Дмитрий Чигринский: «Ничто не мешает человеку прогрессировать, кроме него самого»
Нынешнее зимнее межсезонье стало определяющим в игровой карьере Дмитрия Чигринского
Воспитанник Львовского интерната после нескольких лет кропотливой работы сумел доказать донецким работодателям собственную профпригодность и прочно оккупировал позицию центрального защитника. Но путь этот не был усеян лепестками роз. Дмитрию лишь с третьей попытки удалось стать полноправным игроком основы. Дебютировав в 16-ти летнем возрасте в составе главной команды Донецка – он и не подозревал, какие серьезные испытания на прочность ждут его в ближайшее время. Два сезона в составе команды «Шахтёр»-2, шестимесячный мастер-класс в Запорожье, который Дмитрий и поныне вспоминает с особой теплотой. Местный «Металлург» стал своеобразным отправной точкой в его карьере. Яремченко и Грозный в полной мере доверяли талантливому защитнику, и он старался этот кредит доверия отрабатывать на все сто. Во время зимнего этапа подготовки непоколебимая внутренняя уверенность в собственных силах позволила выдержать серьезную конкуренцию со стороны таких признанных асов обороны как Левандовский, Толга, Хюбшман и Леонардо. Высокий, отлично координированный защитник, которого в силу природного сходства болельщики нарекли « нашим донецким Нестой», после удачного выступления в Израиле на кубке «Первого Канала» - прочно интегрировался в основной состав «горняцкого» клуба. Потенциал талантливого защитника по достоинству оценили тренеры юниорской и молодежной сборных – и сегодня впредверие португальского еврофорума трудно представить себе ряды нашей молодежки без этого исполнителя. В общем, достаточно предисловий – знакомьтесь, сегодня наш гость защитник донецкого «Шахтёра», потенциальный кандидат в национальную сборную, признанный лидер украинской молодежки и просто располагающий к симпатии собеседник Дмитрий Чигринский.
Наша справка:
Дмитрий Чигринский
родился 7 ноября 1986 года в Изяславе (Хмельницкая область).
Амплуа: защитник.
Рост 190 см, вес 81 кг.
Игрок молодежной сборной Украины провел 11 игр, забил 2 мяча.
В составе юниорской сборной Украины(U-19), стал бронзовым призером чемпионата Европы 2004 года в Швейцарии.
В высшей лиге чемпионата Украины провел:
«Металлург» Запорожье 15 матчей, забил 2 мяча
«Шахтёр» Донецк 10 матчей, забил 2 мяча
Первый тренер: Н.Бойчук
- Дмитрий! Одному классику принадлежит крылатый афоризм: «все мы родом из детства». Наверное, вполне уместно в начале нашей беседы, возвратиться к истокам и вспомнить твои первые шаги в футболе.
- Первые шаги в футболе я делал в небольшом провинциальном Изяславе, где несколько лет постигал азы футбола, играя за местный ДЮСШ. В общем-то, масштабы футбола в Хмельницкой области довольно средние. Наш регион никогда особенно не выделялся на футбольной карте Украины. Тем не менее, в составе детской команды у нас была возможность регулярно выезжать на всевозможные турниры. Дальше по нарастающей. Я узнал, что в Львове проводится набор ребят моего возраста в местный интернат. В историческую столицу Украины я поехал со своим тренером и, несмотря на то, что, на отбор приехало порядка 150-ти кандидатов, осталось лишь 12-13 человек. Спустя год учебы в интернате подписал детский контракт с «Карпатами». Нам полагалась стипендия что-то порядка 100 грн. Все это делалось с целью, чтобы наиболее одаренных футболистов не перехватывали скауты других клубов. Дальше было обучение в интернате, выступление в первенстве страны. В одном из матчей меня заметил тренер юношеской сборной Луценко, и я получил возможность примерять футболку украинской сборной. В ходе одного из товарищеских турниров в Молдавии на меня обратил внимание один из скаутов «Шахтера» и по окончании контракта с «Карпатами» я оказался здесь в Донецке.
- Возвращаясь к более раннему этапу карьеры, хотелось бы спросить вот что. Когда пришло ощущение, что футбол – это не просто хобби, а что-то более серьезное?
- Это ощущение если честно никогда меня не покидало. У меня была цель добиться признания именно в этом и ни о чем другом, кроме футбола я не думал. Когда еще выступал у себя в Изяславе, родители, прежде всего отец, который сам играл в футбол, за меня переживали и все время акцентировали внимание на учебе. Отец часто любил повторять: «Дима! Какой интернат. Там же сумасшедшие отборы. Таких как ты в Украине тысячи». Но все равно я им благодарен. В конце концов, они поняли, что это мой осознанный выбор и старались особо не препятствовать. Я знаю, что отец где-то в глубине души и сам хотел, чтобы я состоялся в профессиональном футболе - просто вначале возможно не хватало веры в то, что из масштабов провинциального городка Хмельницкой области можно добиться такого успеха. Защищать цвета сборной, выступать в рядах лидера украинского футбола.
- Родители, наверное, мечтали, что ты станешь юристом или в худшем случае врачом…
- Не знаю насчет планов, а вот в школе вплоть до переезда во Львов я был отличником и учителя, узнав о моем решении продолжить обучение в спортинтернате – отказывались меня отпускать, мотивируя тем, что столь талантливого юноши во всем Изяславе не сыскать (смеется). К тому же мама пыталась параллельно записать меня в музыкальную школу. Но все-таки увлечение футболом оказалось выше музыки и, (пусть это прозвучит и нескромно) несмотря на абсолютный музыкальный слух – от этой идеи пришлось отказаться. В данной ситуации выбор пал на футбол и по сегодняшний день я об этом ни разу не пожалел.
- Какие ощущения от попадания в саму систему «Шахтера». Чем запомнился этот этап карьеры.
- Скажу так, после интерната уже сложно удивить чем-либо негативным в плане условий для занятий футболом. Даже аренда в запорожский «Металлург», где нет такой базы и стадиона – все это не выглядит удручающе, в сравнении с тем в каких условиях нам приходилось заниматься в Львове. Здесь в «Шахтере» конечно, созданы идеальные условия для прогресса. Впрочем, как известно ничто не может помешать, человеку прогрессировать кроме него самого. Два сезона я отыграл в составе «Шахтера»-2. После неудач «горняков» в матчах c венской «Аустрией» и ухода Невио Скалы – исполняющим обязанности главного тренера назначили Валерия Яремченко. «Шахтер» проводил товарищеский матч в Мариуполе со сборной Сирии. В ходе этого поединка Валерий Иванович задействовал нескольких футболистов второй команды, включая меня. После которой и было принято решение о том, что в первой команде остаются тренироваться Пуканыч и Чигринский. В течение двух недель мы работали с основой, после чего Адриан стал полноправным игроком «Шахтера», а меня отправили во вторую команду. На тот момент мне было 16 лет, и я реально оценивал собственные возможности. Но сама возможность попробовать себя на высоком уровне в рядах первой команды была крайне важна. Я увидел к чему нужно стремиться, над, чем работать – и продолжал совершенствоваться, выступая в первой лиге.
- Между тем рулевым дончан стал легендарный немецкий футболист Бернд Шустер. Но при нем, если не ошибаюсь, в первую команду ты не привлекался.
- Я провел с основой две или три тренировки, но справедливости ради на тот момент пришелся не самый удачный этап в моей игровой карьере. Череда травм тогда не позволила мне с лучшей стороны проявить себя во второй команде. Соответственно шансы обратить на себя внимание немецкого наставника были ничтожно малы.
- А как возник вариант с Запорожьем?
- После того, как в мае 2004 года донецкий клуб возглавил Мирча Луческу, мы с Дэном Кулаковым стали привлекаться к работе с первой командой. Параллельно выступали за «Шахтер»-2 и был уже такой период, когда казалось Мистер готов нас подпускать к основе. Он даже не давал играть за вторую команду, целенаправленно подводя к основному составу, но как это часто бывает, вмешались субъективные обстоятельства.
- Впрочем, до этого ты успел дебютировать в Лиге Чемпионов. Помнишь свои ощущения?
- Конечно. Это был заключительный матч группового турнира Лиги Чемпионов против испанской «Барселоны». Меня выпустили на несколько последних минут и словами передать свои ощущения невозможно даже сегодня.
- Наверное, для тебя это было полной неожиданностью.
- Так получилось, что к тому времени получили травмы наши фланговые: Срна и Стойкан. Вместо Дарио выпустили Лалатовича, а противоположную бровку решили на заключительные пять или шесть минут доверить мне. Александр Спиридон велел разминаться, а я, услышав это, просто-напросто испугался. Лишь со второй попытки наш тренер по физподготовке сумел вывести меня из какого-то психологического ступора, и поборов дикий мандраж я вышел на поле. Сама атмосфера той игры: переполненный стадион, Лига Чемпионов – оставила самые яркие, ни с чем несравнимые эмоции.
- Что же случилось потом?
- После зимнего отпуска команда собралась перед первыми тренировочными сборами в Испании, а я умудрился в самый неподходящий момент порвать переднюю мышцу бедра. После было несколько рецидивов, одним словом пять месяцев мне пришлось восстанавливаться, и лишь к прошлогодним летним сборам в Швейцарии я подошел в оптимальных кондициях. В то время донецкий клуб достаточно активно работал на трансферном рынке. Покупались новые исполнители. Тот же Олег Карамушка, Толга Сейхан, другие ребята. На тот момент я как-то не особо задумывался – останусь в «Шахтере» или нет? Но когда сказали, что предстоит ехать в Запорожье на правах аренды, проявилась какая-то неопределенность, растерянность.
- Как приняли в «Металлурге». Проблем с акклиматизацией в команде Валерия Яремченко не возникло.
- Да нет. Микроклимат в запорожском коллективе был отличный. К тому же помогло, что в их составе выступает Евгений Бредун, с которым мы давно знакомы. Плюс еще на тот момент играл Сергей Попов. Поэтому особых проблем не было и в максимально короткие сроки я, можно сказать, адаптировался в новой команде.
- Запорожский клуб начинал сезон с Яремченко на тренерском мостике, а завершал осенний период с Вячеславом Грозным…
- Собственно благодаря Яремченко я и оказался в Запорожье. Валерий Иванович позвонил мне и «технично» напомнил, дескать, помнишь, кому обязан дебютом на самом высоком уровне. Шутя, поинтересовался, хочу ли я в футбол играть. Одним словом убедил, что Запорожье идеальный вариант, в плане получения надлежащей игровой практики. В отличие от партнеров, я присоединился к команде за четыре дня до старта нового сезона. Новый коллектив, иные тактические схемы – одним словом потребовалась определенная адаптация. Я пропустил две первые игры и лишь в третьем туре появился на поле. К тому же играл на непривычной для себя позиции опорного хава. В тот вечер мы проиграли 0:3 в Днепропетровске и грянула отставка наставника. Валерия Ивановича сняли, пришел Вячеслав Грозный. С приходом Вячеслава Викторовича, случилась достаточно забавная ситуация. В первом же поединке с «Кривбассом» я не попал даже в заявку на игру. Опять сомнения, какой-то внутренний дискомфорт - но как позже выяснилось, это был чистой воды фарс-мажор. В силу дефицита времени Грозного не верно информировали о моем амплуа. Он думал, что я опорный полузащитник и когда перед кубковой игрой в Николаеве спросил меня, смогу ли я сыграть защитника – очень удивился, узнав, что это моя можно сказать родная позиция. Ту игру мы буквально на жилах «вырвали» 2:1. И с тех пор я прочно закрепился в основном составе.
- Болельщики, посетители официального сайта «Металлурга» признали тебя лучшим футболистом по итогам осеннего периода чемпионата.
- Приятно конечно, что удалось завоевать симпатии болельщиков. В целом запорожский этап карьеры оставил самые приятные эмоции. Очень теплая, искренняя поддержка наших зрителей помогла команде пережить достаточно непростые времена. Не скрою приятно, что в итоге запорожцы став финалистом национального кубка - провели более чем достойный финал против киевского «Динамо». И что самое главное сохранили место в элите.
- Многие футбольные специалисты считают, что появлению группы молодых талантливых футболистов с украинским паспортом в рядах элитных клубов страны способствовало введение лимита на легионеров в матчах чемпионата. Ты вообще как относишься к этому нововведению?
- В какой-то мере это конечно помощь украинским футболистам. Он как бы не оставляет тренерам право выбора. Но в то же время я уверен, что местные футболисты не ориентируются на лимит, а своим отношением к делу, своей игрой доказывают наставникам обоснованность притязаний на место в основном составе.
- Нынешнее зимнее межсезонье. Когда пришло ощущение, что шанс остаться в «Шахтере» выше, нежели вернуться в «Металлург»?
- Я бы сказал иначе. Завершив осенний отрезок чемпионата в Запорожье, который считаю, провел достаточно успешно – ехал на сборы с «Шахтером» абсолютно спокойно, без каких-либо эмоций. Думал, удастся закрепиться в рядах действующего чемпиона – отлично. Нет – жизнь на этом не заканчивается. Без большого футбола все равно не останусь. Не в Запорожье, так в донецком «Металлурге», не там так в «Ильичевце». Соответственно в Эмиратах не давил со страшной силой психологический груз ответственности, не было и в помине боязни одной ошибкой в конкретном игровом эпизоде все испортить.
- Ты уже говорил о своем дебюте на европейской арене в матче против «Барселоны», но, наверное, в полной мере вкус европейского футбола удалось ощутить в двух играх против «Лилля». Если не возражаешь несколько слов об этих встречах. Чего не хватило нашей команде, чтобы преодолеть французский барьер?
- Сам уровень кубка УЕФА, безусловно, напорядок выше, нежели матчи внутреннего календаря. В организационном плане все четко расписано, спланировано. Что же касается лично меня, то калассального напряжения не было. Частично способствовало этому игровая практика, полученная на кубке «Первого канала» в Израиле, плюс спарринги в межсезонье, на сборах – способствовали обретению какой-то внутренней уверенности в собственных силах. Если честно от игр с «Лиллем» остались не самые приятные эмоции. Во-первых, сам там порядком наошибался, да и команда не сумела пройти в следующий раунд. Конечно, были и объективные причины нашего фиаско, но не хотелось бы заострять на этом внимание. Много говорилось о плохом качестве газона в ответной игре или о каком-то не надлежащем настрое – но невольно возникает вопрос – кто же мешал?
Соперника узнали за два месяца до игры, готовились, настраивались. Поэтому не стоит искать какие-то оправдания, не нужны условности. Проиграли потому, что на данный момент оказались слабее. Это футбол. Такое случается.
- Было бы логично в ходе нашей беседы затронуть тему молодежной сборной, которой совсем скоро предстоит отстаивать честь страны на чемпионате Европе в Португалии. На что могут рассчитывать поклонники команды?
- Если анализировать уровень наших соперников по группе, то, конечно, стоит акцентировать внимание на сборной Голландии. Эта очень сильная команда и неудивительно, что тренер Ван Бастен вызвал, пять человек из молодежки в национальную команду. Плюс голландская школа футбола хорошо известна во всем мире. Индивидуальное мастерство, тактическая гибкость, командная скорость – все это козыри нашего оппонента. Итальянские футболисты напротив склоны больше к тягучему, вязкому футболу, а как показывает практика (не буду загадывать именно на эту игру) сборная Украины в подобных поединках себя вообще-то чувствует нормально. Просто потому, что в такой игре меньше скоростей, а больше борьбы, единоборств, подборов. Одним словом позиционный футбол. Что касается сборной Дании, то мы уже дважды встречались с этой командой в отборочном цикле. К тому же два раза уступили. Нам просто необходимо не повторять те ошибки, которые мы допустили в квалификационных играх против этой команды. Ибо если не побеждать команду уровня Дании – то кого тогда обыгрывать?
- Дмитрий! Возможно это субъективная точка зрения, но все же. Костяк молодежной сборной нашей страны составлен из футболистов выступающих в ФК «Харьков». Как ты считаешь, череда последних неудач этого клуба в национальном чемпионате не способна аукнуться молодежной команде. Прежде всего, в психологическом плане.
- Я не думаю, что на уровне сборной такое возможно. Часто после неудачных игр «Шахтера» или киевского «Динамо» в прессе звучат такие опасения. Но ребята приезжают в национальную или молодежную сборную и оставляют проблемы своих клубов за пределами базы. Многие специалисты и болельщики говорят, дескать, вот «Днепр» лихорадит, и это может сказаться на результатах национальной команды. Но в сборной уже не существует клубов. Вряд ли стоит фокусировать внимание на харьковском клубе. Уверен, они моментально сумеют перестроиться, ведь выступление на чемпионате Европы для многих из нас это высочайший уровень, запредельная мотивация. Их тренер Геннадий Литовченко, который является ассистентом Алексея Михайличенко в молодежной сборной, не сомневаюсь, поможет им в этом.
- Плотный график профессиональных спортсменов оставляет крайне мало времени для чего-то иного. И все-таки было бы интересно узнать, что интересует Дмитрия Чигринского кроме футбола. Как удается заполнять редкие минуты свободного времени. Есть ли какие-то пристрастия или увлечения.
- Самое большое мое пристрастие – это музыка. Не проходит и дня, чтобы в моей коллекции не появилось нового диска – частенько удается выбраться в магазины и присмотреть что-нибудь новое. В вопросе вкуса - особых ярко выраженных симпатий нет. Импонирует русский и зарубежный рок – но не только. Скажем так, я нахожусь в постоянном поиске и как избирательный меломан каждый день открываю для себя что-нибудь новое. Кроме музыки, как и многие, люблю пообщаться с друзьями, сходить в кино или посидеть в кафе.
- А по натуре ты сам склонен к романтизму? Я слышал твой друг Адриан Пуканыч некоторое время назад признался в своих чувствах к любимой девушке и сделал это с не типичным для Донбасса эпатажем, использовав в качестве «стрелы Купидона» один из рекламных «биг-бордов» в самом сердце шахтерской столице. Интересно в твоем «исполнении», возможно, что-либо подобное, неординарное?
- Вряд ли. Все кто меня знают, могут подтвердить, что в жизни я достаточно практичный человек. У меня вряд ли получится два часа трепетно, затаив дыхание держаться за руку с девушкой, смотря с ней в это время какую-нибудь мелодраму. Раньше даже были упреки, что я не могу пойти на контакт, первым перезвонить… Все люди ведь разные. Поэтому к романтикам меня вряд ли можно причислить. Как говорится, миллион алых роз я вряд ли решусь когда-нибудь кому-нибудь подарить.
- Ну и напоследок, если позволишь провокационный вопрос. Кто станет чемпионом Украины?
- В нашей команде нормальное рабочее настроение. Не буду загадывать, как оно будет. Как бы не звучало банально – все решится в очном поединке «Динамо» и «Шахтера». В нашей команде всем прекрасно известно, что в этом году «Шахтеру» исполняется 70 лет, но дело даже не в круглой дате. Просто донецкий клуб вышел уже на такой уровень, что один год без трофеев – считается если не провалом, то, по крайней мере, крайне неудачным отрезком в новейшей истории.
Беседовал Владислав Юдин (журнал «АТАКА»)
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Красюк обратил внимание на бороду Тайсона
Барселона проиграла Атлетико Мадрид со счётом 1:2