«Хищник» с Манхэттена
Хоккеист Алексей Житник рассказал о своих заокеанских путешествиях
Один из самых знаменитых украинских хоккеистов, единственный киевлянин — олимпийский чемпион в этом виде спорта, каждый год проводит отпуск в родном городе. Но и летом у защитника дел хватает, однако Алексей нашел для нас свободное время.
— У меня такое правило — отдыхать на родине, — говорит Житник. — Я встречаюсь со своими старыми школьными друзьями, дети общаются с бабушками и дедушками. На несколько дней выбрался в Одессу, но я не большой любитель пассивного отдыха, семь — десять дней хватает. К тому же в конце июля возвращаюсь за океан, нужно поддерживать форму.
— Во время прошедшего сезона вы поменяли три команды — «Айлендерс», «Филадельфию» и заканчивали в «Атланте». Насколько тяжело сказывались переезды в психологическом плане?
— Семья никуда не переезжала, оставалась жить в Нью-Йорке. Одному в этом плане намного легче. Прежде всего не нужно лишний раз нагружать детей, переводя их из одной школы в другую, — вот для кого постоянные переезды могут стать негативом. А я к переменам уже привык, никогда для меня они не были шоком. НХЛ — это большой бизнес, и любой игрок — просто наемный работник. Никаких понятий типа «честь флага» не существует. А говорить о какой-то ностальгии и вовсе язык не поворачивается.
— Перед тем как перебраться в Нью-Йорк, были другие варианты продолжения карьеры?
— «Монреаль», «Колорадо», несколько других клубов. Но «Айлендерс» оказался настойчивее, да и Нью-Йорк мне очень нравится. Я часто в нем бывал, расположен он на побережье, прекрасная транспортная развязка, самолеты летят в любую точку мира. В общем, Нью-Йорк есть Нью-Йорк, я люблю этот город. Как таковых любимых мест у меня нет, живу я в собственном доме, сразу за Манхэттеном, в котором есть все. И для развлечений, и для бизнеса, и для шопинга.
— В разгар сезона вас обменяли в один из аутсайдеров Лиги — «Филадельфию». Это можно назвать ссылкой?
— Ни в коем случае. Ссылают в Сибирь (смеется). Просто это был очередной обмен. Да, когда я пришел, команда занимала последнее место, но я воспринимал выступления за «Флайерс» как должное, качественно выполнял свою работу. В то же время не скрывал, что хочу поиграть в плей-офф, и в итоге меня приобрела «Атланта», отдав «Филадельфии» выбор в первом раунде драфта. А это хорошая компенсация, не моток изоленты или связка клюшек.
Я не жалею, что пришел в «Трешерс». Там выступают Илья Ковальчук, Вячеслав Козлов, мы очень хорошо ладим. В «Филадельфии» говорили, что создают новую команду в течение трех лет, а у меня столько времени нет. Контракт с «Атлантой» действителен еще на два года, хотелось бы успеть что-то выиграть. Зарплата зарплатой, а сами понимаете, Кубок Стэнли — мечта любого хоккеиста.
— Помните, как делали свои первые шаги на льду?
— Это было на катке «Льдинка». Сестра Аня, которая тогда занималась теннисом, прочитала объявление о наборе детей в хоккейную школу, вот мы с братом-близнецом Димой (я, кстати, на четыре минуты старше) туда и записались. Начинали у Юрия Сапетного, затем наш класс переехал в «Авангард» к Валерию Голдобину. Так постепенно я и дорос до игрока киевского «Сокола», где многому научился у Валерия Ширяева и Сергея Горбушина. Дальше, как в сказке, — ЦСКА, сборная, олимпийское «золото» Альбервилля, НХЛ...
— Кстати, вы начинали карьеру за океаном в «Лос-Анджелесе», выступая в одном звене с Великим. Уэйн чем-то отличался от других партнеров?
— Вне площадки он спокойный парень, немногословен, нельзя сказать, что на кого-то смотрел свысока. Конечно, чувствовалось, что перед тобой звезда мирового масштаба, но даже оплатить общий счет за ужин в ресторане Гретцки никогда не считал зазорным. Более того, при представлении команде именно Уэйн первым со мной познакомился. Подъехал, похлопал по плечу, пожелал удачи.
— «Атланта» выбыла из плей-офф еще в середине апреля. Вы же задержались в Америке до июня.
— На первом месте для меня всегда стоит семья. Дети оканчивали школу, безусловно, не стоило прерывать их учебу. Плюс ко всему мне уже не нужно было мыкаться по гостиницам, я спокойно отдыхал с семьей в собственном доме в Нью-Йорке.
— Хотелось бы, чтобы дети пошли по вашим стопам?
— Сын Максим, которому сейчас 10 лет, начинал заниматься хоккеем в Баффало. Но, к сожалению, переезды сказались не лучшим образом на его профессиональном уровне. Хоккей — командная игра, а меняя в таком возрасте клубы как перчатки, многого не добьешься. Сейчас он вместе с восьмилетней дочкой Алиной играет в большой теннис. А до этого мои дети испробовали едва ли не все виды спорта. Была и гимнастика, и карате, и кикбоксинг, и плавание...Летом Максим играет в футбол. Не в американский, а в наш — соккер.
А с женой Людой мы вместе уже почти лет 20. Да-да, не удивляйтесь. Нас, если можно так сказать, познакомила авария на Чернобыльской АЭС. Тогда школьников вывозили подальше от Киева в пионерские лагеря, там мы и встретились. Через несколько лет начались свидания, а расписались перед отъездом в Америку, в 1992 году.
— Некоторые спортсмены, много лет прожившие за океаном, остаются там навсегда.
Какие у вас планы на сей счет?
— У меня контракт с «Атлантой» еще на два года. Вот закончу с хоккеем, буду принимать решение. Как правило, спортсмены, завершившие карьеру, не живут на одном месте. Сидеть дома можно только в том случае, если у тебя есть свой бизнес, или постоянная работа тренером или в спорткомитете. Я еще не решил, чем буду заниматься лет через пять.
— У вас в Америке нет своего бизнеса?
— Есть (смеется) — хоккей. Дело в том, что я не бизнесмен, а спортсмен.
— В Киеве несколько лет назад проводился Кубок Житника, в котором принимали
участие юные хоккеисты. У турнира есть будущее?
— Это была идея Николая Коляды, который сейчас выступает за «АТЕК». Он пытался что-то изменить в украинском детском хоккее, организовывал товарищеские матчи в Канаде, я помогал ребятам формой. Мы хотели как лучше, а получилось как всегда. Никакой поддержки со стороны властей он не почувствовал. Но сейчас вроде бы к хоккею в нашей стране уже другое отношение, думаю, что через несколько лет все у нас в стране наладится.
— По итогам ЧМ-2006 сборная Украины оказалась в первом дивизионе. Могла ли она выступить лучше в Москве?
— На мой взгляд, всем ребятам, защищавшим ее цвета в разное время, нужно памятник поставить, что они на протяжении девяти лет тянули нашу команду. Не стоит винить и тех ребят, которые не поехали на чемпионат мира, семьи ведь всем нужно кормить. А достойной смены пока не предвидится. Но если у «Сокола» в чемпионате России дела пойдут на лад, вернутся легионеры, и не исключено, что сборная Украины уже в будущем году вернет себе место в группе сильнейших.
Юрий ДАНИЛОВ, газета «Киевские ведомости»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Кэпиталз легко разобрались с Крижинкой
В турецком клубе обратили внимание на Михаила Мудрика