Александр Каун: когда приехал в Америку весил 75 кг

Интервью с российским центровым

7 апреля Александр Каун стал первым в истории российским баскетболистом, завоевавшим титул чемпиона американской студенческой лиги NCAA. А вчера центровой университета «Канзас», уже получивший вызов в нашу национальную сборную, дал интервью «СЭ».

Канзасский университет (Kansas University, или попросту KU) - заведение весьма и весьма знаменитое. Его выпускник Элмер Макколлум в начале прошлого столетия открыл витамин A. В 70 - 80-е годы профессора «Канзаса» принимали активное участие в американском космическом проекте «Аполлон», а в начале 90-х вместе с изобретателем интернета британцем Тимом Бернерсом-Ли стояли у истоков Всемирной паутины. Спортивная же история вуза - и вовсе настоящий сборник легенд. Особенно в баскетболе. Тут и изобретатель самой игры Джеймс Нэйсмит - первый тренер баскетбольной команды университета «Канзас». И великий Уилт Чемберлен, чей рекорд - 100 очков в одном матче НБА - держится уже 48 лет. И Клайд Лавлетт - первый игрок в истории, ставший чемпионом NCAA, НБА и Олимпийских игр. И Линетт Вудард - первая женщина в знаменитой цирковой труппе «Гарлем Глобтроттерс»… Список можно продолжать бесконечно.

С понедельника в чемпионских скрижалях «Канзаса» значится и наш человек - 22-летний центровой Александр Каун, выигравший для университета третий титул чемпионов NCAA. По этому случаю во вторник в KU даже отменили занятия - чтобы все желающие могли поприветствовать команду, вернувшуюся из Сан-Антонио с завоеванным кубком.

КОСТЮМ ДЛЯ ЧЕМПИОНСКОГО БАНКЕТА

- А вы не могли бы перезвонить через пару часов? - поинтересовался Каун у корреспондента «СЭ» вчера в третьем часу ночи по московскому времени. - Мы с мамой сейчас ходим по магазинам, выбираем мне костюм для банкета…

С этого и начался наш разговор пару часов спустя.

- Что за банкет?
- В нашем университете по окончании сезона в каждом виде спорта проводятся специальные вечера. Там подводятся итоги выступления команды, вручаются индивидуальные призы. Каждый год - независимо от результатов. Но нынешний банкет в честь баскетболистов, который состоится в ближайшее воскресенье, полагаю, будет особенно торжественным.

- Как новоиспеченных чемпионов чествовали в Канзасе?

- Великолепно! Тысячи полторы фанатов встречали команду в аэропорту. Оттуда мы сразу отправились на футбольный стадион, где уже собрались 20 - 25 тысяч человек - просто огромное количество для городка Лоуренс, где базируется университет (население Лоуренса - около 90 тысяч жителей. - Прим. А. С.). На табло показали видеоролик, посвященный нашей победе, после чего с торжественными речами выступили декан "Канзаса" и наш тренер. Ну а затем по нескольку слов в адрес восторженной публики сказали и мы, игроки.

- Чувствуете, что стали более знаменитым?
- Если честно - нет. Разве что на родине интерес к моей персоне чуть вырос. Недавно звонил еще один журналист из России. А здесь к повышенному вниманию прессы и болельщиков мне не привыкать. Меня узнают не только в Лоуренсе или Канзас-Сити, но иногда и в чужих городах, куда мы ездим на гостевые матчи. Подходят взять автограф, сфотографироваться. Это неудивительно: в Америке NCAA пользуется бешеной популярностью. На домашних матчах «Канзаса» трибуны всегда заполнены - независимо от важности матча. А ведь наш стадион вмещает 16 300 человек.



- И это не предел! За решающим матчем чемпионата в Сан-Антонио наблюдали более 43 тысяч зрителей, а за финалом зоны «Средний Запад» в Детройте, где «Канзас» в напряженной борьбе обыграл «Дэвидсон», - и вовсе 57 тысяч! НБА такие аудитории и не снились. В чем секрет?
- НБА - это прежде всего бизнес и большие деньги. Для игроков-профессионалов большинство из 82 матчей регулярного чемпионата - обычная рутина, всего лишь прелюдия к плей-офф. В студенческой лиге все по-другому. Во-первых, здесь огромное количество команд. Во-вторых, по классу игроков NCAA уступает НБА совсем незначительно: по сути - это вторая лига Северной Америки. Наконец, баскетболисты здесь борются гораздо активнее, потому что играют не ради денег, а ради результата. Так что процент зрелищных матчей в NCAA гораздо выше.

ДЛЯ АМЕРИКАНЦЕВ - САША, ПО ПАСПОРТУ - АЛЕКСАНДР

- Студенты не имеют права получать в спортивных командах зарплату. Но какие-то выгоды они все-таки имеют?
- Да. Во-первых, университет сам оплачивает их обучение, которое остальным обходится в 12 тысяч долларов за семестр. Или за год - точно не помню. Кстати, и очень хорошо, что не помню. В «Канзасе» у меня есть великолепная возможность и бесплатно учиться, и играть в баскетбол. Плюс мы получаем по 900 долларов в месяц на питание и другие бытовые расходы. Кроме того, мне, как студенту последнего курса, разрешили жить не в студенческом городке - кампусе, а в отдельном доме в городе. Уже несколько месяцев со мной живет мама. Она помогает мне в быту.

- А в учебе студентам-спортсменам дают какие-нибудь поблажки?
- Конечно. В основном профессора хорошо относятся к членам различных спортивных команд и идут навстречу, когда те не успевают сдать тот или иной проект в срок. Правда, я стараюсь этим не злоупотреблять, но иногда все-таки приходится. Например, во время "Мартовского безумия", когда играть приходилось едва ли не каждый день, возможности заниматься не было совершенно! Да и желания тоже. (Смеется.) Перерывы между матчами были очень малы, и в это время игроки должны были отдыхать, восстанавливать силы, а не создавать себе дополнительные нагрузки. Вот во время регулярного чемпионата, когда мы много времени проводим в разъездах, я постоянно беру с собой ноутбук и различные книги - чтобы в свободное время заниматься.

- На кого учитесь?
- На программиста.

- Сейчас, когда спортивный сезон позади, наверняка с удвоенной силой приметесь за учебу?
- Это точно! Пропустил-то очень много. А до выпускного вечера, который состоится 18 мая, - рукой подать. Придется наверстывать.

- Своеобразные выпускные есть и в спортивных командах. Я слышал, что на последней домашней игре «Канзаса» в нынешнем чемпионате болельщики устроили вам и еще троим баскетболистам-выпускникам торжественные проводы…
- Это очень хорошая традиция. В конце сезона проводятся так называемые Senior Night. Вечера для спортсменов, покидающих университет. Нам вручили на память игровую форму, упакованную в праздничные рамки. Мы, в свою очередь, благодарили болельщиков, которые, как обычно, заполнили зал «под завязку». Кстати, студенты «Канзаса» на наших матчах составляют процентов 30 аудитории, не больше. Остальные - обычные жители Лоуренса. Но они поддерживают команду так же яростно.

- Есть в «Канзасе» и еще одна традиция - ежегодно вручать приз имени Клайда Лавлетта. Как вы его получили?
- Эта награда присуждается голосованием игроков и тренеров баскетболисту, достигшему в течение сезона наибольшего прогресса. Как правило, приз получают первокурсники. Так получилось, что в мой первый год в "Канзасе" награда досталась мне.

- Как вас следует называть - Сашей или Александром?

- Вообще-то по паспорту я Александр. Но здесь, в США, все зовут меня Сашей, и за семь лет я уже привык к этому. А вот с фамилией постоянно возникают проблемы. Американцы упрямо произносят ее как «Кан». Я уже замучился их поправлять! (Смеется.)

ЧЕРВЯК ИЗ ТОМСКА

- Тогда вернемся к тем временам, когда вашу фамилию произносили правильно. Как начинался путь Александра Кауна в большой баскетбол?
- Ох, давно это было. (Смеется.) Чтобы вспомнить все как следует, придется звать на помощь маму... Лет до 12 - 13 я и не думал о баскетболе - пока тренеры Юрий Иванович Черненький и Александр Александрович Расторгуев не пригласили меня в сборную Томска игроков 1985 года рождения. Думаю, взяли меня исключительно из-за роста - никакими сверхталантами я тогда не блистал. По-настоящему же заниматься баскетболом начал только в Штатах. Когда приехал сюда, то сразу понял: это не Томск, здесь придется играть на совершенно другом уровне.

- А как вы оказались за океаном?
- В 2001 году наш «Томск-1985» прошел зональное первенство по Сибири и отправился на финал чемпионата России. Там мы выступили ужасно! Даже не помню, победили ли хотя бы один раз… Вот, мама подсказывает, что нет - все проиграли. (Смеется.) Но на том турнире ко мне подошел тренер из Электростали и сказал, что ищет нескольких русских ребят, чтобы отправить в Америку. Он сообщил, что за океаном уже учится его сын, и спросил, не хочу ли я попробовать сделать то же самое. Так я оказался во Florida Air Academy. Уже тогда, в 16 лет, мой рост составлял 208 сантиметров, а весил я только 75 кило (сейчас - 211 см и 113 кг. - А. С.). Можете себе представить этакого «глиста»?! (Смеется.)

- Неудивительно, что в Томске вас прозвали Червяком. Как вам удалось набрать физическую мощь, без которой центровому - никуда?
- Поначалу, конечно, было ужасно сложно. Зато именно тогда ко мне постепенно пришло осознанное желание играть в баскетбол. Сначала-то я ехал просто учиться, но затем понял, какие возможности в США открывает для человека спорт, на котором американцы просто помешаны. Оказалось, активное увлечение спортом позволяет не только попасть в университет и не платить за учебу, но даже помогает при устройстве на работу! Но главное: у меня проснулся такой сильный интерес к баскетболу, что я часами занимался в тренажерном зале, чтобы набрать мышечную массу. За первый год в Америке поправился килограммов на двадцать! Да и мастерство постоянно стремился совершенствовать. Бывало, звонил тренеру, он специально приезжал и открывал для меня спортзал. Работал очень много. Зато теперь могу с гордостью сказать: это было не зря. За три года в высшей школе (аналог российских 9 - 11 классов. - А. С.) я достиг серьезного прогресса - никакого сравнения с тем парнем, который играл за "Томск-1985". И после окончания школы получил приглашения едва ли не от всех ведущих университетов США.

КАК БЫ ЛЕТНИЕ ЛАГЕРЯ НЕ ПОМЕШАЛИ СБОРНОЙ

- Как выбирали вуз?
- Я не имел понятия, чем они отличаются друг от друга. Но с помощью школьного тренера смог грамотно отфильтровать многочисленные варианты. Сначала мы оставили в числе «кандидатов» десять университетов, затем пять и, наконец, три: «Канзас», «Мичиган Стэйт» и «Дьюк». В итоге выбор пал на «Канзас». Как вы знаете, это университет с богатыми баскетбольными традициями. Оттуда вышло много знаменитых центровых. Один Чемберлен чего стоит!

- Какой момент плей-офф чемпионата NCAA-2007/08 был для «Канзас Джейхокс» самым сложным?
- Четвертьфинал. Или, иначе говоря, финал зоны «Средний Запад». Мы выиграли этот матч у «Дэвидсона» на последних секундах.

- Но та победа была одержана в основное время, а в финале против «Мемфиса» вам пришлось даже играть овертайм.
- В «Финале четырех» было все-таки попроще. Дело в том, что наш тренер Билл Селф в предыдущие годы четырежды был очень близок к выходу в «Финал четырех» с разными командами, но всякий раз ему не хватало совсем чуть-чуть. В том числе - год назад, когда "Канзас" уступил в четвертьфинале UCLA из Калифорнии.

- В этом сезоне все сложилось гораздо удачнее и для Селфа, и для «Канзаса», и для вас. Команда стала чемпионом, а вас вызвали в сборную России. Кстати, вы следили прошлой осенью за триумфальным для нашей страны чемпионатом Европы?
- К сожалению, в США этот турнир не освещался. Но я регулярно получал новости из России от мамы. И, разумеется, радовался победам сборной.

- Ее главный тренер Дэвид Блатт заявил, что хочет поскорее познакомиться с вами. Он еще не звонил вам?
- Нет. Пока мои контакты со сборной ограничились тем, что меня попросили отправить в РФБ копии своих документов. А также дать ответ, смогу ли я прибыть на предолимпийский сбор в июле. Дело осложняется тем, что летом мне предстоит решать вопрос с клубом. Для меня главное - возможность прогрессировать. Где это будет происходить - в НБА или в Европе - пока не знаю. Скорее всего, буду много тренироваться в летних лагерях. Надеюсь, это не помешает мне приехать в сборную, когда потребуется.

Источник Sport.ua
По теме:
Читайте нас в Telegram

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Футбол | 17 декабря 2024, 15:54 42

Ответы футболиста в несколько раз превысили среднюю норму доверия