Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Россия
|
2554
2

БРУНУ АЛВЕШ: «В Россию посоветовал переехать Роналду»

Новичок «Зенита» пообщался с прессой накануне ответного матча плей-офф Лиги чемпионов против «Осера»

БРУНУ АЛВЕШ: «В Россию посоветовал переехать Роналду»
За столиком в холле петербургской гостиницы пили кофе двое смуглых мужчин, в близком родстве которых не могло быть сомнений. «Мой отец Вашингтон, - представил мне Бруну Алвеш своего собеседника с пышными седыми усами. И добавил на отличном английском: - Разрешите нам еще минут пять пообщаться - и я в вашем распоряжении».
 
Мы общались полтора часа, и впечатление от разговора осталось самое положительное. 28-летний Бруну Алвеш - взрослый, цельный человек без намека на фальшь и высокомерие. Какой-то он настоящий, этот португалец с бразильскими корнями.
 
С общительностью у него тоже все в порядке - достаточно сказать, что он в совершенстве знает два иностранных языка, да и русский собирается учить. Дай бог, чтобы защитник, класс которого стал ясен уже по первым матчам, приехал в Россию всерьез и надолго.
 
- Отец здесь с вами все время?
- Нет, сначала был со мной день или два, когда я подписывал контракт, затем вернулся в Португалию, а теперь пробудет в Санкт-Петербурге до 31 августа, когда мне надо будет уезжать в расположение сборной. Поедем вместе.
 
- А когда к вам присоединится семья?
- Вот как раз из сборной в Россию вернусь уже вместе с женой Хут, годовалым сыном Леонардо и дочкой Адрианой, которой в ноябре исполнится четыре.
 
- Останетесь жить в гостинице или снимете дом?
- Уже практически снял. С местом по крайней мере определился. Это на одном из островов - не помню, правда, как он называется, - в экологически хорошем месте, на охраняемой территории. Оттуда недалеко и до базы «Зенита», и до центра города.
 
- У вас ведь и старший брат Жералду сейчас в Восточной Европе?
- Да, с этого сезона играет в «Стяуа» из Бухареста, а в прошлом году выступал за греческий АЕК. Тот самый, который когда-то арендовал у «Порту» и меня. А до того в карьере брата было несколько португальских команд, в том числе «Бенфика». Отцу, кстати, тоже довелось выступать в известных клубах. Еще до того, как перебраться в Португалию, он играл за «Фламенго» и «Баию».
 
Вы, конечно, знаете Ибсона, который тоже теперь в России. Его отец - директор во «Фламенго». Они очень хорошо знакомы с моим отцом. И так вышло, что мы с Ибсоном вместе выступали за «Порту» и у нас тоже сложились замечательные отношения. Ибсон - фанат «Фламенго».
 
- Вы с Ибсоном здесь уже виделись?
- Пока нет. Пытался найти номер его мобильника, но пока не удалось. Очень хочется с ним встретиться: это мой большой друг, и мы так долго не общались, что я с нетерпением желаю его увидеть и узнать, как ему живется в России.
 
- Вы тоже болеете за «Фламенго»?
- Конечно! Мой отец из семьи футболистов, то есть у нас давние футбольные традиции. И все они, так или иначе, связаны с «Фламенго».
 
- Вы в курсе, что в России ваши с Ибсоном пути разошлись радикально?
- Что вы имеете в виду?
 
- Знаете, какая команда - самый принципиальный соперник «Зенита»?
- По-моему, та, с которой мы должны были играть две недели назад, но матч перенесли.
 
- Верно - «Спартак». Где как раз и играет Ибсон.
- (Улыбается.) Что ж, мне тем более нужно выиграть дерби со «Спартаком» - чтобы еще и над Ибсоном потом повеселиться!
 
- Почему ваш отец в свое время решил переехать в Португалию?
- У него появилась возможность получить новый опыт, и он ею воспользовался. На сегодня он уже провел больше лет в Португалии, чем в Бразилии.
 
- Сами вы в Бразилию наведываетесь?
- Нет. Правда, один год мы с братом там все же прожили. Родился-то я уже в Португалии, но когда мне было три или четыре года, отец на год туда вернулся, поскольку именно на родине решил начать тренерскую карьеру. Однако еще год спустя мы вновь отправились в Португалию, откуда родом моя мама.
 
- Вы чувствуете себя полностью португальцем или отчасти бразильцем?
- Португальцем - ведь я в этой стране и родился, и прожил всю жизнь. Но, учитывая, что значительная часть семьи по отцовской линии живет в Бразилии, неравнодушен и к ней. Никогда не забываю, что во мне течет и бразильская кровь.
 
- У вас есть паспорта обеих стран?
- Нет, только португальский.
 
- То есть дилеммы - играть за сборную Португалии или Бразилии - у вас не было?
- Нет, тут не могло быть сомнений - только Португалия!
 
- Ни о чем, кроме футбольной карьеры, в детстве не задумывались?
- Нет. Ведь кроме отца и старшего брата в бразильской части моей семьи и другие профессионально гоняли мяч. И еще в школьные годы я не раз говорил отцу: «Не хочу учиться, хочу играть в футбол!»
 
- Мама не возражала?
- Нет, она всегда поддерживала любое мое решение. Ей хотелось увидеть сына счастливым, а для этого он должен был заниматься любимым делом. Мама работала на швейной фабрике, но уже ушла оттуда.
 
- А отец, говорят, сейчас ведет ваши дела в роли агента наряду с Жорже Мендешем?
- Нет. Отец - это отец, агент - это агент. Но в самом начале карьеры папа был моим тренером. Он обучал премудростям игры нас с братом, а потом действительно помогал заключать первый контракт с «Порту». Однако сейчас все мои дела ведет Жорже Мендеш, он занимался и соглашением с «Зенитом».
 
- Почему у брата карьера сложилась не так успешно, как у вас?
- Такие вещи невозможно объяснить - все могло выйти и наоборот. У меня есть еще младший брат, и тоже невозможно предсказать, как у него сложится. Когда я выступал за юношескую команду «Порту», старший брат уже играл в основном составе «Бенфики» - у Жозе Моуринью, при котором он дебютировал не где-нибудь, а в дерби со «Спортингом»! И там же играл Фернанду Мейра - такие вот совпадения.
 
- Помните, что произошло 23 октября 2004 года?
- А, знаю - вы имеете в виду матч Кубка УЕФА «Зенит» - АЕК, за который я тогда выступал! Конечно, помню. У нас в группе тогда еще играли «Севилья», «Лилль»... С каким счетом мы тогда здесь проиграли - 0:4, 1:4?
 
- 1:5.
- Точно. Помню, что была практически зима. Холод, дождь. Но, разумеется, это не оправдание. У «Зенита» была очень сильная команда. В нападении играли мой нынешний партнер по команде Кержаков и Аршавин. Запомнился и центральный защитник Шкртел, который сейчас в «Ливерпуле».
 
- Кержаков в том матче даже хет-трик сделал! Также забили Аршавин и Денисов - еще один ваш сегодняшний одноклубник. А кроме того, в игре участвовали Малафеев с Быстровым, а капитаном «Зенита» был Радимов - ныне член вашего тренерского штаба.
- Невероятно! Обязательно посмотрю протокол того матча. Верю в судьбу - многие вещи в жизни взаимосвязаны и предопределены. Любой опыт, победный или неудачный, нельзя выбрасывать из памяти, потому что он что-то в твоем характере меняет и совершенствует. И остается с тобой на всю жизнь.
 
- Зенитовцы, участвовавшие во встрече с АЕК, не подшучивали над вами по этому поводу?
- Нет, мы с ними еще об этом не говорили. Вообще не уверен, что они помнят меня по той игре. Я ведь назвал вам только Кержакова с Аршавиным - так почему они должны были запомнить меня? Ну а самому заводить разговор о том матче желания у меня, как вы понимаете, нет. (Смеется.)
 
- Как, думаю, и у Луковича, который месяцем ранее в составе «Црвены Звезды» был также разгромлен «Зенитом» - 0:4.
- Ну и совпадения бывают в футболе! (Хохочет.) Но сегодня мы вместе играем в «Зените». И лично я очень доволен и впечатлен клубом, да и вообще всем, что увидел.
 
- Чем именно?
- Культурой и уровнем организации. Условиями и заботой, которой окружают в нем игроков. Людьми, делающими все возможное, чтобы у тебя не было никаких проблем. Все это очень здорово. Когда я приеду в сборную Португалии и мои партнеры будут расспрашивать, что да как, я без сомнений скажу: в России, по крайней мере в «Зените», все в полном порядке по высшим меркам. И посоветую сюда ехать любому, кто получит такое предложение.
 
- Даже Криштиану Роналду?
- И ему тоже! Даже Жорже Мендеш, который многое в жизни повидал, очень доволен тем, как здесь ко мне отнеслись. И город ему чрезвычайно понравился. В Москве он бывал не раз, а Санкт-Петербург увидел впервые. И заключил, что мы сделали совершенно правильный выбор.
 
У нас есть все, что нужно для успешной игры. Отличные футболисты. Сильный тренер, способный поднять уровень любого игрока. У Спаллетти мы можем очень многому научиться! Есть и болельщики, которые заполняют стадион и поддерживают команду всей душой.
 
Ну и сам город - просто фантастика! Я и представить себе не мог, насколько он прекрасен. Когда приезжал с АЕК, толком ничего увидеть не успел. Теперь же оценил Санкт-Петербург во всем его великолепии. В первые дни меня поселили в гостинице «Коринтия», на центральной улице. И у меня была возможность погулять по городу, посмотреть на архитектуру, на людей.
 
- Название этой улицы уже запомнили?
- Невский проспект!
 
- Если бы в тот момент, когда вы выходили на поле в Питере за АЕК, кто-нибудь сказал вам, что спустя шесть лет будете здесь играть, - как бы отреагировали?
- Я - профессиональный футболист. И должен быть открыт для любых поворотов в карьере. Сейчас я приехал сюда - и на данный момент счастлив. Повторяю: я верю в судьбу и не сомневаюсь, что в «Зенит» жизнь меня привела не случайно. Хочу отдать этому клубу все, что у меня есть, и выиграть с ним все возможные титулы.
 
- Питерский климат с октября по апрель - не подарок, знаете?
- Знаю и готов к этому. Играл поздней осенью в России и с АЕК, и с «Порту» в Лиге чемпионов против ЦСКА. Кстати, у нас в Порту зимой масса дождей, постоянный ветер, да и температура воздуха не слишком высока. Но я сюда приехал играть и обязан привыкнуть ко всему. Вы никогда не услышите от меня жалоб по этому поводу.
 
- Верите ли в то, что «Зенит» способен в ближайшем будущем выиграть Лигу чемпионов?
- У нас очень сильные команда и тренер, и мы сможем прогрессировать. Но в Лиге чемпионов нужно идти и мыслить шаг за шагом, матч за матчем. Нельзя, не проведя в этом турнире еще ни одной игры, говорить о будущей победе. Но если «Зенит» сумел обыграть «МЮ» в Суперкубке, значит, он способен сделать и что-то большее.
 
- Но почему-то все так сложно складывается в отборе - с «Унирей», «Осером»?
- Потому что футбол в Европе сейчас здорово подровнялся. Я как человек, много раз игравший в Лиге чемпионов, вижу, насколько «Зенит» силен. Но это не означает, что какая-либо из его побед может получиться легкой. В Лиге мечтает играть каждая команда.
 
- В середине 2000-х «Порту» вас постоянно отдавал в аренду. «Фаренсе», «Гимарайнш» - тут все понятно, португальские команды средней руки, где у вас было много игровой практики. Но откуда возник АЕК?
- Я тогда начал готовиться к сезону с первой командой «Порту». Мне было всего 22 года. Заиграть в «Порту» было бы трудно, а АЕК в тот момент возглавил португалец Фернанду Сантуш, которого я хорошо знал. Он и пригласил меня еще с одним партнером по команде в Афины, где я незадолго до этого играл за сборную Португалии на Олимпиаде. Я согласился: АЕК - известная команда, а мне надо было играть. И для меня этот опыт получился очень полезным по части не только футбола, но и жизни. Впервые надолго оказаться за границей мне, молодому парню, было непросто, но клуб сделал все, чтобы я чувствовал себя комфортно. И я провел очень приличный сезон, одновременно поняв, что могу жить и играть за рубежом.
 
- Не одолевали вас в годы аренд сомнения в себе?
- Нет, я всегда верил в свои способности и умение работать. И никогда не думал, что огромный труд, который я в свое время проделал с отцом, пройдет даром. Мысли я иначе - не был бы сейчас там, где нахожусь.
 
- У греческих фанатов репутация крутых парней. Они вам не досаждали, не угрожали?
- У меня с ними все было отлично. Пару раз из-за перебора карточек я пропускал матчи, и фанаты звали меня смотреть игру АЕК вместе с ними, с трибуны. Дважды я эти приглашения принимал, кричал и поддерживал команду как простой болельщик. Это был классный опыт: я увидел игру с другой стороны, поставил себя на место этих ребят.
 
- В «Зените» готовы повторить подобное?
- Никаких проблем! Если они однажды пригласят на игру, в которой я не смогу участвовать, пойду с удовольствием.
 
- По первым двум матчам в составе питерского клуба собой довольны?
- В определенной степени. Дело в том, что к моменту первого матча за «Зенит» я два месяца не играл в футбол. Моим предыдущим поединком была встреча с Испанией на чемпионате мира. Месяц спустя я приступил к тренировкам с «Порту». Две недели занимался, но не провел ни одной игры. Затем приехал в Санкт-Петербург, тренировался пять или шесть дней, после чего тренер решил, что я готов выйти на поле. Для первых матчей после такого перерыва все было не так плохо. В то же время уверен, что способен на гораздо большее. Но я ведь здесь всего две недели. Стараюсь максимально быстро адаптироваться к российскому футболу, найти общий язык с партнерами, стать своим в городе. Чем ближе буду узнавать ребят, чем больше тренировок проведу с ними - тем лучше все будет и в матчах.
 
- За пределами поля с зенитовцами уже общаетесь?
- Пока в основном на тренировках. Но уже заметил, что голкипер (Малафеев. - Прим. «СЭ») старается постоянно общаться со мной, подсказывать и советовать какие-то вещи. Много со мной разговаривает Кержаков, а также наш капитан. (Анюков. - Прим. «СЭ»). Атмосфера в команде очень хорошая, и мне одноклубники стараются помочь по максимуму.
 
В «Порту» к нам не раз приходили легионеры, и я представляю, как сложно человеку менять страну и чемпионат. И очень хорошо, когда он ощущает желание партнеров и тренеров ему помочь. В «Зените» у меня такое чувство есть.
 
- Малафеев с вами говорит по-английски?
- Да, а Кержаков - по-испански. Капитан тоже немного говорит по-английски, подсказывает какие-то позиционные моменты во время матчей. Знаете, кстати, когда я наглядно почувствовал поддержку партнеров? В матче с «Осером» был назначен штрафной недалеко от ворот соперника. Я знал, что в команде есть несколько человек, которые могут здорово исполнить «стандарт». Тем не менее они позвали меня: «Бруну, пробей!» Меня это, признаться, тронуло: значит, люди меня приняли и вообще хотят видеть в команде.
 
- 2-й номер, под которым вы играли в «Порту», занят Анюковым, и вы выбрали 3-й...
- ...Под которым когда-то, по юношам, уже играл. Но в «Порту» 3-й номер был занят, и я стал 14-м, а потом уже 2-м. Для меня не было важно получить «двойку» в «Зените». Вот в «Порту» этот номер исторически считается очень ценным, и носить его - большая ответственность. Под ним выступали знаменитые игроки, многолетние капитаны клуба. Предыдущий капитан «Порту», Жорже Кошта, ушел из команды, и меня спросили, хотел бы я играть под 2-м номером. Причем спросили люди из совета директоров - вот насколько там это важно! Еще бы я не хотел...
 
- А с греческими фанатами, когда шли с ними на трибуну, на каком языке разговаривали?
- На английском, которым владели некоторые из них.
 
- Интересная вещь: практически все португальские футболисты, с которыми мне довелось общаться, говорят по-английски. В отличие от испанцев и итальянцев. В чем причина?
- Полагаю, в системе образования. В Португалии мы начинаем учить английский в школе. Я, к примеру, серьезно взялся за него лет с 14. И это здорово помогает нам уверенно чувствовать себя в любой стране. В том числе и на поле, что очень важно. Некоторые футболисты не говорят по-английски, но понимают.
 
- Сколько всего языков вы знаете?
- Португальский, английский и испанский. Вместе с моей семьей сюда приедет работающая у нас женщина. Она с Украины, и уже год или полтора нам готовит, делает уборку и т.д. И я обязательно буду в общении с ней учить русский язык. Таня, так ее зовут, уже начала обучать мою жену и детей каким-то словам и фразам. Это опять же к разговору о судьбе и предопределенности.
 
- Как вы нашли эту женщину?
- Нам нужен был человек, который помогал бы по дому. Моя жена ходила делать прическу и маникюр к другой украинке. Та и рекомендовала Таню.
 
- Думаете, осилите русский? Сложнейший ведь язык.
- Я должен сделать это! «Спасибо», «доброе утро», «добрый день» уже знаю. (Улыбается.)
 
- Один известный телекомментатор сказал в эфире, что в «Зенит» вы перешли в том числе и потому, что ваши с Данни жены - подруги. Это так?
- (Смеется.) Они еще даже не знакомы! А я впервые увидел жену Данни здесь, в России. Они с первого же дня начали здорово мне помогать: как и семья Фернанду Мейры. Показали город, не раз приглашали на ужин, сделали еще массу вещей.
 
- Вы все втроем играли на Олимпиаде-2004 в Афинах. Тогда и зародилась ваша дружба?
- С Данни - да, а с Мейрой - еще раньше, когда брат играл вместе с ним в «Бенфике». А с Данни мы очень сблизились в первой сборной Португалии.
 
- Не будь в «Зените» португальцев, шансов на ваше появление в команде было бы меньше?
- Не думаю. Конечно, прекрасно, что здесь есть двое моих соотечественников и близких людей. Но для меня в первую очередь было важно то, что «Зенит» - серьезный клуб с большими задачами. И даже если бы земляков здесь не было, я все равно принял бы это предложение: такие делаются раз в жизни.
 
- Ваши партнеры по обороне «Порту» отправились в суперклубы: Пепе - в «Реал», Босингва - в «Челси». К вам тоже проявляли интерес топ-клубы - «МЮ», «Барселона», «Лион». Почему вы все-таки предпочли Россию и «Зенит»?
- Да, шансы уехать в перечисленные вами клубы у меня были. Но тогда «Порту» отказывался от их предложений. А предложение «Зенита» принял. Но это было и мое личное желание. Я мог сказать «Порту», что не хочу сюда ехать, и тогда бы в России меня не было.
 
Для меня было очень важно, что главный тренер команды, очень известный в Европе специалист, по-настоящему хочет меня приобрести. К тому же я чувствовал, что нуждаюсь в новом опыте и здесь его получу. «Зенит» будет играть в Лиге чемпионов и может претендовать на все что угодно. Этот фактор для меня тоже был важен.
 
- Если бы «Порту» не пропускал эту Лигу чемпионов, могли бы там остаться?
- Нет. Я твердо решил уходить. Потому что провел там слишком много лет, и мне нужен был какой-то иной опыт. Хотел сделать это еще прошлым летом, и была возможность перейти в «Барселону», но «Порту» отказался меня продавать. С тех пор были и другие варианты, и мне хотелось оказаться в какой-то другой лиге, с иными клубами и игроками: уверен, это позволит мне вырасти как игроку. При этом мы попрощались с президентом «Порту» очень тепло, я попросил его передать всей команде пожелания успеха.
 
- Какой чемпионат сильнее - португальский или российский?
- Технический уровень в российской премьер-лиге очень высок. Но когда ты провел в чемпионате всего одну игру, делать выводы не имеешь права.
 
- Убеждены, что отыграете в «Зените» все четыре года контракта?
- В футболе никогда не знаешь, что с тобой произойдет. Но вначале я должен до конца прочувствовать, что такое игра в России. И только года через два-три смогу сказать, хочу остаться или перейти в какую-то другую лигу. На сегодня мне здесь все нравится.
 
- Когда играли в «Порту», какая лига привлекала вас больше всего?
- Испанская, с ее сочетанием зрелищности, техники и скорости. Но я сделал выбор в пользу России и ничуть не жалею.
 
- Правда ли, что в вашем контракте с «Порту» значилась сумма отступных в 30 миллионов евро?
- Правда.
 
- И как «Зениту» удалось сбить ее на 8 миллионов?
- Предложение «Зенита» было лучшим из всех. С другой стороны, и я сам захотел его принять. Скажи я: «Хочу в другую команду и страну», - сделка не состоялась бы.
 
- Чувствуете ли какое-то давление в связи с тем, что ваш трансфер - рекордный для России?
- Я просто отдаю себя на тренировках и в играх на сто процентов. Моя обязанность - делать все, чтобы команда выигрывала все возможные матчи и титулы. Больше ни о чем не думаю.
 
- Вы впервые приехали в Санкт-Петербург на подписание контракта. Многие сначала наносят в Россию «проверочные» визиты.
- Я поступил так по двум причинам. Во-первых, Данни и Мейра подробно мне обо всем рассказали. Во-вторых, как следует изучил интернет, побеседовал с другими футболистами, выступавшими в России и знающими «Зенит». Все это и побудило меня принять решение сразу.
 
- Не с Манише или Коштиньей ли общались? У них-то как раз от приезда в Россию должны были остаться не лучшие воспоминания.
- С вратарем Нуну, который в свое время играл в «Динамо», а потом вместе со мной в «Порту». Еще с одним сербским игроком, выступавшим в «Порту»: у него есть друзья, которые играют в России, в том числе в «Зените». Оба рассказали мне много хорошего.
 
- В курсе ли вы конфликта между Коштиньей, ныне спортивным директором «Спортинга», и россиянином Маратом Измайловым?
- Измайлов - фантастический игрок, техничный, быстрый. Я несколько раз играл против него, и однажды он забил нам решающий гол (в матче за Суперкубок Португалии. - Прим. «СЭ»). Слышал о проблемах, которые были у него в клубе, но не знаю, как «Спортинг» может позволить себе держать такого футболиста вне поля. Он должен играть, потому что знает, как это делается!
 
- Еще с одним россиянином, Дмитрием Аленичевым, вы в «Порту» пересечься не успели. Но наверняка знаете о том, что он забил по голу в выигранных финалах обоих еврокубков.
- Конечно, знаю! Аленичев - одна из легенд клуба. Мне кажется, как-то я даже тренировался вместе с ним - в очень юном возрасте. У Жорже Кошты возникли проблемы в «Порту», он ушел в «Чарльтон», и тренер позвал меня поработать с первой командой. Разумеется, знаю, что Аленичев сделал для «Порту», и считаю себя его поклонником. Если доведется встретиться с ним в России, с большим удовольствием пообщаюсь и вспомню те времена.
 
- Многое ли знали прежде о «Зените»?
- Конечно, был в курсе его побед в Кубке УЕФА и Суперкубке Европы. Как и того, что за него выступают Данни и Мейра. Матч за Суперкубок, в котором Данни забил «МЮ» победный гол, видел в прямом эфире. Ну и, разумеется, не мог не знать о «Зените» потому, что играл здесь за АЕК.
 
- Как прокомментируете разговоры в прессе о том, что в бытность в «Порту» вас за что-то невзлюбил Жозе Моуринью и когда его спросили о возможности вашего перехода в «Интер», он только рассмеялся?
- Ни о том ни о другом ничего не слышал. Это неправда. Кстати, у нас с Моуринью один агент - Жорже Мендеш, и если бы что-то подобное было в действительности, я бы об этом наверняка знал. Моуринью - великий тренер и сильная личность. То, чего он добился, говорит само за себя. Я с ним общался всего раз или два, но сомнений в его мировом классе у меня нет никаких.
 
- Почему же Моуринью отправлял вас по арендам, не пытаясь задействовать в первой команде?
- Потому что я был очень молод! А в «Порту» были чрезвычайно сильные защитники, и пробиться в основной состав для меня выглядело задачей почти невыполнимой. Поэтому, думаю, меня и отправляли в аренды - чтобы у меня была практика. Но лучше, конечно, спрашивать об этом самого Моуринью. А мне аренды, конечно, помогли. Когда ты молод - должен играть.
 
- За какую команду болели в финале Лиги чемпионов - за «Интер» или «Баварию»?
- За «Интер». Потому что Моуринью - португалец, и это единственное, что имело для меня значения. Мне кажется, вся наша нация поддерживала в тот день миланский клуб. Верю, что и в «Реале» у него все получится. Моуринью обладает огромным опытом работы с лучшими игроками мира, знает, как ими управлять, твердо верит в свои идеи.
 
- Когда уже без Моуринью вы попали-таки в основной состав «Порту», в первом же сезоне отличились тем, что боднули Нуну Гомеша и заработали красную карточку. Что случилось?
- Мы проигрывали «Бенфике» дома, эмоции были накалены, «стыки» были очень жесткими. То, что тогда спонтанно произошло, иногда случается в футболе. Но у нас отличные отношения с Нуну Гомешем. Впоследствии мы не раз играли вместе в сборной, и нам нечего было делить. А та ситуация, конечно, была моей ошибкой, я не должен был такого делать.
 
- Доводилось читать, что после той истории вас в Португалии прозвали Матерацци. Но у меня это вызвало большие сомнения: вы же, напротив, поступили скорее как Зидан.
- И к тому же произошло это еще до чемпионата мира 2006 года. Так что вы правы.
 
- Вы известны жесткой манерой игры. Сейчас вы такой же, как несколько лет назад, или с опытом пришло игровое спокойствие?
- Конечно, с годами я стал смотреть на футбол иначе. Ведь и в жизни, взрослея, ты начинаешь вести себя более здраво и взвешенно. В игре - то же самое. Но вот что не изменилось, так это то, что я по-прежнему не люблю проигрывать. Даже когда мы в межсезонье выходим погонять мяч с братьями, принять поражение для меня очень сложно. Это неотъемлемая черта моей личности.
 
- Расскажите о мастер-классе по игре в защите, провести который вас недавно пригласила ФИФА.
- Приглашение последовало потому, что у меня при большом количестве единоборств за последнее время было наименьшее количество фолов и желтых карточек. Вот меня и пригласили провести для сайта ФИФА этакий видеоурок по технике отборов, подкатов и т.д. Для меня это стало предметом гордости. Все сделали максимально удобно: я не летал в Швейцарию - наоборот, ко мне в «Порту» прислали съемочную группу, которая фиксировала абсолютно все.
 
- В сборную Португалии вас впервые пригласил Луиз Фелипе Сколари. С ним вы играли в гораздо более атакующий футбол, чем с Карлушем Кейрошем. Какой стиль вам больше по душе?
- Не могу сказать, что предпочитаю какой-то стиль. Все тренеры работают по-разному, и как о Сколари, так и о Кейроше при всей разнице в их подходах могу сказать только хорошее.
 
- Со Сколари поддерживаете отношения?
- Иногда разговариваем. Он очень меня поддерживал, и чрезвычайно важно, когда это происходит на первых порах твоего пребывания в сборной.
 
- Удивились, когда он уехал в Узбекистан?
- В первый момент - да. Но тренер, как и футболист, в любой момент может оказаться в любой точке земного шара. Если люди так хотели видеть его там - значит, он чувствовал себя в Узбекистане хорошо. Сейчас он возглавил «Палмейрас».
 
- Помните ли, как сборная Португалии еще без вас сокрушила в Лиссабоне российскую команду - 7:1?
- Это был, если не ошибаюсь, 2004 год, как раз когда я играл в Греции. Поэтому целиком матч, по-моему, не видел - только «нарезку» голов.
 
- Вратарем россиян был не кто иной, как ваш нынешний одноклубник по «Зениту» Малафеев. При случае не напомните ему о той игре?
- Не-ет! Ведь тогда он в ответ напомнит мне о матче «Зенит» - АЕК!
 
- А помните ли вы, что произошло 6 июня 2009 года?
- (Пауза.) Не припоминаю...
 
- Как же так - вы на третьей добавленной минуте забили в Албании победный гол, который оставил Португалии шансы попасть на ЧМ-2010!
- О да! Я часто не запоминаю точные даты. Но вы правы - не выиграй мы тот матч, в стыковые игры точно не прошли бы. И такие голы, конечно, запоминаются на всю жизнь. Мне не обязательно забивать - куда важнее помогать команде. Однако если это происходит посредством твоего гола, эмоции испытываешь, конечно, особые.
 
- Это был самый счастливый день в карьере?
- Очень важный - точно. Как и тот, когда забил мяч Боснии в «стыках». А был еще гол в ворота «Спортинга» со штрафного. Чтобы выйти на первое место, надо было победить, и этот удар принес победу - 2:1, а затем чемпионство. Меня же в том году признали лучшим футболистом сезона-2008/09 в португальской лиге.
 
- Бывали у вас и события похуже - так, в матче 1/8 финала Лиги чемпионов с «МЮ» отдали мяч прямо на ногу Руни, и тот забил.
- К счастью, матч мы все же свели к ничьей, в противном случае я чувствовал бы себя намного более скверно. Но и так было тяжело. Мы должны стойко переносить такие удары. И теперь мое поведение одинаково и тогда, когда я, допустим, забиваю решающий гол, и когда совершаю серьезную ошибку. В футболе ты обязан сохранять психологический баланс. Не слишком сильно ликовать при успехе и не убиваться насмерть при неудаче. Только при таком эмоциональном самоконтроле можно быть стабильным игроком.
 
- Невесело вам, полагаю, было и в тот день, когда вы не забили послематчевый пенальти в ворота «Шальке», и «Порту» уступил немцам место в четвертьфинале Лиги.
- Да, пробил в левый от себя угол, и вратарь парировал мяч. Но впоследствии подходил к 11-метровой отметке и забивал. Надо понимать, что и такие вещи случаются, и они тоже не должны выводить тебя из равновесия. Понимаете, любой гол - чья-то ошибка. Но ошибка защитника более очевидна, поскольку мяч сразу оказывается на ударной позиции.
 
- Вернемся к пенальти. Если бы Испания сыграла с Португалией вничью, вы бы били послематчевый 11-метровый?
- Если бы тренер выбрал меня - да. Но, думаю, в первой пятерке я бы не был.
 
- Согласны ли вы с Эйсебио, сказавшим, что вы проиграли только из-за неверно засчитанного гола Давида Вильи?
- Возможно, поскольку та игра была равной. Мы здорово защищались и пытались контратаковать, испанцы же не показывали чего-то выдающегося. Но если лайнсмен не зафиксировал офсайд, то гол засчитан - и точка. Мы должны это принимать и не стоит жаловаться. Самое легкое для футболиста проигравшей команды - найти оправдание в ошибке судьи. Я не из тех, кто это делает. Стараюсь отдать игре и команде все - а ошибиться может как арбитр, так и любой игрок, включая меня.
 
- Эйсебио и Фигу критиковали Криштиану Роналду за его поведение после матча с Испанией, когда капитан сборной отказался отвечать на вопросы журналистов, переадресовав прессу к Кейрошу, и плюнул под ноги телеоператору. Что думаете по этому поводу?
- Это мнение уважаемых людей. Любой игрок, совершая какой-то поступок, должен отдавать себе отчет в его последствиях. Кто-то счел, что Криштиану был прав, кто-то - наоборот. Каждый имеет право на оценку в зависимости от собственного воспитания, взглядов на жизнь. Я же не считаю себя вправе его судить.
 
- Многие вообще считают, что Криштиану не был настоящим капитаном сборной Португалии.
- Я считаю его фантастическим игроком. Люди, находящиеся вне команды, не знают, насколько он важен для команды. И то, что он делает для всей страны, невозможно переоценить. Лично для меня он - капитан. Если же он не захочет им быть, то должен поговорить с тренером. И если тренер не пожелает видеть Роналду капитаном, то должен взять на себя ответственность и забрать у Криштиану повязку. Тут все очень просто. Тренер должен принять решение, это его работа. Гораздо легче пойти к прессе и начать рассуждать, что он недостаточно хорош для этой роли и т.д.
 
- То есть на сегодня не ясно, останется ли Роналду капитаном?
- Я этого не знаю.
 
- Кого бы вы могли назвать самыми уважаемыми игроками в раздевалке португальской сборной?
- Криштиану, Симау, Рикарду Карвалью, Деку. Но выбор капитана - за тренером.
 
- Рады ли вы, что Кейрош остался главным тренером?
- Он проделал хорошую работу. Да, мы проиграли во втором раунде, но будущему чемпиону мира. Безусловно, с уровнем наших игроков мы способны проходить дальше, но в футболе может победить только одна команда. И, мне кажется, тренер заслужил еще один шанс, еще один цикл.
 
- Но когда команда с такими игроками не забивает в трех из четырех матчей ЧМ-2010, это выглядит странно.
- Причина - высочайший уровень турнира, где забивать очень сложно. А может, просто все предназначенные нам голы мы забили в ворота Северной Кореи... (Невесело улыбается.) В любом случае мы сделали все что могли. И если извлечем уроки из этого первенства, в следующий раз можем выступить намного лучше.
 
- Читал, Кейрош во время подготовки к Южной Африке сделал ряд необычных шагов: вы имитировали военные действия в форме цвета хаки, а также встречались со знаменитым альпинистом, покорившим 14 восьмитысячников.
- Да, тем самым он стремился объединить команду, и это здорово сработало. Единство в сборной было исключительным. А разговор с альпинистом произвел сильнейшее впечатление - мы поняли, что такое преодолевать настоящие трудности и не жаловаться на них. И опять же работать как команда - причем когда действительно нет права на ошибку. Кстати, это очень скромный человек, который не любит публично рассказывать о своих достижениях. Хотя добиться их крайне непросто.
 
- Сейчас Кейрош на месяц дисквалифицирован португальской федерацией футбола за то, что еще перед ЧМ-2010 оскорбил главу антидопингового комитета, прервавшего тренировку. Согласны с таким решением?
- У меня нет мнения по этому поводу. Это проблема федерации и тренера. Главное - чтобы это не пошло во вред команде.
 
- Какие самые большие впечатления у вас на сегодня от Спаллетти?
- В высшей степени профессиональный человек! Он стремится, чтобы все в команде делалось идеально, много говорит с нами - в частности о тактике. Понаблюдав за Спаллетти, я пришел к выводу, что могу стать намного сильнее, работая у него. И вся команда тоже.
 
 
- Можете представить себя однажды капитаном «Зенита»?
- Если моим одноклубникам и болельщикам будет нравиться моя игра, если опыт в первые годы в Санкт-Петербурге выйдет положительным, если тренер этого захочет - для меня это будет большим удовольствием! Стать капитаном такой команды, как «Зенит», - фантастика!
 
- Кто, на ваш взгляд, сегодня лучший центральный защитник мира?
- Мне больше всего нравятся Пуйоль и Фердинанд. Поведение Пуйоля на поле - просто образец.
 
- Было ли у вас прозвище в Португалии?
- Нет.
 
- Чем вы любите заниматься помимо футбола?
- В Португалии у меня было хобби - играть на песке в фут-волей (судя по всему, аналог нашего теннисбола. - Прим. «СЭ»). С друзьями в свободное время частенько этим занимались. Но здесь буду проводить максимум времени с семьей и учить русский язык, познавать культуру города и страны.
 
- По чему больше всего будете скучать?
- Не по чему, а по кому. По друзьям. Думал, что буду очень скучать по песку. Пляжному песку, который я так люблю. Когда ехал сюда, полагал, что его здесь не найти. Но оказалось, что он есть!
 
- Чего мечтаете добиться в России?
- Во-первых, выиграть национальный титул. А потом - большой европейский турнир. Это главное, за чем я сюда приехал. И знаю, что мы на это способны.

Sport.ua
Источник Спорт-Экспресс
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 2
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.
Liczi
Пользователь заблокирован администрацией за нарушение правил
trancelife
Оригинальное название интервью: Бруну Алвеш: "Ехать в Россию посоветую даже Криштиану Роналду"