Полиция приведена в боевую готовность
ЮАР. В нескольких километрах от стадиона - резервации, обнесенные колючей проволокой
Согласно рейтингу Foreign Policy, Кейптаун среди самых опасных городов мира занимает второе место. Эксперты руководствовались преимущественно официальной статистикой — количеством убийств на душу населения. А если к этому черному пункту добавить еще и часто организуемые террористами взрывы и регулярные забастовки, проводимые транспортниками и рабочими на строительстве объектов ЧМ-2010, то картина и вовсе вырисовывается печальная. И совсем не монтирующаяся с увиденным мною во время командировки на Атлантическое побережье ЮАР, а также с тем фактом, что город является самым посещаемым туристами в республике. Еще бы, ведь Столовая гора, Мыс Доброй Надежды и остров Робен, где в течение 28-ми лет сидел за решеткой Нельсон Мандела, считаются достопримечательностями мирового значения!
Откуда же растут ноги у тамошней преступности? Дело в том, что царивший в стране долгое время режим апартеида (когда темнокожие были лишены прав на гражданство, на участие в выборах, на смешанные браки, на медицинское обслуживание, образование, досуг и устройство на работу) и предшествовавший ему колониализм отразились на социально-имущественном расслоении общества. Около 15% населения живут в полном достатке, тогда как около 50% (в основном черные) — в ужасающей нищете. Довелось мне побывать в одном из периферийных поселений, так там аборигены чуть ли не за горстку риса готовы танцевать.
Далеко не у всех есть электричество и водоснабжение, а плохие санитарные условия во многих местах спвсобствуют распространению различных заболеваний. Средняя продолжительность жизни в республике — всего лишь 49 лет (2008), однако она существенно возросла с 2000-го, когда составляла 43 года. Одна из главных проблем — массовое распространение ВИЧ-инфекции, по которому ЮАР занимает первое место в мире! Заражены около 5,7 млн человек, что составляет около 18,1% взрослого населения страны, то бишь болен каждый пятый! Из-за СПИДа смертность долгое время даже превышала рождаемость.
Кроме того, после значительного ослабления контроля на внешних границах в Южно-Африканскую Республику хлынул поток нелегалов из Зимбабве, Анголы, Мозамбика и других государств Восточной Африки. Всего таких, по оценкам экспертов, от трех до пяти миллионов. Массовый приток иностранцев вызывает недовольство граждан ЮАР. Претензии к мигрантам заключаются главным образом в том, что они отбирают у местных жителей рабочие места, соглашаясь трудиться за более низкую зарплату, а также совершают различные преступления.
Вообще ЮАР — страна жутких общественных контрастов. Отъехав на пару километров от лакированного города с роскошными двухэтажными виллами, весьма добротными отелями, музеями и туристическими зонами, можно увидеть убогие трущобы, где живет, кстати, согласно официальным данным — 16%, а согласно независимым источникам — до 30% всего населения. Помните фильм Рязанова «Небеса обетованные», где герои Гафта, Ахеджаковой и Карцева обитают в вагончиках на свалке? Так вот в ЮАР таких районов с коробками в десять квадратных метров и проживающими в них семьями по пять-десять человек — уйма! В окрестностях Кейптауна (это то, что я видел) — многокилометровые зоны бывших резерваций, обнесенные колючей проволокой. Вокруг них — загаженные тоннами мусора поля, на которых загорают десятки бомжей.
В какой-то момент подумалось: и это здесь будет проходить чемпионат мира по футболу?! Однако выехал автобус на центральную магистраль, ведущую в город,— сразу же другой антураж, парадный: все чинно, благородно, никакого тебе мусорника. И дороги, между прочим, довольно приличного уровня. Как, кстати, и аэропорт. Впрочем, оно и неудивительно — на организацию мундиаля и инфраструктуру ушли 6,2 млрд долларов (1,2 млрд из них перечислила ФИФА).
138 млн долларов из указанной суммы выделили на охрану порядка в стране во время турнира. Местные власти планируют задействовать все имеющиеся в наличии силы, в том числе и военизированные (200 тыс. человек, оснащенных 200 бронированными автомобилями и 40 вертолетами). Кроме того, спецслужбы ЮАР обратились с просьбой оказать помощь в обеспечении безопасности к коллегам из других государств. Другими словами, приняты все меры. И это, кстати, ощущается. В Кейптауне, к примеру, полицейские стоят через каждые 30 метров, а в самом центре — и вовсе цепью. И это — за месяц до футбольного форума! Можно только представить, что будет твориться в июне. Единственное — в темное время суток желательно по улицам не шататься. Шли было компанией — стремновато.
Что еще в Кейптауне необычно и, можно сказать, опасно, так это движение. И дело даже не в том, что оно левостороннее. Обратил внимание на странный момент: водители на светофорах, бывает, не останавливаются. Сначала я не мог понять, что происходит, а потом мне объяснили, что зачастую в стоящую машину врываются грабители. Поэтому здесь у всех авто всегда заперто изнутри, а долгие остановки не приветствуются. И, наверное, поэтому зеленый сигнал светофора для пешеходов горит у южноафриканцев максимум пять секунд. Не доходишь, а добегаешь до середины дороги — и уже красный свет. Вроде как для бабуинов переход. Что тут скажешь — Африка...
Сергей ПИЛЬКЕВИЧ, газета «Команда»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Браун Идейе проиграл суд и теперь должен выполнить его решение
Это первый подобный случай в тренерской карьере Гвардиолы
на 100%
Они были дикарями есть и будут не умеют организовать свою жизнь.Убивают друг друга