Цена патриотизма, или Почему спортсмены не всегда доезжают до сборной
Sport.ua – о Роналду и Пике, Свитолиной и Пустовом, Ракицком и Зозуле
- 22 февраля 2019, 18:30
- |
- 22347
- 20
Быть знаменитым некрасиво. Это не только не поднимает ввысь, но и чревато осуждением за выбор. Непопулярный выбор. Если непубличный человек за свой выбор отвечает лишь перед собой, то публичный - уже и перед сообществом.
В первом случае за неверный ход приходится отвечать только перед собственной совестью, а во втором, не исключено, и перед соседом, который, вполне может быть, держит камень за пазухой. Но ситуация такова, какая есть. И иной она быть попросту не может. Если назвался груздем - будь добр, полезай в кузов. Если назвался спортсменом - будь добр, играй по установленным правилам. И одно из этих правил, одно из самых краеугольных - выступление за национальную сборную.
***
Для одних вызов в сборную - это честь. Для других - необходимость. А для третьих - повинность. В принципе, все три варианта имеют право на жизнь. Это если по большому счету. И все три были, есть и будут. Спорт высоких достижений - это, в первую очередь, не столько очки, голы и секунды, сколько гонорары, бонусы и миллионы. А все это достигается, завоевывается и добывается отнюдь не в матчах национальных команд. Порою игры за сборную накладываются, пересекаются с выступлениями за клуб, на коммерческих турнирах, на отпуск, в конце концов. И спортсменам, имеющим необходимую, то есть высокую квалификацию, практически всегда приходится делать выбор. Простой, как панцирь черепахи: ехать в сборную или не ехать.
И этот выбор не имеет строгой привязки к национальности. Он интернационален по своей сути. Не желать ехать в свою сборную может и аргентинец Месси, и португалец Роналду, и испанец Пике, и украинец Ракицкий. И у всех этих товарищей найдется веская, на их взгляд, отмазка. В первом и втором случаях - отсутствие мотивации, в третьем и четвертом - отсутствие патриотизма. Но если с первым аргументом общество еще может смириться, то вот со вторым - категорически нет. Потому что это общество привыкло мыслить простыми, взаимоисключающими категориями, в которых очень редко находится место для компромисса и полутонов. И это, в общем-то, нормально. А может, и правильно. Ведь чем проще истина, тем она живучей. И тем проще разобраться с тем, что такое хорошо, и что такое плохо. Для любого нормального человека, будь он трижды коренной испанец или украинец в первом поколении, вопрос патриотизма всегда будет острым. И в то же время окрашенным одним цветом. Как правда. Или неправда.
Человек, выходящий в День Независимости просто пройтись на Пласа-Майор с национальным флагом, и человек, вышедший на Майдан Незалежности с национальным флагом в дни революций, в своем максимализме, в своем стремлении практически идентичны. Они искренне верят, что делают все от них зависящее, чтобы сплотить нацию, сделать страну лучше. Если кто-то из их соотечественников этих простых вещей по каким-то причинам не понимает или делает, они таких отщепенцев клеймят позором. Если это обычный дон Педро или дядька Степан, им достанется лишь негодование. Но если в отсутствии патриотизма будут уличены публичные люди, в частности спортсмены, им достанется по полной катушке. Таковы реалии. Таковы правила. Такова сермяжная правда. Ведь ничто так не объединяет нацию, как общие успехи и триумфы. Спортивные победы - это как раз такие общности.
***
Но бывают случаи (и от этого никуда не деться), спортсмен не всегда горит желанием приезжать в свою национальную команду. О причинах, которые могут для этого быть, было указано выше. И если подобные аргументы при большом желании можно хотя бы понять, если простить при любом раскладе не получится, то вот привязать место рождения атлета к желанию/нежеланию выступать за свою страну - штука весьма непростая.
К примеру, футболисты «Барселоны» Пике и Иньеста не скрывают своих симпатий к вопросу независимости Каталонии, но если для первого поездка в сборную Испании - это скорее трудовая повинность, то для второго - честь. Почему боксер Усик, выросший в Крыму, которому не единожды предлагали сменить гражданство, не устает демонстрировать свою украинскую идентичность, и почему экс-футболист Тимощук, родившийся на Волыни, поначалу всячески подчеркивал свою национальную принадлежность, а теперь рисуется с флагом страны-агрессора?
Почему дончанин Олег Верняев и дальше выступает за сборную Украины, а его коллега запорожец Олег Степко дернул в Россию? Почему, в конце концов, уроженец Одесской области боксер Василий Ломаченко всегда без проблем приезжал в сборную Украины, а его не менее знаменитая землячка, теннисистка Элина Свитолина предпочитает демонстрировать украинский флаг на своих хрупких плечах преимущественно на коммерческих турнирах?
Почему баскетболист Артем Пустовой (киевлянин) делает все и даже больше, чтобы получить добро от своего клуба и приехать в свою сборную, игрок НБА Святослав Михайлюк (черкасчанин) сам оплатил свою страховку, чтобы летом помочь сборной, а их коллега Сергей Лищук (ровенчанин) в свое время отказывался играть за свою родную команду?
Почему патриот Донбасса футболист Ракицкий искал любой повод, чтобы не ехать в сборную, а еще один уроженец того славного края Селезнев даже с травмой был готов примчаться? И таких «почему», подобных парадоксов очень много. Их не объяснишь прикладной географией. Не получается. Слишком часто не совпадает. Потому что подобные вопросы не всегда зациклены на малой родине.
Главное в данной проблеме - все-таки воспитание, самоидентификация. Кому-то гены и вложенные в уши с детства понятия не позволят поменять Родину на рубли, манаты или евро. А кому-то - плевое дело. Кто-то по зову сердца будет мчаться в сборную, а кто-то - исключительно за «чаевыми». Кто-то, как биатлонист Дериземля или футболист Зозуля, будет помогать нашим бойцам в АТО, а кто-то, как биатлонистка Журавок и футболист Зинченко, будут очень рады поехать в Россию. А последний даже исполнит свое обещание, решив порыбачить в Ростове. И что интересно, при этом тот же Саша Зинченко будет оставаться милейшим парнем, с которым всегда можно сделать селфи, и который, условно говоря, даст тебе червонец на трамвай, но вот о Роме Зозуле такое вряд ли скажешь.
***
Как быть в подобных случаях, как жить дальше? Как сделать так, чтобы наши лучшие из лучших без проблем и оговорок приезжали в нашу сборную? Вопрос сложен и прост одновременно. Если кому-то не совсем «доходит», кому-то не всегда хватает сознательности, должен быть пример «сверху». Такой себе моральный непререкаемый авторитет. Ориентир. Если, предположим, тому же Зинченко главный тренер футбольной сборной Андрей Шевченко сказал бы, что ездить на территорию врага и оккупанта - это как минимум моветон, он впредь подобного бы не делал. Только вот почему-то меня терзают смутные сомнения, что Андрей Николаевич, будучи по своей природе космополитом, способен на такие резкие умозаключения.
Вряд ли на них способен и глава нашей биатлонной федерации Брынзак, да и руководители иных спортивных федераций. Многие из них продолжают жить еще тем, «совковым» измерением.
Но все это лечится. Просто нужно лечить не последствия болезни, а причины. Настойчиво уберите «совок» в головах и коридорах власти, выжгите каленым железом «детскую болезнь левизны» у наших спортивных чиновников, настоятельно - до самых до окраин, и, глядишь, условный Зинченко пять раз подумает перед тем, как ехать в Краснодарский край ловить окуньков. А сын гаранта - о том, чтобы одевать футболку с российским триколором.
Это долгий путь. Как и любой путь очищения и усовершенствования. Но его нужно пройти. Плохо, что в пути кормить не будут. И недоразумений будет еще немало. Но иного варианта нет.
А чтобы наше общее счастливое завтра, в данном случае, хотя бы спортивное, как можно быстрее приближалось, хочется пожелать нашим ведущим атлетам включать сначала мозги, а затем уже мышцы. Глядишь - и нам всем не придется ломать голову, краснеть и искать на всяк случай оправдания по поводу, есть ли травма у спортсмена или нет, чтобы объяснить, почему его нет в главной команде страны…
Валерий ВАСИЛЕНКО