Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Международные турниры
|
1064
0

Плевать, что на лед они зубы плюют

Во время первого визита в Москву профессионалы из НХЛ заблудились в поисках китайского ресторана и разгромили гостиницу

35 лет назад состоялась первая суперсерия матчей между хоккеистами Канады и СССР. Разгромив грозных энхаэловцев в стартовом матче со счетом 7:3, советская команда фактически открыла новую страницу в этом виде спорта. Оказалось, что в хоккей умеют играть не только на его родине, что самый надежный вратарь мира — это Владислав Третьяк, а лучший форвард на планете — Валерий Харламов.

Советская пресса преподносила итог суперсерии в таком ракурсе: простые советские «любители» спустили с небес на землю зазнавшихся профи. Собственно, где-то так и было. Но нельзя не признать очевидного: восьмиматчевое противостояние все же осталось за североамериканцами. Они выиграли четыре встречи, одну свели вничью и трижды уступили. А произошло так во многом благодаря легендарному форварду Филу Эспозито, который несколько лет назад выпустил прелюбопытнейшие мемуары. Итак,.суперсерия-1972 глазами заокеанского очевидца-участника.

ДЖИНСЫ ДЛЯ ТРЕТЬЯКА

К матчам со сборной СССР канадцы готовились спустя рукава. Ну не верили заокеанские профи, что где-то в Европе могут гонять шайбу лучше их. «Нас предостерегали: говорили, что у русских имеется немало классных игроков, особенно нахваливали какого-то Третьяка, — вспоминает Эспозито. — Но мне лично от этого было ни холодно, ни жарко. Для меня все они были «комми» («коммунистами». — С. К). Такой информации вполне хватало. А тем, кто говорил о силе русских хоккеистов, я отвечал приблизительно так: «У русских звезды? Не смешите. Звезды — это я, Горда Хоу, а у коммунистов в команде одни медведи. Что бы о них там ни говорили, мы их положим «одной левой».

Что ж, Фил действительно был суперигроком. По крайней мере, до появления Уэйна Гретцки равных ему по популярности в НХЛ не было. Да и по игре — тоже. На протяжении 10 сезонов подряд, выступая за «Чикаго», «Бостон» и «Рейнджерс», Эспозито удерживал звание лучшего снайпера Лиги. А всего за 18 сезонов в НХЛ он забросил 717 шайб. Это четвертый результат за всю историю. Впереди только все тот же Гретцки (894 гола), Горда Хоу (801) и Марсель Дион (731).

«Когда русские прилетели в Канаду, то их встречали, как царей, — продолжает Эспозито. — Кормили кукурузными хлопьями, которых они никогда раньше в жизни не видели, поселили в пятизвездочном отеле. Потом кто-то из наших ребят увидел, как русских строем повели покупать джинсы в большой магазин. Вот потеха-то была. Особенно мне не понравился Третьяк. Почему? Да если ты такой стойкий коммунист, считал я, то зачем тебе материальные ценности, да еще купленные в стране капитализма? А ведь он пошел и купил себе в Монреале джинсы. Ну как я его мог после этого уважать?»

Итак, с настроем канадцев перед первыми матчами с советскими хоккеистами все понятно. Они явно собирались взять «медведей» голыми руками. За что и поплатились. Первый же матч, состоявшийся 2 сентября в Монреале, обернулся для них полным фиаско — 3:7. Спустя два дня родоначальники хоккея, правда, взяли реванш — 4:1, однако первая часть серии все же осталась за гостями, которые третий матч свели вничью — 4:4, а в четвертом победили со счетом 5:3.

ПРОПАВШИЕ ПРИПАСЫ

Канадская сборная тяжело переживала поражения в североамериканской части суперсерии. «Никогда не забуду, как зрители улюлюкали нам в след, — пишет Эспозито. — Такого позора я никогда больше в своей жизни не переживал». Естественно, на ответные матчи в Москву энхаэловцы поехали с совсем другим настроем.

Ну а дальше начинается самое интересное — приключения канадцев в диковинной для них советской столице. «Все у этих русских в жизни не так, как у нормальных людей, — продолжает Фил. — Когда мы прилетели в Шереметьево, они зачем-то конфисковали наши чемоданы. Два часа мы просидели как дураки в аэропорту. Потом пришел какой-то мужик и стал шептаться с нашими представителями. Спрашиваю, в чем дело? Оказалось, мы привезли с собой 350 ящиков пива, 350 коробок с молоком, 350 ящиков с кока-колой, мороженые стейки и много всякой другой всячины. Когда мы добрались до отеля, из всего этого хозяйства нам вернули только половину. Потом нам сообщили, что все это добро забрали якобы вовсе не агенты КГБ, а сотрудники канадского посольства. Но я в это не поверил. Я думаю, что нас попросту обокрали».

Не понравился гостям и отель в центре Москвы, где они квартировались. «Эти проклятые русские не давали нам спать накануне матчей, — жалуется Эспозито. — Посреди ночи то у одного игрока нашей команды, то у другого раздавались телефонные звонки. Поднимаешь трубку, а там тишина. Видно, они хотели не дать нам выспаться. Однажды мне позвонили в час ночи. Моя жена подняла трубку, но на том конце, как обычно, — молчание. Тогда я со злости вырвал шнур из розетки и сказал ей: «Поворачивайся к стенке и спи, ну их к черту». Но не тут-то было. Через десять минут в дверь нашего номера постучали. На пороге стояли два молодых человека. «А ну-ка немедленно воткните телефон в розетку и не нарушайте общественного порядка», — заявили они. Я продемонстрировал им, что вырвал шнур «с мясом». «Ничего, — сказали молодые люди. — Мы сейчас вам пришлем мастера, и он все починит». И надо же — в четыре часа утра в номер явились мастера и долго устраняли неисправность».

В ПОИСКАХ «ЖУЧКОВ»

Недовольство заокеанских профи вызвал и ресторан, в котором их кормили. «Именно в Москве я впервые узнал, что такое изжога, — признается Фил. — Складывалось впечатление, что нас попросту собираются отравить».

Кстати, тут самое место рассказать о розыгрыше, который устроил шутник Вити Степлтон. Он сообщил партнерам, что нашел в городе китайский ресторан с великолепной кухней. Второй раз ехать туда Вити, правда, отказался, а вот партнерам довольно подробно рассказал дорогу. В результате восемь канадцев прокатались по Москве на такси целых четыре часа, но ничего так и не обнаружили, а двое уехали на автобусе куда-то на окраину, где их обнаружила милиция. Можно лишь представить гнев, который обрушили партнеры на Степлтона.

Это был не единственный казус, произошедший с канадцами в Белокаменной. Заокеанские профи были уверены — каждый их шаг отслеживается агентами КГБ, а гостиничные номера до отказа напичканы подслушивающими устройствами. Тут-то один из игроков и опростоволосился. Пытаясь найти в своем номере «жучки», он обнаружил на полу под ковром пять винтов. Приняв их за подслушивающее устройство, хоккеист принялся выкручивать винты, и спустя некоторое время ночную тишину в гостинице нарушил ужасный грохот, а перед удивленным канадцем возникла большущая дыра в полу. Оказалось, что мнительный гость открутил крепления огромной люстры, которая висела в находящемся на этаж ниже конференц-зале. На часах к тому моменту было около половины третьего ночи, так что, к счастью, конференц-зал был пуст. Но счет на 3850 долларов, выставленный руководством гостиницы, канадцам все-таки пришлось оплатить.

ДРАМА ПОСЛЕДНЕЙ МИНУТЫ

Вернемся к хоккею. Главным неудобством для игроков НХЛ в Москве стала непривычных размеров площадка — более широкая, нежели за океаном. «На «Лужниках» оказалось гораздо больше льда, нежели на тех аренах, к которым мы привыкли, — пишет Фил. — Это, естественно, было на руку русским. Да и судьи явно свистели в их пользу. Матчи в Москве обслуживали только рефери из советского блока, за исключением одного арбитра из ФРГ. Все судьи были жуткими — они удаляли нас тогда, когда надо было удалять соперников, постоянно срывали наши атаки свистками».

Первая из четырех московских встреч началась для канадцев неудачно — приветствуя зрителей, Эспозито наехал на выпавший из врученного ему букета цветок и на глазах переполненных трибун шлепнулся на «пятую точку». Неудачно для канадцев встреча и завершилась — 5:4 в пользу хозяев.

Но именно тогда в серии и произошел перелом. «Лично я был готов поубивать русских хоккеистов, — утверждает Фил, который, судя по всему, на дух не переваривает идею коммунистического строя. — Ведь те матчи — это было отнюдь не соперничество двух спортивных команд. Это бились между собой не на жизнь, а на смерть два образа жизни. Посему после поражения я вызвал партнеров на мужской разговор. Сказал им приблизительно следующее: «Ребята, мы не имеем права больше проигрывать ни одной игры этим негодяям. Надо выиграть серию во что бы то ни стало».

Что ж, слова лидера возымели действие. Канадцы одержали три победы подряд. Ну а украшением серии стал заключительный матч. Вот что пишет о том историческом поединке Эспозито: «Перед последней 20-минуткой русские вели в счете 5:3. Но сразу после перерыва я как одержимый выскочил на лед и тут же забил гол. Потом Курнуайе сравнял счет, но судья за воротами почему-то не зажег красный свет. Чертовы русские! Они хотели сжульничать».

В этот момент страсти накалились до предела. На лед выскочил президент НХЛ Аллан Иглсон, показавший рефери кулак. В итоге взятие ворот засчитали, ну а за 34 секунды до финальной сирены гости забросили решающую шайбу: Эспозито и Хендерсон разыграли стремительную двухходовку, после чего последний нанес неотразимый бросок. Третьяк оказался бессилен. Тренер сборной СССР Всеволод Бобров впоследствии признал, что его игрокам попросту не хватило эмоций, которыми «пылали» канадцы. А Эспозито назвал последние 34 секунды решающего матча самыми длинными в своей жизни.

Теперь-то понимаете, почему те поединки называют суперсерией?..


Сергей КОЛЕСОВ, газета «Киевские Ведомости»

 

хоккей
Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.