АБРАМЕНКО: «Победа вдвойне приятнее, когда приносишь ее своей стране»
Олимпийский чемпион Пхенчхана-2018 рассказал, что нужно делать, чтобы фристайл в Украине не умер
Александр Абраменко и его тренер Энвер Аблаев – в заключительной части разговора рубрики «Личности спорта» рассказали, возможно ли выиграть Большой Хрустальный Глобус, выступая во фристайле, о реформации существующей системы начисления очков, о том, как создать условия для того, чтобы развивать фристайл в Украине, а также о решениях, которые помогу построить базу этого вида спорта у нас.
— Вы – обладатель Малого Хрустального Глобуса 2016 года в лыжной акробатике. Но вот Большой Хрустальный Глобус выиграть именно в вашей дисциплине невероятно сложно. Мало быть лучшим в своем виде, приходится заочно соперничать с фристайлистами из других дисциплин, в которых фактически сам выступить не можешь? На Ваш взгляд, вообще возможно выиграть общий зачет Кубка мира по фристайлу, выступая в акробатике?
— Теоретически это возможно. Но все дело в том, что в разных дисциплинах фристайла проводится разное количество этапов. У нас, к сожалению, почему-то меньше всех соревнований. В таких условиях – тяжело, но все же возможно. Нужно просто выиграть все – стабильно быть на первом месте на всех шести этапах и надеяться, что в других видах лидеры допустят ошибку. Тогда можно выиграть.
— Было бы неплохо, если бы FIS просто сделал Большой Хрустальный Глобус в каждом отдельном виде программы фристайла. Ведь, в отличие от беговых или горных лыж, во фристайле одни и те же атлеты не могут выступать в разных видах программы, а соревнуются только в своем виде программы. Как по мне, отдельные зачеты были бы честными…
Энвер Аблаев: — Чем больше возможностей, тем лучше для спорта. Вот в лыжных гонках или горных лыжах есть много вариантов, чтобы выиграть Кубок мира. Не получилось в индивидуальном - можно в командном, не получилось в командном - можно в каком-то из видов гонок или, к примеру, в горных лыжах есть слалом, есть спуск. У нас же - только наши прыжки, нет командных соревнований или смешанных эстафет. Поэтому тут тяжелее всего. Если человек по каким-то причинам не реализовал свой шанс, скажем, случился психологический сбой, «перегорел». И тогда – «бах» - еще четыре года надо трудиться снова для того чтобы получить новый шанс. Верить и терпеть.
Александр Абраменко: — Как я говорю – не с дал экзамен – на переэкзаменовку!
— А есть такие люди, которые выступают в хафпайпе или слоупстайле, кроме лыжной акробатики?
Аблаєв: — Есть люди, которые уже закончили профессиональную карьеру и гоняют «могул» или «слоуп», но как хобби. Когда мы начинали заниматься акробатикой, был еще и балет, который не попал в олимпийскую программу. И вот тогда мы ездили все, а потом уже выбирали. Кто-то оставался в комбинации, кто-то выбирал - или могул, или балет, или акробатику. А сейчас ребята катаются, но так, чтобы выступать в разных видах профессионально, таких пока нет.
Абраменко: — На самом деле, было бы интересно, если бы, как в спортивной гимнастике, объединить все виды в многоборье.
— Вы бы попробовали?
— Я бы уже не пробовал, потому что я не умею выступать в других видах. Но если изначально учить спортсмена во всех видах, то почему бы нет.
— На отдыхе не отказываете себе в удовольствии «пролететь» на скорости с горного склона?
— Да, если место интересное.
— Интересное в плане крутости?
— Да, целина какая-та. Вот мы приезжаем на сбор в Финляндию, ну, нету там трасс для удовольствия. Мы выходим на склон только потому что нужно привыкнуть к лыжам. Другими словами, просто потому что надо. А вот если есть возможность, готовимся в Альпах, там уже другой вопрос, там трассы интересные, протяженностью по три километра.
— Целину ищите?
— Ну да, хочется заехать в лес, в дебри.
Аблаев: — Всегда хочется какого-то драйва, какого-то экстрима. Бывает, «в первых рядах» выходишь на склон, когда «ратраки» только укатали снег – на эту «гармошку»: вот тогда очень хорошо поганять на скорость, когда нет много туристов. Чтобы без боязни объехать любого, и никого не задеть. Вот это – в удовольствие!
— При Вашем опыте, Вы, очевидно, не боитесь получить травму на пухляке?
—Травму можно получить где угодно. Когда катаемся, стараемся делать это максимально безопасно в допустимых нормах, без лишнего ненужного риска. Даже когда едем на целину, сначала аккуратно проезжаем спуск, смотрим, нет ли каких-то камней под снегом, достаточно ли снега выпало, чтобы можно было поехать без опаски. То есть сначала все проверяем, а потом уже ездим с удовольствием!
— Профессионализм на первом плане и это правильно. Но после зимы хочется тепла. Любимый отдых – на море?
— Конечно. Так же, как и на роботе в офисе: весь год человек ходит на работу, чтобы потом отдохнуть.
— Решили уже, куда в теплые края поедете?
— Ну вот у нас планируется восстановительный сбор…
— А приватно?
— Пока не думал.
— Есть любимое место?
— Люблю, чтобы было тепло, море и – «лежачок». Все. Я живу возле моря, поэтому мне необязательно даже за границу лететь. Я частенько езжу – в Одессу, в Южный. А, вообще, мы с девушкой уже давно планируем в Париж слетать.
— Вот как бывает – человек с Юга выбрал зимний вид спорта. Ваши родители узнали о том, что вы занимаетесь фристайлом через два года после того, как вы начали ходить на трамплин?
— Да, это все благодаря тому, что у нас в Николаеве работал первый в истории СССР трамплин для подготовки фристайлистов. Только благодаря этому, я узнал, что есть такой вид спорта как фристайл и начал им заниматься. И то, даже, когда мне сказали о фристайле, я не заморачивался, потому что следующее слово, которое я услышал – «батут». А для ребенка батут – это главное развлечение на тот момент было.
— Когда первый раз прыгали было страшно?
— Конечно, да.
Аблаев: — Да оно всегда страшно. Каждый новый прыжок – волнение, есть переживание. Первый прыжок – это, конечно, страх. Глаза - вот такие, не моргнешь. Все мы люди: ощущения страха никто не отменит.
— И все-таки так прыгать могут единицы. Наверное, вы какие-то особенные люди…
— Все люди разные, кому-то нравиться чувство страха перебороть. Вот мы, наверное, из таких.
Аблаев: — Есть люди, которых страх побеждает, и они уходят из спорта. Например, некоторые девочки просто цепенеют, когда нужно переходить на двойные сальто: «Ой, а я не могу». И не потому что они не могут сделать элемент технически, а потому что не могут побороть страх. Так и заканчивают. Из группы детей из 20 человек, на финишном этапе остается максимум четверо. Поэтому и вид спорта у нас не такой массовый.
— Но, чтобы развивать этот вид спорта, нужна база подготовки. Именно сейчас, когда украинский фристайл благодаря Александру и Вам достиг своего самого большого успеха, нужно брать быка за рога, пока у руководства есть желание построить такую базу…
— Есть большие сдвиги в этом направлении, сейчас ходит много разговоров о том, что нам нужны базы, присутствует желание их построить: Министерство обороны изъявляет желание реконструировать базу в Тысовце, на которой в свое время проходил даже этап Кубка мира по акробатике. Но стандарты, заложенные там когда-то, сейчас уже устарели. И вот Минобороны хочет эту базу возродить. Сейчас нужно сделать проект, будет бумажная волокита. Но, по крайней мере, дело сдвинуто с мертвой точки, машина начала катиться. Правда, она пока катиться не так быстро, как бы нам хотелось, но радует уже тот факт, что она не застряла мертвым грузом. Все пошло вперед и в ближайшее время мы все-таки сделаем этот проект, предоставим его министерству обороны, которое вынесет его на свою экспертную раду. Надеюсь, что в ближайшее время мы начнем восстанавливать базу. Кроме этого, изъявил желание сделать в городе зимнюю базу и Тернополь. Местная рада проголосовала за это, и они выделили 7 миллионов гривен на строительство: выделена земля, есть проект строительства. Если в таком же русле дело пойдет и дальше, то на следующую зиму у нас буде одна, а то и две базы для тренировок и для проведения соревнований – Кубков Европы, Кубков Украины. Надеемся, что это будет возможным.
— Кроме этого, нужна летняя база подготовки. Для того, чтобы вырос новый Абраменко, нужны трамплин и батут, которых сейчас нет не только в Николаеве…
— Должна быть летняя база. Детям должно нравиться. Ребенок занимается спортом до того момента, пока ему это интересно. Никто не оставит своего ребенка заниматься в холодном зале зимой, где нету ни окон, ни санузла ни, ровным счетом, ничего. Должна быть база, где должно быть много интересного для детей, много поролоновых ям, чтобы дети приходили и баловались. Любая большая карьера в спорте начинается с баловства. Чем интереснее ребенку, тем больше шансов, что он останется и будет расти. Потому что много детей уходит. И поэтому тренировочный процесс нужно выстраивать так, чтобы ребенку было интересно. А для этого нужны условия. А если нет условий, тренер не в состоянии организовать процесс.
— Вашей дебютной Олимпиадой были Игры в Солт-Лейк-Сити. А четыре года перед этим, в Нагано сразу четыре украинских фристайлистки попали в десятку лучших на Играх. В чем тогда был секрет успеха?
— Был такой тренер - Данилов Константин Юрьевич, который именно из Ровно набрал девочек из спортивной гимнастики и пригласил их тренера. Все они пришли большой группой в этот вид спорта, и именно так зародился украинский фристайл. Они готовились на Закарпатье, в Берегово, а потом ездили на сборы во Францию. В Эвиане там тогда был трамплин, и французы развивали лыжную акробатику. Потом, правда, развитие остановилось и сейчас трамплин там не работает. Я помню, тогда наши фристайлисты выезжали на лыжную подготовку во Францию, Австрию Норвегию. У них было много сборов, усиленная подготовка, много тренировок. И это все привело к успешному выступлению в Нагано.
— Александр, у Вас были предложения переехать в другу страну. Что остановило?
— Предложения были, но давно. Взвесив все «за» и «против», решил отказаться. Потому что чужаком быть неохота. Победа вдвойне приятнее, когда ты приносишь ее своей стране. Выступая за чужую страну, ты можешь добиться победы для себя, но никто за тебя у тебя дома особо радоваться не будет.
Первую и вторую части интервью читайте здесь и здесь.
Александр ГЛИВИНСКИЙ
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Каспер Рууд взял первый сет у Андрея Рублева и гарантировал себе выход из группы
Момока Хорикава одержала первую победу на наивысшем уровне