Дмитрий ХАРИТОНОВ: «Я всегда болею за сенсацию»
Автор книги «Футбольные войны» - о книге, любви к футболу и чемпионате мира
В начале 2014-го года увидело свет второе издание книги «Футбольные войны», чтива, конечно же, о футболе, истории и их влиянии друг на друга. О том, как рождалась книга, о главных эпизодах и мотивах их написания Sport.ua рассказал автор – Дмитрий Харитонов.
- Когда я написал эту книгу, мне хотелось, чтобы среди ее покупателей было много покупателей-женщин, потому что футбол – это такой тайный мир мужчин, он полон страстей. А ведь футбол – простая игра. Ничего не надо. Поставил двое ворот, из булыжников штанги смастерил, взял мяч, а то может и банку, или клубок, скрученный из тряпок, и все. Невероятно демократичная игра. А с другой стороны, смотрите, у нас на обложке книжки есть фразы: «Футбол - как ядерная война. Здесь нет победителей, есть только выжившие». Это правда, это жесткий вид спорта, с огромными доходами. Это шоу-бизнес настоящий, в котором огромные деньги, и за который яростно болеет три четверти населения планеты. Мне было интересно показать, как в разных странах футбол влиял на историю, и история влияла на футбол. Вот у меня есть глава в книжке про то, как Боливия потеряла выход к Тихому океану после войны с Перу - это было давным-давно, в 19-м веке. Тогда перуанцы выиграли войну и отобрали у Боливии 400 км побережья с несколькими портами. У Боливии сегодня нет выхода к морю, но каждый год они отмечают праздник 23 марта - День моря. Это, фактически, главный национальный праздник страны. Символ национальной мечты Боливии - возвращения статуса морской державы
Сейчас в нашей стране многое зависит от политики, а футбол и политика – это практически одно и то же. Есть люди, которые футболу вообще обязаны очень многим, если не всем. Например, когда Берлускони купил «Милан» в середине 80-х, а потом сделал партию Forza Italia в середине 90-х, то именно футбол во многом помог ему стать трижды премьер-министром страны.
Любопытно, что после финала Лиги чемпионов, в котором «Милан» играл с «Ливерпулем», вел после первого тайма 3:0, но в итоге «Ливерпуль» сравнял счет и выиграл по пенальти, Берлускони сказал: «Футбол - как политика. Кажется, что у тебя все в кармане и весь мир у твоих ног, но вдруг все переворачивается и оказывается, что ты никто и ничто, и ничего у тебя нет». Вот так и в жизни часто бывает - как говорится: «И последние станут первыми»
Я впервые пошел на футбол, когда мне было 10 лет. Я родился в Харькове. Я помню: был матч Кубка СССР «Металлист» - «Карпаты». «Металлист» был во второй лиге, а «Карпаты» играли в первой. Мне отец говорил, что «Металлист» слабее, но после первого тайма они вели 2:0. После второго было – 2:2, и по пенальти «Карпаты» проиграли. И я помню этот невероятный эмоциональный всплеск и затем разочарование от исхода так удачно складывавшегося поединка. А е сли играют действительно великие футболисты, то ты вообще часто не можешь предугадать, как эта драма будет разворачиваться. Вот как последний финал Лиги чемпионов, когда мадридскому «Атлетико» не хватило двух минут, чтобы войти в Историю в качестве триумфаторов.
- Для вас футбол – это эмоции в первую очередь, получается. А как же тактика, мастерство футболистов?
- Конечно, смотреть, кто на какой позиции, не всегда получается. Смотришь, все-таки, на красоту игры, отдаются или не отдаются. С моей точки зрения, футбол – это еще и проявление ментальности народа. Чего народ стоит на сегодня, к чему от готов, готов ли он прыгнуть выше собственной планки, подвиг совершить.
Вот две возможности было у сборной Украины прыгнуть выше головы, показать, что она может переломить обстоятельства. Это 2006-й год, когда мы сенсационно вышли в четвертьфинал ЧМ в Германии и играли с итальянцами. И, казалось бы, выиграйте еще одну игру, у вас бронзовые медали. И все, ребята, вы бессмертны, ваши имена в Википедии, в энциклопедиях и т.д. Но я был поражен, когда читал прессу, где наши ребята говорили, как их тянет домой, как им снится борщ, как они устали. Ребята, это понятно, что устали, но потерпите! Останьтесь еще на неделю, совершите подвиг, как 300 спартанцев -ведь такого шанса никогда, возможно, уже больше не будет. Здесь и сейчас! Вот как хорваты в 98-м разорвали Германию и стали бронзовыми призерами ЧМ. Маленькая нация, ничего нет, экономики нет, разбомбленная в результате войны с Югославией. Но это сила духа, показатель того, на что готова нация!
И вот мы в 2006-м не реализовали мечту, и вот сейчас, когда мы в плей-оффе к Бразилии у французов 2:0 выигрывали после первого матча и проиграли в Париже. Ребята, выйдите же в Париже, вцепитесь, как бульдоги, в икры этим французам, ведь другого шанса не будет. Но вновь мы у разбитого корыта. И это показывает, что, к сожалению, мы пока не готовы решать глобальные задачи.
И обратите внимание - мы практически всегда проигрываем футбольным грандам. За очень-очень редким исключением. Даже на домашнем чемпионате Европы заранее выбросили белый флаг перед теми же французами, безвольно уступив в Донецке 0-2. Мы даже здесь умудрились опровергнуть знаменитое правило, что дома и родные стен
- Вы о футболе можете говорить долго, но как получилось, что вы в книге остановились именно на 22 главах, и от каких историй пришлось отказаться?
- Я хотел написать о взаимоотношениях Армении и Турции. У них же отвратительное отношение из-за геноцида армян, который турки не признают. Вот в следующем году будет как раз сто лет геноциду. И вот недавно они решили сыграть футбольные матчи, которые ничем не помогли. Но в данном случае футбол нисколько не сблизил эти страны. Я выбирал другие, более интересные темы. Вот влияние футбола на мир в Африке, знаменитое противостояние Хрущева и Франко, война знаменитая Сальвадора с Гондурасом, конфликт Боливии и Перу. Мне кажется, эти главы более интересны, там есть драма, хотя тема, конечно, просто безгранична. Здесь можно было бы смело добавить еще десяток тем. Надеюсь, будет еще одно издание книжки, почему бы и нет.
- Какая глава давалась тяжелее всего?
- Тяжелее всего давалась глава «Футбол изобрели в Древнем Египте!» Потому что там столько хотелось написать. Но, когда пишешь много, всегда пропадает главное. Я всегда говорю, что плотность текста должна быть хороша для восприятия, а во-вторых, как в Древнем Египте пирамиды строили так, что до сих пор лезвие ножа нельзя просунуть между двумя камнями - вот такая плотность. То есть интерес человека нельзя терять по мере чтения им книжки. Поэтому всегда главное – взять тот минимум материла, который будет интересен.
- За кого будете болеть на предстоящем чемпионате мира?
- Я всегда болею за тех, кто может преподнести сюрприз. Я как-то был на Майорке, когда играли Испания и Гондурас. Испанцы тогда уже были чемпионами Европы и было понятно, что у Гондураса никаких шансов, но я сидел в баре, наполненном испанскими болельщиками, и желал, чтобы Гондурас создал сенсацию. И когда испанцы не забили с пенальти, все сидели в трауре, а я думал: «А неплохо события развиваются….» Потом гондурасцы проиграли 3:0, но все равно 45 минут держались!
Мне нравятся африканские команды: Нигерия, Камерун, Кот-д’Ивуар. Они играют душой, сердцем. Может, у них иногда проблемы с тактикой, но это великолепное зрелище. Я всегда с удовольствием смотрю африканские команды. Поэтому я всегда болею за сенсацию, и даже радуюсь, когда фавориты проигрывают. Потому что никто не удивится, если Бразилия играет с Испанией в финале, а вот если Бразилия играет с командой, на которую никто не ставил, это другое дело. Хотя на этом чемпионате мира будет самая беззвездная Бразилия за последние тридцать лет.
Sport.ua
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Команда Александра Косенко одержала вторую победу в квалификации Евро-2026
Украинец закрыл комментарии на своей странице в Instagram