Игорь СУРКИС: «Планируем привлекать больше спонсоров»

Убытки европейских футбольных клубов превысили полтора миллиарда евро в год

Игорь СУРКИС: «Планируем привлекать больше спонсоров»

УЕФА бросился спасать утопающих, но его методы могут навредить, особенно украинским командам.

Владелица «Марселя», россиянка по происхождению, Маргарита Луи-Дрейфус в 2010 году заняла четвёртое место среди самых богатых людей Франции. Её состояние оценивается в 8 млрд. В общем, дама не бедствует. Но, став футбольным руководителем после смерти мужа, она поразилась тому, какие деньги здесь крутятся. «Суммы, задействованные в футболе, просто сумасшедшие! Если ничего не менять, футбол перестанет быть спортом», — сделала вывод мадам Луи-Дрейфус. И выразила готовность продать любимое детище супруга хоть завтра.

В этом нет ничего удивительного. Согласно последнему финансовому отчёту УЕФА, опубликованному в конце января, 57% из 665 клубов высших дивизионов Европы являются убыточными. В 2010-м они ушли в минус на рекордные 1,64 млрд евро. Убытки растут каждый год вне зависимости от географии команд или их спортивной успешности. Среди 20 клубов с самыми большими убытками — семь команд из английского чемпионата, наиболее популярного в мире. УЕФА признаёт, что эти цифры заставляют содрогнуться. Ведь через год произойдёт одно из самых значимых изменений в истории футбола — будет введён так называемый финансовый фэйр-плей, который обяжет клубы тратить не больше, чем они зарабатывают.

Незаработная плата

УЕФА сразу успокаивает: дело не в футболе, непосредственно игре ничего не угрожает. Даже наоборот. В последние годы посещаемость матчей европейских чемпионатов достигла рекордной отметки (104 млн зрителей в год) и продолжает удерживаться на этом уровне, телевизионная аудитория тоже увеличивается, а из-за этого растут в цене права на телетрансляции. В результате за последние пять лет в 49 из 53 национальных чемпионатов доходы футбольных клубов увеличивались быстрее ВВП своих стран. Например, в 2010 г. доходы возросли на 6,6%, достигнув 12,8 млрд евро, и это ещё один рекорд.

Но клубы нерационально используют заработанные деньги. «Команды не следили за своими расходами, и ситуация вышла из-под контроля», — признаётся президент испанской «Осасуны» Франсиско Иско. Если в 2008-м безубыточными были 15 из 30 крупнейших дивизионов Европы, то уже в 2010 году таких осталось только четыре. А в целом, потратив за прошлый сезон на 13% больше заработанного, футбольное сообщество установило ещё один рекорд — 14,4 млрд евро расходов. Чистые убытки по сравнению с предыдущим годом выросли на 36%.

Главная проблема, согласно исследованиям УЕФА, — расходы на трансферы игроков и особенно зарплату персонала. Несмотря на финансовый кризис, эта статья бюджета клубов увеличилась на 14% и составляет теперь две трети всех расходов.

Последствия такого расточительства не заставили себя долго ждать. В нескольких чемпионатах возникли задолженности по зар-платам и даже начались забастовки игроков, как в испанской Примере. А некоторые собственники клубов вообще приняли решение избавиться от футбольного бизнеса. К примеру, Сильвио Берлускони, по информации итальянских СМИ, готов продать «Милан», которым руководил последние 26 лет.

Ещё в 2009 году УЕФА предвосхитил сложную экономическую ситуацию, приняв революционное решение ввести финансовый фэйр-плей. Начиная с сезона/2013–2014 клубы с бюджетом свыше 5 млн евро обязаны тратить не больше, чем зарабатывают. Рубить с плеча УЕФА не стал — допускается превышение расходов максимум на 5 млн евро. Клубы с дефицитом до 45 млн евро попадают в «оранжевую» зону риска и оказываются под жёстким контролем. Им придётся представить максимально детальную финансовую отчётность и стратегический план выхода из ситуации. А команды, превысившие порог «минус 45», окажутся в «красной» зоне, к ним планируется применять санкции — начиная с запрета на покупки игроков и заканчивая лишением лицензии.

Спрятаться в тени

Для украинских топ-клубов нововведения особенно болезненны. Если европейские команды в среднем окупаются на 87% и подтянуться к безубыточности для них вполне реально, то наши отбивают лишь 10–30% расходов и попадут как минимум в «оранжевую» зону. Неудивительно, что владельцы украинских грандов, ежегодно вкладывающие в клуб десятки миллионов евро, скептически оценивают введение финансового фэйр-плей. «Считаю, нельзя было применять такой подход ко всем европейским клубам, — говорит президент киевского «Динамо» Игорь Суркис. — Постсоветские чемпионаты — не ровня ведущим лигам в плане финансовых возможностей, для них стоило сделать более плавный переход». Гендиректор донецкого «Шахтёра» Сергей Палкин высказывается ещё категоричнее: «Я против любых искусственных ограничений. В футбол всё равно играют не деньги, в противном случае самые богатые клубы никогда бы не проигрывали».

У руководителей отечественных клубов есть все основания для недовольства: уровень жизни и экономики Украины не позволяет существенно повысить доходы в футбольном бизнесе. «Мы ведь не можем установить цены на билеты 50–100 евро, как в Европе, — подчёркивает Сергей Палкин. — И телевидение не станет вдруг платить нам в разы больше». Суркис тоже считает, что выход футбола на самоокупаемость напрямую зависит от развитости страны. «Мы уже готовимся к финансовому фэйр-плей, — рассказывает президент самого титулованного клуба Украины. — Планируем привлекать больше спонсоров, переезд на «Олимпийский» поможет. Но это лишь незначительно улучшит ситуацию».

Нашим ФК неминуемо придётся работать в другом направлении — уменьшать расходы. Какая статья бюджета должна первой подвергнуться сокращению, угадать несложно — украинский чемпионат вместе с испанским и турецким вошёл в тройку самых убыточных на трансферном рынке 2010 года. «Уровень украинской Премьер-лиги понизится, — прогнозирует Игорь Суркис. — Но у нас нет выбора, мы должны принять правила УЕФА. Выход один — воспитывать и подтягивать в основной состав свою молодёжь. Это и дешевле, и перспективней».

А вот гендиректор «Шахтёра» настроен прагматично. «Вы же понимаете, реальный бюджет и финансовая отчётность — это разные вещи, — говорит Сергей Палкин. — На бумаге и «Шахтёр» может стать прибыльным. Если УЕФА будет действовать жёстко, клубы начнут использовать разные схемы, чтобы показать необходимые данные. И УЕФА сложно будет найти концы». Другими словами, и без того непрозрачный футбол рискует уйти в тень, словно наркобизнес или торговля оружием.

www.focus.ua

Подписывайся на наш канал в Telegram и узнавай все самые свежие новости первым!

Источник — Sport.ua

(1 голос)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости партнеров
Комментарии
    seniors
      seniors, 11.02.2012 22:13
    0
    Комментарий свернут. Показать
    что за бред!!!там что наладили выпуск шахтамобилей?????!!!!или продажу наркоты на стадионе,????!!илишарфики вся европа закупила!!
    ZPcity300020
      ZPcity300020, 11.02.2012 21:20
    0
    на месте палкина я бы молчал!!!! бренд шахтер за прошлый год показал ЧИСТОЙ прибыли более 100 000 000 евро!!!! еще раз уточняю-ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ. А сколько интересно там на самом деле???
    Etan
      Etan, 11.02.2012 20:57
    0
    Эм, насколько мне помнится вся эта фигня с финансами была придумана УЕФА, чтобы клубы не влазили в долги. Ну так наши миллиардеры будут тупо оказывать спонсорскую безвозмезную помошь своим клубам..
    alex_kor
      alex_kor, 11.02.2012 15:13
    0
    Если этот вопрос мне, то я нигде не говорил, что ТОЛЬКО в Донецке
    masterimmortal1
      masterimmortal1, 11.02.2012 15:08
    0
    Ну и в чем же тут фэйр-плей? Это тупо убийство нашего чемпионата и российского, без схем, и теневой бухгалтерии нащ чемпионат вернется на уровень 90х. Какой легионер захочет к нам идти на зарплату как в европейских топ чемпионатах?...Непродуманое решение..
    Jo-D
      Jo-D, 11.02.2012 14:23
    0
    так ты хочешь сказать только в Данецке люди схемы придумывают? А я что то не так сказал?
    alex_kor
      alex_kor, 11.02.2012 14:00
    0
    Лично я мифы не люблю, точнее я езжу по стране и смотрю, что и как на самом деле. Поэтому могу сравнивать, а не просто болтать языком
    Jo-D
      Jo-D, 11.02.2012 13:52
    0
    Даа... как задрали штампы. В Данецке живут адэкватные люди, то что данцкие не поддерживают идею нацианализма, и болеют за Шахтёр а не за Карпаты, Динамо, Таврию- это нормально было бы странно если бы наоборот. а миф о том, что в Данецке все любят ПР, Ахметова, Яныка, от того что его обсасывает в каждой теме не перестаёт быть мифом. Это всё равно что я скажу, "все Украинци любят сало", если ты не поддерживаешь идеи УПА то ты враг народа". Незнаю что об этом думаете Вы, но мне смешно. люблю всех славян!!!
    Odessit-FCCO
      Odessit-FCCO, 11.02.2012 13:48
    0
    А Палкин реально прав!
    JimmyS
      JimmyS, 11.02.2012 13:48
    0
    не спорю, но тогда в своем чемпионате мы не увидим и половины тех легионеров которые тут есть (и которые сильнее наших игроков действительно на голову).
    musicxxx
      musicxxx, 11.02.2012 13:43
    0
    убавьте зарплату и улучшиться материальное состояние
    musicxxx
      musicxxx, 11.02.2012 13:43
    0
    А КТО УСТАНОВИЛ ПЛАНКУ ЧТО ЗАРПЛАТА НАШИХ ИГРОКОВ ДОЛЖНА БЫТЬ 20-100 ТЫС УЕ??? почему не установить потолок в 10 тыс и пусть играют. Неужели заплатив 40 тысяч баксов человек лучше побежит?? это же не машина которую улучшил , сменил движок, все внутренности и добавилось 200-300 лошадок...
    alex_kor
      alex_kor, 11.02.2012 13:42
    0
    Думаю, что им далеко плевать на Украину, Россию и т.д, им надо наладить влияние на ведущие клубы и лиги, мы много не знаем
    JimmyS
      JimmyS, 11.02.2012 13:38
    0
    да за Донецких, Харьковских, Киевских и Днепропетровских все понятно, я уверен наши гранды готовы к любому повороту событий, я не понимаю чего хочет добиться УЕФА? или они сознательно идут на то, что в таких странах как Украина и Россия футбол станет теневым?
    alex_kor
      alex_kor, 11.02.2012 13:29
    0
    Думаю они уже все придумали, тем более придумывание всяких схем это так по-донецки Если кого обидел, без обид
    alex_kor
      alex_kor, 11.02.2012 13:28
    0
    alex_kor
      alex_kor, 11.02.2012 13:26
    0
    да да, тут полностью согласен, это не для нашего брата как говорится
    valenok2
      valenok2, 11.02.2012 13:21
    0
    Комментарий свернут. Показать
    JimmyS — 11.02.2012 13:17
    ==================
    Так нехватку денег они разрешают покрыть за счет спонсора. Только доходы спонсора будет местная налоговая проверять.
    JimmyS
      JimmyS, 11.02.2012 13:17
    0
    ну само собой мне же не платят за придумывание схем, вот и написал первое что пришло в голову, а у Палкина еще 1,5 года до начала сезона 13/14, само собой придумает что-то по-хитрее.
    JimmyS
      JimmyS, 11.02.2012 13:16
    0
    смысл - не знаю я не могу к ним в головы залезть, но то, что Динамо 100% не будет жить только за счет своих воспитанников (так же как и Шахтер, Металлист или Днепр), в этом я уверен, хотя бы потому, что воспитать парня тоже стоит денег, а теперь давайте посчитаем, сколько же наш клуб зарабатывает за сезон, это 15 домашних матчей, пусть будет тыщ 30 зрителей (для Динамо это достаточно много), средний билет 50грн, на выходе 50*15*30000=22.500.000 (округлим до 24 и разделим на 8 = 3млн$), + к этому сейчас за трансляции канал 2+2 и Футбол платят примерно 1млн$ каждому клубу (пусть в сезоне 13/14 будет больше, ну пусть в 2 раза), итого 5млн$ + что-то от продажи атрибутики и мелких рекламных спонсоров => даже Динамо (величайший украинский клуб с самой славной историей) еле-еле доползает до того самого барьера в 5млнЕвро, к ним добавим разрешенные 5млн на которые можно превысить барьер и получим 10млн, на которые может рассчитывать клуб у которого на данный момент одних зарплат игроков на 35-40 млн$, вот и получается, либо уходить в тень, либо жить на 10млнЕвро в год (распродать всех игроков с зарплатой выше 1млн, остальным зарплату урезать в 3-4 раза, превратиться в Оболонь).
    seniors
      seniors, 11.02.2012 22:13
    0
    Комментарий свернут. Показать
    что за бред!!!там что наладили выпуск шахтамобилей?????!!!!или продажу наркоты на стадионе,????!!илишарфики вся европа закупила!!
    ZPcity300020
      ZPcity300020, 11.02.2012 21:20
    0
    на месте палкина я бы молчал!!!! бренд шахтер за прошлый год показал ЧИСТОЙ прибыли более 100 000 000 евро!!!! еще раз уточняю-ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ. А сколько интересно там на самом деле???
    Etan
      Etan, 11.02.2012 20:57
    0
    Эм, насколько мне помнится вся эта фигня с финансами была придумана УЕФА, чтобы клубы не влазили в долги. Ну так наши миллиардеры будут тупо оказывать спонсорскую безвозмезную помошь своим клубам..
    alex_kor
      alex_kor, 11.02.2012 15:13
    0
    Если этот вопрос мне, то я нигде не говорил, что ТОЛЬКО в Донецке
    masterimmortal1
      masterimmortal1, 11.02.2012 15:08
    0
    Ну и в чем же тут фэйр-плей? Это тупо убийство нашего чемпионата и российского, без схем, и теневой бухгалтерии нащ чемпионат вернется на уровень 90х. Какой легионер захочет к нам идти на зарплату как в европейских топ чемпионатах?...Непродуманое решение..
    Jo-D
      Jo-D, 11.02.2012 14:23
    0
    так ты хочешь сказать только в Данецке люди схемы придумывают? А я что то не так сказал?
    alex_kor
      alex_kor, 11.02.2012 14:00
    0
    Лично я мифы не люблю, точнее я езжу по стране и смотрю, что и как на самом деле. Поэтому могу сравнивать, а не просто болтать языком
    Jo-D
      Jo-D, 11.02.2012 13:52
    0
    Даа... как задрали штампы. В Данецке живут адэкватные люди, то что данцкие не поддерживают идею нацианализма, и болеют за Шахтёр а не за Карпаты, Динамо, Таврию- это нормально было бы странно если бы наоборот. а миф о том, что в Данецке все любят ПР, Ахметова, Яныка, от того что его обсасывает в каждой теме не перестаёт быть мифом. Это всё равно что я скажу, "все Украинци любят сало", если ты не поддерживаешь идеи УПА то ты враг народа". Незнаю что об этом думаете Вы, но мне смешно. люблю всех славян!!!
    Odessit-FCCO
      Odessit-FCCO, 11.02.2012 13:48
    0
    А Палкин реально прав!
    JimmyS
      JimmyS, 11.02.2012 13:48
    0
    не спорю, но тогда в своем чемпионате мы не увидим и половины тех легионеров которые тут есть (и которые сильнее наших игроков действительно на голову).
    musicxxx
      musicxxx, 11.02.2012 13:43
    0
    убавьте зарплату и улучшиться материальное состояние
    musicxxx
      musicxxx, 11.02.2012 13:43
    0
    А КТО УСТАНОВИЛ ПЛАНКУ ЧТО ЗАРПЛАТА НАШИХ ИГРОКОВ ДОЛЖНА БЫТЬ 20-100 ТЫС УЕ??? почему не установить потолок в 10 тыс и пусть играют. Неужели заплатив 40 тысяч баксов человек лучше побежит?? это же не машина которую улучшил , сменил движок, все внутренности и добавилось 200-300 лошадок...
    alex_kor
      alex_kor, 11.02.2012 13:42
    0
    Думаю, что им далеко плевать на Украину, Россию и т.д, им надо наладить влияние на ведущие клубы и лиги, мы много не знаем
    JimmyS
      JimmyS, 11.02.2012 13:38
    0
    да за Донецких, Харьковских, Киевских и Днепропетровских все понятно, я уверен наши гранды готовы к любому повороту событий, я не понимаю чего хочет добиться УЕФА? или они сознательно идут на то, что в таких странах как Украина и Россия футбол станет теневым?
    alex_kor
      alex_kor, 11.02.2012 13:29
    0
    Думаю они уже все придумали, тем более придумывание всяких схем это так по-донецки Если кого обидел, без обид
    alex_kor
      alex_kor, 11.02.2012 13:28
    0
    alex_kor
      alex_kor, 11.02.2012 13:26
    0
    да да, тут полностью согласен, это не для нашего брата как говорится
    valenok2
      valenok2, 11.02.2012 13:21
    0
    Комментарий свернут. Показать
    JimmyS — 11.02.2012 13:17
    ==================
    Так нехватку денег они разрешают покрыть за счет спонсора. Только доходы спонсора будет местная налоговая проверять.
    JimmyS
      JimmyS, 11.02.2012 13:17
    0
    ну само собой мне же не платят за придумывание схем, вот и написал первое что пришло в голову, а у Палкина еще 1,5 года до начала сезона 13/14, само собой придумает что-то по-хитрее.
    JimmyS
      JimmyS, 11.02.2012 13:16
    0
    смысл - не знаю я не могу к ним в головы залезть, но то, что Динамо 100% не будет жить только за счет своих воспитанников (так же как и Шахтер, Металлист или Днепр), в этом я уверен, хотя бы потому, что воспитать парня тоже стоит денег, а теперь давайте посчитаем, сколько же наш клуб зарабатывает за сезон, это 15 домашних матчей, пусть будет тыщ 30 зрителей (для Динамо это достаточно много), средний билет 50грн, на выходе 50*15*30000=22.500.000 (округлим до 24 и разделим на 8 = 3млн$), + к этому сейчас за трансляции канал 2+2 и Футбол платят примерно 1млн$ каждому клубу (пусть в сезоне 13/14 будет больше, ну пусть в 2 раза), итого 5млн$ + что-то от продажи атрибутики и мелких рекламных спонсоров => даже Динамо (величайший украинский клуб с самой славной историей) еле-еле доползает до того самого барьера в 5млнЕвро, к ним добавим разрешенные 5млн на которые можно превысить барьер и получим 10млн, на которые может рассчитывать клуб у которого на данный момент одних зарплат игроков на 35-40 млн$, вот и получается, либо уходить в тень, либо жить на 10млнЕвро в год (распродать всех игроков с зарплатой выше 1млн, остальным зарплату урезать в 3-4 раза, превратиться в Оболонь).
Вы не авторизованы.
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
Если вы не имеете учётной записи, вы должны зарегистрироваться.
Продолжая просматривать SPORT.UA, Вы подтверждаете, что ознакомились с Политикой конфиденциальности