Сергей СЕМАК: «Тренерская карьера? Почему бы и нет»
Футболист «Зенита» ответил на вопросы поклонников питерской команды
На вопросы болельщиков в прямом эфире «Радио Зенит» отвечал полузащитник «Зенита» и человек, которого любят на всех стадионах страны, — Сергей Семак. Зенитовец рассказал о том, как обстоят дела в лазарете сине-бело-голубых, за что российских футболистов называют подонками и мерзавцами, а также назвал имя человека, которого он бы хотел видеть в качестве главного тренера московского «Динамо».
— По поводу вашей травмы. Что случилось, кто виноват, что делать?
— Самое главное, что виноватых нет. Это естественное повреждение задней поверхности бедра. По срокам пока еще судить сложно, так как не так много времени прошло. Ориентировочно это 3–4 недели. Конечно, хочется думать, что все будет быстрей, но вряд ли.
— Показалось, что поводом для травмы стало столкновение с игроком «Спартака». Так?
— Нет. Это не явилось причиной травы. Мышца была на грани, переутомлена, и я не так поставил ногу, резко ее повернул — и все.
— В зенитовском лазарете собралась славная компания! Бухаров, Кержаков, Ломбертс, Алвеш, вы, и у Кришито сломан палец.
— Ну, слава богу, не сломан. Просто ушиб. Остальные ребята тоже должны вот-вот включиться в работу.
— Если Ломбертс и Алвеш уехали в сборные, значит, не все так плохо?
— Не знаю, насколько у Бруну серьезное повреждение, но думаю, Ломбертс к следующему матчу будет готов.
— На этой неделе в Удельном парке будет в некотором роде пусто.
— Ну, Костя Зырянов будет точно. Приходите на него смотреть! Наверное, будут привлекаться футболисты из молодежного состава.
— Комментатор «НТВ-Плюс» Александр Шмурнов, посмотрев матч, сообщил, что он смеялся в момент удаления Макгиди. Нам же, наоборот, показалось, что это одно из решений Вилкова, к которому нет вопросов. Расскажите, как этот эпизод виделся с поля?
— Мне сложно комментировать этот эпизод — самого момента не видел. Насколько я понял, судья подозревал Макгиди в умышленном фоле. Судить сложно, и повтора я не видел.
— Эпизод с пенальти Александр Шмурнов трактовал следующим образом: пенальти справедливый, потому что там была накладка Губочана. Лично я встретил Томаша после игры, поблагодарил его за матч, и единственное, что он сказал мне: «Передай всем, что пенальти не было».
— Как раз в этой точке я находился на нормальном расстоянии и все видел. Мне показалось, что Губочан абсолютно сыграл в мяч. В данном эпизоде я подходил к арбитру, чтобы хотя бы для себя понять, за что дается пенальти. Никакого пенальти не было.
— Что значит для команды победа на «Спартаком» 5:0?
— Определенно, это чувство гордости за нашу команду. Несмотря на те сложности, которые у нас есть, наши игроки решают те задачи, которые перед ними ставят. Наша команда сейчас как единое целое, как один живой организм, начиная от тренеров и руководства, заканчивая теми, кто работает на нашей базе.
— Как в ситуации с Канунниковым вместо Кержакова многие уже запаниковали.
— Не только в этом. Все думали, что без Ломбертса нам придется туго, тем не менее все выложились и помогли друг другу как в обороне, так и в атаке.
— Вы можете сказать что-нибудь по поводу трансферной политики клуба?
— По поводу конкуренции. Она пойдет только на пользу нашей команде. Найти человека, который смог бы усилить нашу команду, сложно, а те люди, которые действительно смогли бы это сделать, сюда не поедут даже за большие деньги. Сильные игроки выбирают сильные клубы. Работа в этом направлении ведется, и, думаю, несколько игроков обязательно появятся.
— А что значит 5:0 лично для вас?
— Приятно, но для меня это уже история. Гораздо важнее то, что будет дальше. Пока что эти победы всего лишь глоток из того моря, что нам еще предстоит выпить.
— Был две недели назад в Луганской области и на стене прочитал огромные надписи: «Вперед „Зенит“» и «Семак — наш человек!». Вы писали?
— Ха-ха. Нет.
— Вы бы хотели в групповом этапе Лиги чемпионов сыграть с равными командами и за счет этого пройти дальше или попробовать игру с грандами и за счет этого выйти на еще более качественный уровень?
— Для меня главное, чтобы мы вышли из группы, а кто это будет — команды равные по классу или гранды — не важно. Хотя понятно, что с грандами выйти из группы будет гораздо сложней. Думаю, что в Лиге чемпионов слабых команд нет, а сама возможность играть в этом турнире поднимает уровень команды. А для болельщиков, думаю, главное, чтобы команды были из красивых европейских городов, чтобы можно было не только посмотреть футбол, но и оценить красоту города.
— Раз уж речь зашла о Шмурнове, у вас есть любимые комментаторы?
— Нет, любимых нет и нелюбимых точно нет.
— Олимпиаду смотрели? Что больше всего запомнилось?
— Конечно же, поразил успех наших волейболистов — обыграть бразильцев дорогого стоит. Впечатлений огромное множество, видно, что наши спортсмены делали максимум того, что они могут сделать. Порадовали и синхронистки, и гимнастки, и легкоатлеты. По прыжкам с трамплина наконец-то обошли китайцев. Я горд за каждого нашего спортсмена, который был на Олимпиаде.
— Я читал все интервью Алексея Шевченко из Лондона и во всей этой околоолимпийской риторике удивил вывод, что на Олимпиаде — настоящие спортсмены, а наши футболисты — фу, грязь и дрянь. Откуда появляются такого рода умозаключения?
— Многое завязано на взаимоотношениях болельщиков и команды. Между ними есть некая непонятная мне грань, заключающаяся в том, что все футболисты — мерзавцы, пьяницы, подонки и при этом, что самое важное, зарабатывают много денег. На этом завязано 90% обсуждений. Футболисты не виноваты в том, что зарабатывают деньги, футбол — это такой же нелегкий вид спорта, к которому нужно с уважением относиться. Но опять-таки во главе угла такого неуважительного отношения стоит количество денег, которое сейчас есть в российском футболе. Если говорить об отсутствии результата, то не думаю, что раньше результаты были лучше. Наши клубы всегда где-то что-то выигрывают, а если мы в чем-то и уступаем, то это не такая уж и громадная разница, чтобы говорить в тех тонах, которые сейчас мелькают. Сейчас стало модно говорить плохо о футболистах. Конечно, нужен диалог, чтобы и сборная, и футболисты были более открытыми.
— Сергей, вы уже по-футбольному взрослый. Приходилось ли вам когда-нибудь выступать в «Зените» в роли дядьки? Вам предлагалось возглавить «Зенит» в роли капитана и хотелось бы этого?
— В нашей команде половина дядек, любой может напихать и сказать так, что будет очень впечатлительно. По поводу капитанства. У нас есть люди в команде, которые гораздо больше этого заслуживают, а с меня уже достаточно, я выводил команду один раз.
— Пихали Ионову? Наверное, только утки на базе не разговаривали с ним насчет его поведения.
— Нет, у меня были не настолько близкие отношения с Лешей, чтобы можно было что-то высказать. Педагогика — не мой профиль в нынешней ситуации.
— Если бы вы были тренером «Зенита», какого игрока бы вы купили?
— Хороший вопрос. Сейчас тренер Спаллетти, и у него есть целый список футболистов, которых он хотел бы купить. Не сомневаюсь, что этот список достойный и процентов на девяносто я бы к нему присоединился. Не отказался бы от Месси однозначно.
— Что вам дал опыт выступлений в «ПСЖ»?
— Многое. Плюс футбольное долголетие. Останься я в России — уже бы давно закончил карьеру. Увидел, каково это быть до обеда дома, а вечером игра. То есть ты можешь оттренироваться утром, в обед быть дома и приехать на стадион перед игрой. Все подчинено тому, что ты профессионал и сам знаешь, как себя готовить к игре. Абсолютно другой подход — первое время для меня это было дико.
— По поводу долголетия: это украинские гены?
— Нет, абсолютно. Мне есть к чему стремиться. Примеры — Горшков, Давыдов.
— Сколько за вами ни смотришь, все время кажется, что на поле вы играете Мигеля Данни. Вы играете там, где вам приятней всего в данную минуту.
— Я же дисциплинированный игрок, поэтому не могу бегать там, где мне хочется. А за Мигелем Данни мне не угнаться. Он бегает гораздо быстрей, поэтому я неторопливо передвигаюсь по футбольному полю, если можно так выразиться. А в основном все зависит от хода матча. Соответственно ему и вырисовывается моя позиция на поле.
— Силкина отправили в отставку. Газзаев — это подходящая кандидатура для нынешнего «Динамо»?
— Думаю, руководство знает, кто подходящая кандидатура. Как я уже говорил, Газзаев очень сильный тренер. Газзаевские команды всегда отличаются настроем. Что касается «Динамо», то ситуации с Ворониным, Самедовым я изнутри не знаю, но не бывает так, что что-то внутри команды плохо, а на поле все хорошо. Естественно, отставка напрашивалась, и это был всего лишь вопрос времени. Думаю, Газзаев — хорошая кандидатура для того, чтобы быть тренером. Хотя лично я, зная Дмитрия Хохлова, хочу, чтобы он стал тренером «Динамо».
— Почему Слуцкого не отправили в отставку?
— Тут я не совсем согласен. Может со стороны показаться, что там все плохо, но, по большому счету, у ЦСКА ничего не потеряно. Команда набрала шесть очков, и в плане турнирной таблицы ничего не поменялось. Если абстрагироваться от ощущений, то команда идет на твердую четверку. Хорошо, если не Слуцкий, то кого выбирать? Платить огромные деньги иностранному специалисту, который не будет гарантировать результат?
— Кто для вас был авторитетом из игроков «Асмарала» и ЦСКА начала 90-х?
— В начале 90-х все для меня были авторитетами. Я приехал в Москву в пятнадцать лет, и говорить, что кто-то для меня был неавторитетным? Конечно, это и Андрей Макаров из «Асмарала», и Гаврилов. Что касается ЦСКА, то, когда я пришел туда, ребята там были ненамного старше меня, но тем не менее были и Татарчук, и Брошин, и Дмитриев, и Колесников.
— Что насчет тренерских перспектив?
— Почему нет? Я не отметаю никаких возможностей. Понимаю, что игрок и тренер — это не одно и то же, поэтому после завершения карьеры нужно немного подучиться, чтобы понять, твое это или нет. В какой-то недалекой перспективе я этого не исключаю.
— Кто ваш лучший друг в мире футбола?
— Друзей у меня достаточно, но одного самого близкого выделить сложно, потому что их несколько. Это те, с кем я начинал еще в «Асмарале», — Эдик Демин, Костя Камнев, Виталий Сафронов, а дальше уже в ЦСКА — Дима Хохлов, Валерий Минько, потом Влад Радимов, и так идет по мере того, где я нахожусь. И Широков, и Шаронов. Думаю, друзей у меня достаточно. В «ПСЖ» со многими ребятами были приятельские отношения.
— Скажите Быстрову, чтобы не обижал Канунникова.
— Ну как обидишь Канунникова? Канунников в два раза больше Быстрова. Тут об обиде не может быть и речи. Но хорошо, передам.
— Забивали когда-нибудь через себя?
— Да, один раз. По-моему, это было на Кубок России.
— Вы познакомились с Фабио Капелло? О чем он с вами говорил?
— Только познакомились, разговаривал он с другими людьми.
— То, что Капелло таинственным образом не вызвал вас и Зырянова в сборную, и есть тот самый пресловутый курс на омоложение состава?
— Да уж, тайна здесь большая. Нужно привлекать молодых игроков. Взглянул Фабио Капелло своим свежим взглядом на наш футбол и выбрал тех футболистов, которых нужно привлечь к играм сборной. Я очень рад за Виктора, пять лет шел он к этому.
— Сложный отборочный цикл. Португалия...
— Легких не бывает. Конечно, Португалия видится самым главным соперником, но и остальные команды по крайней мере у себя дома точно попытаются пустить кровь сопернику.
— Если вспомнить те два гвоздя в крышку армейского гроба, которые вы так эффектно заколачивали в «Лужниках» в одно касание, вы в том матче на какой позиции играли?
— Левого атакующего, потому что мне так позволял действовать Фернандес. Он очень любит подключаться вперед в ущерб обороне. А моего мастерства там было немного.
— Ваш сын был на матче и болел за ЦСКА, да?
— Два сына было. Переживали за меня лично, но Илья болеет за «Динамо», Семен за ЦСКА.
— Какая у вас в семье демократия!
— К сожалению, да.
— В этот же день был день рождения у вашей жены? Отпраздновали от души?
— Нет. День рождения был на следующий день. Праздновать от души — понятие растяжимое для нашей семьи. У нас было несколько часов, которые мы провели с друзьями в отсутствие наших маленьких детей, а потом труба зовет, и мы вернулись домой.
— У вас был период, когда вы хотели из «Рубина» вернуться в ЦСКА. Не сложилось?
— Да, был. Это было связано с приходом Слуцкого. Он хотел видеть меня, но, к сожалению, на тот момент я не был свободным агентом. Армейцы не были готовы к тому, чтобы выкупать трансфер, а Казань была не готова к тому, чтобы просто так отпускать.
— Вы кумир для многих. Какой совет вы бы дали детишкам, которые делают свои первые шаги в футболе?
— Самое главное — труд, труд и терпение. Бывает сложно, но, если есть мечта, к ней нужно стремиться. В футболе нужно потрудиться десять-двенадцать лет, чтобы была возможность попасть в команду премьер-лиги, но главное — никогда не забывать о том, что все мы люди, и всегда оставаться человеком.
fc-zenit.ru
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Джей Опетая рассказал, как посетил поединок в декабре
Клуб Первой лиги хочет выкупить контракт украинца Максима Хланя