Подчеркнутая индивидуальность
Формула-1. Сезон 2011. Накануне
Средневековые алхимики верили, что философский камень способен превратить любой неблагородный металл в золото. Организаторы чемпионата мира Ф-1 в какой-то степени похожи на тех мудрых глупцов.
Только вместо таинственного и чрезвычайно сложного в приготовлении вещества адепты современной Королевы автоспорта используют лишь вариации известной смеси из старых имен и новых правил игры...
А ведь действительно... Чего изобретать велосипед, если в прошлом году смесь из ярких пилотов и новых правил в Техническом регламенте подарила спортивному миру один из самых напряженных чемпионатов с непредсказуемой концовкой? Формула-1 получила молодого и талантливого чемпиона — Себастьяна Феттеля, который явно не собирается ограничиваться одним титулом. И Кубок конструкторов достался частной команде «Ред Булл», чей успех здорово подхлестнул формулических небожителей — «Феррари», «Макларен», «Рено» — и стал хорошим примером для подражания для «Мерседеса», «Уильямса», «Форца Индии» и «Заубера».
Международная автомобильная федерация, возглавляемая сейчас бывшим спортивным директором «Скудерии» Жаном Тодтом, нащупала почти идеальную комбинацию смеси, которая делает из железных парней золотых чемпионов и поддерживает интерес болельщиков к спорту в целом. Так почему бы не развить успех? Что мешает продолжить поиск?
Собственно, творческому полету фантазии Федерации Тодта и примкнувшей к ней Формула-1 Менеджмент (FOM) Берни Экклстоуна не мешает ничто. Первый обязательный ингредиент их «философского камня» — пилоты. Второй — новые правила и технические нововведения, которые, как и в 2010-м году, позволяют Формуле-1 эволюционировать. Но о технике мы поговорим чуть позже, а сейчас — ограничимся обсуждением участников чемпионата.
Штатный состав ведущих команд остается неизменным и чрезвычайно сильным. Достаточно акцентировать внимание на том, что сейчас в пелетоне насчитывается пять чемпионов мира: Себастьян Феттель, Фернадо Алонсо, Льюис Гамильтон, Дженсон Баттсн и, конечно же, Михаэль Шумахер. Последний раз такая плотность чемпионов в пелетоне наблюдалась аж в 1970-м году! Двое пилотов - Марк Уэббер и Фелипе Масса — имеют опыт непосредственной борьбы за титул. У четверки гонщиков — Ника Хайдфельда, Ярно Трулли, Хейкки Ковалайнена и Тимо Глока — за плечами многолетний опыт выступлений в Ф-1, пара побед и масса подиумов. Особого статуса заслуживает Рубенс Барикелло, который на сегодняшний день провел 303 Гран-при и дважды заканчивал сезон вице-чемпионом. Да и молодежь сильна... Посмотрите только на Камуи Кобаяши! Японец провел за свою карьеру лишь 21 гонку, а его агрессивный стиль пилотирования уже стал притчей во языцех!
Очень хотелось бы добавить в этот список имя Роберта Кубицы. Определенно, польский гонщик, победитель Гран-при Канады 2008 года, поул-ситтер Гран-при Бахрейна того же сезона и обладатель 12 подиумов, еще больше усилил бы впечатление от состава участников 62-го чемпионата мира. Но нелепая авария на Ралли Андорры в начале февраля надолго приковала Роберта к больничной койке, подорвав амбициозный план «Рено» побороться за место в когорте сильнейших.
В грядущем сезоне все потенциальные претенденты на титул сохранили места в своих командах. Им не надо вживаться в новые коллективы. Внутрикомандные связи налажены, люди проверены. Они знают, что можно ожидать от своих партнеров. Когда можно рассчитывать на руку помощи, а когда в ответ получишь удар колесом... Пожалуй, этот состав пелетона можно считать одним из самых сильных в истории Формулы-1. А это значит, что в чемпионате 2011 года мы вряд ли увидим борьбу двух сильных гонщиков. Борьба за лидерство будет вестись между несколькими пилотами, и каждая позиция, каждый призовой балл будут иметь для них принципиальное значение.
То, что в недалеком прошлом называлось «командным духом», уступит место подчеркнутой индивидуальности. Тем более что каждый из топ-пятерки претендентов обладает своим, хорошо известным стилем. Исходя из результатов работы на тестах уже сейчас можно с большой степенью вероятности предположить, что резкому Гамильтону будет труднее добывать очки, чем спокойному Баттону, который, к тому же, обладает завидным чутьем на удачные пит-стопы.
Наученные горьким опытом прошлого года, пилотам «Ред Булла» вряд ли позволят доводить свое противостояние к разборкам на трассе. Хоть внешне это и выглядит эффектно, но их выяснение отношений не приносит пользы команде, которая в прошлом году потратила из-за этого немало очков. Руководство команды сделает все, чтобы их борьба ограничивалась боксами и комнатами для переговоров. Две недели назад Себастьян Феттель продлил свой контракт с австрийской конюшней до 2014 года, убив тем самым слухи о своем вероятном переходе в «Феррари». По некоторым данным, общая сумма нового контракта немецкого пилота составляет 60 млн. долларов, то есть по 15 миллионов за сезон. Зарплата более чем достойная для молодого пилота.
Вместе с тем Марк Уэббер чести поставить свою подпись под документами пока не удостоен. Действующий договор ограничивается 2011-м годом и содержит цифру 8 млн. долларов, что выглядит довольно интересно на фоне оценочной зарплаты Феттеля. В случае с Марком команда явно тянет время, ставя условия продления его сотрудничества с «Ред Буллом» в зависимость от его результатов. Что ж, подход не лишен смысла, учитывая напряженные отношения пилота с командой и Феттелем в прошлом году и возраст пилота. Отвечая на вопрос о своем отношении к сложившейся ситуации, Марк сказал: «Вряд ли я буду сильно расстроен, если команда не продлит контракт. Нынешняя ситуация устраивает обе стороны. Да, у нас были конфликты, но два конкурентоспособных гонщика, ведущих борьбу за титул в одной команде, это уникальная ситуация, требующая соответствующего подхода. Я вижу понимание этого у моих партнеров и боссов, а это — самое главное... Я по-прежнему жажду побед, испытываю желание выступать в гонках и опережать соперников, какими бы сильными они не были. Я хочу оставаться в Формуле-1 и добиваться высоких результатов. Тем более что у меня появляется шанс, которого не было в течение всей моей карьеры. Мне надо действовать, несмотря на возраст. Если у меня будет какой-то иной настрой, меня просто съедят живьем!..»
Начиная с сезона 2009 года от Фелиппе Массы, вице-чемпиона 2008 года, ждут маленького чуда. Но вместо этого результаты бразильца все ухудшаются и ухудшаются. Терпение боссов «Скудерии» одновременно и удивляет, и восхищает... Повторим привычную фразу и в этом году: «Масса должен «выстрелить». Найти силы и сделать так, чтобы боссы именитой команды как можно чаще имели повод говорить, что их многолетнее терпение и ожидание есть яркое проявление их мудрости и прозорливости...» Но сможет ли Масса переломить тенденции последних лет и конкурировать с напарником, которого многие эксперты считают основным претендентом на титул этого года, — Фернандо Алонсо? Испанец действительно выглядит очень сильно. Успешные тесты, личная мотивация, спортивная злость за проигрыш прошлогоднего титула... Сможет ли испанец соединить эти все компоненты таким образом, чтобы изобрести свой, персональный «философский камень», который окрасит его надежды чемпионским блеском?..
Дословно
Дэвид КУЛТХАРД (бывший пилот Формулы-1)
«Для меня главный вопрос накануне старта сезона 2011 заключается в одном: сможет ли кто-нибудь в этом году помешать Себастьяну Феттелю и «Ред Булл» выиграть еще один титул? Новая машина быстра с первых тестов, Себастьян отработал насыщенную программу. Чемпион полон сил и энергии, он сделает все, чтобы добиться еще одного титула. Марку Уэбберу нужно отыграть отставание в половину десятой на быстром круге, чтобы на равных бороться в квалификации. Возможно, в этом году стартовая позиция будет не так важна, как в прошлом, но небольшая разница в квалификации и стала тем фактором, который разделил пилотов австрийской команды в прошлом году.
Главным конкурентом «Быкам» будет «Феррари» и Фернандо Апонсо. Эту команду можно любить или ненавидеть, но «Скудерия» принадлежит к базовым командам чемпионата и будет сильна. Мы видели ее спурт под конец чемпионата. Они на многое способны и борьба за титул грядущего сезона без них не обойдется.
У «Макларена» есть силы и ресурсы для того, чтобы переломить ситуацию, решив технические проблемы, возникшие на тестах. В последние несколько лет они добивались очень серьезного прогресса по ходу сезона, но в прошлый раз выигрывали Кубок конструкторов аж в 1998-м году!..
Несколько лет назад Льюис выиграл чемпионский титул, но с тех пор каждый год у самой успешной британской команды возникали проблемы. «Макларен» жаждет успеха, и пора бы им добиться цели, а не в очередной раз говорить о том, что до титула им не хватило совсем немного очков.
«Мерседес» построил машину, соответствующую стилю Михаэля Шумахера, и смогли освоиться после серьезной реструктуризации и сокращения штата в 2009-м. Команда стала наследником «Хонды» и «Браун ГП». Трудно понять, почему они пострадали больше других, но «Мерседесу» пришлось пережить непростые времена. Теперь многое зависит от результатов, показанных в этом году, от выступления Михаэля Шумахера на фоне Нико Росберга, но это по-прежнему команда, умеющая побеждать...»
Сергей БЕРОВ, газета «Команда»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Хорхе Мартин установил уникальное достижение
Новый вождь «Ромы» рассказал Артему, что хочет от команды