Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Другие новости
|
749
0

«Теннисный мир воспитывает эгоцентристов»

Мама сестер Бондаренко рассказала о рецепте успеха дочерей

«Теннисный мир  воспитывает эгоцентристов»

Спортивным событием номер один на прошлой неделе стал триумф сестер Алены и Катерины Бондаренко, выигравших главный приз в парном разряде первого в сезоне теннисного супертурнира — Открытого чемпионата Австралии.

Для нашего тенниса этот результат — настоящий прорыв, который вместе со спортсменками готовила их мама и тренер Наталья Бондаренко. Как в один голос заверили Алена с Катей на пресс-конференции по прибытии в Киев, нынешний триумф — это прежде всего ее заслуга.

— Наталья Владимировна, откройте секрет: как воспитывают чемпионов?
— Главное — желание. Помните замечательный фильм «Чародеи». Там один из героев сказал такую фразу: видеть цель, не замечать препятствий и верить в себя на все сто. Так и в нашем случае. Мы очень много работали, вкалывали как ненормальные. И вот результат пришел. Счастье неописуемое. Этим, кстати, большой спорт и прекрасен: путь тернист и труден, но зато когда ты добиваешься того, о чем мечтаешь, испытываешь потрясающие, ни с чем не сравнимые чувства и эмоции.

— Никогда не подсчитывали, сколько денег приблизительно надо потратить, чтобы вырастить из мальчишки или девчонки игрока первой сотни рейтинга?
— Точную сумму назвать не берусь. Но, наверное, не намного меньше, чем на подготовку... космонавта. 

— Не было у Алены или Кати на каком-то этапе желания бросить теннис и заняться чем-то другим?
— Нет. Я сама росла на кортах, ведь мой папа был тренером. И точно такая же участь постигла моих дочерей. Лет с семи-восьми они участвовали в различных соревнованиях. А узнав вкус побед, естественно, уже и не помышляли о том, чтобы заниматься чем-то другим.

— Осознали ли Алена с Катей произошедшее с ними на кортах Мельбурна?
— Как мне показалось, еще не совсем. Да и происходило все в каком-то слегка сумасшедшем ритме. Как только закончился решающий матч, девочек отправили на допинг-контроль, потом — пресс-конференция и церемония награждения... В итоге они чуть в аэропорт не опоздали.

— Словом, первые дни после соревнований в Австралии девушки переживают эйфорию. Опасная, между прочим, штука. Скажем, нашу футбольную сборную это состояние, можно сказать, погубило. Слишком долго вспоминали о восьмом месте на ЧМ-2006, а когда пришло время сражаться за путевку на Евро-2008, так и не смогли сконцентрироваться...
— Алена с Катей долго почивать на лаврах не будут. Это не в их характере. Да и некогда. Уже в субботу вечером, так толком и не переведя дух, они уехали в Харьков — готовиться к матчу Кубка Федерации против команды Бельгии, который пройдет в ближайшие выходные. Потом на очереди турниры в Париже и Антверпене. Словом, планов громадье.

— По возвращении из Мельбурна Алена призналась, что мысли о возможном выигрыше турнира появились у них после победы в 1/4 финала, где они разобрались с первой парой мира — Лизель Хубер из США и Карой Блэйк из Зимбабве. А когда вы почувствовали, что девочкам по силам выиграть Открытый чемпионат Австралии?
— Когда Алена с Катей взяли решающее очко в заключительной партии. На турнирах «Большого Шлема» слабых соперниц не бывает, любая, будь то одиночный разряд или пара, может сыграть на высшем уровне и перевернуть все с ног на голову в самый последний момент.

— Специалисты назвали триумф сестер Бондаренко сенсацией, и, если бы не сбой Роже Федерера, возможно, это была бы главная неожиданность Открытого чемпионата Австралии-2008. Ведь они в паре играют не так давно, за спиной — менее сорока матчей. А тут превзошли несколько сеяных пар, в том числе и первую в мире...
— Согласна. Определенная доля сенсационности присутствует. Тем более что до Мельбурна в активе нашего дуэта выигранных турниров WTA не значилось. Конечно, я ждала победы, верила в успех дочерей, но все же уверенности в том, что он придет именно в Мельбурне, не было. Первый выигранный в дуэте трофей на серьезных соревнованиях — и сразу в серии «Большого Шлема»! Такое редко случается.

— Финальный матч был преисполнен драматизма. Полнейший провал в первом сете, выигранный «в одну калитку» второй и так называемые качели в третьем, когда при счете 5:1 в нашу пользу соперницы перехватили инициативу и едва не выровняли ситуацию. Какие чувства испытывали в тот момент и почему в концовке, когда кубок, казалось бы, был уже в руках, Алена с Катей стали допускать нелепые промахи?
— Как раз потому, что это была концовка. Когда столь долгожданная и желанная победа совсем рядом, невольно появляется мандраж. Вот и получается: вроде бы все делаешь так, как всегда, да не так. Наверное, у более опытных игроков таких проблем не возникает. Но ведь у Алены с Катей это был первый финальный матч на супертурнире.
Если честно, когда Азаренко и Шпеер сократили счет до 4:5, я не выдержала и пошла молиться. Не знаю, помогло ли это, но, слава Богу, все завершилось для нас благополучно.

— А чем объясните то, что в первой партии решающего поединка Алена с Катей практически не разговаривали между собой?
— А что было говорить, когда игра не шла. Мне показалось, что перед финалом Катя немного перегорела. Соперницы это быстро заметили и стали играть в основном на нее. Но моя младшенькая — умница! В перерыве умылась, взяла себя в руки и во второй партии действовала просто блестяще. Уже именно Катя делала игру.

— Но вообще лидер в их дуэте, наверное, Алена?
— Естественно. Она все-таки поопытней. К тому же у нас в семье вообще принято старших уважать. Знаете, как в том анекдоте: пункт первый — старший всегда прав, если же тебе кажется, что старший не прав, — смотри пункт первый. Шучу, конечно.

— Интересно, а как вы поведете себя, если вдруг Алене с Катей придется играть друг против друга в одиночном разряде какого-нибудь важного турнира. Помнится, когда жребий впервые свел по разные стороны баррикад сестер Винус и Серену Уильямс, их отец, обычно во время матчей дочерей находившийся на трибунах, просто не появился в зале...
— У нас подобный опыт тоже имеется. Правда, произошло это не на топ-турнире, а на челленджере — в Италии. Сказать, что у меня разрывалось сердце, — не сказать ничего. Сначала матч, а это, кстати, был финал, складывался в пользу Кати. Смотрю в перерыве, а у Аленки глаза чуть ли не на мокром месте. Но потом ситуация на корте изменилась кардинально, и мне уже пришлось переживать за Катю. В тот момент я как раз подумала: «Как все-таки плохо, что в теннисе нет ничьих».

— Кто в итоге выиграл?
— Алена.

— А не было ли тогда мысли изначально как-то договориться, чтобы ненароком друг на друга обиду не затаить?
— Нет. Все-таки спорт — есть спорт. Это на тренировках девочки могут где-то дать слабину. Кстати, во время спаррингов друг против друга они никогда не играют на счет. Но ведь это был официальный турнир. Зрителей собралось море. Так что ни о каких «поддавках» не могло и речи идти. Просто Катя... Скажем так: тогда она не посмела выиграть у старшей сестры. Сработал психологический фактор.

— Чем Алена и Катерина в первую очередь похожи?
— Они большие трудяги, которые очень любят теннис. Предпочитают активный отдых: сходить на дискотеку, где-то потусоваться — это медом не корми. Кстати, обе они, как и моя старшая дочь Валерия, очень хорошо поют. А еще девочки много читают. Алена, к примеру, во время Открытого чемпионата Австралии «проглотила» семь или восемь книжек. Пришлось даже у девчонок из России и Белоруссии просить какого-нибудь чтива.

— В том числе и у соперницы по финалу Виктории Азаренко?
— Да. Но, насколько я знаю, Вика ответила отказом. Таков теннисный мир. Он воспитывает даже не эгоистов, а эгоцентристов. Редкий случай, чтобы потенциальные соперники по кортам находились в дружеских отношениях.

— Вернемся к сравнительной характеристике Алены и Кати. Наверняка есть что-нибудь такое, что их разнит. Ну, например, гастрономические пристрастия?
— Это вы в точку попали. Алена не может жить без борща. Причем с детских лет. Помню, мы как-то приехали на соревнования во Львов, и уже поздно вечером дочь вдруг захныкала: «Мамочка, хочу борщика». Пришлось идти в город. Мы нашли в каком-то магазине банку растворимого борща, принесли в гостиницу, залили водой, как указано в рецепте. Но Аленка есть его отказалась наотрез. Сказала, что это неправильный борщ.
Ну а главное пристрастие Кати — шоколад и все, что с ним связано. Однажды дочери вернулись с турнира из Польши, смотрю — у Алены аллергия. Начала выяснять, чем же они там питались. Оказалось, что в магазины за продуктами посылали Катю как младшую. Ну а она по своему усмотрению покупала всякие шоколадки, круасаны с соответствующей начинкой, кремы для бутербродов... Не поверите: они даже макароны ели с шоколадом. Вот Алена и заработала аллергию, а Кате — хоть бы что.

— А с кем из них легче на тренировках?
— С обеими непросто. Они ведь у меня девушки с характером, со стерженьком. Так что приходится порой изощряться, идти на всякие хитрости и уловки. Но это и хорошо. Без сильного характера в нашем деле чего-то серьезного не добьешься.

— Гордитесь дочерьми?
— Конечно же! И очень хочу, чтобы удача сопутствовала им не только на кортах, но и в жизни. Они этого заслуживают.


Олег ВОСТРЯКОВ, газета «Киевские ведомости»

теннис
Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.