане сложности рельефа находятся трассы чемпионата мира-1995 в колумбийской Дуитаме и дистанция последней Олимпиады в Рио. Сложно сравнивать с трассой Дуитамы-1995, но олимпийскую трассу Рио дистанция нынешнего чемпионата мира, пожалуй, все же превосходит по сложности.
Календарь соревнований
Воскресенье, 23 сентября:
Женская командная разделка, 53,8 км
Мужская командная разделка, 62,1 км
Понедельник, 24 сентября:
Индивидуальная разделка, женщины, юниоры, 20,2 км
Индивидуальная разделка, мужчины, молодежь (до 23 лет), 28,5 км
Вторник, 25 сентября:
Индивидуальная разделка, мужчины, юниоры, 28,5 км
Индивидуальная разделка, женщины, элита, 28,5 км
Среда, 26 сентября:
Индивидуальная разделка, мужчины, элита, 54,2 км
Четверг, 27 сентября:
Групповая гонка, женщины, юниоры, 72,4 км
Групповая гонка, мужчины, юниоры, 138,4 км
Пятница, 28 сентября:
Групповая гонка, мужчины, молодежь (до 23 лет), 186,2 км
Суббота, 29 сентября:
Групповая гонка, женщины, элита, 162,3 км
Воскресенье, 30 сентября:
Групповая гонка, мужчины, элита, 265 км
Безусловно, в центре внимания окажутся в первую очередь гонки, которые будут разыгрываться среди элитных мужчин-профессионалов. Всего лучшие из лучших мирового велоспорта на чемпионате в Инсбруке разыграют 3 комплекта наград.
Командная разделка
Начнем с командной разделки – самого молодого вида программы (введен в 2012 году), которая в современном формате с участием профессиональных команд, а не национальных сборных, разыгрывается в последний раз в истории. Уже со следующего чемпионата мира Международный союз велосипедистов (UCI) вернется к немного подзабытому формату командных разделок для национальных сборных. Именно в таком виде командные гонки на время проводились на Мундиалях в 1962 – 1994 годах.
Для прощальной командной разделки был подобран максимально тяжелый маршрут – как по дистанции (62,1 км), так и по сложности рельефа (подъем Акзамс длиной 4,6 км со средним градиентом 5,7 % на второй половине дистанции). Настолько непривычный маршрут заставил руководство сильнейших команд мира серьезно поломать голову над подбором состава, поскольку ни на чистых «паркетных» раздельщиков, ни на горняков ставку делать не стоит. На вес золота будут универсалы, обладающие как сильным индивидуальным ходом по равнине, так и способностью хорошо идти в гору.
Борьба за золото, скорее всего, развернется между ВМС и «Sky». Обе обладают отличным умением ездить командные разделки, и при этом их составы лучшего всего отвечают упомянутым выше требованиям. На бумаге «Sky» обладает более мощным по именам составом и достаточно очевидной стратегией на гонку: чистые равнинники Иэн Стэннард и Овэйн Даулл отдадут все силы до подножья подъема, а до финиша на результат поедет четверка Хонатан Кастровьехо/Василий Кириенко/Михал Квятковски/Джанни Москон. Каждый из них очень неплохо идет в гору, да и на равнине каши, мягко говоря, не испортит.
У ВМС состав более ровный, хотя Штефана Кюнга наверняка будут по максимуму задействовать на начальной равнинной части и позволят тому отстать в подъеме, в то время как Дамиано Карузо явно берется для качественной работы в горе. Отлично идут в гору также Тиджей Ван Гардерен и Роан Деннис, а вот кто составит им компанию в финиширующей четверке – Грег Ван Авермэт или Патрик Бевин - сказать сложно.
Универсальный и мощный состав у действующих чемпионов – «Sunweb», но на бумаге на такой трассе их шансы немного ниже, чем у ВМС и «Sky». Хотя победа Тома Дюмулена и компании также не станет сюрпризом – у букмекеров они и вовсе идут фаворитами №1. Не будем сбрасывать со счетов также «Mitchelton Scott», «Quick Step» и «Movistar». Каждая из этих команд может вклиниться в борьбу за медали, но при этом у первых двух составы все же слишком «паркетные». У «Movistar» проблема обратная: состав скроен слишком явно в сторону гор и при этом недостаточно сбалансирован: вероятно, Андрею Амадору, Виннеру Анаконе и Марку Солеру в подъеме придется сдерживать себя, дабы не потерять одного из остальных трех партнеров, которые в плане горного года существенно уступают указанной выше троице.
Индивидуальная разделка
Индивидуальная гонка на время по своему рельефу будет очень сильно напоминать командную, только дистанция ее будет на 10 км короче – 52км. Главной сложностью рельефа станет подъем Гнаденвальд - он даже немного тяжелее Акзамса, который гонщики будут проходить в командной гонке: 4,9 км со средним градиентом 7,1%.
Главным фаворитом на такой необычной дистанции будет действующий чемпион мира Том Дюмулен. Голландец проводит великолепный сезон (вторые места на Джиро и Туре), является раздельщиком №1 в мире, да и к тому же великолепным горовосходителем, что повышает его шансы в борьбе с «паркетными» мастерами индивидуальной гонки. Конечно, малое количество гоночных дней на подходе к ЧМ настораживает, однако по схожей программе он готовился и к прошлогоднему Мундиалю в Бергене.
Его главным соперником должен стать Роан Деннис. Австралиец в последние годы выдал целую серию побед в разделках на гонках мирового тура, однако каждый раз пролетал мимо медалей ЧМ и Олимпиады. В этот раз у гонщика ВМС есть отличный шанс наконец завоевать медаль мирового первенства. Может она стать и золотой – Деннис находится в отличной форме и недавно выиграл обе разделки в рамках Вуэльты. Однако шансы Дюмулена все же немного выше – в том числе и потому, что голландец превосходит Роана как горняк, хотя и австралийца чистым равнинником не назовешь.
Могли вмешаться в эту дуэль и звезды британского велоспорта – Крис Фрум и Герэйнт Томас. Однако оба синхронно приняли решение пропустить чемпионат мира. Отличные шансы побороться за победу были и у Приможа Роглича, однако он довольно неожиданно решил пропустить разделку и готовиться только к групповой гонке, где его шансы на медаль все же пониже. Такое же решение принял и Джанни Москон, хотя в разделке его шансы были бы ниже, чем у Фрума, Томаса или Роглича.
Из-за отсутствия названной выше четверки борьба за бронзу обещает быть очень открытой. Подъем на Гнаденвальд наверняка станет тяжелым ударом по шансам чистых равнинных раздельщиков вроде 4-кратного чемпиона мира Тони Мартина (который, к тому же, проваливает нынешний сезон), Штефана Кюнга или чемпиона Европы последних двух созывов Виктора Кампенартса. Более предпочтительными выглядят шансы чемпиона мира 2015 года Василия Кириенко и испанца Хонатана Кастровьехо. Опасной темной лошадкой может стать Боб Юнгельс, которого букмекеры, на наш взгляд, недооценивают. Побороться за попадание в топ-5 может и Тиджей Ван Гардерен, хотя до подиума он дотянуться вряд ли сможет.
Групповая гонка
Переходим к самому главному, кульминации чемпионата мира-2018 – групповой гонке у мужчин, которая состоится в последний день мундиаля. Как уже было сказано выше, трасса Инсбрука-2018 претендует название самой тяжелой в истории ЧМ. 258,5 км дистанции, 9 перевалов и суммарный набор высоты 4670 м – показатель на уровне тяжелейших горных этапов Гран Туров. Трудности для гонщиков начнутся с восхождения на Гнаденвальд (2,6 км со средним градиентом 10,5%). Потом – 7 подряд подъемов на Игльз (7,9 км со средним градиентом 5,2%) и решающее восхождение на всю ту же более крутую версию Гнаденвальда и головокружительный спуск к финишу.
Естественно, такой тяжелый маршрут сужает круг претендентов на итоговую победу в сравнении с тем, что мы привыкли видеть обычно. Двумя главными фаворитами считаются Жулиан Алафилипп и Алехандро Вальверде. Оба обладают отличным финишным куском, что дает им сразу несколько возможных сценариев для победы – как сольной атакой, так и спринтом из небольшой группы.
Алафилипп никогда не считался сильным мастером больших гор, однако в нынешнем сезоне в этом компоненте лидер сборной Франции заметно прибавил, о чем говорит завоевание гороховой майки на Тур де Франс. Впрочем, масштабы этого прогресса Алафилиппа в больших горах также не стоит переоценивать. Все же гороховая майка была завоевана благодаря участиям в отрывах, где он расправлялся с горняками не такого высокого уровня, как его соперники на ЧМ. Поэтому, сборной Франции, если она собирается ставить именно на Жулиана, нужно вести гонку очень внимательно и не делать ее чрезмерно селективной.
Впрочем, кроме Алафилиппа у Франции есть еще как минимум 3 гонщика, которые могут претендовать на роль ставки №2: это чистые горняки высочайшего уровня Тибо Пино и Ромен Барде, а также Тони Галлопен – гонщик примерно такой же специализации, что и Алафилипп. Учитывая указанные выше факторы, Франция, скорее всего, не будет вести гонку с позиции силы. Ставка будет делаться на поочередные атаки Барде/Пино/Галлопена и на то, что они либо создадут подходящую ситуацию для Алафилиппа, либо на то, что группа фаворитов одну из этих атак проморгает.
У сборной Испании командная иерархия просматривается гораздо более четко: Алехандро Вальверде – явная ставка №1. Да, недавняя Вуэльта показала, что как чистый горняк Вальверде заметно сбавил, но в этом компоненте он по-прежнему значительно сильнее Алафилиппа. В финишном спринте Хандро также ничем не уступает Алафилиппу, а в плане опыта однодневных гонок 250+км и подавно превосходит француза. Вальверде уже 38 лет, на его счету 6 медалей ЧМ, но все они серебряные или бронзовые. Мундиаль в Инсбруке – идеальный и, возможно, последний шанс Вальверде снять с себя проклятие «вечно второго» и наконец-таки завоевать радужную майку чемпиона мира. На статус ставки №2 в сборной Испании претендует разве что Энрик Мас, однако у открытия Вуэльты-2018 явно маловато опыта и умения езды сталь крупных и изнурительных однодневок.
Довольно четкая внутренняя иерархия и у сборной Италии. «Скуадра Адзурра» будет работать на Винченцо Нибали. Титул чемпиона мира – пожалуй, единственный оставшийся пробел в выдающемся послужном списке «Мессинской Акулы», и Инсбрук-2018 – идеальная возможность этот пробел ликвидировать. В более поздние годы своей карьеры Нибали расцвел именно как супероднодневщик, о чем говорят два титула на Ломбардии и гениальная победа на Милан – Сан Ремо в марте нынешнего года. Да, в отличие от Вальверде и Алафилиппа, у Нибали лишь один сценарий для победы – сольная атака, поскольку сильным спринтом итальянец не обладает.
Состав сборной Италии собран идеально под Нибали. «Скуадра Адзурра» будет в числе тех команд, которые будут настроены сделать гонку максимально селективной и обеспечить своему капитану идеальный плацдарм для атаки. Роль свободного художника в этих построениях отводится разве что Джанни Москону, и пропуск разделки говорит о том, что Москон действительно серьезно настроен на групповую гонку. После перелома позвоночника Нибали на Вуэльте так и не показал хорошего уровня готовности, хотя сам и уверял, что его форма растет с каждым днем. Сегодняшний Мемориал Марко Пантани подтвердил, что слова Нибали не были пустой бравадой – Винченцо действительно набирает форму быстрыми темпами. В Инсбруке ждем от него настоящего шоу с максимумом агрессии. И, вполне вероятно, победным концом.
Даже без Фрума и Томаса сборная Великобритании имеет сразу двух серьезных претендентов на титул: это братья-близнецы Саймон и Адам Йейтсы. Саймон недавно выиграл Вуэльту, и находится в великолепной форме. Хотя, учитывая, что между последним этапом Вуэльты и групповой гонкой на ЧМ две недели расстояния, эта форма может уже пойти на спад. У Адама ситуация обратная: его берегли на первых двух неделях Вуэльты, и лучшие кондиции он начал набирать именно на третьей неделе. Не исключено, что лидерскую позицию в Инсбруке приберет к рукам именно он. У братьев Йейтс пока что нет опыта и регалий на крупнейших однодневках, однако их в любом случае стоит опасаться.
Не будем сбрасывать со счетом чемпиона мира 2014 года Михала Квятковски, тем более, что на Вуэльте он также находился в отличной форме. Хотя есть опасения, что трасса в Инсбруке для него окажется все же слишком тяжелой. То же самое можно сказать и о чемпионе последних трех лет Петере Сагане. Хотя словак все равно всерьез готовился к Инсбруку и намерен попытаться установить абсолютный рекорд, выиграв четвертый титул подряд.
Опасным соперником будет и Примож Роглич. На групповую гонку он настроен серьезно, и ради нее даже пропускает разделку, где у него был практически 100%-й шанс на медаль. У Приможа есть почти все необходимые качества для успеха на такой трассе: индивидуальный ход как в гору, так и на равнине, умение спускаться и неплохой (пусть и не настолько мощный, как у Вальверде или Алафилиппа) спринт. Не хватает лишь опыта крупнейших однодневок и сильной команды в поддержку.
Опасной будет и сборная Колумбии, которая обладает одним из сильнейших составов на этом ЧМ. На статус капитана в равной степени претендуют Мигель Лопес и Ригоберто Уран. У первого недостаточно опыта на супероднодневках, второй же проводит далеко не лучший сезон в карьере. В любом случае, их стоит опасаться – при определенных обстоятельствах они могут побороться за медали.
Сразу три претендента на роль капитана у сборной Бельгии – это Дилан Тёйнс, Тим Велленс и Грег Ван Авермэт. За первого говорит отличная форма на Вуэльте, за второго – умение вести борьбу на однодневках с тяжелым маршрутом. Ну а про Ван Авермэта и говорить нечего – два года назад он победил на Олимпиаде в Рио на похожей трассе. Несмотря на это, никто из этой троицы в число топ-фаворитов не входит.
Сборная Голландии будет рассчитывать на Воута Пулса, хотя он проводит не лучший сезон в карьере. Может преподнести сюрприз и Том Дюмулен, хотя приоритетами для него являются личная и командная разделки. На этом список претендентов на победу не заканчивается, тем более, что однодневки вроде чемпионата мира – гонки очень непредсказуемые. Поэтому не будем сбрасывать со счетом также Дэна Мартина и Ильнура Закарина.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Лукас Шевалье вскоре станет игроком «Реала»
Команды обменялись голами и большим количеством мелких фолов