«Великий все знал и был грустным, хотя пытался это скрывать»
Вчера в Броварах похоронили звезду мирового гандбола, 32-летнего Олега Великого
- 26 января 2010, 08:11
- |
- 3511
- 5
Знакомые Олега говорят, что накануне новогодних праздников немецкие врачи посоветовали своему пациенту поехать домой, попрощаться на всякий случай с родителями. После проведенных в родных Броварах праздников в пятницу, 22 января, Великому стало плохо. Родители вызвали скорую помощь. Олег был госпитализирован в Киев, где скончался в ночь с пятницы на субботу. Организм 32-летнего спортсмена не выдержал борьбы с онкологическим заболеванием. Впервые о страшном диагнозе - рак кожи - Олег узнал в 2003 году. Рук не опустил и схватку за жизнь выиграл. Точнее, тогда его состояние заметно улучшилось.
Но, как оказалось, болезнь не ушла безвозвратно. В марте 2008-го онкологи повторно диагностируют Великому рак кожи. Олег опять перенес операцию, прошел курс химиотерапии и в марте 2009-го даже попытался вернуться на площадку, сыграв в составе своего «Гамбурга» поединок против действующего чемпиона немецкой Бундеслиги «Киля». 13 тысяч поклонников «Гамбурга» устроили Великому настоящую овацию, подняв в знак поддержки таблички с надписью «Oleg». Это было последнее появление Олега на гандбольной площадке. В сентябре состояние Великого ухудшилось.
«Ему было очень тяжело, но он демонстрировал поразительное мужество, - говорит Юрий Шевцов, нынешний наставник сборной Беларуси, который тренировал Олега в немецком клубе «Кронау-Остринген». - Пока мог, Великий продолжал тренироваться. Своим поведением он никогда не демонстрировал, что смертельно болен. Верил, что сможет побороть болезнь до последнего».
«Он постоянно был на связи с нами, однако в последние недели, уехав домой в Украину, уже не мог даже звонить, - говорит Паскаль Генс, одноклубник Великого по «Гамбургу», игрок сборной Германии. - Мы не можем смириться с тем, что Олега больше нет, хотя знали, что он умрет».
Олег Великий родился 14 октября в Броварах. Гандбол его выбрал сам. Когда Олег учился в пятом классе, из местной спортшколы в общеобразовательную пришла тренер Людмила Шкотарева, которая с помощью специальных тестов отобрала подходящих для занятий ручным мячом ребят. Великий сразу стал выделяться на фоне сверстников - работоспособностью и талантом. Немудрено, что, повзрослев, парень быстро попал на карандаш тренерам юношеской сборной Украины, а вскоре был приглашен в свою первую команду - киевский СКИФ. Спустя год Великий играл в уже более сильном коллективе - броварском «Светотехнике».
Хотя, бесспорно, вершиной для каждого украинского гандболиста до недавних пор считалось попадание в запорожский ЗТР. Приглашение последовало в 1999-м. В Запорожье Олег составил грозный тандем с еще одним могучим полусредним - Вячеславом Лочманом. Заднюю линию запорожцев и, соответственно, сборной Украины стали называть в перспективе одной из сильнейших в мировом гандболе.
«Когда руководству ЗТР удалось договориться с броварчанами о переходе Великого, я понял, что чемпионства в Украине у нас не сможет забрать никто, - вспоминает тогдашний наставник запорожцев Вячеслав Дидушенко. - Это феноменальный игрок, вундеркинд. Он обладал идеальными физическими данными, силой, умом, прыгучестью, техникой. Олег поразил нас, видавших виды тренеров на первом же сборе, когда демонстрировал поразительные результаты контрольных нормативов. К примеру, тройной прыжок Великий прыгал на 9,70 метра, тогда как остальные гандболисты имели показатель в районе 8,20-8,50. А еще меня поражало то, что Олег безукоризненно выполнял все то, что я ему подсказывал. Он мне так и говорил: «Вот вы, Вячеслав Владимирович, мне сказали, я так и сделал. Получилось!» Бог наградил Олега потрясающим талантом. Но, как видим, Бог дал - Бог забрал».
И действительно, с приходом Великого ЗТР стал не только непобедимым на внутренней арене, но и боеспособным на континентальном уровне. Дважды подряд, в сезонах 1999/2000 и 2000/01 запорожцы выходили в четвертьфинал Лиги чемпионов, а Великий в дебютном для себя турнире Евролиги стал лучшим бомбардиром соревнований. Немудрено, что та блестящая запорожская команда, в которой помимо полусредних Лочмана и Великого блистали крайний Виталий Нат, линейный Юрий Петренко, вратарь Евгений Будко, переодевшись в форму сборной Украины, в 2001 году привела свою страну к самому высокому для нашего мужского гандбола независимых времен результату - седьмому месту на чемпионате мира во Франции.
Вместе с тем, на сильнейшего украинского гандболиста обратили внимание ведущие европейские клубы. Между ними Великий летом 2001-го выбрал одну из сильнейших команд немецкой Бундеслиги - эссенский «Туссем», с которым выиграл Кубок ЕГФ. Более того, в Германии Олег проявил себя настолько великолепно, что в 2003 году местная Федерация гандбола предложила ему сменить гражданство и выступать за немецкую сборную.
«Считаю, на моем месте это предложение принял бы каждый украинский игрок, - говорил автору этих строк Великий. - Я всегда повторяю, что немецкий паспорт у меня связан только с гандболом. Я остаюсь украинцем, просто не вижу в нашей стране перспектив для занятий любимым делом. Нельзя говорить категорично, что седьмое место в мире - это был потолок, но за этим взлетом последовал спади особых перспектив в будущем не проглядывалось. В Украине сложилось ошибочное мнение, будто там, на Западе играют исключительно за деньги. На самом деле, кроме суточных и ставки, пусть и немного больших, нежели в Украине, ничего больше я не зарабатываю. Просто для каждого спортсмена престижно выиграть медали чемпионата мира или Европы, не говоря уже об Олимпиаде».
Казалось, теперь Олегу - только играть и радоваться. Но именно в тот период, когда Великий уже стал немцем, врачи поставили ему страшный диагноз - рак кожи. С того времени гандбол для Великого стал отдушиной. Он продолжал по возможности тренироваться и играть, но главная схватка длилась в течение долгих лет за пределами соревновательных залов. После операции и курса химиотерапии в 2003-м состояние Великого поправилось.
«Но не настолько, как можно было прочитать в прессе, - рассказывает Вячеслав Дидушенко. - К сожалению, болезнь не покинула организм Олега. Она на какое-то время притупилась. Великий постоянно находился под присмотром врачей, а клуб взял на себя все растраты по его лечению. Думаю, Олегу было непросто выходить на площадку. Но существовал контракт, согласно которому он должен был провести определенное количество матчей. Именно из-за того, что Великий, хоть с паузами, но играл, создавалась иллюзия, будто с ним все в порядке».
И действительно, очередное отсутствие Великого в составе сборной Германии объяснялось травмами. Тем не менее, наставник «бундес-тима» продолжал доверять Олегу и поддерживать его морально. В частности, Великий был включен в состав немецкой сборной для участия в финальной части чемпионата мира-2007. Германия выиграла домашний мундиаль и вместе с остальными мировое золото получил Великий. Получил, надо сказать, заслуженно, ведь не проведя ни одного матча в финальной части соревнований, Олег блестяще отыграл во время отбора.
В олимпийский Пекин Великий уже не поехал. Хотя всю жизнь мечтал выступить на Олимпиаде. На то время болезнь обострилась и тренировался Олег уже нечасто. Фактически, тот матч между «Гамбургом» и «Килем» в марте 2009-м, о котором мы вспоминали в начале этого материала, был в большей степени благотворительным. Такое впечатление, тогда Великого поддерживала вся Германия. Весь мир вместе с Олегом продолжал верить, что вторая операция и повторный курс химиотерапии вернут выдающегося гандболиста к нормальной жизни.
«Насколько мне известно, в последние годы Великий согласился на все, лишь бы спастись, - говорит Вячеслав Дидушенко. - Он подписал бумаги о том, что согласен, чтобы на нем испытывали новые препараты. Но, видимо, жизнь человека построена так, что неотвратимого не избежишь. В последний раз я встречал Олега летом. Он приезжал к нам в Запорожье на турнир. Было видно, что он болен, что ему тяжело. Но Олег этого не выдал. Но, видимо, душа что-то чувствовала. Не зря же Великий собирал тогда же, летом у себя на даче самых близких друзей - Ната, Будко, Петренко, Шельменко, некоторых других».
«Мне сложно поверить, что Олега больше нет, - говорит Сергей Шельменко, игравший вместе с Великим в составе ЗТР и «Кронау-Остринген». - Получалось так, что я появлялся с ним в одной команде, когда Великий там был полноценным лидером. Но даже тогда при общении с Олегом не ощущалось ни заносчивости, ни надменности. Наоборот, Великий во всем помогал мне. Особенно неоценимой была его роль в моем становлении в Германии. Когда приехал туда - не знал языка, постоянно терялся. Но с помощью Великого освоился быстро. Мы дружили семьями, праздновали вместе праздники, а мой пятилетний сын Иван постоянно игрался с его Никитой».
«Олег никогда не показывал, что болен, хотя все мы знали, как тяжело ему, - продолжает Шельменко. - Общался с ним вплоть до последнего момента. Когда Олег на новогодние праздники уехал домой, то связывались по телефону или по Интернету. Великий все чувствовал и был грустным, хотя пытался это скрывать».
…Вчера в Бровары съехались около сотни выдающихся в гандбольном мире людей. Чтобы проводить друга и высказать принести самым близким для Олега людям - супруге Катерине, шестилетнему сыну Никите, родителям. Руководство клуба «Гамбург» на своем официальном сайте пообещало всячески поддерживать семью Великого.
Иван Вербицкий, СПОРТглавред