САЛЕНКО: «Многие говорят о футболе, но специалистов мало»
Футбольный эксперт о карьере, о Лобановском, о работе на ТВ и о матче сборной с Сан-Марино + ВИДЕО
В гостях у Sport.ua побывал бывший футболист, поигравший за сборные СССР, Украины и России, а ныне известный футбольный эксперт Олег Саленко, и ответил на вопросы редакции и посетителей сайта.
- Что изменилось в сборной Украины с приходом Михаила Фоменко?
- Дело в том, что важно настроить игроков, когда они приезжают в сборную из своих клубов, что клубы – это одно, а сборная – это другое. И это пока удается, игроки выходят – полностью отдаются на поле, и есть результат. Это сейчас необходимо, даже в игре с Сан-Марино. У нас часто бывает недооценка соперника, мол, и так пройдем. А Фоменко, как и Лобановский, умеет настраивать и находить моменты вот этого психологического плана.
- Как избежать недооценки соперника в матче с Сан-Марино?*
- Я думаю, первое, что тренер сделал – это собрал ребят и сказал, что эта игра ответственная. Три очка нужны, нужно выигрывать. Конечно, мы все это рассматриваем, как подготовку к игре со сборной Англии. Но должно быть понимание, что и эту игру нужно выиграть кровь из носу. Это психология. Команда должна забить, а потом уже дальше думать.
- Как считаете, Украине по силам обыграть сборную Англии?
- Я сейчас много интервью даю по этому поводу и говорю, что нельзя так сразу бросаться в атаку, нужно выработать стратегию на игру и четко ее придерживаться. И давить и при этом жестко играть в обороне. Потому что если открываться: то, как показывают результаты, с англичанами так нельзя играть. Поэтому тут нужно работать в середине поле, делать ставку на контроль мяча, чего англичане не любят, ну и контратаки, это позволит добиться положительного результата.
- Вы уже привыкли к тому, что о вас теперь больше говорят, как о футбольном эксперте?
- Просто есть возможность на телевидении обсуждать футбол. У нас сейчас многие говорят о футболе, но специалистов мало. И нужно доносить до зрителей все: и игру, и тактические схемы. Болельщикам интересно понять футбол, как его видит специалист. Понять, как команды готовятся, какой стиль игры предпочитают. Для многих важно, чтобы команда просто выиграла, но ведь многие болельщики, с которыми я общаюсь, хотят видеть еще и игру, понимать ее.
- Вы в эфире вольны говорить все, что думаете? Или работая на телеканале футбол, принадлежащем Ринату Ахметову, о «Шахтере» нужно говорить осторожно?
- Я думаю, это нормально. Каждый канал должен воевать за свою команду. Ведь есть «Про футбол», а там все иначе. И чем больше у нас будет таких передач, тем лучше. Я считаю, что каждая большая команда должна иметь свое средство массовой информации. Мы приходим к тому, как есть во всей Европе. Там идет много футбольных обсуждений, споров, футболист не имеет права не давать интервью после матча. Я помню, как я приехал и знал, что после матча ты должен выйти на интервью, после тренировки на базе сидишь, раздаешь автографы. И от этого к тебе складывается отношение журналистов.
- Как вы готовитесь к эфиру?
- Профессионалам легче готовиться к эфиру, потому что я много смотрю футбол, знаю его, а уже по ходу матча смотришь на тактические действия команды, и это сразу выливается. Человек, который играл в футболе, в футболе и остается. А вот когда нужно говорить о конкретном человеке, то я пытаюсь от этого уходить. Это как тренер также пытается не хвалить, не ругать своих футболистов. Так и я не хочу этого делать.
- И все же, кто сильнее лично для Вас, Ярмоленко или Коноплянка?
- Это сложный вопрос, ребята играют в разных клубах, и клубы играют по-разному. А всегда, когда клуб на хорошей волне, тогда и игрок считается лучшим. И тут нужно по определенному отрезку времени смотреть. Естественно сейчас, когда «Днепр» идет, Коноплянка получше смотрится. Но уже через полгода нужно будет брать в целом, кто и как сыграл. Ярмоленко прошлый сезон хорошо закончил, а сейчас у них идет такая смена в команде, поэтому ему тоже приходится искать новые амплуа. Для него, может, это и хорошо. Ему приходиться работать по всему полю, и как игрок он растет.
- Что сейчас нужно сделать «Динамо», чтобы пойти по нарастающей?
- Я еще до старта сезона говорил, что сейчас можно потерять полгода, но наиграть команду. Необходимо Блохину найти основной состав, потому что мы видим, что сейчас разные игры играют разные футболисты. А ему нужно найти основной состав и, два-три человека меняя, его наигрывать сейчас в матчах УПЛ и Лиги Европы, чтобы весной мы уже увидели команду цельную. Но хотелось бы, чтобы в составе было больше украинцев, а к ним подбирались легионеры, и так строилась команда.
- Вы за то, чтобы Олегу Блохину давать еще время и шансы?
- Ну, шанс – это ближайшие полгода, потому что, когда команда начинает расти и подниматься, это сразу видно. А сейчас идет поиск, и нужно определиться с тем, кто будет играть, а для тренера это всегда тяжело.
- Вы говорили о том, что не понимаете трансферов Мбокани и Ленса в «Динамо». Сейчас Вы поменяли мнение?
- Я говорил, что если покупаешь одних иностранцев, то других нужно отдавать. Потому что даже если Идейе не поиграет пару матчей, то он уже выбывает из обоймы. Нужен такой круговорот игроков.
- Как считаете, в этом сезоне «Металлист» сможет бороться за чемпионство?
- Команда в этом году потеряла Лигу чемпионов и сейчас у них все ставки на чемпионат, чтобы попасть в следующем году в ЛЧ. Им не нужно распыляться на два фронта, у них есть задача, и подбор игроков, и игра, чтобы эту задачу выполнить. Это, наконец, то о чем мы давно говорили. В чемпионате Украины 4 команды борются за первое место, и этой борьбой он и будет интересен. Многое решится за эту осень, когда все команды будут играть и в еврокубках.
- Но ведь еще и «Черноморец» в этой зоне борьбы…
- Нет, я думаю, «Черноморца» на весь чемпионат не хватит, тем более, им еще играть в Лиге Европы. За ЛЧ будут бороться 4 команды. А «Черноморец» удивил, и думаю, он впоследствии может стать той пятой командой, которая если все пойдет хорошо и будет финансирование, сможет бороться с первой четверкой и усилить чемпионат.
- Как вы оцените жеребьевку для украинских команд в Лиге Европы?
- Для «Динамо» и «Днепра» хорошая жеребьевка, а случае с «Черноморцем» все будет зависеть от них, как они смогут играть на два фронта. И еще мы же видим, что в ЛЕ многие даже ведущие команды не всегда привозят свой основной состав на матчи группового этапа. Поэтому этим нужно воспользоваться, ведь для наших команд – выступление в ЛЕ важно, и я думаю, что групповой этап должны проходить. Поэтому, хотелось бы, чтобы «Днепр» и «Динамо» прошли, потому что нет таких команд, у которых они не могли бы выиграть.
- Как часто вы общаетесь с Виктором Леоненко?
- Конечно, мы общаемся, ездим в поездки с ветеранами, играем.
- Следите ли вы за чемпионатом России, и не считаете ли, что в сравнении с УПЛ он вырос?
- Я слежу на чемпионатом России. Там уровень действительно вырос, поскольку за первое место и за Лигу чемпионов борются больше команд, а о зоне Лиги Европы и говорить не стоит. И у каждой команды есть свой спонсор. А у нас таких команд ведущих всего четыре. И если у нас будет таких команд с хорошим спонсором и высокими задачами хотя бы 8, тогда и уровень чемпионата вырастет.
- Какой ваш самый памятный гол в карьере?
- Трудно говорить, когда прошло уже столько времени. Остается то, что есть в памяти у всех – это пять мячей Камеруну, три мяча в финале Кубка СССР. А самый памятный – это первый мяч в чемпионате СССР, который я забил в 16 лет, когда вышел на 15 минут, и мы выиграли 4:3 у «Динамо» Москва. Для меня это вообще было!
- Кто вас пригласил в киевское «Динамо»?
- Мы год общались с Валерием Лобановским, я не очень хотел переходить, потому что для меня играть в «Зените» - это уже было верхом ожиданий, еще и когда в 18 лет становишься лидером команды. А в «Динамо» тогда был такой состав, когда здесь играли 14 игроков сборной, и мне все говорили: «Куда ты идешь?»
- Лобановский сильно повлиял на вас, как на футболиста?
- Футболист оформляется еще в юношеском футболе, а потом во время перехода во взрослый футбол. У меня этот переход состоялся еще в «Зените». А в «Динамо» была команда-звезда, и нужно было больше играть в командный футбол, выполнять тренерские установки, но еще и свое что-то приносить.
- Можете вспомнить свой самый памятный разговор с Лобановским?
- Мне на всю жизнь запомнился момент, когда я один на один с Валерием Васильевичем тренировался. Тогда команда поехала в Питер играть с «Зенитом», и вокруг этой игры было много шума. И тогда на установке перед отъездом мне Лобановский сказал: «Ты остаешься, и я остаюсь!» Я расстроился, что не поеду в Питер, но, когда стал садиться в машину, чтобы ехать домой, он говорит: «Нет-нет, у нас с тобой тренировка один на один». Вот эту тренировку я запомнил на всю жизнь.
- Как случился ваш переезд за границу?
- Меня также не хотели отпускать, хотя я пришел и сказал, что хочу уйти. Я даже подписал контракт с «Тоттенхэмом», но мне долго не давали разрешения на работу. И я здесь сидел полгода, не играл, только тренировался. А потом мне дали разрешение и мы уехали в Германию. И уже когда я был в Германии, мне позвонил агент, который занимался всеми делами футболистов «Динамо» Киев, и сказал, что есть возможность уйти в «Лоргеньес». Команда на последнем месте в чемпионате Испании, но мне было все равно, я хотел играть и доказывать. И тогда я подписывал документы, что я улетаю из Германии в Испанию, и в Германию больше не вернусь. И я приехал, через три недели стал играть, и полгода мне хватило, чтобы вернуть все, что я потерял. И я поднял команду до высокого уровня, и сразу пошли предложения, но я решил еще на год остаться, чтобы созреть для нового уровня.
- Как вы для себя определили, что хотите играть за сборную России, а не Украины?
- Если бы я не уехал, то, наверное, остался бы играть за Украину. А потом ко мне приехал Игнатьев, с которым я работал, и позвал меня. И на тот момент это была не сборная России, а сборная СССР, все те ребята, с которыми мы прошли все юношеские сборные. И мы говорили, что пусть за сборную Украины играют те, кто не прошел сборную СССР, молодые ребята.
- «Золотая бутса», которую вы получили играя за сборную России, на самом деле золотая?
- Нет, там специальное напыление. Это когда я первую «Золотую бутсу» получал в Саудовской Аравии на юношеском чемпионате мира, то думал, что она будет золотой, мол, страна золотозапасов, но нет, там тоже была лишь чуть-чуть покрыта. Но это награда все равно больше психологического характера, такие награды мало кто получает дважды.
- Но вы ведь были готовы расстаться с «Золотой бутсой»…
- Было предложение сделать турнир в Эмиратах и сделать музей, где можно поставить бутсу, чтобы люди на нее смотрели. Тогда это интересно. Когда есть пример для молодежи. А если в частную коллекцию продать, то это тоже самое, что она у меня будет. Миллионы мне, конечно, не предлагали. Где-то около полумиллиона, но тогда в ОАЭ было много задумок, но пока они их реализуют, много времени пройдет.
- Вы говорили о проблеме с молодыми игроками, в чем конкретно эти проблемы проявляются?
- Во-первых, вот у меня сын в динамовской школе, и я знаю, как идет набор. Раньше по пятьсот человек приходило, сейчас пять приходит, из тех, кто готовился, или тех, у кого родители хотят, чтобы сын занимался. А массово никто не идет. А еще переход из юношеского во взрослый футбол, тут тоже начинаются проблемы. Есть ребята перспективные, а в наших клубах мало места для своих. Тогда лучше уезжать за границу. А наши ребята подписывают контракты с клубом, но у них нет возможности играть.
- У вас есть тренерская лицензия?
- Да, есть одного класса, но потом, когда найдешь команду, можно пересдавать. Но сейчас очень сложно пробиться в эту тренерскую среду. И как мы видим, уже наши тренеры начинают понемногу уезжать из Украины. Вот два примера: Калитвинцев и Максимов. Они оказались здесь не востребованы. В России не боятся давать шанс своим тренерам, а у нас хотят делать ставки на иностранцев. Хотя вот сейчас Грозный в «Говерлу» пришел, он нашел компромисс с Шуфричем, и для команды лучше, когда свой специалист. Вот сейчас «Говерла» и показывает футбол.
- В Украине между тренерами и футболистами есть дружеские отношения?
- Я думаю, мы к этому еще не пришли, мы живем своим умом, и так как бывает в Европе, у нас не практикуется. Мне тоже пришлось привыкать к таким отношениям, когда я приехал играть в Испанию. Когда раз в пару недель мы все собирались командой, общались, пили вино. А когда мы выиграли Кубок у мадридского «Реала» и я два забил, то мы всей командой пошли в ночной клуб, туда и президент команды приходит. Там все на одном уровне после игры и равные отношения с тренером.
- Вы жалеете о чем-то в своей карьере?
- Сожалею о переходе из «Валенсии» в «Глазго Рейнджерс». Да, там было все: и стадион, и команда, единственная команда в мире, где на тренировки нужно в галстуке приходить. И эта была команда, готовящаяся на Лигу чемпионов. Но когда я пришел, то понял, какая разница между ЛЧ и чемпионатом Шотландии. Когда есть только 2 команды в чемпионате, то трудно поддерживать себя, трудно попадать в тот состав, который будет играть в ЛЧ. Тогда я понял, что нужно было оставаться в Испании.
- Вы довольны тем, как сложилась жизнь после завершения карьеры?
- Трудно быть довольным. Хотелось бы начать тренировать. Сейчас я меньше появляюсь на телеканале «Футбол», но это не от меня зависит. У меня с ними контракт до конца года. А я бы мог хоть через день работать, потому что когда матч обсуждается с разных сторон, это же интереснее.
- Но вы ведь бизнесмен, какое у Вас дело?
- У меня есть небольшой оздоровительный комплекс в Киеве. Но бизнес был больше до кризиса. Поэтому сейчас и возвращаюсь к футбольным делам.
- Что на самом деле случилось во время эфира на ТК «Футбол», когда вы упали?
- Я же закончил с футболом, потому что у меня нерв заклинивает в ноге, у меня штырь стоит, поэтому, когда идут нагрузки, то бывают прострелы, нога отказывает, а потом все возвращается. Я даже не стал после много объяснять, потому что профессионалы знают, что даже в играх иногда бывает, что нужно подождать немного, и все возвращается. Просто много шуму было из-за того, что это произошло на телевидении. Для меня было плохо, а для канала – реклама.
- Вас часто критикуют, что вы ведете не совсем здоровый образ жизни, злоупотребляете алкоголем, что можете ответить на это?
- Я привык к критике, особенно за границей. А у нас еще народ слишком эмоционально воспринимает информацию. Раньше так вообще, выпил бокал пива – уже алкоголик. Я еще помню, как то сказал, что могу себе позволить пару бокалов пива после игры выпить, так в «Советском спорте» сразу вышла статья с заглавием «Пивка для рывка». А сейчас это нормально воспринимается, в Европе и тогда это нормальным считалось. Там игроков собирают в день игры, и ты можешь, что угодно делать, но главное - давать результат. Вот так проявляется профессионализм.
- Как вы себя сейчас поддерживаете в форме?
- Во вторник и четверг на стадионе СКА мы бегаем, летом на поле, зимой в манеже. И там собираются разные поколения футболистов и не только. Вот это и помогает. Тем более, мы еще и с ветеранами ездим. В таких матчах все и возвращается.
* встреча состоялась 5 сентября, накануне игры Украина - Сан-Марино
С гостем общалась Татьяна ЯЩУК, Sport.ua
Опрос
Про футбол
165 голосов 55.18 %
Великий футбол
54 голоса 18.06 %
Смотрю обе
80 голосов 26.76 %
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Уордли теперь первый номер организации
Мартин Баколе утверждает, что нокаутировал украинского боксера в спарринге
- Если бы я не уехал, то, наверное, остался бы играть за Украину."
так якого х... зараз приїхав?
Ну, хорошо что человек хотя бы самокритичен.