«Фурсенко знает: себя не похвалишь, никто не похвалит»
Почетный президент РФС Вячеслав Колосков пообщался с журналистами
О ДОГОВОРНЯКАХ
– Вы мне сказали, что поздравлять Толстых пойдете «дружной компанией». Он уже не в опале?
– Нет, какая опала? Николай Саныч сейчас – второй человек в Олимпийском комитете, исполнительный директор. Умеет и считать деньги, и зарабатывать. Он на своем месте, Толстых – хозяин.
– Его не сторонятся, учитывая непростые отношения с Сергеем Фурсенко?
– Нет, конечно. Он член исполкома, собирается на конференцию 4 февраля. У него по горло вопросов в ОКР. Толстых сейчас на более высокой должности, чем в ПФЛ, но с футболом эта работа никак не связана.
– А если вернуться к той истории годичной давности? Помните, ведь Толстых попер буром на Фурсенко…
– Ну, надо знать характер Николай Саныча. И ты его знаешь, и я. За правое дело он всегда идет до конца. Компромиссов в том вопросе не существовало – либо сдавай позиции, либо… Он сделал то, что велят ему долг и совесть, не задумываясь о последствиях. Он отстаивал свое дело, которым занимался 20 лет.
– Как-то отошли от футбола Толстых, Сергей Капков, который занят культурой в мэрии Москвы. Политических фигур в исполкоме прибавилось, но с договорняками воз и ныне там. Почему?
– То, что в исполкоме люди из власти, не облегчает борьбу с договорняками. Не будут же этим конкретным вопросом заниматься Зубков, Иванов, Степашин.
– А кто этим должен заниматься?
– Есть комитет в РФС, офицер по безопасности. Это и говорит, что федерация, Фурсенко лично озабочены проблемой и решают ее.
– Но ведь и при вас был экспертный совет – ветераны смотрели футбол, но ничего не увидели. Сейчас совет просто по-другому называется.
– Так в стране в целом часто бывает – вроде все есть, а ничего не делается.
– Так, может, просто все в доле?
– Нет, конечно, – смеется Вячеслав Иванович. – Это абсолютно исключено. К счастью, у нас договорняки – не массовое явление, как в той же Турции, где, как оказалось, десятки игр проданы…
– В первой лиге нашли две странные игры по прошлому году. И – тишина.
– Всего две. Может, кто-то что-то и расследует. И я, и ты можем быть не посвящены в детали. Может, и ведутся оперативно-следственные мероприятия?
– То есть вопрос эффективности работы.
– Оценку работы даст только время. И вы, журналисты.
– Так мы и даем. Был в гостях у «Советского спорта» глава ФНЛ Игорь Ефремов. Мы сказали – есть конкретные болельщики, «решалы», которые переживают за команды, – Вова Грузин за «Мордовию», а Мамука – за брянское «Динамо». Он отвечает – таких людей в заявочных списках команд не зафиксировано.
– Ну, это не ответ, мягко говоря… С другой стороны, то, что он не знаком с названными вами, это хорошо.
– Но ведь, как говорят, Сергей Александрович Мамуку вызвал и, скажем так, пожурил.
– Не знаю об этом. А фраза Ефремова – отговорка. Раз есть конкретные «игроки» на этом поле, надо с ними общаться. Но мы не знаем деталей. Может, Игорь так говорит специально, а тайная работа ведется. Это вообще серьезная тема, раз она появилась в Турции, Италии… Блаттер говорил, что «сингапурские мальчики» активны в Европе.
– Спорю с Евгением Ловчевым о сути работы комиссии, где он трудится консультантом у Анзора Кавазашвили. Говорю ему – ведь в Италии и Турции полиция, слушая переговоры мафиози, вышла на футбольные дела – авторитеты чуть-чуть о нем сказали. У нас же слушают переговоры Немцова, а мафиози все никак не заговорят о футболе – то ли их не слушают, то ли о футболе не говорят. Так для чего нужна комиссия?
– Но ведь в Италии тоже не все сразу с прослушек началось.
– А с чего?
– С букмекеров, анализа информации: кому выгодно? Идет изучение собственно спортивных показателей, потом просмотр игры, и только потом, думается, должны подключаться органы. Потому что прослушку просто так не поставишь, нужно решение инстанций. Так что чисто формально мы на правильном пути. Теперь дело за эффективностью.
О РЕФОРМАХ
– На днях написал заметку про реформы в российском футболе, о которых только и говорят в межсезонье.
– Читал.
– Для чего реформы – премьер-лигу расширить, ФНЛ сузить, молодежные составы разделить на два возраста?
– Я уже комментировал расширение премьер-лиги. В мою бытность эта тема поднималась раза три. Один раз чуть не уступили – едва не расширили. Только благодаря голосам Толстых на исполкоме мы удержали ситуацию.
– В 2004‑м, когда вылетели «Кубань» и «Ротор».
– Да, тогда счет голосов был 18–15 за то, чтобы все же не расширять. Опыт показывает: в наших условиях и в тот момент, когда наши клубы особо в плей-офф еврокубков не выходили, тяжело было верстать календарь, а сейчас – это просто исключено.
– А что думаете о реформе молодежных команд премьер-лиги, которую предлагает Писарев?
– Тут дело в другом. В том, что постоянно будоражат людей. Прежде чем что-то выносить на рассмотрение-обсуждение, надо сначала договориться внутри ядра профессионального сообщества. И только потом обсуждать большим кругом. Но в целом из всего обилия реформ именно турнир дублеров требует оптимального решения, реформы.
– Москва зимой несколько лет остается без футбола. Говорят, в союзные времена в межсезонье были то ли турниры по мини-футболу, то ли на снегу. Вспомните!
– Играли на хоккейных коробках в закрытых помещениях. Естественно, не на льду, а на ковре. Я, кстати, думаю, что сейчас трудно будет такое организовать – уже в феврале лучшие команды играют в еврокубках, им надо готовиться в максимально приближенных к игровым условиях. То, о чем вы говорите, – это скорее домашнее задание для РФС, ведь за зиму зритель просто забывает о футболе.
– Так его много по телевизору показывают – предсезонные турниры богато транслируют.
– Смотреть иные матчи порой – значит, вызывать у зрителя отвращение. Уж лучше Англию показывать.
– Год прошел с момента перехода на «осень–весну». Стоила овчинка выделки?
– Чтобы делать выводы, надо подождать пару сезонов. Моя позиция давно известна – немного поторопились, потому что требуется подвести материальную базу. Но я бы не стал сейчас критиковать, потому что хочу посмотреть, как переход отразится не на клубах, а на сборной по ходу Евро. В какой форме футболисты туда приедут после весенней сечи в чемпионате? Не будут ли такими, как в Англии, – измочаленными?
ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
«ДО 2008‑го ЧУДА НЕ ЖДУ…»
– Этот вопрос ждал своей очереди 8 лет, Вячеслав Иванович.
– Давай, интересно.
– Помните 2004‑й, Евро, когда сборная жила на базе в Фару? Перед самым отъездом домой, когда сборная не вышла из группы, вы дали «Советскому спорту» итоговое интервью. И сказали мне, что до 2012 года чуда не ждете. Час настал!
– Не могу сказать, что выход на Евро – большой успех. Если выступим успешно, повторим достижение 2008‑го, то это будет успех.
– Эта команда способна повторить тот успех?
– Да. Команда полностью сохранилась, никто не утратил игровых качеств, добавился Дзагоев. Глушаков на подходе. Команда стала сильнее и опытнее. И у меня есть основания думать, что команда как минимум повторит результат 2008 года.
…Уже когда я сдал на верстку материал, нашел точную цитату из того интервью Колоскова. Вот она дословно: «До 2008 года я, зная все пять российских юношеских сборных, чуда не жду. Только участие в чемпионатах мира и Европы».
О ФУРСЕНКО
– Сергей Александрович оценил работу РФС в 2011‑м на пять баллов. Вы как оцените?
– Не думаю, что руководитель должен себе давать оценки. Есть конференция, которая может это сделать. А по поводу оценки хочу услышать аргументы.
– Результат. Сборная на Евро, четыре клуба вышли в весну еврокубков, пляжники выиграли все, «молодежка» лидирует в своей группе.
– Сборных команд у нас много. Что выиграли юношеские сборные в прошлом году? У клубов впереди плей-офф. У писаревской «молодежки» – тоже. С другой стороны, критерий истины – практика, а в футболе практика – результат. С этой точки зрения ситуация в целом неплохая. И пятерку можно было бы поставить, сыграй хорошо юноши.
– В чем, на мой взгляд, Фурсенко прав в своих оценках, так это в сетованиях на чересчур жесткую критику. По-моему, так и вас не душили…
– Критиковать всегда легче, чем хвалить. Но Фурсенко знает, что хорошая тактика – сам себя не похвалишь, никто не похвалит. К тому же мы не знаем, может, Сергей Александрович имел в виду десятибалльную систему оценок? – смеется Вячеслав Иванович. – Но в целом 2011‑й год принес больше хорошего. Откровенно говоря, я – самый большой критик Фурсенко. При этом я просто высказываю свое мнение. Создали комитет по этике, но что с ним теперь? Или комитет по развитию. Отличная идея, но где работа? Много хороших инициатив, но что уже сделано?
О СБОРНОЙ И КОНФЛИКТЕ ВОКРУГ АКАДЕМИИ
– Что об Адвокате думаете? Надо ли с ним продлевать контракт еще до Евро?
– Склоняюсь к тому, что еще до Евро Дику надо сказать – контракт с тобой хотим подписать, даже на улучшенных условиях, но сделаем это в зависимости от результата. Ведь он может быть разным.
– А какой мы хотим результат от Дика?
– С моей точки зрения контракт можно подписывать, даже если выйдем из группы.
– А если пройдем и дальше, он не сбежит?
– Куда он сбежит? Таких денег, как в России, больше нигде не платят.
– С другой стороны, так же, наверное, думали и в Бельгии.
– Но там, я слышал, был на 200 тысяч контракт, в России все же побольше. Но у меня есть четкое понимание того, что Дик заинтересован в продлении контракта. У него полное понимание с Фурсенко.
– Объединение отечественных тренеров недовольно работой тренеров академии. Что думаете о конфликте?
– Он искусственный. Гершкович ведь о чем, критикуя, говорит? Первое – о несовершенстве отбора. Те, кто его ведет, не имеют тренерского и игрового опыта. Второе – кто читает лекции? Претензия по Ван Лингену.
– И Пайперсу.
– Не знаю, кто это такой. Ван Лингена я вижу на скамейке запасных сборной и в офисе РФС. Я пытался в тему вникнуть, поговорил с Никитой Симоняном и Александром Мирзояном. С их точки зрения Ван Линген обладает необходимыми качествами, позволяющими ему вести занятия.
– Что бы вы сделали, дабы погасить страсти?
– Стоит собрать наблюдательный совет академии и откровенно поговорить. Дискредитация академии не на пользу делу. Гершкович – человек авторитетный, а учащиеся читают его высказывания.
– Вы слышали лекции Ван Лингена?
– Нет, и потому не могу давать оценок. Гершкович ими недоволен. Надо собрать их вместе и прекратить конфронтацию.
– В академии, на мой взгляд, зря скромничают и многого не говорят. А я слышал, что представители УЕФА во время одного из выпускных экзаменов на лицензию PRO сказали, что такой слабой готовности тренеров они давно не видели и, мол, давайте-ка вы, ребята, делайте академию, где будут преподавать по нашим стандартам. Может такое быть?
– Может. Но многое зависит и от студентов, того, как они готовы воспринимать знания, способности к тренерскому искусству.
ПРОВЕРКА СЛУХА
УШЕЛ ЛИ БЫШОВЕЦ С ЦЕРЕМОНИИ?
– Правда, что на церемонии столетия РФС Анатолий Бышовец покинул зал, потому что не объявили о победе СССР на Олимпиаде в 1988 году? – вопрос Вячеславу Ивановичу.
– Не могу точно сказать. Я сидел в третьем ряду, Бышовца в поле моего зрения не было. Мне сказали Симонян с Мирзояном, что и чемпионы Олимпийских игр 56-го года, и Виктор Понедельник тоже встали и ушли. С Сергеем Александровичем я не успел пока поговорить, а Симоняну замечания высказал. Все на столетии было организовано блестяще: отель, театр, дворец, автобусы… Но! Вот перед нами с Александром Тукмановым сидела вся команда по пляжному футболу. Ну поднимите ребят, когда объявляли о них, – зал бы встал и аплодировал. То же самое и по другим нашим победам – в 56‑м, 60‑м, 88‑м. Все как бы правильно и логично, но места изюминке, которая бы поощрила победителей, не нашлось. К сожалению, не знал сценария, а так, конечно, внес бы свои предложения…
О ЛЕГИОНЕРАХ И ГОСКОМПАНИЯХ
– Почти все наши легионеры вернулись домой. Почему сдюжило поколение Шалимова и Канчельскиса (на фото) и не получилось у нынешнего?
– Я рад, что ребята возвращаются. Но пусть они на меня не обижаются, однако те, кого вы назвали, были более талантливыми: не только Шалимов и Канчельскис, но и Кирьяков, Карпин, Онопко, Колыванов. Их уровень мастерства был выше. Вот и весь секрет.
– Идет разговор о том, что финансирование госкомпаниями футбольных клубов – нехорошее явление. Но что будет, если госкомпаниям это запретить?
– Я за то, чтобы они финансировали футбол, но не так, как сейчас, – по указанию премьер-министра. Хорошо, когда госкомпания является акционером футбольного клуба. Вот взять «Томь», была бы такая модель – в числе акционеров есть и госкомпании, и частные компании, и болельщики. Понятно, что болельщики не могут вложить 50 миллионов долларов в год, но их вклад хотя бы покажет, как относятся к команде в регионе. А то мы говорим, что футбол – социальное явление, а на стадионе 500 человек. Какое же это явление?
– Еще вас спрошу по теме – частные ли клубы «Динамо», «Локо» и «Зенит», которые содержат госкомпании ВТБ, РЖД и «Газпром»?
– Нет, конечно. Подписывается договор между клубом и спонсором, и все. В ФИФА, кстати, это не запрещено, есть постоянные партнеры. Другое дело, что у нас все по любви: нравится руководителю футбол, – он дает деньги, нет – значит, нет.
– Что будет, если скажут компаниям – футболу денег не давать! Мы вернемся в 92–93‑й годы?
– Это будет повторение недавних времен – истории «Москвы» и «Сатурна».
Sport.ua
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
«Аль-Ахли» серьезно настроен забрать у «Реала» Тибо Куртуа
Матч отбора на Евро-2025 U-19