Историческая победа Хиндли, неудача Карапаса. Итоги Джиро д’Италия-2022
Sport.ua подводит итоги супермногодневки Джиро д’Италия-2022
- 30 мая 2022, 17:40
- |
- 01 мая 2023, 08:04
- 851
- 0
Джиро-2022 получилась посредственной. Почему?
Джиро д'Италия-2022 отошла в историю. Многие велоболельщики остались недовольны «Корса роза-2022», и их можно понять. Действительно, слишком закрытая борьба в горах между грандами общего зачета разочаровала, но тому были вполне объективные причины.
Да, невероятная плотность в общем зачете и смена лидера за день до финиша в Вероне спасли Джиро-2022 от того, чтобы оказаться в числе худших в 21-м веке наряду с изданиями 2004 и 2012 годов, но все равно феерическим то зрелище, которое мы наблюдали, назвать сложно. Да, был фантастический 14-й этап до Турина и достойная развязка на 20-м, которые и скрашивают общие впечатления от гонки, но в целом Джиро-2022, конечно, разочаровала.
В таких ситуациях всегда проще всего списать низкий уровень зрелищности на неудачный маршрут: самая банальная причина, которая лежит на самой поверхности. Но, по нашему мнению, это ложный путь - с маршрутом в этом году был полный порядок. Гонку творят гонщики, а не маршрут, и в этом году состав грандов общего зачета подобрался максимально благоприятный для вот такой закрытой и незрелищной борьбы.
Начать стоит, прежде всего, с массовых сходов топ-фаворитов. Да, без потерь среди претендентов на самые высокие места не обходится ни один Гран тур, но далеко не всегда потери эти настолько большие. Перед стартом Джиро в топ-6 фаворитов входили Ричард Карапас, Микель Ланда, Мигель Анхель Лопес, Саймон Йейтс, Жоау Алмейда и Ромен Барде. 4 из 6 до финиша в Вероне не добрались - красноречивый факт.
В итоге «большую троицу» претендентов на победу в нынешней Джиро составили Карапас, Ланда и Джей Хиндли. Все они - по сути, чистые горняки с довольно слабым индивидуальным ходом. Для таких людей ранние атаки - затея, прямо скажем, сомнительная. Усугубляло ситуацию то, что у каждого их в распоряжении была довольно сильная команда, способная коллективными усилиями нейтрализовать раннюю атаку соперника. Именно это и произошло на 14-м этапе: Ричард Карапас решился на смелую раннюю атаку на Суперге, но «Bora Hansgrohe» его не отпустила, и никаких дивидендов эта атака эквадорцу не принесла.
Еще один важный фактор - то, что «большая троица» по своим силам в горах вплоть до последнего этапа выглядела абсолютно равной. Ведь на самом деле атаки предпринимал каждый из них, но заканчивалось все тем, что они уезжали ото всех остальных, но не могли ничего сделать друг с другом.
Практически полное равенство было между ними не только на трассе, но и в общем зачете. И минимальные разрывы каждый раз позволяли откладывать решающую разборку на завтра. В итоге произошла она на последней большой горе нынешней Джиро, на Пассо Федайя на 20-м этапе, и тяжелейшего финального 5-километрового участка этого подъема оказалось достаточно для того, чтобы определить лучшего на этой Джиро.
Ну и, конечно, нельзя не отметить, что фанаты изначально требовали от нынешней Джиро слишком многого - они всегда найдут за что покритиковать гонку. Специфика Гран туров в том, что здесь интрига в борьбе за победу и зрелищность каждого отдельного этапа - зачастую взаимоисключающие вещи. Случаи, когда оба компонента присутствуют в гонке - редкое счастье, которое на Гран турах в 21-м веке случалось считанные разы. На нынешней Джиро, конечно, со зрелищностью отдельных этапов проблемы были, но с интригой в общем зачете - полный порядок. Не так уж и плохо.
Хиндли пишет историю
В итоге эти разборки «большой троицы» завершились победой Джея Хиндли. Победой исторической: гонщик «Bora Hansgrohe» стал первым в истории австралийским победителем Джиро. До этого на счету Австралии была лишь одна победа на Гран турах - Кэдел Эванс выиграл Тур де Франс-2011. При чем ровно 20 лет назад, в 2002 году все тот же Эванс на Джиро стал первым в истории австралийцем, который вообще примерил майку лидера на Гран туре. Отличный символ того, какой путь глобализации прошел велоспорт за эти 20 лет.
Долгое время Хиндли шел вторым в общем зачете, отставая от Ричарда Карапаса на считанные секунды, отыграть которые можно было с помощью бонификации. Появлялись даже конспирологические разговоры о том, что капитан «Ineos Grenadiers» специально отдаст розовую майку перед финальной разделкой Хиндли, чтобы выйти на старт заключительного этапа в «родном» комбинезоне своей команды. А обычные комбинезоны по своим аэродинамическим характеристикам всегда превосходят лидерские майки, которые всегда приходится подгонять под гонщика непосредственно перед этапом.
В итоге Карапас розовую майку Хиндли на 20-м этапе таки отдал, но запрограммированным это событие назвать нельзя. Австралиец привез своему сопернику более минуты, и отыграть такое отставание за 17 км в Вероне было практически невозможно.
Отметим, что в похожей ситуации Хиндли уже был два года назад, и тоже в противостоянии с гонщиком «Ineos Grenadiers» - тогда это был Тао Геогеган Харт. Тогда Джей вышел на финальную разделку в розовой майке с минимальным преимуществом над британцем, однако в итоге финишировал только вторым. В этот раз история не повторилась - запас Хиндли был слишком большим, да в разделке за эти два года он, очевидно, прибавил.
Ричард Карапас: понижение в классе?
На протяжении практически всей нынешней Джиро д'Италия Ричард Карапас выглядел сильнейшим гонщиком в пелотоне и не подавал ни единого признака слабости. Однако на заключительных километрах тяжелейшего подъема на Пассо Федайю Карапас довольно неожиданно не сумел поддержать ритм, который задавал Леннард Кемна, и отстал от Хиндли.
И такие проблемы олимпийского чемпиона Токио под конец третьей недели действительно стали неожиданностью. За последние годы за Карапасом прочно закрепилось реноме многодневщика с очень хорошим восстановлением, однако именно этот компонент подвел капитана «Ineos Grenadiers» в решающий момент.
За предыдущие три года Карапас добился на Гран турах очень больших успехов: победа на Джиро-2019, подиумы Вуэльты-2020 и Тур де Франс-2021. На то, что эти успехи достигались при значительном стечении обстоятельств, многие предпочитали закрывать глаза, и в рейтинге сильнейших многодневщиков мира ставили Ричарда очень высоко. Многие даже в топ-3, выше партнера по команде Эгана Берналя. Однако после нынешней Джиро положение Карапаса в этом виртуальном рейтинге, похоже, придется пересмотреть.
Ну а что «Ineos Grenadiers»? Для команды Дэйва Брэйлсфорда Джиро долгое время считалась чуть ли не проклятой гонкой, где капитаны команды год за годом терпели неудачу. Сломать это проклятие в драматичном стиле сумел Крис Фрум - его победа в 2018 году запустила для «Ineos Grenadiers» целый успешный цикл, в рамках которого британцы выиграли «Корса роза» трижды за предыдущие четыре года. Разорвать гегемонию «Ineos Grenadiers» удалось только Карапасу в 2019 году - эквадорец тогда еще выступал за «Movistar». Теперь же своим вторым местом Карапас снова прервал эту успешную серию, но уже в статусе гонщика «Ineos Grenadiers».
Ланда наконец-то добрался до подиума
Звезда Микеля Ланды как супермногодневщика родилась в 2015 году именно на Джиро. Тогда баск в статусе помощника Фабио Ару в «Астане» сенсационно финишировал вторым, выиграв при этом два этапа. То выступление Ланды заставило говорить о нем, как о потенциально одном из сильнейших многодневщиков мира.
Однако в итоге следующего подиума в общем зачете Гран тура испанцу пришлось ждать целых 7 лет. За этот период Ланда целых три раза финишировал на самом обидном четвертом месте, и, складывалось впечатление, что над ним нависло какое-то проклятие. Возможности Микеля никогда не совпадали с обстоятельствами: на тех Гран турах, где он был готов идеально, он либо сходил, либо был вынужден работать на другого капитана команды. А тогда, когда получал полную свободу действий - всегда не дотягивал до подиума по уровню готовности.
На нынешней Джиро Ланда долгое время выглядел равноценным соперником для Хиндли и Карапаса в больших горах. По сути, почти все отставание, которое он получил, было следствием не слишком убедительного выступления на среднегорном этапе до Турина. Казалось, что секунды, потерянные в тот день, в итоге и не позволят капитану «Bahrain Victorious» дотянуться до розовой майки.
Однако решающий этап до Пассо Федайи расставил все по своим местам. Ланда отстал от Хиндли и Карапаса и заехал на свое законное итоговое третье место. Предположения по поводу того, что Микель был достоин чего-то большего, не подтвердились. Спустя 7 лет Ланда таки возвращается на подиум Гран тура. Но будем откровенны: за эти 7 лет было достаточно супермногодневок, на которых 32-летний баск был готов лучше, чем в этот раз.
Нибали прощается с высоко поднятой головой
Блестящее выступление Винченцо Нибали под конец второй недели на самом зрелищном этапе нынешней Джиро до Турина, казалось бы, вернуло гонщика «Астаны» в число претендентов на подиум нынешней Джиро: при такое динамике формы на третьей неделе от него ждали очень многого.
В итоге Нибали на своей прощальной Джиро финишировал четвертым - всего в шаге от подиума. Но сказать, что легендарный итальянец реально боролся за топ-3, нельзя. То выступление на 14-м этапе так и осталось лучшим для Нибали на нынешней Джиро.
На третьей неделе он не был готов на равных бороться в горах с большой троицей и ехал от обороны, пытаясь минимизировать свои потери. Нет, безусловно, Винченцо очень хотел бы на прощальной Джиро побороться за победу на этапе, но возможности такой не было. Для того, чтобы выиграть из пелотона в очной борьбе с другими грандами, он был недостаточно силен, а в отрывы четвертого человека общего зачета никто бы не отпустил.
Будем откровенны, четвертое место Нибали в общем зачете - это в том числе и следствие схода четырех топ-фаворитов, как минимум двое из которых были готовы действительно лучше, чем «Мессинская акула». Так или иначе, четвертое место в общем зачете, пусть даже без победы на этапе - достойное прощание для Нибали с Джиро д'Италия.
Теперь Винченцо берет небольшую паузу и готовится ко второй половине своего прощального сезона, который предусматривает участие в Вуэльте и осеннем итальянском классическом сезоне, венцом которого станет Ломбардия - одна из любимых гонок Нибали, которая, скорее всего, и станет прощальной в его карьере. Учитывая очень сильное выступление «Акулы» на похожем по маршруту этапе до Турина, можно помечтать даже о победном прощании с велоспортом в середине октября.