Сочи-2014: 365 дней до старта
На Игры в Сочи уже израсходовано 1,136 триллиона рублей
- 06 февраля 2013, 12:42
- |
- 06 февраля 2013, 12:44
- 2208
- 6
За год до фактического старта зимней Олимпиады 2014 года подведим промежуточные итоги подготовки к Играм в Сочи. Все спортивные объекты практически построены, тестовые соревнования вовсю идут, а дорог как не было, так и нет.
Марафон с препятствиями и покорением головокружительных бюрократических вершин, стартовавший 4 июня 2007 года, когда Сочи был назван городом проведения Олимпиады-2014, выходит на финишную прямую. С чем подошли российские субтропики к этому рубежу главных зимних стартов планеты?
По положению дел на 1 января этого года, как было сообщено на госкомиссии по подготовке и проведению олимпиады в Сочи, на Игры уже израсходовано 1,136 триллиона рублей. По прогнозам, к моменту, когда олимпийский факел пройдет эстафетой Coca-Cola по России, затраты «на Сочи» преодолеют рубеж в 1,5 триллиона рублей. Стоимость олимпийских объектов в среднем выросла с 2007 года от уровня Заявочной книги в 2,68 раза, например стадион, на котором пройдут церемонии открытия и закрытия игр, подорожал в три раза, совмещенная трасса Адлер - Красная Поляна - в 2,5 раза. И все же инспекционные поездки МОК заканчиваются традиционным заявлением Жана-Клода Килли и Жильбера Фелли: «Мы удовлетворены темпами работ».
Действительно, все спортивные сооружения в Сочи практически построены.
Во многих дворцах спорта проводится отделка, но основной вал строительно-монтажных работ уже завершен. Центральный стадион «Фишт» еще удивляет количеством строительной техники и высотных кранов, которые могут одновременно работать на одном объекте, но уже летом начнется возведение поликарбонатной полупрозрачной кровли: по задумке проектировщиков, это впишет стадион в панораму Кавказских гор, открывающуюся из прибрежной зоны.
Ледовый дворец «Большой», один из самых заметных олимпийских объектов прибрежного кластера, уже больше года выделяется сияющей каплей на фоне моря. Следующей зимой здесь и в ледовой арене «Шайба» пройдут главные битвы по хоккею. Тестовые соревнования состоятся с 17 по 29 марта, и будет это чемпионат мира среди юношеских сборных.
Этапы Кубка России и Гран-при по фигурному катанию и чемпионата России по шорт-треку этой зимой принял олимпийский «Айсберг». Эти соревнования стали первыми предолимпийскими тестами, на которые можно было купить билеты и посмотреть на выступления. И все же спортсмены жаловались на полупустые трибуны. В то же время горожане и гости курорта по другую сторону строительного забора жаловались на невозможность купить билеты: низкая заполненность трибун объяснялась не пассивностью потенциальных болельщиков, а все же ограниченностью билетной программы.
Готова и «Адлер-Арена» - дворец для конькобежного спорта.
Разработчики надеются, что на его 400-метровых дорожках будут установлены мировые и олимпийские рекорды: проектировщики и конструкторы трассы утверждают, что предусмотрели для этого все. Но помимо скоростных рекордов они изначально проектировали «Адлер-Арену» как будущий выставочный центр. Медиацентр в той же прибрежной зоне Игр на время Олимпиады и Паралимпиады даст рабочие места тысячам журналистов, а после Игр его планируют переоборудовать в торгово-развлекательный центр.
И хотя только три ледовых дворца после Игр будут использоваться как спортивные сооружения, будущее этой части олимпийского наследия довольно четко прорисовывается: Сочи предстоит принять ЧМ-2018 по футболу, а уже летом 2014 года - заезды «Формулы-1».
В горном кластере, в окрестностях поселка Красная Поляна, готовность спортивных объектов еще более высокая. В этот кластер входят комплекс для соревнований по лыжным гонкам и биатлону «Лаура», центр санного спорта «Санки» (здесь же выступят и бобслеисты), горнолыжный центр «Роза Хутор», комплекс для прыжков с трамплинов «Русские горки» и экстрим-парк «Роза Хутор».
Все зрители соревнований в этом кластере - участники программы «Зритель»: на снег для массовости вывозятся врачи, учителя, старшеклассники, волонтеры. Но и они, случается, уезжают, не увидев соревнований. Так, из-за теплой погоды (+10 в горах, дождь) были отменены состязания в слоупстайле этапа розыгрыша Кубка мира по фристайлу и сноубордингу. «Тесты для того и проводятся, чтобы ошибки учесть и на Играх не допустить», - прокомментировали случившееся организаторы соревнований.
Территория, на которой пройдут соревнования, уже сейчас, когда все еще идет строительство, благоустраивается. Сам город, особенно центральная и прибрежная его части, выделенные в так называемую «зону международного гостеприимства», также должны были приступить к наведению предолимпийского лоска - для этого на территории города с 1 января должен был вступить в силу мораторий на проведение строительных работ. Это ограничение было прямо прописано в «олимпийском» законе. Однако чуда не случилось. Точнее, случилось чудное: в середине января, после писем застройщиков в Государственную думу и правительство РФ, местному городскому собранию было разрешено пересмотреть зону особого архитектурного контроля в сторону значительного уменьшения. Сейчас проект решения проходит публичные слушания, а строительство в Сочи не приостановлено.
Тротуары центра города, всего несколько лет назад застеленные брусчаткой (в основном за счет предпринимателей) сейчас имеют вид траншей: в городе идет массовая замена распределительных электросетей, ведь проложены они были в основном в 1950-65 годах и имеют практически стопроцентный износ. При этом генерирующие мощности в Сочи были построены к Играм практически с нуля: ТЭС в Адлере и Сочи уже запущены. Но отключения света в Сочи случаются с регулярностью непочетной. За работу принялись всего несколько недель назад, после довольно громких, по местным меркам, скандалов с акциями «Против тьмы». По словам главы города Анатолия Пахомова, заменить необходимо порядка 800 км кабеля и 453 трансформаторные подстанции.
Один из самых болезненных вопросов, до сих пор тревожащий горожан, - «олимпийские переселения».
По официальной информации главы администрации города, из более чем двух тысяч собственников всего по трем десяткам остались определенные проблемы. Остальные либо получили компенсации, либо новые квартиры. Однако на сайте «олимпийского» департамента (департамента по реализации полномочий при подготовке и проведении Олимпийских игр Краснодарского края) цифры об изъятии земельных участков иные, и план на этот год - «доработать» изъятие более тысячи земельных участков. Без этой доработки невозможно продолжить, к примеру, строительство дублера Курортного проспекта (главной магистрали Сочи) , а именно на него возлагаются надежды по разгрузке города от пробок. Всего же к Играм должно быть построено 363 км новых дорог с восемью многоуровневыми развязками (сданы в эксплуатацию три из них), 102 мостами и десятками тоннелей.
Пробки в Сочи отличаются от транспортных заторов Москвы тем, что в городе нет объездных путей: огромные спальные микрорайоны связаны с центром города однополосной разбитой дорогой (таково положение дел при проезде в микрорайоны КСМ и Макаренко).
Городские дороги тоже в ужасном состоянии: многие не пережили пятилетку тяжелой техники.
Однако до того, как будет завершена работа по перекладке инженерных сетей, приступить к их ремонту практически невозможно, хотя на этот год на дороги и благоустройство выделено порядка 2 млрд рублей. Для сравнения, собственные доходы Сочи около 6,5 млрд рублей в год.
Безусловным плюсом Игр для города стало закрытие и рекультивация двух сочинских свалок - полигонов ТБО. Сейчас весь мусор сортируется на мусороперерабатывающем заводе, а брикеты остатков вывозятся за пределы курорта. Это уже сейчас существенно повлияло на экологическую обстановку: вкупе с построенными по олимпийским программам очистными сооружениями это сказывается на чистоте морской воды в акватории Сочи. В золотой запас курорта войдут и 20 тысяч гостиничных номеров, которые будут достроены и введены в эксплуатацию к Играм. На старте предолимпийской гонки было 27 тысяч номеров. В наследство от Игр останутся три полноценных горных курорта - «Лаура», «Горная Карусель» и «Роза Хутор». А ведь в 2007 году здесь работала всего одна канатная дорога.
Газета.Ru