ХРИСТИЧ: "Мне сейчас не до хоккея"
Экс-НХЛовец Дмитрий Христич летает в США раз в три месяца
Дмитрий Христич, 37 лет, играл в команде со звездами советского и североамериканского хоккея — Вячеславом Фетисовым, Сергеем Макаровым, Вейном Гретцки. Христич стал первым хоккеистом, который выиграл арбитражный суд у клуба Национальной хоккейной лиги ”Бостон Брюинз”. Клуб хотел платить украинцу $1,5 млн. в год, а он ”выбил” $2,8 млн. Дмитрий играл и за сборную Украины на Олимпиаде-2002.
Встречаемся в киевском ресторане ”Бульдог”. Съемки там запрещены. Предлагаем хоккеисту сфотографироваться возле его машины ”Фольксваген Бора”.
— Да что вы? Она же кричит: ”Помой меня!” — Дмитрий говорит по-русски с акцентом.
Возвращаемся в ресторан. Заказываем пиво.
Часто ходите на хоккей?
— В этом году еще не был. ”Сокол” играет в Броварах. Туда не слишком удобно добираться. Да и смотреть не на что, — говорит Христич. — И президента федерации какого-то непонятного избрали. Лучше пойду вечером на каток, покатаюсь.
Почему вы, лучший украинский хоккеист, сегодня не востребованы в отечественном хоккее?
— Просто не до хоккея мне сейчас. Когда выступал, был нужен. Сейчас у меня нет определенного рода занятий. Занимаюсь своей личной жизнью. (Как мы узнали, Христич — совладелец одного из киевских ночных клубов. — ” ГПУ”).
Благодаря чему сборной Украины восемь лет подряд удается играть в самом сильном дивизионе мирового первенства?
— Энтузиазм. Денег никто не платит. Когда я выступал в НХЛ, приезжал играть за сборную за тысячу долларов. Их платили не за каждую победу, а за решение задачи — остаться в группе самых сильных.
Алексей Житник решил выступать за Россию. Почему вы не избрали этот путь?
— Когда Украина еще не выступала в самом сильном дивизионе, россияне интересовались, не хотел ли бы я поиграть за их сборную. Я согласился, но официальное предложение так и не поступило.
Вы играли в чемпионате СССР и НХЛ. Можете сравнить эти два турнира?
— На чемпионат СССР я, молодой, смотрел с восторгом — все классно, одни звезды. Когда поехал в НХЛ, глянул на вещи более трезво. В этой организации игроки себе форму не стирают. А об игровом уровне и говорить нечего. Хоккейная элита, хоть и ввели в НХЛ ”потолок” зарплат, рвется за океан.
В 1990-м вы стали чемпионом мира в составе сборной СССР. Как чувствовали себя среди звезд?
— Нормально. Конечно, были группирования. Но и Фетисов, и Макаров, которые уже выступали в НХЛ, не были высокомерными. С последним общаемся на матчах ветеранов. Фетисов узнает, здоровается, но сразу говорит: ”Извини, занят, надо бежать”.
В сборной вы работали с легендарным тренером Виктором Тихоновым. Что скажете о нем?
— Фанат хоккея. Кроме него, ничего не замечает. Поэтому Тихонова называют диктатором. Его помощником был ныне покойный Игорь Дмитриев из команды ”Крылья Советов”. Связь с тренером хоккеисты держали через него. В финале Игр доброй воли-90 в Сиетле мы противостояли сборной США. Проигрывали 2:3, в нападении перешли на игру в две тройки. Каменский через 13 секунд сравнял счет. В дополнительном времени я не играл. Наступила очередь були то в. Сижу на скамье, слышу, Дмитриев обращается к Тихонову: ”Пусть бьет Христич”. Тренер ”на автомате” кивнул головой, соглашаясь. Я чуть со скамьи не упал. Однако гол забил. Как и Семак. С ним интересная история вышла. Ворота американского стиля: белая прозрачная сетка, белая штанга. Тихонов говорит: не обы грыва й, лед плохой, бросай сразу. Однако Семак решил обыграть и все-таки попал в ворота. Сетка натянута на ворота предельно — шайба вылетела сразу. Тихонову показалось, что гола не было — ворота были дальними. Пока Семак возвращался, тренер вы матерился: ”Я ж ему, барану, говорил, как нужно бросать”. Дмитриев отвечает: ”Васильевич, Семак забил”. ”А, забил. Ну, это хорошо, хорошо”, — успокоился главный.
Как попали в НХЛ?
— На молодежном чемпионате мира-1989 в Аляске подошли скауты из ”Вашингтона”: ”Классно играешь, хочешь за нас?” Я ответил: ”Вызывайте, приеду”. Даже не помню, на каком языке разговаривали. Потом и забыл об этом. А смотрю телевизор, слышу, что ”Вашингтон” на драфте выбрал Христича. Из Союза выпускали только 28-летних. Но тогда СССР распадался. Украинское хоккейное руководство не хотело делиться с Москвой. Меня отпустили, еще и деньги неплохие заработали. Приехал в Вашингтон. Там уже играли Татаринов и Петер Бондра. Последний помогал мне адаптироваться. Татаринов держался в стороне.
В ”Лос-Анджелес Кингз” вы играли вместе с Вейном Гретцки. Общались с ним?
— Нет. Разница в возрасте давала себя знать. Вейн старше меня на 8 лет. Как-то в гольф играл с партнерами неподалеку от дома Гретцки. Он вышел, пригласил к себе. Посидели полчаса.
Правда, что в США за стоматологическую операцию вы заплатили 69 тысяч долларов?
— Когда играл за ”Вашингтон”, в лицо попала шайба. Четыре зуба вылетело. Поставил мост, он тоже сломался. Никто из врачей не брался ”ремонтировать”. Наконец, нашел эскулапа с инженерным образованием. Он поставил мне зубы и показал счет — 69 тысяч долларов. Я даже вздрогнул. Хорошо, что клуб заплатил больше половины.
Христич живет в Киеве с подругой Ольгой. Раз в три месяца летает в США. Там, в Нью-Гэмпшире, недалеко от Нью-Йорка, с 1991-го живут его родители. А также первая жена и 9-летний сын Кай.
— С сыном общаемся по-английски. С бывшей женой нам говорить не о чем.
В США Дмитрий летает рейсом Киев — Нью-Йорк. Иногда через Париж или Цюрих.
— В последний раз добрался из Нью-Йорка в Киев за семь с половиной часов. Так быстро еще не летал, — говорит хоккеист.
Досье.
Дмитрий Христич
1969, 23 июля — родился в Киеве
1985 — начал играть за ”Сокол”
1990 — стал чемпионом мира
1990 — уехал в Вашингтон, женился на американке Эйрин
1998 — родился сын Кай
2002 — выиграл арбитражный суд у ”Бостона”, выступил на Олимпиаде
2003 — играл в чемпионате России за магнитогорский ”Металлург”
2004 — завершил карьеру
Разведен
Роман Шахрай, газета по-украински
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Джастис Хуни считает, что верх снова возьмет украинец
«Кременчуг» феерично взял реванш у «Шторма» за неудачу в Одессе