Медальный багаж из Лейпцига
Наши шпажисты и саблистки прокомментировали свое выступление на чемпионате Европы по фехтованию
В пятницу, в 14.23, в столичном аэропорту «Борисполь» приземлился самолет из Дюссельдорфа. Среди пассажиров рейса LH 3238 были и герои последнего дня чемпионата Европы, проходившего на протяжении недели в немецком Лейпциге. Напомним, что под занавес соревнований саблистки защитили титул лучшей команды Старого Света, полностью реабилитировавшись тем самым за неудачи в личном турнире, где лучшая из украинок Ольга Харлан заняла пятое место. Для шпажистов же серебро Лейпцига стало первой наградой за последние пять лет выступлений на чемпионатах Европы.
Первым на выходе из терминала «В» появился самый молодой в нашем мужском квартете Игорь Рейзлин. За ним последовали Богдан Никишин, Дмитрий Карюченко, Максим Хворост, а также наставник вице-чемпионов Европы Владимир Станкевич.
Богдан НИКИШИН: «МАЛО КТО ВЕРИЛ, ЧТО МЫ СМОЖЕМ ОДОЛЕТЬ ФРАНЦУЗОВ»
- Серебро для украинской шпаги - это победа или все-таки поражение? - поинтересовался корреспондент «СЭ» у Богдана Никишина, роль которого в команде, на языке биатлонистов или лыжников, прозвучала бы,
как финишер. Именно он ставил победную точку во всех, за исключением самой главной - финала с венграми, командных встречах на чемпионате Европы в Лейпциге.
- Конечно, хотелось большего: выиграть чемпионат Европы, - подтвердил, что аппетит приходит во время еды, Богдан Никишин. - Но учитывая то, что последние три года у нас не было медалей ни на одном крупном официальном турнире - это достижение.
- На этом чемпионате украинские фехтовальщики дважды поднимались на вторую ступеньку пьедестала. Как считаете, у кого было больше шансов превратить серебро в золото - у вас или ребят-саблистов?
- Мы находились приблизительно в одинаковом положении: что саблисты по ходу финальной встречи проигрывали много итальянцам, что мы венграм. Нам в какой-то момент удалось сократить разрыв буквально до трех уколов. Но, чтобы совсем достать соперников, не хватило времени. Я пытался что-то сделать в последнем бою, но с таким сильным и титулованным спортсменом, как Габор Боцко, это было очень сложно.
- А выходя на дорожку при счете 31:37 не в пользу Украины, вы не прокручивали в памяти свой феноменальный бой с другим не менее титулованным венгерским шпажистом Иваном Ковачем, победа в котором позволила украинской команде завоевать бронзу чемпионата мира в Турине-2006?
- Ковача в этой команде уже не было. Бой с ним на чемпионате мира не вспоминал, все мысли были о том, чтобы выиграть эту встречу. Но не получилось.
- Зато получилось в четвертьфинале с Францией. То, что вы сделали в последней микродуэли с Готье Грумье - из разряда маленьких спортивных подвигов. Или под это определение больше подходят отыгранные шесть уколов в предыдущем бою Дмитрием Карюченко?
- За два боя до конца встречи, когда счет был 13:21, думаю, было очень мало людей, не только на трибунах, но даже внутри нашей команды, которые верили, что мы сможем одолеть французов. Но вот этот человек, который стоит сейчас рядом и улыбается, сделал «+6». Это и есть маленький подвиг. Когда я выходил на дорожку, мы проигрывали уже только два укола. И у меня получилось вывести команду вперед. Франция - это номер один в мужской шпаге, при равном счете с ними тяжело бороться, а проигрывая - практически нереально. Но как показал этот чемпионат, все в жизни возможно.
- Нет ли ощущения, что немцы сэкономили на металле, изготавливая медали чемпионата Европы?
- Есть немного (смеется), в них вообще металла практически нет - оргстекло одно.
Дмитрий КАРЮЧЕНКО: «ПОСЛЕДНИЙ УКОЛ БЫЛ УЖЕ НА ГРАНИ АВАНТЮРЫ»
Последний раз украинские шпажисты на пьедестал почета крупных соревнований поднимались в 2006 году, а до этого была бронза чемпионата мира-2005. И в Турине, и пять лет назад в Лейпциге в составе нашей команды на дорожку выходил Дмитрий Карюченко. Затем была неприятная травма, из-за которой спортсмен немного запоздал с подготовкой к Играм и тренерский штаб побоялся сделать на него ставку в Пекине. А дальше еще более серьезные пробемы со здоровьем, из-за которых пришлось вообще на некоторое время отложить оружие в сторону. И вот чемпионат Европы в Лейпциге, Дмитрий Карюченко снова в обойме, причем на подъеме после победы на этапе Кубка мира в Буэнос-Айресе, и мы опять на пьедестале. Совпадение это или нет - решайте сами.
- В вашей коллекции есть две награды Лейпцига. Чувства, которые вы испытывали, когда на вашей шее висела бронза-2005, были такими же, как сейчас, когда вы поднялись на вторую ступеньку пьдестала, или же награда чемпионата мира все-таки дороже?
- Не бывает одинаковых побед, каждая сопровождается какими-то своими эмоциями. После бронзы чемпионата мира-2006 у мужской шпаги долго не было наград ни на чемпионатах мира, ни на первенствах Европы. Мы все помнили то старое ощущение победы, но никак не выпадало случая освежить память. Я какое-то время вообще не фехтовал. И сейчас это уже совершенно новое чувство, когда ты поднимаешься на пьедестал, а не смотришь на это со стороны зрителя.
- Мы оставляли венгерскую команду без медалей на двух чемпионатах мира подряд, обыгрывали ее в полуфинале чемпионата Европы в Залаэгерсеге, а сейчас в Лейпциге уступили? Это мы сдали позиции или же соперники набрали обороты?
- В итоге разрыв в счете получился не таким уж и большим. Если вы посмотрите детальный протокол финальной встречи, то увидите, что я много проиграл. Не лучшим образом фехтовал с венграми Максим Хворост. Мое мнение: результат в нашем виде оружия будет, если старший тренер сделает ставку на стабильный состав, а не будет искусственно поднимать молодежь, которая еще не готова заменить более опытных спортсменов. Потому что такие моменты негативно влияют как на подготовку, так и на дух команды. Посмотрите на саблисток, которые фехтуют одной четверкой - они чемпионки Европы, мира, Олимпиады. Мы думаем, что у нас огромная скамейка запасных, а на самом деле никого нет: Последние лет десять команда добивалась успехов в основном за счет меня, Богдана Никишина и Максима Хвороста. Другие - выдающихся результатов не показывали. Да и откуда взяться этим другим, если фехтование в регионах умирает.
- Уходя с дорожки после победы над Ульрихом Робейри 11:5, вы считали, что сделали достаточно для того, чтобы Богдан Никишин в последнем бою мог отыграть еще два укола у Готье Грумье и отнять путевку вполуфинал у сборной Франции?
- Я сделал все, что мог. Даже последний шестой укол, отыгранный мною, шел уже на грани авантюры. Это была и удача, и счастье. Хотя сейчас Грумье входит в тройку сильнейших фехтовальщиков мира, я очень надеялся на то, что Богдан сможет что-то сделать. И он, по сути, совершил чудо - не меньшее, чем я сделал до этого с Робейри.
- На месте болельщика, после того, как в личных соревнованиях ни один наш шпажист не попал в 16, вы бы надеялись на командный успех сборной Украины?
- Я бы не надеялся, видя ту ветку, в которую попала сборная Украины. Мы у французов в свои лучшие годы выиграть не могли. А сейчас, когда они на коне, у них в команде действующий чемпион Европы, два спортсмена из первой десятки мирового рейтинга, тем более. Предсказать, что мы сможем пройти такого соперника, это все равно, что представить, как в футболе сборная Украины обыграет Францию.
- Говорят, что нас не убивает, делает нас сильнее. Дмитрий Карюченко стал сильнее после того, как оказался за бортом Олимпиады в Пекине и побывал на волосок от смерти?
- Скорее я стал по-другому относиться к фехтованию и людям, которые окружают этот вид спорта. Пусть все подлости остаются на совести тех, кто их совершает. Я буду просто фехтовать в свое удовольствие, что я, собственно, и делал на этом чемпионате Европы.
Галина ПУНДИК: «МЫ С ТРЕНЕРОМ РАЗБИРАЛИ КАЖДЫЙ ШАЖОК РОССИЯНОК»
Все наши спортсмены появились в аэропорту в цивильном, так что если бы не длинные сумки с фехтовальной символикой, можно было и не узнать в четырех очаровательных девушках, так отчаянно дравшихся в финале с российской сборной, украинских саблисток - Ольгу Харлан, Елену Хомровую, Галину Пундик и Ольгу Жовнир.
- Для вас это уже второе командное золото европейской пробы, и добыто оно, как и в прошлом году, в споре с россиянками. А какая из двух наград высшей пробы для вас дороже?
- На этот раз радовались намного больше - подчеркнула Галина Пундик. - Мы выигрывали практически все в год после Олимпиады. А в этом сезоне это наша первая золотая медаль в командных соревнованиях. Непросто было настроиться на встречу с россиянками, мы им трижды проигрывали на этапах Кубка мира. К тому же к ним пришел один из ведущих мировых специалистов в сабле - Кристиан Бауэр, а с нами не было нашего тренера Валерия Штурбабина. Мы очень переживали и провалились в личных соревнованиях. Поэтому, когда выиграли золото в команде, были очень-очень счастливы.
- Штурбабин рассказывал, как вы постоянно портили жизнь Бауэру, сначала своими победами над его подопечными итальянками, затем китаянками. А теперь вот положили на лопатки и сборную России. Каксчитаете, это Валерию Викторовичу больше везет с ученицами, чем его французскому коллеге, или же вам с ним?
- Естественно, нам с ним повезло очень. Валерий Викторович не смог поехать с нами в Лейпциг. Но на сборе перед чемпионатом Европы мы с ним разбирали каждый шажочек россиянок. Смотрели старые видеозаписи, сравнивали с тем, как россиянки фехтовали в этом году. Нет, для нас не стало сюрпризом то, что в финале в стартовую заявку не попала чемпионка Европы Светлана Кормилицына. Она не командный боец, и ее выпускают на дорожку в крайнем случае, если кто-то другой просто валится.
- В первом круге командных соревнований с немками фехтовали вы, в полуфинале против венгерок на дорожку выходила уже Ольга Жовнир. А как решался вопрос, кто скрестит сабли с представительницамиРоссии?
- Кто хочет? (Смеется). Для Оли более неудобный соперник - Великая, для меня - Дьяченко. Я больше была уверена в тот момент и сказала: давайте выйду я. А потом, если вдруг не пойдет, поменяемся.
- После того, как Хомровая проиграла Софье Великой (3:5), А Харлан - Екатерине Дьяченко (1:5), вы вышли и камня на камне не оставили от Юлии Гавриловой (3:11). Всегда так хорошо фехтуете с этой спортсменкой или же, что называется, просто разозлились?
- Спрогнозировать такой исход нашего боя можно было. Я выходила на дорожку уверенной, потому что на последних соревнованиях тоже удачно с ней отфехтовала в команде. К тому же я понимала, если у нас и будет возможность подтянуться к соперницам, то это именно в бою с Гавриловой. Он был решающий.
Ольга ХАРЛАН: «ЭТО НЕ КЛЕММ ВЫИГРАЛА, А Я ПРОИГРАЛА»
К хорошему быстро привыкаешь, за последние несколько лет саблистки приучили нас к успехам. А тут прошли индивидуальные соревнования на чемпионате Европы - и ничего, нет медалей.
- Восприняли это спокойно с традиционным объяснением: «что поделаешь, это спорт», или же очень хотелось реабилитироваться за личные неудачи в командном турнире? - С этого вопроса начался наш разговор с Ольгой Харлан.
- На мой взгляд, в личных соревнованиях мы остались без медалей, потому что перегорели, - взяла слово Харлан. - Конечно, после этих неудач мы с девочками по-особенному настраивались на командный турнир.
- Если бы радость измерялась децибелами, то такое ощущение, что победа на этом чемпионате Европы стала бы в один ряд с триумфом в Пекине?
- Я так эмоционально отреагировала на последний победный удар в финале, потому что в этом сезоне россиянок мы не обыгрывали. Наоборот, трижды уступали им на этапах Кубка мира в Орлеане, Китае и Тунисе. Очень уж хотелось обыграть их именно на чемпионате Европы.
- С вашей обидчицей в личном первенстве вы встретились в первом же круге командных соревнований. Правда, когда вы выходили на последний бой, преимущество украинской сборной над немками составляло уже двадцать ударов. Для вас победа была уже не непринципиальной или все-таки хотелось большего, чем ничья 5:5 в дуэли с Сибилл Клемм?
- Принципиальности не было. Клемм я никогда не считала и не считаю сильной соперницей. Она - спортсменка среднего класса, и это не она выиграла, а я проиграла.
- В этом сезоне у вас было неприятное поражение от венгерки Реки Бенко в Нью-Йорке. Там вы тоже вели по ходу боя и даже больше, чем во встрече с Клемм. Скажите, эти неудачи имеют один и тот же корень,дело в психологии?
- Я думаю, что параллели проводить не стоит, это разные неудачи, потому что произошли они на турнирах разного ранга. В Нью-Йорке был просто этап Кубка мира. Конечно, такое поражение на чемпионате Европы пережить сложнее.
- Не захотелось поблагодарить итальянку Ирен Векки за то, что она избавила вас от встречи с Бенко?
- Нет, я не расстроилась и не обрадовалась, узнав свою соперницу по 1/8. Мне было все равно, с кем фехтовать.
- Скажите, а может, это победы на предварительной стадии до пяти ударов, а затем достаточно легко выигранные поединки с Галиной Пундик и Ирен Векки заставили вас немного потерять бдительность и расслабиться перед четвертьфиналом с Клемм?
- Нет, скорее, наоборот, от меня все так ждали победы, что я очень волновалась.
Нужно отметить, что во взгляде Оли Харлан не было того озорного блеска, к которому мы все так привыкли после Пекина. Это усталость или расстроены чем-то? - поинтересовалась я, уже следуя вместе со спортсменкой к выходу из терминала «B».
- Усталость, дорога была тяжелой, мы рано вылетели, - вежливо ответила Оля.
В «Борисполе» наши фехтовальщики долго не задержались, на стоянке их уже ждал заранее заказанный микроавтобус. Впереди отдых, надо набраться сил перед чемпионатом мира, который пройдет 4-13 ноября в Париже.
Анна САВЧИК
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Энтони насчитал победу Александра 115:114
Александр одел футболку с запрещенной в Саудовской Аравии надписью