ТЕДЕЕВ: «Узнав меня, говорят: «Привет, давай бороться!»
После победы на Олимпиаде в Афинах Эльбрус Тедеев оставил большой ковер, но нашел себя в политике
Рабочий кабинет сопрезидента Ассоциации спортивной борьбы Украины полон фотоснимков с былых турниров. Конечно, тут и «бронза» Атланты-1996, и мировое «золото». Кстати, какое — их в коллекции знаменитого «вольника» три. Но с пиаром это не имеет ничего общего. Разглядеть лихой звездности в нашем герое я так и не смог — Эльбрус без труда остается простым и открытым.
«Неужели вы будете стоять, когда вашего друга начнут бить?»
— Свое олимпийское «золото»-2004 вы завоевали в категории до 66 кг, как бы прибавив четыре кило от времен Атланты. Нынче на весы часто становитесь?
— Сегодня мой вес стабилен — 70 килограммов. Не знаю, поверите ли, но в разгар карьеры приходилось перед соревнованиями сбрасывать по полпуда, а то и больше. Никогда не забуду, как в Афинах за пять дней согнал 11 килограммов! Довелось на 90% понизить свое питание, целыми днями тренироваться и не вылезать из сауны.
— Многократному чемпиону, сменившему борцовское трико на мандат депутата и костюм с галстуком, удается поддерживать свою форму?
— Признаюсь вам, что в спортивном зале бываю редко. Но зато для себя я открыл другой спорт. Теперь, как только на работе случаются выходные, пытаюсь вырваться на охоту или рыбалку, к друзьям в Сумскую и Полтавскую области. Удочку и ружье держу в руках свыше восьми лет. Хотя встречали зубров, кабанов, но не нажимали на курок — останавливала красота этих зверей и их присутствие в Красной книге.
— Приходилось читать, что вы придерживаетесь правила: «Добро должно быть с кулаками»…
— Это сказали намного раньше, чем я появился на свет. В парламенте вы не найдете человека, на которого я бросился бы с кулаками. Другое дело, когда наши политические оппоненты начинают избивать, травить дымом моих коллег, заклеивать карточки для голосования, то мне приходиться «развязывать руки». Представьте себе момент, когда кого-то из вашей семьи или вашего друга начнут избивать, кидать в него яйца — неужели будете стоять и молча смотреть на происходящее?
— За политические «развязанные руки» вас чаще всего критикует мама…
— Она душой и сердцем переживает за меня. Говорит мне: «Эльбрус, нельзя этого делать, потому что ты все-таки гость Украины». Мама просит не вступать в конфликты с политическими оппонентами, потому что они как минимум старше меня по возрасту. Впрочем, мне непонятно, почему на мне журналисты постоянно акцентируют внимание? Ведь не я же первым устраиваю подобные потасовки.
И еще даже и предположить не мог, что политики способны столько лгать и играть на чувствах избирателей. Но допускал, что могут быть ситуации, когда мое имя будут «пачкать». В прошлом году оказался в центре скандала. Меня, откровенно говоря, провоцировали. От такого удара ниже пояса не сразу удалось прийти в себя. Моим доброжелателям хочу сказать, что разговорами, где была замечена машина Эльбруса Тедеева, не скрыть всех проблем, которые оставила после себя прошлая власть.
«Я сын Осетии, но украинского народа»
— Ностальгия по ковру, где разборки честнее, не посещает?
— Мотивации-то дальше тренироваться у меня не было. Вот если бы не выиграл в Греции… Понимаю, что возраст мог не позволить, но у меня не оставалось бы другого выхода. Олимпийское «золото» было мечтой моей жизни.
— Если задуматься, ваша борцовская летопись — целый марафон!
— Сколько себя помню, боролся, как говорится, где ни попадя. Бывало, в школе на большой перемене старшие ребята нас «стравливали»… Боже упаси отказаться! Можно было прослыть трусом. А вот проиграть не считалось позорным. В хорошей, честной борьбе это не стыдно. Что касается профессионального подхода, то мне очень повезло, что рядом жил Артур Базаев — призер первенств СССР, обладатель Кубка мира. Мне было 11 лет, когда он меня с моими братьями и товарищами потащил в специализированную школу во Владикавказ. К слову, то был как раз возраст, когда стоит начинать тренироваться. Потому что, если привести ребенка в шесть лет, то к двенадцати он уже не захочет этим заниматься.
— Раз приехали в Украину в 1993-м, неужели до сих пор чувствуете себя гостем?
— Тут я не первый год и сумел понять традиции и культуру этого народа. Гостем себя давно не чувствую. Как-то один из журналистов написал, что я сын Осетии, но украинского народа. Думаю, что его слова наиболее точно ответят на поставленный вопрос. Если углубиться в историю, можно обнаружить, что когда-то на территории сегодняшней Украины находились скифо-сарматские племена, где присутствовали и аланы — мои прямые предки. А вообще, важно больше думать о нашем будущем. В 1991 году Украина обрела суверенитет и есть все ресурсы, чтобы поднять уровень жизни украинца до европейского стандарта.
— Часто слышим, что в Украине существует две истории. Ведь в таком обществе очень сложно строить независимое государство…
— Вспоминаю своего дедушку, который прожил 101 год и все время после войны проходил в сталинском кителе. Раз в несколько месяцев он красил звезду Сталина бронзой и собирал дома его бюсты. Лично я воспитывался в советское время, и в книжках, которые читал, про УПА не было сказано ни слова. Но разделяю точку зрения моих коллег из Западной Украины, которые говорят, что статус героя должны получить все воины, которые проливали кровь за независимость.
Нельзя выносить темы про Бандеру или Сталина на публичные обсуждения, потому что однозначного ответа мы никогда не получим. Решения Львовского или Луганского суда я бы назвал политической игрой, которую сравнил бы с притчей о двух баранах. Те идут по мосту навстречу друг другу и кто-то из них обязательно должен упасть, потому что компромисс искать они не хотят.
«Потом мы с Фаиной просто утонули в романтике»
— Эльбрус, скажите, о чем можно мечтать, когда все мечты, по сути, сбылись?
— Когда 14 лет назад олимпийская делегация прибыла из США в аэропорт «Борисполь», то из самолета под овации встречавших сначала выходили чемпионы Олимпиады и их тренеры, затем наступала очередь серебряных призеров. Пока пришел мой черед выйти на летное поле, все чиновники уже уехали, даже не сказав нам спасибо. «Бронза» их, очевидно, не интересовала. Если честно, то я даже благодарен им, это дало мне и моему наставнику Руслану Сослановичу Савлохову стимул не останавливаться на достигнутом. И мы, если угодно, пошли на принцип! Никогда не забуду своих эмоций на исходе лета 2004-го, когда мы с Анной Бессоновой первыми выходили из афинского чартера с украинским флагом. Это как бы продолжило мгновения на пьедестале тех Игр. Я думал о своей семье и понимал, как мои родные гордятся мной. Также мелькнула мысль, а что было бы, не выиграй я «золото»? А вообще мечтаю о том, чтобы построить большой спорткомплекс. В нем одно за другим проходили бы соревнования. Хотел бы открыть свою школу борьбы, чтобы растить новых олимпийских чемпионов.
— В Бразилии, как правило, ищут футбольных самородков, а на Кавказе хороших борцов…
— Осетия может померяться олимпийскими медалями даже с бразильцами. И я знаю точно, что чаши перевесят в нашу сторону. Еще в юном возрасте я понял, что в наших условиях только через спортивную тропу можно было пробиться в люди. Кстати, своих детей не отдам в большой спорт. Добиться серьезных результатов практически нет шансов. Вопрос в мотивации, которая тогда была у меня, а им ее где-то не хватает.
— Расскажите историю своего знакомства с супругой. Довелось слышать, что по сей день вы признаетесь ей в любви по три раза в день…
— Мы с Фаиной из одной деревни Ногир. А там все друг друга знают. Про нее мне много рассказывали, но ее я никогда не видел, знал лишь, что она младше меня. В 2000-м приезжаю в отпуск домой. Возвращаюсь из города с тренировки, вижу — девушка стоит на остановке. Беседовала она, как оказалось, с моей двоюродной сестрой, но сестру я даже не заметил. А вот девушку, как увидел, то сразу понял, что хочу быть с ней.
— Погодите-погодите, что-то ваша история не складывается. На тот момент вы уже были многократным чемпионом мира и даже имели «бронзу» Олимпийских игр. Неужели она не знала вас в лицо?
— У нас в Осетии просто финалисты Олимпиады чаще всего «не котируются». Хотя победой старшего брата Дзамболата на Евро-1993 в весовой категории 90 килограммов, конечно, горжусь. Так вот, через знакомых узнал ее номер телефона и на следующий день пригласил погулять. Потом мы просто утонули в романтике. Вновь улетев в Киев, выговаривал всю стипендию «сборника». У меня в квартире выключали телефон, потому что суммы были кратные трем нулям. Приходилось просить у тренера сверхурочные, чтобы мне погасили долг за межгород. В 2001 году мы решили пожениться. Кстати, победу в Афинах жена приписывает себе, с чем я согласен. Перед финальными поединками маме Фаины снился вещий сон, что она дома вешает золотую медаль.
— Наверняка люди часто походят к вам на улице…
— Самые большие юмористы, когда узнают меня, говорят: «Привет, давай бороться!» На что я лишь улыбаюсь и жму руку.
Роман БЕБЕХ, «Новая» газета
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Илья Забарный серьезно интересует лондонский клуб
Процесс открытия второй допинг-пробы занимает от 6 до 8 недель
Не попадался он на нашего брата(Кличко)...