Бухарест. Балансирующий на стыке эпох
Путевые заметки корреспондента Sport.ua после еврокубкового выезда вместе с киевским «Динамо»
Не верьте, когда вам говорят, что Бухарест - скучный серый город и там не на что посмотреть. Он незаслуженно затерян в рейтингах столиц Восточной Европы, рекомендуемых для посещений. Конечно, неухоженность на грани разрухи и «неумытость» города может смутить и даже шокировать искушенного красотами Западной Европы туриста. Однако все это с лихвой компенсируется контрастами городского пейзажа. Шикарные здания позапрошлого века, свидетели претензий Румынии на господство в регионе, соседствуют с обшарпанными коробками жилых домов или помпезными административными сооружениями эпохи социализма. И на фоне этих архитектурных декораций бурлит уличная суета, которая мало чем отличается от городской жизни любого областного центра Украины. В поле зрения попадает масса знакомых картинок: киоски с фастфудом и прессой, нагромождение рекламы, многочисленные бары, попрошайки в людных местах, круглосуточные магазинчики, городской транспорт, плотный трафик на дорогах, беспорядочно припаркованные на тротуарах авто, даже пешеходы внешне ничем не отличаются. Бухарест цветной и черно-белый, он пьянит запахом старых зданий, который перебивает стекло и бетон торговых центров, отпугивает отбойным молотком реконструкций и оглушает тишиной необъятных парков, шокирует грязью подворотен и ослепляет великолепием дворцов.
*****
Стадион «Динамо» - одно из старейших спортивных сооружений города. Домашняя арена местного «Динамо».
Такое впечатление, что время здесь остановилось, видимо, мало что изменилось с 50-х годов, когда его построили. Потертые сиденья на трибунах, лужи на беговых дорожках отражают серые облака, осветительные мачты уныло нависают над вытоптанным полем. Над трибунами возвышаются вышки то ли для комментаторов, то ли для представителей полиции.
А вот скульптуры перед центральным входом придают арене монументальность и респектабельность.
Этот памятник установлен в память о полузащитнике «Динамо» Кэтэлине Хылдане. 24-летний игрок умер на футбольном поле во время матча от остановки сердца в 2000-м году. Его имя теперь носит одна из трибун арены, а номер 11 в команде закреплен за футболистом навечно.
У главного входа на стадион — увековеченный в металле Иван Пацайкин — гордость румынского спорта, знаменитый гребец на каноэ, четырехкратный олимпийский чемпион. Ныне — главный тренер сборной Румынии по гребле на байдарках и каноэ.
У входа - кассы и скромный фирменный магазин «Динамо», на полках - обычный для такого заведения набор товаров, за которым присматривает общительный продавец. Покупаю клубные значки. Парень выясняет, откуда я, оживляется и характерными жестами показывает, какие манипуляции сексуального характера киевское «Динамо» должно вечером проделать со «Стяуа», заклятым «другом» его любимого клуба. Моему коллеге подсказывает с помощью карты, как лучше добраться до домашнего стадиона «Стяуа» Генча и желает удачи вечером на матче.
К сожалению, на стадион Генча так и не удалось попасть. В день матча, который состоялся на Национальном стадионе, вход на домашнюю арену «Стяуа» был закрыт. На память осталось это фото центрального входа в спортивный комплекс.
Вознаграждением за совсем не близкий путь стали путевые впечатления по дороге на арену и обратно. Метро Бухареста - это четыре ветки, пронизывающие весь город. Стомость проезда (туда и обратно) - четыре лея. (1 румынский лей = 4.4 гривны) Для этого нужно купить магнитную карточку, которая и дает право пройти через турникет.
Интересно, что поезд подземки Бухареста - один сплошной длинный вагон.
Просто мечта продавцов всякой всячиной, которые обитают в киевском метро - не надо переходить из вагона в вагон на станциях! Таких коробейников, кстати, в метро Бухареста нет, как и торговых раскладок в переходах к станциям метро.
А это в спальном районе у входа на станцию метро небольшой рынок. Все как у нас.
Остановка трамвая. Отделена от проезжей части автомобильного транспорта платформой для пассажиров и ограждением. Стоимость проезда - 8,5 лей (туда и обратно, сюда входит стоимость многоразовой пластиковой карточки - 1,5 лей, которую можно пополнять)
Кстати, с одним из таких трамваев в 2012 году столкнулся автомобиль главного тренера «Шахтера» Мирчи Луческу, который проводил новогодние каникулы на родине.
*****
На дорогах масса автомобилей Dacia. Все машины полиции и такси именно этого бренда. Кстати, стоимость поездки в такси - от 1,39 лея за 1 км пути. На шашечках машин установлены огоньки - красный и зеленый, как раньше в СССР, сигнализирующие, занято или свободно такси.
*****
В Бухаресте напрочь отсутствуют маршрутки, которые обеспечивают плотный трафик наших городов.
*****
В магазине на прилавках со спиртным обнаружил водку Stalinskaya. Румынские маркетологи играют на ностальгии старшего поколения?
*****
Велодорожки в Бухаресте есть. В старых центральных кварталах отделены от дороги бордюрным камнем и ограждениями. В спальных районах просто выделены цветом на тротуаре.
*****
Обратил внимание на цыган, которые караулили места возле тротуара, удобные для парковки авто. Видимо, чтоб попытаться продать спешащему водителю, которому не жаль некоторого количества купюр, но жаль драгоценного времени для поиска парковки.
*****
Услышав, как я говорю по телефону, конечно, не на румынском, со мной на русском вежливо заговорил аккуратно одетый гражданин. Он представился русскоязычным писателем, эмигрировавшим из Кишинева, который в ожидании издания своей книги остро нуждается в 10, нет, лучше 20 леях.
*****
Знаменитый Дом народа, а ныне Дворец парламента. Последний серьезный проект товарища Чаушеску, его лебединая песня. Строительство стартовало в 1984 году. Для этого пришлось снести часть старого города. Второе, после Пентагона, крупнейшее здание в мире. 6000 помещений. В помещениях здания были даже установлены станки для производства гигантских ковров. Некоторые отделочные работы до сих пор не завершены. Говорят, что вниз уходят 8 этажей. И только 4 из них доделаны и открыты. Все строительные материалы - исключительно румынского происхождения, что было гордостью руководства государства.
На площади перед Дворцом проходили митинги и концерты, прославлявшие достижения социалистической Румынии. После свержения режима Чаушеску на этой площади выступали мировые рок и поп звезды. Знаменитый концерт Майкла Джэксона здесь собрал 70 тыс. зрителей. Это выступление запомнилось еще и тем, что толпу поклонников певец приветствовал «Привет, Будапешт!», перепутав столицы соседних государств. В обычные дни здесь обычная парковка.
Дворец парламента ночью
*****
Глас народа
*****
В некоторых зданиях, площадях и аллеях чувствуется подражание Парижу. До Второй мировой войны город откровенно копировал французскую столицу и ему явно льстило название «Балканский Париж». В Бухаресте есть своя Триумфальная арка, посвященная воинам Первой мировой войны, множество великолепных зданий, напоминающих столицу Франции, и даже свои Елисейские поля (бульвар Объединения), которые упираются в здание Дворца парламента. Кстати, я прошелся по бульвару поздно вечером и меня поразила пустынность улицы, от которой стало не по себе. По дороге я встретил только полицейский партуль и нескольких местных жителей, выгуливающих своих собак.
*****
Дом, а, скорее, дворец владельца «Стяуа» Джиджи Бекали находится в самом дорогом районе Бухареста, на севере столицы, сейчас выставлен на продажу. Помимо того, что он сам за решеткой, у его клуба отбирают имя и символику. Вполне возможно, что в матче с киевским «Динамо» бухарестская команда в последний раз вышла под своим названием.
*****
Интересно, что бухарестские памятники увековечили не только румын, которые причастны к становлению государственности Румынии. Здесь можно найти и неожиданные изваяния. Например, есть памятники, посвященные Шарлю де Голлю (привет, Франция!), Мустафе Кемалю Ататюрку, Гейдару Алиеву, изобретателю инсулина (по версии румын) Николе Паулеско, авиаторам Первой мировой войны. Отдельно стоит упомянуть памятник «Волчице, которая вскармливает Ромула и Рема», первых правителей Рима. Копия этого римского памятника подарена итальянцами Бухаресту в начале прошлого века в память о временах, когда эти земли принадлежали Риму. Оказалось, что скульптур, посвященных волчице, в городе несколько.
А это памятник поколению, которому выпала доля жить во времена Чаушеску. Это можно интерпретировать как гнездо, посаженное на кол. Символично, если помнить, что Влад Цепеш, князь Валахии и прототип Дракулы в романе Брэма Стокера, не пил кровь своих жертв, а сажал их на кол.
*****
Румыны в большинстве своем - православные. Это Патриаршая церковь.
В конце восьмидесятых, незадолго до конца эпохи Чаушеску, церковь реставрировали. Говорят, что в образе дьявола можно узнать известного в те времена бухарестского философа, яростного атеиста. Так реставраторы отомстили ему за травлю церкви.
Сейчас на задворках Дворца парламента строится грандиозных размеров церковь, которая станет Патриаршей. Предполагается, то она сможет вмещать 10 тыс. прихожан. Для примера, такая же вместимость и московского храма Христа Спасителя.
*****
Здание Дома офицеров, которое возвели перед самым началом Первой мировой войны
Это тоже Бухарест
Обратите внимание на плитку на парковке в спальном районе. И трава осталась, и не грязно
Один из корпусов университета
Полицейские, позирующие фотографу на площади с рождественской ярмаркой
*****
А это уютный Национальный стадион вместимостью 63 тысячи. Он обустроен раздвижной крышей, которая открывается/закрывается за 15 минут.
Перед матчем мы с двумя коллегами, решив сократить путь из фойе стадиона к пресс-центру, пошли напрямик по лабиринтам внутренних помещений. После нескольких минут блужданий по хитросплетению лестниц и коридоров попали на верхний ярус возле гостевой трибуны, упершись в ограждение и группу полицейских. Те отказались нас пропускать куда-либо, даже бейджи с аккредитациями на матч не помогли. Неожиданно один из полицейских заговорил с нами по-русски, почти без акцента, предложив нас сопроводить в пресс-центр. Возможно, он перепутал нас с украинскими болельщиками и, опасаясь за нашу безопасность, довел до места назначения. Ничего подобного ни на одном из стадионов Европы я не встречал.
*****
«Динамо» в тот вечер расправилось со «Стяуа» и обеспечило себе выход в следующий раунд лиги Европы с первого группового места.
«Стяуа» не помогла солидная поддержка своих фанов
Оказалось, не зря киевляне поборолись за победу в группе: через 4 дня жребий преподнес киевлянам в соперники команду-середняка из Франции.
Михаил РЕУЦКИЙ, Киев-Бухарест-Киев
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Экс-чемпион мира высказался о наследии украинского супертяжеловеса
Дерек поздравил Александра с победой
И производство автомобилей в Украине 20 тыс в год, а у них порядка 300 тыс.
Серость это понятие абстрактное, а вот то, что выше - объективная реальность.
Цигане - такие цигане !!!
А вообще город симпатично выглядит местами.
Але якщо подивитися на румунську столицю та інші міста, то часто можна задати собі запитання а чому вони в ЄС, оскільки візуально вони нічим не відрізняються від українських..хоча ні, відрізняються..наші міста гарніші і, мабуть, чистіші..і люди в нас привітніші..в Румунії багато контрастів.