ХАЛК: «Проблема была не в Спаллетти, а в игроках»
Нападающий «Зенита» о фиаско на ЧМ-2014, преображении своего клуба и многом другом
Нападающий «Зенита» и сборной Бразилии рассказал о том, как пережил фиаско на чемпионате мира, что возит в серебряном чемоданчике и почему продает сам себя в другой клуб.
– Как провели паузу в чемпионате России?
– У нас были небольшие каникулы – дней шесть или семь, и мы всей семьей поехали в Дубай. К сожалению, из-за чемпионата мира основной отпуск у меня получился коротким. И я рад, что теперь нам удалось провести время вместе.
– Удалось отдохнуть после довольно напряженного начала сезона?
– Да, перезарядил батарейки, и теперь полное ощущение, что стал сильнее и все у меня получается гораздо лучше.
– Судя по снимкам в социальной сети, в Дубае вы отдыхали вместе с семьей вашего коллеги по «Зениту» Доменико Кришито. Настолько сдружились?
– Кришито – один из моих лучших друзей в команде. Наши дети одного возраста, они приятели. Жены тоже нашли общий язык. Хотя в принципе в «Зените» я общаюсь со всеми.
– В отпуске мяч гоняли? Сложно представить, что нет...
– Да, я играю и на каникулах. Обязательно. Мои дети тоже любят футбол, так что мы с удовольствием гоняем мяч.
– Состоялся ли в Дубае матч семьи Халка против семьи Кришито?
– Матч был, только вот команды получились смешанными (смеется).
«ПОДНИМИ ГОЛОВУ. ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ»
– Расстроились, что на сей раз не получили вызов в сборную Бразилии?
– Ну да, немного огорчен. Но вызывать или не вызывать меня – это прерогатива нашего главного тренера. С Дунгой не поспоришь. Впрочем, не удалось поехать в сборную на этот раз – получится в следующий. К тому же у этой ситуации были свои плюсы. Я смог провести время с семьей, отдохнуть, восстановиться...
– С одной стороны, Дунга обновляет состав, а с другой – вызывает ветеранов Кака и Робинью. Что, по вашему мнению, происходит со сборной Бразилии?
– В голову Дунге не залезешь. К тому же я пропустил этот сбор и многого не знаю. А для тех ребят, кого на этот раз вызвали в команду, это радость, отличный опыт.
– Как вы восприняли слова Дунги о том, что «в сборной не может оставаться свободных мест, поэтому мы сразу подыскали Халку замену. Теперь он должен бороться за второй шанс...»
– Если честно, я по этому поводу не очень волнуюсь. Уверен, мне удастся вернуться в национальную команду. Ну а тем игрокам, которые сейчас в нее попали, хочу пожелать удачи.
– А что скажете о Сколари? Знаем, что в Бразилии его и сегодня многие боготворят, а другие считает, что он вообще не тренер для сборной...
– В футболе всегда так: если выигрываешь – ты хороший специалист, а когда проиграл – сразу перестают считать тренером. Луиз Фелипе – большой, уважаемый и очень хороший специалист. Когда Бразилия выиграла Кубок конфедераций, все перед ним преклонялись. Но стоило нам оступиться на чемпионате мира… Впрочем, все равно все знают, что Сколари – великий человек.
– Фиаско Бразилии на чемпионате мира – ваше самое большое футбольное разочарование? Или сейчас, спустя несколько месяцев, вы уже так не считаете?
– Такое никогда не забудешь. Мы мечтали о том, что сыграем в финале на «Маракане», представляли, как за нас будут болеть бразильские трибуны… А вместо этого с треском вылетели в полуфинале, да еще и с разгромным счетом. Разочарование было огромным. И останется со мной на всю жизнь.
– Простите, что возвращаем вас в эти грустные воспоминания, но… В матче 1/8 финала против Чили вы забили гол, но судья его не засчитал: по его мнению, была игра рукой. Не думали о том, что если бы этот гол все же был засчитан, то и для вас лично, и, может, для всей команды чемпионат мира сложился бы по-другому?
– Каждая игра – это такая маленькая отдельная история. Вряд ли наши дальнейшие выступления были следствием того матча с чилийцами. Хотя незасчитанный гол, о котором вы говорите, и пенальти, назначенный в наши ворота, – все это было не так уж и справедливо. В общем, думаю, немного засудили нас в той игре. Но понятно, что это в любом случае не имеет отношения к нашему жуткому поражению от немцев.
– Известно, что сразу после игры с Германией Андре Виллаш-Боаш прислал вам сообщение? Что, если не секрет, он вам написал?
– У нас с Андре шло постоянное общение на протяжении всего чемпионата. После удачных игр он меня поздравлял, что-то советовал... А после разгрома от немцев написал: «Подними голову. Жизнь продолжается. То, что произошло, в футболе случается».
Примерно такие сообщения пришли тогда от многих. Тех, кто меня знает и любит. Эти слова поддержки мне , конечно, немного помогли. Но стереть такое поражение из памяти невозможно.
80 ПРОЦЕНТОВ БРАЗИЛЬСКИХ ГАЗЕТ БЫЛИ ПРОТИВ НАС
– Даже страшно представить, что творилось после того матча в вашей раздевалке…
– Атмосфера была – как на похоронах. Головы опущены, кто-то плакал, кто-то молился. Никто не мог понять, что произошло. На разговоры друг с другом не было сил.
– Тяжело было настроиться на матч за третье место?
– Было сложно не то что настраиваться – приходить на тренировки. Все чувствовали усталость, опустошенность, почти не спали. Дни тянулись невыносимо долго. Мы мечтали об одном – чтобы все поскорее закончилось.
– А как поражения от немцев и голландцев пережили в Бразилии?
– Для всего нашего народа это стало невероятным потрясением, ведь люди ждали нашей победы в финале. А с другой стороны, обошлось без уличных беспорядков, демонстраций протеста и других проблем. За само проведение чемпионата Бразилию очень хвалили. Не хватило одного – чемпионского титула.
– Бразильцы – народ эмоциональный. Люди у вас на родине уже отошли от фиаско сборной?
– Такое сложно забыть. И вот еще что… В России или Португалии пресса, мне кажется, всегда на стороне сборной, игроков. Журналисты пытаются поддержать своих. В Бразилии, к несчастью, все наоборот. Во время чемпионата мира 80 процентов газет были против нас. Писали плохо о футболистах, рассказывали о таких вещах, которых на самом деле не было. Люди всегда верят прессе, поэтому многие были заранее настроены против сборной. Мне кажется, это стало одной из причин нашей неудачи.
– Сразу после провала сборной России на Euro-2012 один высокопоставленный и не слишком трезвый болельщик спровоцировал вашего одноклубника Андрея Аршавина, после чего родилась фраза, мгновенно ставшая крылатой: «Ваши ожидания – ваши проблемы»…
– Не знаю, что тогда у Андрея произошло, но в любом случае, мне кажется, не стоит так разговаривать с болельщиками. Они нас поддерживают, дают нам мотивацию. В то же время проявлений неуважения не должно быть с обеих сторон.
Что касается нашего выступления на чемпионате мира, то мы, безусловно, признаем свои ошибки и берем ответственность на себя. Но что поделать, если мы не всегда можем дать то, чего от нас ждут?
– В Бразилии много классных футболистов. Отобрать на чемпионат мира 23 игрока из россыпи звезд очень сложно. Может быть, проблема выбора – это еще одна из причин вашего провала?
– Будь я тренером, ни в коем случае не стал бы говорить, что переизбыток классных игроков – это плохо. Проблема – это когда футболистов не хватает. Выбирать может быть и не просто, но это намного лучше, чем когда выбрать не из кого.
– Считается, что смех и самоирония помогают выходить из тяжелых ситуаций…
– Когда ты проигрываешь в полуфинале домашнего чемпионата мира с разгромным счетом, шутить, поверьте, не хочется.
ГОТОВ ОСТАТЬСЯ В ПИТЕРЕ НАДОЛГО
– Сменим тему. Вы уже два года в «Зените». Как чувствуете себя в команде и в городе?
– Замечательно! Я наконец-то полностью адаптировался. Мне и моей семье нравится Петербург, а уж о команде и не говорю: «Зенит» – большой клуб с большой историей, здесь все прекрасно организовано. Раньше я думал о возможности уехать куда-то, но сейчас готов остаться здесь на много лет.
– При Лучано Спаллетти вы выглядели игроком, который до конца так и не вписался в зенитовский футбол. После прихода Виллаш-Боаша все изменилось – ваша игра стала более командной и более мощной. Португалец знает какой-то секрет?
– При Спаллетти я тоже играл хорошо: был лучшим бомбардиром команды, отдал больше всех голевых передач. Может быть, своей лучшей игры не показывал, но нельзя все это списывать на проблемы со Спаллетти. Плохая атмосфера в нашей команде была создана не тренером, а некоторыми игроками, которые думали о себе, а не о футболе.
Сейчас все поменялось. Даже атмосфера на нашей скамейке. Это заслуга не только Виллаш-Боаша, но и футболистов. Мы вместе радуемся победам, вместе отмечаем голы. Раньше такого не было. Как результат, мы стали лучше играть.
– Вы очень популярны в России. Наверное, и сами это чувствуете, когда к вам что в Петербурге, что в других городах подходят, чтобы взять автограф или сфотографироваться.
– Мне это нравится. Пытаюсь отвечать на внимание, как и чем могу. Вообще это прекрасный стимул для того, чтобы работать еще больше.
– После жеребьевки группового этапа Лиги чемпионов Гарай, Витсель и Хави Гарсия радовались тому, что «Зениту» досталась «Бенфика», ведь они играли за этот клуб. А как отреагировали вы, в прошлом игрок «Порту»?
– Я тоже был рад вернуться на «Да Луж». Когда играл за «Порту» – всегда забивал «Бенфике». И тут появилась возможность сделать то же самое. Я и сделал.
– Как оцените перспективы «Зенита» в нынешнем розыгрыше Лиги чемпионов и в российской премьер-лиге?
– Пока у нас в обоих турнирах дела идут достаточно хорошо. Но надо продолжать в том же духе. Обязательно выиграть чемпионат России – в двух предыдущих случаях сделать этого, к сожалению, не удалось. Особенно обидно было упустить золото прошлой весной, когда мы дома проиграли «Динамо». А в Лиге чемпионов будем стараться пройти как можно дальше.
ПРОДАЮ СЕБЯ, ЧТОБЫ КУПИТЬ КОГО-ТО ПОЛУЧШЕ
– В этом году вы впервые побывали на хоккее. Каковы впечатления?
– Мне и детям очень понравилось, и теперь мы – поклонники СКА. А после того, как у меня появился армейский свитер с седьмым номером и надписью «Халк», вообще стараемся не пропускать ни одного матча.
В правилах я, если честно, пока разобрался не до конца. Но мне очень нравится постоянное движение на площадке. На относительно небольшом пространстве игроки очень много перемещаются, вступают в борьбу. Мне по душе вся эта суета, реактивные скорости.
– Хоккейный свитер у вас уже есть. Может, и на коньки со временем встанете?
– Я боюсь (улыбается).
– На хоккее в Питере болеют не так, как на футболе?
– И СКА, и «Зенит» поддерживают очень сильно. Но разница в том, что пространства в хоккее меньше, а сама игра – интенсивнее. Поэтому в Ледовом трибуны поддерживают своих игроков без остановки. На футболе все иначе: в нашей игре атаковать беспрерывно на протяжении 90 минут невозможно.
– Когда «Зенит» отправляется на выездные матчи, то в руках у вас или у Данни можно заметить небольшой серебристый чемоданчик. Если не секрет – что в нем?
– Много шоколадок. Шутка, конечно. На самом деле на карантин, сбор или выездной матч берем с собой набор для карточной игры. За картами собираемся все вместе, с русскими ребятами.
– А мы предполагали, что в чемоданчике – компьютерная игровая приставка…
– Она меньше, для нее кейс не нужен.
– Создатели последней версии игры FIFA наградили вас самым мощным ударом в мире. Вот интересно: часто ли вы выбираете самого себя, когда играете на приставке в футбол?
– Я действительно люблю играть в эту игру, причем за разных футболистов. А еще мне нравится футбольный менеджер. В нем выбираю «Зенит», продаю и покупаю игроков, прохожу на новые уровни. По сути, работаю агентом (смеется).
– Но вы всегда в составе «Зенита» – или себя тоже можете продать?
– Бывает, и себя продаю, чтобы купить кого-то получше.
– А как поживает ваша коллекция бейсболок?
– Растет. Недавно мне подарили бейсболку с надписью «Н7» (то есть «Халк №7» – Прим. авт.). А еще есть экземпляры с гербом Петербурга.
– Говорят, вы любите петь, и получается вроде бы неплохо. Если бы вам предложили записать какой-нибудь трек – согласились бы?
– Вас кто-то ввел в заблуждение. Я очень плохо пою, так что лучше буду играть в футбол.
– Ваш шестилетний сын начал тренироваться в Академии «Зенита». Как у него успехи?
– Поначалу он немного стеснялся, но это в прошлом. Ему очень нравится. Настолько, что когда тренировка заканчивается, он спрашивает: «Папа, а когда будет следующая?» Я очень горжусь им. Несколько дней назад поймал себя на мысли: мне уже 28 лет, и у меня такой взрослый сын, что я веду его на тренировку. Может, и он станет профессиональным футболистом?
Если так произойдет – буду безумно счастлив.
СЭ
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Известного инсайдера возмутило то, что Дюбуа бросил вызов Полу
Боксер-блогер – о бое с легендой