Миодраг БОЖОВИЧ: «Риск – часть тренерской профессии»
И.о. главного тренера «Локомотива» не боится рисковать
«Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!» Эта знаменитая строчка – сто процентов про Божовича. Еще совсем недавно, проиграв с «Ростовом» в Сызрани кубковый матч, он был готов попрощаться с гостеприимной Россией и уже собирал чемоданы, а теперь я беру у него интервью, как у главного тренера «Локомотива». Миодраг, как всегда спокоен, улыбчив, ироничен. Видно, что неизвестность его не пугает, и в будущее он смотрит с верой в лучшее. А как еще должен вести себя настоящий мужчина, чье прозвище – граф Монтенегро?
– Говорят, в одну реку дважды не входят. Вы после «Москвы» и «Динамо» собираетесь возглавить уже третий столичный клуб. Выходит, тренер Божович либо очень рисковый человек, либо совершенно не верит в приметы?
– Риск вообще часть нашей профессии. Тренер рискует всегда и во всем – определяя состав, делая замены, приглашая футболистов. Ты должен помнить, что стоишь на грани, поскольку целиком и полностью зависишь от результата.
– А в приметы какие-нибудь верите?
– Нет. Верю в одно: то, что ты отдаешь другим, в итоге к тебе и возвращается.
– Вы из тех тренеров, которые считают, что люди вашей профессии не должны простаивать, и потому готовы согласиться на любую работу – или для вас важно, с каким клубом предстоит связать свою судьбу?
– Даже если впереди маячит пустота, не рискну согласиться на работу с первой попавшейся командой. Для меня важно, какие у нее амбиции, хочет она двигаться вперед или собирается жить одним днем.
– Среди команд, в которых вы работали, была та, которую можно считать ошибкой выбора?
– Слава богу, нет.
– А «Динамо»?
– Это была хорошая школа.
– Когда и от кого вы впервые услышали, что вами интересуется «Локомотив»?
– Сразу после ухода из «Ростова». Я уже собирался домой, в Черногорию. После кубкового поражения в Сызрани настроение было отвратительным, я испытывал только одно желание: уехать и побыть одному. Но позвонил спортивный директор «Локомотива» Кирилл Котов.
– Долго раздумывали над предложением «Локо»?
– Я понял, что это единственный шанс взять себя в руки. Мне предлагал работу уважаемый клуб с большой историей и амбициями. Так что все решилось сразу.
– Словом, это было предложение, от которого невозможно отказаться?
– Если вы имеете в виду деньги, то это не так. Я работал в «Динамо», а теперь у меня появилась возможность возглавить «Локомотив». Только представьте, сколько тренеров в России мечтают работать с такими командами!
– Судьба пяти ваших предшественников в «Локомотиве» не настораживала?
– Нисколько. У каждого тренера своя судьба. Семин, Красножан, Коусейру, Билич, Кучук – все они превосходные специалисты. У меня очень хорошие отношения с Биличем. Он мастер своего дела. Но иногда, несмотря на все свое умение, тренер не в силах справиться с обстоятельствами, которые мешают ему дать результат. Мы – народ зависимый. Если удается перешагнуть через что-то, а порой и через самого себя, значит, ты победитель, нет – с вещами на выход. Даже легенде российского футбола Олегу Романцеву пришлось уйти из своего «Спартака». Заметьте – пришлось!
– Вас не смутило, что впервые предстоит работать в клубе, который возглавляет женщина?
– Почему меня это должно смущать?
– Обычно президентский пост доверяют представителям сильного пола…
– Человек – есть человек. Он либо хороший, либо плохой. И не важно, какого он пола. За годы профессиональной деятельности мне доводилось иметь дело с разными людьми. И представьте, среди них попадались очень порядочные, знающие свое дело женщины. А вот среди мужиков встречались хитрецы и интриганы. Если у меня что-то не получится в «Локомотиве», то, будьте уверены, виновата в этом будет не Ольга Юрьевна, а я сам.
На самом деле женщины в футболе не такое уже аномальное явление. Насколько я помню, президентом «Ромы» была представительница слабого пола. А хозяйка «Марселя» – очаровательная россиянка. Так что их появление в футболе не из разряда сенсационных. Кстати, в вашей стране председатель Центрального банка тоже не мужчина.
– Какое впечатление произвела на вас при встрече госпожа Смородская?
– Самое приятное. Но, поверьте, я видел перед собой прежде всего руководителя клуба, а не женщину. Могу вам сказать, что мы подписали контракт, основа которого – полное доверие. В нем не прописаны какие-либо отступные, которые так часто волнуют моих коллег. Я заработал в России достаточно денег.
– Что важнее всего для тренера, который принимает команду в разгар сезона?
– Удача.
– А знание команды, в которую приходит этот тренер, играет большую роль?
– Очень. В этом отношении мне повезло. С Самедовым, Шешуковым, Тарасовым, Логашовым я уже работал. Знаю Дюрицу, Шишкина, Янбаева, Тигорева, Алексея Миранчука, Майкона, Гильерме. Кого-то больше, кого-то меньше.
– Матч первого круга с «Локомотивом» будете пересматривать?
– А зачем? Мы после перерыва играем с «Тереком». Вот его встречи посмотреть будет не лишним.
– Не так давно вы очень хорошо отзывались о Логашове, который неплохо выглядел в «Ростове». Сейчас он вернулся в «Локомотив», но в состав не попадает. Есть ли вариант, что с приходом тренера Божовича ситуация изменится?
– Своего мнения об Арсении я не поменял. Но он сейчас травмирован, а когда вернется в строй и наберет форму, то все будет зависеть от него самого. Это очень перспективный защитник. Капелло стоило бы взять его на заметку.
– В силу финансовых обстоятельств вы не могли позволить себе в «Ростове» приобретать дорогих футболистов. У «Локомотива» такая возможность есть. Собираетесь этим воспользоваться в межсезонье?
– Давайте посмотрим, с каким багажом команда уйдет на зимний перерыв. Тогда и определим болевые точки в отдельных линиях. Замечу лишь, мне очень жаль, что ушел Диарра, которого считал одним из лучших легионеров в российском футболе.
– Вы всегда ладили с болельщиками клубов, где доводилось работать. Нет опасения, что с фанатами «Локомотива» будет сложнее?
– Если они действительно болеют за команду, то будут болеть и за меня. Неважно, кто тренер их команды. Самое главное – результат и игра, с помощью которой он достигается. Поверьте, это лучший способ находить общий язык с теми, для кого ты выходишь на поле.
– Кто вошел в ваш тренерский штаб?
– Это Войе Чалов и Милорад Баевич, с которыми мы вместе трудились в «Ростове». Игоря Черевченко представлять не надо.
– Не могу не спросить о поставленных перед вами задачах, хотя в недавнем интервью «СЭ» президент клуба сказала, что поскольку борьба за золото вряд ли возможна, то нужно постараться попасть в зоны еврокубков.
– Так оно и есть. Наверное, не скажу ничего нового: в каждом матче будем играть только на победу.
– Многие считают, что с таким составом, поставленной игрой и отсутствием финансовых проблем «Зенит» уже гарантированный чемпион. В то же время Олег Романцев категорически с этим не согласен. А каково ваше мнение?
– Думаю, Романцев прав: слишком уж мало времени прошло с начала чемпионата. Хотя по подбору футболистов высокого класса «Зенит» сегодня в российском футболе, безусловно, клуб номер один.
– Сборная Черногории оказалась в одной отборочной группе Еurо-2016 с россиянами. Способны ли ваши соотечественники преподнести сюрприз?
– Вполне. В нашей сборной собраны игроки с характером бойцов, и это ее главный козырь.
– Черногорцы – народ терпеливый?
– А как вы думаете, почему я здесь?
– Тогда от всей души желаем Миодрагу Божовичу удивить всех со своей новой командой. Приятно удивить!
Спорт-Экспресс
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Тренер посоветовал украинцу лучше отрабатывать в обороне
Студентка Сидни Томас за одну ночь стала мировой знаменитостью