Валерий КАРПИН: «Надеемся, Мовсисян в этом году еще сыграет»
Главный тренер «Спартака» о победе над «Зенитом»
Победа над «Зенитом» при всей ее значимости вряд ли отправила главного тренера «Спартака» на седьмое небо – на вопросы о прошедшей встрече и ее итогах, состоянии травмированных, предстоящем дерби с ЦСКА Карпин отвечал спокойно, деловито, с юмором, но без намека на пафос
РЕШЕНИЕ ПО РЕБРОВУ ПРИНЯЛ ТОЛЬКО В ПЯТНИЦУ
– На пресс-конференции вы сказали, что игроки собираются отметить победу в ресторане, а вы, возможно, к ним присоединитесь. Добрались в итоге до заведения?
– Да, заехал на час.
– И какой нашли атмосферу? Режим не слишком был нарушен?
– Да нет, нормально все. Сейчас футболисты особо не увлекаются – это в советские времена подобная проблема существовала, теперь же народ держит себя в руках. Профессионалы, словом.
– Вы оговорились еще на стадионе, что на этот раз ни за кого платить не станете (раньше после голов, забитых со «стандартов», Карпин это практиковал). Неужели Ребров или Мовсисян этого не заслуживали?
– Так это они, наоборот, должны были «поляну накрыть». (Усмехается.) Они попали в стартовый состав, получат премиальные – так что все справедливо. Шучу, конечно, – ничего подобного от ребят не требовалось.
– Если перейти на более серьезный лад, то о чем подумали, когда на 19-й минуте арбитр при счете 0:1 назначил пенальти в ворота «Спартака»?
– Мелькнула мысль: «Похоже, начинается повторение матча с «Локомотивом». Дебют встречи с питерцами складывался почти так же. Да, даже 0:2 еще не поражение, но уж больно похоже все получалось… Хотя и два мяча отыгрываются – нельзя раньше времени паниковать.
– А когда Ребров отразил удар Халка с 11-метровой отметки, что в голову пришло?
– Появилась надежда, что сейчас успокоимся и матч пойдет по другому сценарию. Что, собственно, и произошло.
– К слову, в какой момент приняли решение доверить место в воротах Реброву, а не Песьякову? Сразу после неудачи с «Локо», в ходе недели, за сутки до встречи с «Зенитом»?
– Нет, не сразу после того поражения, но и не впритык – где-то в пятницу.
– Выходит, поначалу Песьяков не был обречен на роль второго голкипера в поединке с сине-бело-голубыми?
– Не нравится мне это слово – «обречен». Никто никогда не обречен, но и ничего за собой не бронирует навечно. В футболе каждый день все меняется – как, собственно, и в обычной жизни. Да, вратарская позиция несколько отличается от других, но один-два-три матча не могут обеспечить голкиперу железное место в составе. Незаменимыми себя могут ощущать многие, но в мире только единицы являются таковыми по факту, а не на бумаге.
– Кто, кстати, входит в число неприкасаемых, на ваш взгляд?
– Навскидку – Месси, Криштиану Роналду, Ибрагимович. Возможно, еще пара-тройка людей есть.
И В МЫСЛЯХ НЕТ ТОЛПИТЬСЯ В СВОЕЙ ШТРАФНОЙ
– Вы уже упоминали, что в начале матча с «Зенитом» команда не выполняла установку. В чем именно? И что изменилось в этом смысле после пенальти Халка?
– Во-первых, не наблюдалось быстрого возврата в оборону, что было необходимо, да и прессинг не по одному человеку, а общекомандный отсутствовал – как делали в матче на «Петровском». Потом, правда, мы исправились. Думаю, ранний гол в наши ворота повлиял на ребят: захотелось поскорее сравнять счет, захлестнули эмоции – отсюда и разрывы в линиях, и опасные контратаки соперника.
– Со стороны тоже показалось, что тактический план красно-белых стал таким же, как в выездной встрече с «Зенитом»: ставка на высокий плотный прессинг. Не кажется ли вам, несмотря на победу, что подобные действия против питерцев чересчур рискованны?
– Да, определенный риск был, но какой счет горел на табло после финального свистка, вы видели. Здесь 4:2 победили, там два гола забили. В той игре «Спартаку», наверное, не хватило сил – сейчас представители «Зенита» то же самое говорят. В Санкт-Петербурге матч тоже ведь вполне мог сложиться иначе, но тогда перевес оказался на стороне хозяев, сейчас – на нашей. Конечно, есть вариант сыграть с питерцами, как «Амкар», но «Спартак» так – очень «низко» к своим воротам – не то что не может, просто не умеет.
– Считаете это изъяном?
– Мы такой футбол не практикуем в принципе: линия обороны непосредственно в штрафной, скопление девяти игроков вокруг нее и внутри. Этого и в мыслях нет – ни у игроков, ни у тренерского штаба. В общем, отрабатываем то, что потом хотим видеть на поле в официальных матчах, но это точно не три четвертых команды сзади, а там – как получится. Такое легче и проще, но это – не для «Спартака». Тут момент принципиальный, хотя подобное многим клубам и приносит результат.
ОТСТАНЬТЕ ОТ КАРИОКИ
– У меня есть подозрения, что Рафаэл Кариока провел свой последний матч на месте центрального защитника. Подтвердите их – или развейте.
– Очень надеюсь на то, что бразилец действительно больше не будет выступать на этой позиции.
– Потому что представители этого амплуа должны скоро выздороветь – или потому, что Кариока так сыграл?
– Первое. Но почему вы к Кариоке-то привязались? Он выглядел так же, как вся оборона. Макеев что, лучше был? Или хуже? Евгений сыграл так же, как напарник, но все обсуждают только бразильца.
– Видимо, первый мяч в ворота Реброва в голове отложился – Кариока ведь даже не подкатился под наносившего удар Кержакова…
– Разве только наш легионер повинен в том голе? Многие помнят только концовку эпизода, хотя любой пропущенный мяч, как правило, следствие целой цепочки ошибок. Но люди видят лишь завершающую стадию: сначала за спину упустили Кришито, Макеев на подстраховку не успел, Паршивлюк же в этот момент действовал по Аршавину, так что, как говорится, непричастен.
Конкретного «виновного» всегда можно с легкостью найти: не будь ошибок, никто не забивал бы. Но дело-то не в этом: обороняется вся команда, начиная от нападающих. И акцентировать внимание на одном только Кариоке не нужно – не из-за него «Спартак» в целом играл в первые минуты не так, как следовало бы. То, что хавбеки соперника свободно выдвигались вперед из второй линии атаки, не проблема Кариоки. Точнее, не одного его его проблема.
– В понедельник стало известно, что травма Мовсисяна, возможно, не позволит ему выходить на поле вплоть до зимней паузы в чемпионате. Для вас очередная головная боль намечается.
– Надеемся, что в итоге все будет нормально. Ну, а что касается повреждений… Знаете, это уже грустную улыбку вызывает. Болельщики и специалисты в один голос рассуждают о том, кому кого недостает в других командах – за исключением «Спартака». Бывает, что на больничном одновременно оказываются, допустим, вратарь, хавбек и нападающий. Да, неприятно, но у нас-то вообще все время «бьет» в одну точку: выкашивает центральных защитников. Но об этом почему-то никто не говорит.
– Как же – вы постоянно проблему озвучиваете.
– И только. В единственном числе. Нужно сказать спасибо команде, которая в таких условиях дает на данный момент достойный результат – ведь многим приходится выступать не на своих «родных» позициях, закрывая собой отсутствующих Боккетти, Таски, Брызгалова, Жоау Карлоса. После поединка с «Зенитом» услышал следующее: мол, если бы не сломался Ломбертс, у питерцев лучше получилось. Про «Спартак», где четверо, а не один травмированный в центре обороны, почему-то так не говорят.
– Надо полагать, все-таки существует вероятность того, что на следующий матч с ЦСКА выйдет не Мовсисян, а Барриос. Между тем отношение к парагвайцу у болельщиков пока, скажем так, неоднозначное. А что скажете вы?
– Меня «радует» словечко «пока». Не понимаю, как можно судить о футболисте так или этак, при том что он еще ни разу не провел все 90 минут во встречах чемпионата. Поэтому мне, честно говоря, просто смешно слышать какие-то оценки форварда. Человек выходит на замену и делает то, что от него требуется, – к примеру, отодвигает игру от наших ворот. Так происходило и против «Зенита», и против «Ростова», и против «Анжи».
Барриос постоянно цепляется за мяч на чужой половине, ослабляет давление на оборону «Спартака» – причем выполняет это хорошо. Однако это мало кому интересно: от нападающего все ждут только голов. И почему-то мало кого волнует, что Лукас с мая лишь дважды сыграл больше тайма: 70 минут с «Санкт-Галленом» и 90 – с «Шинником». Плюс травма выводила его из строя на два месяца, когда человек только-только начал форму набирать.
Иными словами, не нужно кидать в форварда камни только потому, что он какое-то время не забивает, – здесь миллион нюансов, которые не видны со стороны. Но судить-то берутся все.
– То есть у вас больших претензий к Барриосу нет?
– Не то что больших – вообще никаких. Ни одной.
– И снова – о травмированных. Успеет ли восстановиться к дерби Жоау Карлос? И как дела у Боккетти, Таски, Брызгалова, Ромулу?
– По идее Жоау должен успеть подойти к встрече с армейцами. Брызгалов же, если все пойдет нормально, может влиться в общую группу ближе к концу ноября, остальных ждем там в январе. По крайней мере надеемся на это.
НУЖНО ИДТИ ПО ПУТИ АНГЛИИ
– Все на той же пресс-конференции после окончания игры с «Зенитом» вы сказали, что «Спартак» посвятил победу своему преданному болельщику Михаилу Ефремову, который в день матча отметил свое 50-летие. Популярный актер стал одним из тех, кто по решению КДК РФС не смог в воскресенье попасть на трибуны «Локомотива». А как вы оцениваете ситуацию «футбол без зрителей»?
– Да тут и оценивать нечего. Всем понятно, что футбол при пустых секторах – это не футбол. О другом следует говорить. Наказание хорошо только тогда, когда оно реально наказывает виновных. А в нашем случае подверглись санкциям все, кроме тех самых виновных. Людям, затеявшим беспорядки в Ярославле, не попасть на матчи с «Локомотивом» и «Зенитом» не проблема. Они свою задачу выполнили, спровоцировали скандал и остались счастливы и довольны. А пострадали все остальные. Это все равно что под суд отдать не убийцу, а его родителей, родственников, соседей, да весь город – только не его самого.
– То есть вы за пересмотр Дисциплинарного регламента в соответствующей части?
– Понятно, что его положения нужно менять, но само по себе это полумера. В Англии подобным вопросом вплотную занялось государство – и все, в общем и целом, наладилось. Но клубы же не имеют права ни на досмотр, ни на отказ в прохождении на сектора, ни на что-то другое из этой области. Нам говорят: «Следует проводить работу с болельщиками». Да это бред при таких «полномочиях». В общем, по-моему, ясно, кто и как должен решать такого рода проблемы, – было бы желание.
– Трудно не согласиться. Но давайте вернемся к футболу. Вечером в воскресенье наткнулся на такую запись одного из поклонников «Зенита»: «Нужно чтобы ОНИ поняли: можно проиграть кому угодно, только не мясу». Греют душу такие высказывания?
– Нет. Эмоции болельщика чистой воды.
ХИМКИ, ВОСТОЧНАЯ, ЕКАТЕРИНБУРГ…
– Дерби, судя по всему, пройдет в Химках. Как вам такой вариант?
– Где скажут, там и сыграем – от нас это не зависит. Химки так Химки, стадион Стрельцова так стадион Стрельцова, Екатеринбург так Екатеринбург. Главное, чтобы вышли одиннадцать на одиннадцать, поле оказалось в хорошем состоянии и спартаковские болельщики были на трибунах.
– Спаллетти сетовал на календарь: один тяжелый матч, сразу за ним следующий. Красно-белые в той же ситуации. Как вы относитесь к такому расписанию?
– И это мы не в силах изменить. Тем более, «Спартак» по самым разным причинам из 16 встреч нынешнего чемпионата провел только пять полноценных домашних.
– Зато во второй половине сезона в родных стенах чаще выступать будете…
– Но очки-то нужно набирать здесь и сейчас. Эту задачу никто не снимает, исходя из обстоятельств.
СЭ
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Жена главного тренера киевского Динамо приоткрыла занавес семейной жизни
Признание получил Сэр Алекс Фергюсон