Мерси, Альбина!
Звезда, легенда, история. И это все об Альбине Дерюгиной
Завершившийся в Киеве XXI международный турнир «Кубок Дерюгиной» будет вписан в летопись этих престижных соревнований отдельной золотой страницей. И главной причиной этого будет не факт прибытия в столицу Украины (как никогда ранее) участниц сразу из 40 стран мира, а то, что в большей степени их приезд был связан с желанием выказать огромное уважение и персонально поздравить с выдающейся жизненной датой Великого тренера Альбину Дерюгину...
ЗВЕЗДА, ЛЕГЕНДА, ИСТОРИЯ...
Если попытаться дать точное определение уникальной творческо-спортивной жизнедеятельности Альбины Николаевны, то это будет весьма непросто. Дерюгина-старшая - не просто этап или период, и даже не эпоха, а, осмелюсь утверждать, вообще полная история украинской художественной гимнастики. Ведь впервые она переступила порог зала в далеком 1960 году, сразу после окончания Киевского института физической культуры. Переступила, и... работает в нем по сей день. Тогда же, в сущности сама еще девочка, она шаг за шагом шла к вершинам своего профессионального мастерства. Жемчужину за жемчужиной она создавала свое неповторимое звездное «колье», равное которому найти в мире просто невозможно. А это получались именно жемчужины, ибо другим пробиться на гимнастические вершины было нереально. И многие талантливые девочки не выдерживали физической и психологической нагрузки, поддавались столь заманчивым соблазнам обыденной веселой подростковой жизни. Что ж, таким в зале Альбины Дерюгиной было не место. Сетуют, мол, великая наставница была жесткой, а подчас и жестокой. Да, это так. Но, не жалея своих воспитанниц, она не жалела и саму себя. Ведь в зале ей зачастую приходилось не только дневать, но и ночевать. И те, кто не «сломался», выдержал многочисленные испытания на стойкость и прочность, в итоге покорили все мыслимые и немыслимые пьедесталы. Среди этих звезд особое место занимают олимпийские чемпионки и призерки, абсолютные чемпионки мира и Европы разных годов Ирина Дерюгина, Александра Тимошенко, Оксана Скалдина, Екатерина Серебрянская, Елена Витриченко, Анна Бессонова, Тамара Ерофеева, Наталья Годунко, а теперь вот новые надежды отечественной художественной гимнастики - Алина Максименко и Анна Ризатдинова. Но и им уже «наступают на пятки» подрастающие таланты - Виктория Шинкаренко и Виктория Мазур.
Кстати, будущее этого прекрасного вида спорта в Украине можно было увидеть во время показательных выступлений, посвященных юбилею Альбины Дерюгиной. На ковре выступили и совсем еще крохотные девчушки, занимающиеся первый год, и уже признанные во всем мире мастера - члены сборной Украины. Но, конечно же, «изюминкой» программы стали композиции Анны Бессоновой и Натальи Годунко, а также самой Елены Витриченко, которая не поленилась прилететь в Киев из солнечной Испании, где обитает ныне. Как говорится, если мастерство уникальное, то оно и с годами никуда не исчезает.
На этом недвусмысленно акцентировал свою поздравительную речь президент Международной федерации гимнастики Бруно Гранди. Глаза пожилого француза горели настоящим восхищением, когда он отыскивал все новые и новые хвалебные эпитеты деятельности Великого тренера. А закончил почетный гость очень лаконично и исчерпывающе: «Мерси, Альбина!»
Приятно, что юбилей Альбины Николаевны не остался без внимания высших государственных лиц. На экране показали видеопоздравление Президента Украины Виктора Януковича, который объявил о награждении Дерюгиной-старшей орденом «За заслуги» II степени. Отдельный подарок юбилярша получила и непосредственно из рук вице-премьер-министра Раисы Богатыревой. А вообще поздравления, слова благодарности и восхищения в тот день лились в адрес Альбины Николаевны совершенно нескончаемым потоком. Что ж, она их заслужила по праву.
ГРУППОВОЕ «БРАВИССИМО» ДЛЯ БЕЛОРУСОК
Что касается самих соревнований, то они получились достаточно интересными. Первыми борьбу в рамках непосредственно «Кубка Дерюгиной» завершили гимнастки-групповички. Наверняка противостояние выдалось бы более острым и захватывающим - приедь в Киев сборная России. Однако в Белокаменной нашли причину не делать этого, и зрители увидели на ковре только великолепные шедевры великолепного квартета. Не в обиду будет сказано в адрес коллективов Канады и Франции, но ныне они весьма далеки от того уровня мастерства, которого достигли команды Италии, Белоруссии, Украины и Болгарии.
Пожалуй, в этой четверке капельку превосходства действительно продемонстрировали итальянки. У них в обоих видах программы были и умопомрачительные технические находки, и потрясающая работа с предметами, и феноменальная синхронность выполнения элементов. А если все это помножить на высочайшую амплитуду композиций, где ни одна гимнастка не имела даже полсекунды на то, чтобы перевести дыхание, и безупречную «чистоту» работы, то становится ясно, почему именно «Скуадра Адзурра» оказалась в итоге впереди всех, а с переполненных трибун в адрес итальянок звучала исчерпывающая оценка: «Брависсимо!»
Почти все вышеперечисленные эпитеты можно применить и в отношении команд Белоруссии и Болгарии, но с той существенной разницей, что это самое «почти» имело хорошо видимые профессиональному глазу некоторые неточности и помарочки. И, естественно, они не могли не отразиться на оценках. А поскольку в упражнении с тремя лентами и двумя обручами болгарки умудрились на одной пестрой «змейке» еще и узелок завязать, то белоруски себе такого не позволили и воспользовались ошибочкой своих главных соперниц в борьбе за серебро сполна.
Что касается украинской команды, то после «укрощения» пяти мячей она вообще шла следом за Италией. Однако, изображая «матадорок» под заводные испанские аккорды, в композиции с лентами и обручами «сине-желтые» свою корриду разыграли не столь безупречно, как хотелось бы. Возможно, здесь итоговая оценка арбитров за технику исполнения была чересчур жестокой, но именно она отбросила наших девушек назад, и еще хорошо, что в общем результате они оказались вровень с болгарками.
- Совсем недавно все наши гимнастки-групповички переболели, - так пояснила причину не-идеального исполнения своей классной по задумке композиции Альбина Дерюгина. - Несколько дней важных тренировок «вылетели в трубу», и даже было опасение, что девушки вообще не смогут выйти на ковер. Но они нашли силы, перебороли себя и корить их теперь за допущенные огрехи будет не совсем правильно. Главное, они доказали судьям и публике, что способны бороться с признанными лидерами в групповых упражнениях вполне успешно.
Украинки подтвердили это на следующий день, когда борьба шла уже за награды в рамках соревнований этапа Кубка мира. На этот раз в упражнении с пятью мячами не избежали существенных ошибок итальянки, и теперь именно с ними наши девушки разделили третью ступень пьедестала почета.
А в композиции с тремя лентами и двумя обручами уже слегка оплошали не только итальянки, но и болгарки. Поэтому на этот раз украинские «матадорки» завоевали серебро. Ну, а золотой куш дважды подряд вполне закономерно сорвали гимнастки Белоруссии. В рамках Кубка мира их выступления были поистине нечто!
РОССИЙСКО-УКРАИНСКИЙ ПЬЕДЕСТАЛ
Зато в индивидуальных упражнениях, как и ожидалось, на протяжении всех трех дней главными действующими лицами были представительницы России и Украины. Достойную конкуренцию им пытались составить опытные Нета Ривкин из Израиля, Сильвия Митева из Болгарии и Джоанна Митрош из Польши. Однако получалось это у них с переменным успехом, поэтому в «Кубке Дерюгиной» главная борьба за победу развернулась между нашими Алиной Максименко с Анной Ризатдиновой и россиянкой Дарьей Дмитриевой. И именно последняя, несмотря на кажущиеся проблемы с лишним весом, удостоилась от арбитров наивысшей благосклонности. Не берусь утверждать, что это было несправедливо, поскольку гимнастка из России действительно продемонстрировала полное соответствие требуемым для успеха качествам и способностям. Но вот обеих украинок, на мой и не только мой взгляд, представители Фемиды явно недооценили в плане технического исполнения композиций. Относительно Максименко можно сказать, что за последний год она сильно выросла и в исполнительском мастерстве, и особенно в эмоциональном. Если раньше ее выступления иногда напоминали бесцветное выполнение отштудированных до автоматизма элементов, то ныне Алина расцвела в полном смысле этого слова. Отныне на ковре она весьма умело передает всю артистическую гамму своих сценарических шедевров, а также демонстрирует блистательную работу с предметами. Словом, многие болельщики (а всего на трибунах Дворца спорта их собиралось порядка четырех тысяч!) справедливо ожидали увидеть на высшей ступени пьедестала турнира «Кубка Дерюгиной» именно Максименко. Но в очередной раз вдаваться в причины судейской лояльности к российским гимнасткам уже попросту ни к чему.
Что касается Анны Ризатдиновой, то у нее есть прекрасный потенциал, распорядиться которым в полной мере ей поможет богатый опыт международных выступлений. Пока же ей этого заметно не хватает. Однако в Киеве Анна ярко продемонстрировала полный набор техническо-артистических способностей, который заслуженно отразился бронзовой наградой. И лично меня преследует уверенность, что на следующем «Кубке Дерюгиной» именно Ризатдинова должна стать настоящей «Королевой бала»...
Сергей ДАЦЕНКО из Дворца спорта, Спорт-Экспресс в Украине
Фото Павла КУБАНОВА, СЭ
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Девушка, благодаря которой ты полюбишь гольф
Киевляне не захотят терять очки с явно более слабой командой, как это было в прошлом сезоне