Станислав ТИЩЕНКО: «Стать вратарем мечтал с пяти лет»
Тренер голкиперов донецкого «Олимпика» рассказал о своей карьере и текущей работе
Сегодня День рождения отмечает тренер вратарей «Олимпика» Станислав Тищенко. Коллектив нашего клуба поздравляет Станислава Николаевича с этим событием и искренне желает ему крепкого здоровья, семейного благополучия и достижения самых высоких целей, в частности, чтобы голкиперы «Олимпика» были самыми лучшими не только в Украине, но и в мире. А теперь предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью, которое именинник дал клубной пресс-службе.
- Станислав Николаевич, некоторые мужчины 40-летие не отмечают. А вы — суеверный человек?
- Вопрос, конечно, интересный (смеется). Я ранее задумывался над этим и решил сделать так: кто посчитает нужным прийти и поздравить меня, того не отпущу без бокала шампанского, а в остальном отмечать, как обычный День рождения, не планирую.
- Когда являлись действующим вратарем, были ли у вас какие-то свои «заморочки», правила, известные только вам, которым вы следовали при подготовке к матчу или выходя на поле?
- Я думаю, все это на 99% есть у каждого футболиста. Я — не исключение. Из самых распространенных моих «заморочек» были такие: я выходил на футбольное поле только с левой ноги, в день игры бутсы завязывал, начиная также с левой ноги. Были и другие приметы, но уже, честно говоря, их не припомню.
- За свою профессиональную карьеру вы поиграли в 18(!) клубах — шести украинских, четырех казахских, одном белорусском и семи российских. Какой из них оставил наибольший след в душе?
- Наверное, это был первый мой казахский клуб - «Ордабасы» (в 1999 году, когда там выступал Станислав Тищенко, команда называлась «Синтез» - прим. Пресс-служба) из Шымкента (ранее Чимкент — прим. Пресс- служба). На наши домашние матчи стадион собирал более 20 тысяч болельщиков, практически всегда был аншлаг. Мы были тогда новичками высшей лиги Казахстана и к команде был повышенный интерес. Ту замечательную футбольную атмосферу не забуду никогда.
- Как считаете, самым удачным сезоном для вас стал 2008 год, когда, выступая за астраханский «Волгарь-Газпром-2», вас признали лучшим вратарем зоны «Юг» второй российской лиги (в 33 сыгранных матчах Станислав Тищенко пропустил 16 голов - прим. пресс-службы)?
- Нет, не тот сезон, а время, когда я выступал за пятигорский «Машук» и мы играли в первой российской лиге. Тогда по мнению журналистов газеты «Спорт Экспресс» я регулярно попадал в символические сборные туров, но в итоге из-за того, что сломал руку и выбыл на два месяца, занял третье место.
- Как получилось, что вы сломали руку? Эта травма была самая тяжелая в карьере?
- Я на выходе намертво зафиксировал мяч, а игрок соперников под меня подсел, я сделал сальто, а приземлившись, сломал кисть. Но эта травма не была самой тяжелой. В высшей лиге Белоруссии у меня был перелом лобной кости. Выступая за команду «Молодечно» на выезде в Гродно мы играли с местным «Неманом». Там это все и произошло. Был выход один на один, я и игрок оппонентов быстро двигались навстречу друг другу, я был первый на мяче, игрок хотел через меня перепрыгнуть, но ударил коленом мне прямо в лоб...
- Это все могло вообще закончиться трагедией. На память сразу приходит случай с голкипером московского ЦСКА Сергеем Перхуном, умершим вследствие полученной на поле травмы...
- После этого все мне сказали, что я родился в рубашке. Хотя потом после пятичасовой операции полгода пришлось отходить с пластинками в черепе. Затем я восстановился и поехал играть в Казахстан, за «Синтез» из Шымкента.
- Вы -дончанин. Как делали свои первые шаги в футболе?
- Первый мой тренер — знаменитый Виталий Владимирович Старухин.
- Это он вас определил в ворота?
- Именно он. Хотя я с пяти лет, начиная со двора, играл только в воротах. В поле меня вообще не тянуло. Как только пришел в секцию к Виталию Владимировичу, то намекнул ему, что хочу быть голкипером. Я стал в «рамку», он сделал пару ударов и дал «добро». Мне тогда было восемь лет.
- Какие у вас впоследствии остались отношения с Виталием Старухиным?
- Конечно, теплые. Я его воспитанник. Встречались, общались. Я очень сожалению, что он безвременно ушел из жизни.
- Чем Виталий Владимирович вам запомнился, как детский тренер?
- Я занимался у него первые три года, будучи еще мальчишкой. Мне запомнилось то, что Виталий Владимирович был хорошим, очень веселым человеком. Врезалось в память то, что с ним было очень легко общаться. Не так, как в последствии с некоторыми другими тренерами.
- Вы в качестве действующего вратаря поработали под началом многих наставников. О ком из главных тренеров остались наиболее приятные впечатления?
- Самыми сильными наставниками, с кем пришлось поработать, на мой взгляд были Юрий Анатольевич Красножан («Спартак», Нальчик) и Сергей Вадимович Горлукович («Авангард», Курск). Это — два разноплановых тренера. Если Юрий Анатольевич был прекрасный тактик, доходчиво и спокойно находивший подход к каждому игроку, то Сергей Вадимович - «коуч», который мог, как никто другой, настроить команду на игру, хотя и тренировочный процесс у него был достаточно интересный.
- После окончания карьеры решение стать тренером вратарей было спонтанным или вы себя готовили к тому, чтобы занять этот пост в донецком «Олимпике»?
- Конкретно, в донецком «Олимпике» - нет и в другой команде тоже. Но за год-два до завершения действующей карьеры задумывался уже, чем буду заниматься дальше. И возможность стать тренером вратарей не исключал. А помог здесь в итоге случай. На стадионе «Шахтер» встретил нашего тренера Академии Валентина Авдеева и он мне сказал, что в «Олимпике» эта вакансия свободна. Я знал и не один год ребят «олимпийцев», в том числе и президента клуба. Затем приехал и переговорил с Владиславом Григорьевичем о перспективах моей трудовой деятельности.
- Вопрос решился быстро?
- Относительно. Если Владислав Григорьевич знал меня как вратаря, то теперь мне надо было уже проявить себя в роли наставника голкиперов. Президент доверил мне. И это были мои первые шаги в новой роли. Естественно, какое-то время я был на испытательном сроке, но потом он был снят.
- Что было самым сложным для вас при переходе от игрока к тренеру?
- Работая с людьми, самое сложное — это общение с ними, налаживание контакта. Трудностей в тренировочном процессе, в постановке работы у меня не возникло, а больше всего волновало, как вратари будут меня воспринимать в качестве тренера. Но в итоге, как оказалось, с этим вопросом у меня тоже не возникло никаких проблем.
- Под вашим руководством работают «олимпийские» вратари Заури Махарадзе и Игорь Литовка, и какое-то время трудился Алексей Шевченко, вернувшийся из аренды в киевское «Динамо». Чьим прогрессом вы довольны больше всего?
- Выделять кого-то из вратарей мне будет не корректно. Отношением к работе ребят я очень доволен.
- Вместо Шевченко кого-то будете еще привлекать?
- Возьмем на сборы воспитанника нашей Академии Ярослава Котлярова, который выступал за молодежную команду и за U-19. Посмотрим, насколько он вырос за минувшие полгода и от этого будем отталкиваться.
- Чего хотели бы сами себе пожелать в День рождения?
- Конечно же, мира, чтобы мы быстрее вернулись в Донецк, а также здоровья и любви. В спортивном плане мои мечты перекликаются, наверное, с мечтами всей команды во главе с президентом нашего клуба — поиграть в еврокубках.
- Что ж, пусть так все и будет. С Днем рождения!
Пресс-служба ФК «Олимпик»(Донецк)
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Дитер Лиднер был выдающимся футболистом «Айнтрахта»
Даниэль советует ему завершить карьеру