Историческая победа Фрума и другие итоги Джиро д’Италия-2018
Sport.ua подводит итоги супермногодневки Джиро д’Италия-2018
Вчера завершилось 101 издание Giro d'Italia, в котором итоговую победу праздновал Крис Фрум. После успеха на Тур де Франс и Вуэльте британцу не было равных и на итальянском Гранд Туре.
Джиро подарило много эмоций и ярких моментов, были герои и проигравшие, кто-то выступил выше своих сил, а кто-то провалился.
Журналисты Sport.ua Олег Дидух и Виктор Яремус подвели итоги итальянской супермногодневки в шести номинациях.
Герой
Виктор Яремус:
Крис Фрум
Для меня главным героем стал Крис Фрум, не из-за его победы, а из-за того, в каком стиле это было сделано. Для Криса старт Джиро был не очень успешным. Падение перед разделкой, потеря секунд на четвертом и шестом этапах, еще одно падение в восьмой день гонки. Но британец и его команда продолжали верить в итоговый успех, а Крис набирать форму. Это подтвердил 14-й этап, где лидер «Sky» сумел стать первым на финише Монте Дзонколан. День спустя он, правда, снова среди оказался проигравших – полторы минуты от Саймона Йейтса.
Почти пять минут проигрыша лидеру после 15 этапов, седьмое место в генеральном зачете, коэффициент 22 на итоговую победу – так открывал последнюю неделю Крис. Даже выступление на разделке, пятое место, не предполагало борьбы от Криса за итоговую викторию. Все изменил 18-й день гонки.
Британец отыграл все и даже больше на королевском 19-м этапе, после прекрасной сольной атаки за 80 километров до финиша, привезя три минуты ближайшему конкуренту. В последний день борьбы за генерал Крис и его команда сумели отбить атаки Тома Дюмулена и выиграть Розовую майку. Будет очень интересно посмотреть на Криса на Тур де Франс после этой победы, если ему позволят там выступить …
Олег Дидух:
Том Дюмулен
Нынешняя Джиро подарила нам множество героев. Некоторые были такими поначалу, но ушли в небытие (Чавес, Йейтс, Пино), некоторые – наоборот, восстали из пепла, как Крис Фрум. Однако был в этой череде взлетов и падений свой островок стабильности, и имя ему – Том Дюмулен. Защитить свой прошлогодний титул голландец не сумел, однако именно он стал единственным из генеральщиков на нынешней Джиро, кто прошел гонку без кризисных дней – подобное не удалось даже Крису Фруму.
Во многом Том проиграл гонку из-за своих тактических просчетов, решив дважды ждать Себастьяна Райхенбаха на спусках с Финестре и Сестриере, при этом не получив от него какой-то серьезной помощи в преследовании Фрума на 19-м этапе. Дюмулен немного разочаровал в разделке, мог по-другому повести себя на 19-м этапе – Том на самом деле был близок к победе.
А отчаянная серия атак на Червинии в предпоследний день гонки заставила аплодировать голландцу стоя. Он показал себя настоящим бойцом и чемпионом, который уже дорос до того уровня амбиций, когда любое место кроме первого – это поражение. На 20-м этапе Том полностью пошел против своей природы как гонщика, однако сделал для победы все, что мог, а зрители такое ценят. После прошлогоднего прорыва Дюмулен окончательно утвердился в качестве многодневщика экстра-класса.
Открытие
Яремус:
Ричард Карапас
Больше всех меня удивил Ричард Карапас. «Movistar» на Джиро стартовал без своих китов – Алехандро Вальверде, Микеля Ланды и Наиро Кинтаны, что открывало дверь другим гонщикам. Карапас сумел открыл эту дверь на полную.
Сначала Карапас показал свой потенциал, выиграв восьмой этап. Он стал первым представителем Эквадора, которому покорился этап итальянского Гранд Тура. После своей победы эквадорец закрепился в топ-10 и не выпал с нее ни разу до конца гонки. Он стал вторым на 19-м этапе, когда выиграл Фрум, и расположился в итоговом протоколе на четвертом месте.
Карапас не выиграл майку белого гонщика, уступив Мигелю Лопесу 47 секунд, но показал, что может стать лидером команды на своем только втором Гранд Туре в карьере. Будет очень интересно наблюдать за этим горняком в будущем. У Ричарда контракт с «Movistar» до конца года, испанцы, кончено, захотят продлить соглашение с ним, но после такого результата уже Карапас будет ставить свои условия, а не команда.
Дидух:
Саймон Йейтс
Выступление Саймона Йейтса на Джиро оставило максимально противоречивое впечатление. До 19-го этапа он был главным протагонистом гонки и безоговорочным претендентом на звание главного героя, однако на безжалостной Колле делле Финестре потерял все шансы в общем зачете. Но три красивых победы на этапах и длительное лидерство в генеральной классификации – блестящее выступление 25-летнего британца.
Несмотря на скромное 21-е место в общем зачете, на этой Джиро Йейтс показал, что обладает потенциалом многодневщика топ-уровня, а не просто человека, предел мечтаний которого – место во второй половине топ-10. О том, что нынешняя Джиро стала для Йейтса прорывом, а не фиаско, свидетельствует и то, что к нему уже проявляют интерес ряд богатейших команд мирового пелотона – «UAE Emirates», «Trek», «Астана» и «Катюша». При этом в слухах фигурируют зарплаты в районе 3,5 – 4 млн евро – существенно больше, чем получает Саймон сейчас в «Mitchelton Scott». Резкое повышение стоимости Йейтса как гонщика – лучшее доказательство того, что нынешнюю Джиро он может занести себе в актив.
Команда
Яремус:
«Mitchelton-Scott»
Австралийская команда просто разбила всех в первые две недели гонки, на второй день отдыха пелетон пошел вообще при лидерстве двух представителей «Mitchelton-Scott» – Саймона Йейтса и Эстебана Чавеса. В итоге, конечно, все завершилось очень плачевно, если брать генеральный зачет. Лучший представитель от австралийцев в генерале стал Микель Ниеве – 18 место.
Однако в итоге «Mitchelton-Scott» выиграл пять этапов на этой Джиро: три у Йейтса, и по одному у Эстебана Чавеса и Микеля Ниеве. Столько же у спринтерской «Quick Step». Команда Мэтта Уайта проделал успешную работу на горных этапах, жаль, что Йейтсу не хватило сил даже для итогового места в топ-3, но австралийцы продолжают развиваться, усиливаться, приход Ниеве тому подтверждение, и в ближайшее время, я все-таки жду победы представителя «Mitchelton-Scott» на Гранд Туре. Их тактика в горах заслуживает уважения.
Дидух:
«Quick Step»
5 побед на этапах и победа Элии Вивиани в спринтерском зачете – таков итог выступлений «Quick Step» на Джиро-2018. Команда Патрика Лефевра продолжает бить рекорды по количеству побед в сезоне, и устанавливает свои собственные рекорды на Гран Турах. Джиро-2018 стала уже четвертой супермногодневкой подряд, на которой «Quick Step» одерживает как минимум 5 побед на этапах. Серия эта прерывается на Вуэльте-2016, где на счету бельгийцев «всего» 3 победы.
На нынешней Джиро «Quick Step» очень удачно воспользовался слабым спринтерским составом гонки – Элия Вивиани одержал четыре победы, а еще одну добыл молодой Максимильян Шахманн из отрыва. К слову, нельзя сказать, что Вивиани был на нынешней Джиро безоговорочно сильнейшим спринтером – Сэм Беннет был примерно на том же уровне. Однако великолепная командная работа «Quick Step» зачастую оказывалась решающим фактором, который склонял чашу весов в пользу итальянца.
К слову, нельзя не отметить то, как прибавил Вивиани после перехода в «Quick Step»в позиционной борьбе. Лучшей иллюстрацией этому стал второй этап, где в плане выбора позиции и тайминга Вивиани сработал просто безупречно – именно на таких примерах нужно учить молодых спринтеров. На Тур де Франс «Quick Step» едет с Фернандо Гавирией в качестве главной ставки, и продлить свою серию из 5+побед будет непросто. Впрочем, учитывая проблемы того же Киттеля в «Катюше», спринтерское доминирование Гавирии исключать определенно не стоит.
Лучший этап
Яремус:
19-й этап. Верания Реале – Бардонеккья
80-километровая сольная атака Криса Фрума, которая закончилась итоговой победой и розовой майкой на плечах – лучший этап Джиро 2018. Британец привез ближайшему конкуренту более трех минут. Королевский этап в Пьемонте состоял из 184 километров, а общий набор высоты состоял из 4500 метров. Три серьезные горы: Колле-Делле-Финестре (18,5 км, 9,2%), Сестриере (16,2 км, 3,8%) и
Жафреу (7,2 км, 9,1%). Все их британец проехал в гордом одиночестве, подтвердив статус лучшего горняка современности.
Этот этап также стал крахом для Саймона Йейтса, который проиграл своему соотечественнику почти 39 минут. Саймон был вымучен и во время атаки Криса уже проигрывал значительно пелотону. Прекрасный этап, за который мы любим велоспорт. Это был один из лучших этапов в истории Гранд Туров в последние годы.
Дидух:
15-й этап. Толмеццо - Саппада
Естественно, 19-й этап Джиро до Бардонеккьи с эпическим побегом Криса Фрума и разрывами из эпохи Коппи и Бартали навсегда станет легендарным – он был одним из лучших в новейшей истории велоспорта. Однако повторяться смысла нет, да и 15-й этап между Толмеццо и Саппадой также достоин того, чтобы его отметить.
После адского восхождения на Дзонколан и накануне последнего дня отдыха участники Джиро выдали этап, в котором было все, что нужно даже самому требовательному велогурману со стажем: впечатляющая смелая (и, как казалось тогда, решающая с точки зрения общего зачета) атака Саймона Йейтса, кризис Фрума, тактически насыщенная и содержательная борьба в группе Дюмулена и Пино. От этапа до Саппады из-за отнюдь не экстремальных по сложности подъемов не ждали чересчур многого. Однако этот этап в очередной раз доказал, что гонку творит не маршрут, а гонщики.
Разочарование
Яремус:
Фабио Ару
Всего через несколько километров после начала 19-го этапа Giro d'Italia Фабио Ару решил прекратить борьбу. Гонщик «UAE Team Emirates» на тот момент занимал 27-е место в генеральном зачете, проигрывая лидеру более 45 минут.
Перед стартом Джиро Ару был нацелен только на итоговую победу, заявляя, что он уважает Криса Фрума и Тома Дюмулена, но не боится их. Ни на одном из этапов Ару не был в группе генеральщиков, он проигрывал практически везде, где это было возможно. На Монте Дзонколан чемпион Италии проиграл две с половиной минуты победителю, а шансов на высокое место в генерале лишился день спустя, когда стал только 69-м.
Ару полностью провалил свой дебютный Гран Тур в новой команде, да и гонки до Джиро были не очень успешными. Итальянцу нужно сделать выводы, а то победа на Вуэльте в 2015 году останется его единственной на Гранд Турах. После своей виктории итальянец больше не был в топ-3 по итогам Гран Туров.
Дидух:
Тибо Пино
Разочарований на нынешней Джиро было не меньше, чем героев. Однако особняком стоит Тибо Пино. Всю свою гонку француз провел бесцветно, однако из-за неудач прямых соперников до последнего сохранял отличные шансы на призовое место. Пино шел от обороны в горах и в очередной раз доказал, что как раздельщик он очень сильно переоценен – гонку на время между Тренто и Роверето он провалил в пух и прах.
За столь желанное третье место Пино цеплялся всеми возможными способами, в том числе не очень корректными. На спусках с Финестре и Сестриере Тибо дважды просил Дюмулена притормозить и подождать его партнера по «Groupama – FDJ» Себастьяна Райхенбаха, обещая голландцу слаженную работу втроем. В итоге помощь Дюмулену от Пино и Райхенбаха была минимальной, а при первой же возможности Тибо на финальном подъеме до Бардонеккьи начал пулять у голландца с колеса.
В итоге Дюмулен, дважды подождав Райхенбаха, потерял на этом примерно полторы минуты и фактически проиграл Джиро. Сам же Пино желанного подиума так и не получил – француз поймал тяжелейший кризис на 20-м этапе и завершил борьбу в больнице. Бесславное завершение бесцветной гонки, на которой от Пино ждали очень многого.
Теневой герой
Яремус:
Саймон Йейтс
Возможно, Йейтс не на все 100 % подходит под эту рубрику, но он заслужил быть среди лучших. Отправить его в «Открытие» было для меня б очень сложным решением, так как Саймон уже показывал себя очень сильным генеральщиком, топ-10 на Тур де Франс и Вуэльте Испании тому подтверждения.
Да, Йейтс в итоге расположился только на 21-м месте в генеральном зачете, но, как по мне, он был лучшим гонщиком Джиро до 19 этапа. 25-летний Саймон одел майку лидера после шестого дня гонки и выиграл в ней три этапа. Он не давал ни одного шанса соперникам отыгрывать секунды, но, наверное, это и сыграло с ним плохую шутку. Он отдал все силы в первые две недели гонки и остался опустошен на решающие этапы.
После разделки Йейтс чувствовал себя плохо, но дотерпел на 18-м этапе, а вот сил на 19-й уже не осталось. Несмотря на потерю не только розовой майки, но и места в топ-10, Саймон провел сильную Джиро и показал, что в будущем будет одним из претендентов на итоговую победу на Гран Турах. Он неправильно распределил силы на всю супермногодневку, но в будущем сделает нужные выводы и добьется своего, я в это верю.
Дидух:
Энрико Баттальин
В этой рубрике мы решили отметить гонщиков, которые не боролись за общий зачет, но при этом чье выступление на Джиро достойно восхищений. Таких гонщиков, как Энрико Баттальин, принято называть «финишерами широкого профиля», хотя на самом деле возможностей проявить себя у них наоборот крайне мало. Большинство этапов для них либо недостаточно, либо чрезмерно селективны. А те, которые им подходят, очень часто отдаются на откуп отрывам.
В итоге у гонщиков такого плана, как Баттальин, шансов выиграть этап на Гран Туре – буквально несколько в году. Энрико на нынешней Джиро был готов просто великолепно, и своим шансом воспользовался сполна. Он был сенсационно хорош на 4-м этапе до Кальтаджироне, едва не обыграв Тима Велленса на территории, которая бельгийцу подходила идеально. Однако на следующий же день Баттальин свою победу все же добыл, опередив Джовани Висконти. К слову, из итальянцев на нынешней Джиро кроме Баттальина побеждал только Элия Вивиани…
Олег ДИДУХ, Виктор ЯРЕМУС
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Марина Бех-Романчук показала закулисье благотворительного вечера Vogue
Обозреватель Sport.ua Лев Кравцив – о том, чего ожидать от Усика и Фьюри во втором поединке