Рурские, вперед
Ментор с волшебной палочкой Феликс Магат снова смастерил чудо-команду
Основу его «Шальке», отчаянно фехтующего с всесильной «Баварией», составляют молодцы, еще год назад бороздившие просторы региональной лиги.
Из Вольфсбурга Феликса провожали, конечно, не проклятиями (уж больно велика была эйфория от выигрыша «салатницы», чтобы гневаться на ее завоевателя), но уж точно недоуменно. Магат оставил команду, которую самолично выстроил и дотянул до группового турнира Лиги чемпионов, ради этакого немецкого аналога «Интера» девяностых – купающегося в деньгах и ежегодно пролетающего мимо трофеев.
На поверку же рурский финансовый климат оказался не таким благоприятным. Щедроты «Газпрома», конечно, пришлись весьма кстати – однако все они ушли на выплату долга миллиардеру Штеффену Шехтеру, на чьи средства десять лет назад была отстроена «Фельтинс-Арена». Но и этого оказалось мало – «Шальке» пришлось продать свою долю акций стадиона и взять ссуду в банке, чтобы как-то сводить концы с концами. Стоит ли добавлять, что о вольфсбургском размахе (Бардзальи за 14 млн, Дзаккардо за 7 и т.д.) Магату оставалось только мечтать.
Покуда «Вольфсбург» осваивал 20-миллионый трансферный бюджет, Феликс в своих рекрутских маневрах вообще не очень-то оперировал дензнаками. Вместе со своими оруженосцами Берндом Холлербахом и Зеппо Айхкорном он принялся мониторить молодежные составы немецких клубов в надежде выудить оттуда небезнадежных свободных агентов. На магатов крючок угодили трое: левый бровочник Лукас Шмитц, отбегавший прошлый сезон в региональной лиге за «Бохум-II», центральный хавбек Кристоф Моритц, забивший 8 голов за юношескую команду «Алемании», и плеймейкер Эмин Ялин из дубля «Нюрнберга». Результат: Шмитц и Моритц (обошедшиеся клубу, напомню, в ноль евро) с первой попытки влились в основу команды, оказавшейся по весне единственной помехой мюнхенской «Баварии» на пути к золоту. Моритц со Шмитцем провели по 25 матчей – больше, чем кто-либо еще из полузащитников «Шальке».
Любопытно и, быть может, даже символично, что единственный каприз Магата – самый раскрученный немецкий тинейджер Льюис Холтби – в «Шальке» как раз таки и не заиграл и зимой отправился добирать игровую практику в Бохум. Льюис стоил «рудокопам» трех миллионов евро и, конечно же, стал самой дорогой летней покупкой.
Летом Магат заложил в фундамент нового «Шальке» восьмерых футболистов – и лишь бразилец Минейро был старше 21 года. Средний же возраст команды по ходу сезона колебался между 22 и 23 годами. При Магате окрепла вчерашняя молодежь – вратарь сборной Нойер, один из лучших защитников прошлого сезона Хеведес, одаренный плеймейкер Ракитич, – а заодно раскрылась группа совершенно неизвестных доселе молодых футболистов. Точь-в-точь как в «Вольфсбурге», где Магат за год-полтора слепил из неприметных Джеко, Бенальо, Шефера, Гентнера и Пекарика чемпионов Германии, и «Штутгарте», где раскрылись Кураньи, Хинкель, Лам, Глеб и Хильдебранд.
Кристоф Моритц
На первых порах субтильного брюнета воспринимали как некий довесок к Льюису Холтби. Еще бы – Моритц уехал в «Шальке», не успев даже дебютировать в основном составе «Алемании», то есть вообще без опыта игры на профессиональном уровне. Тем удивительнее выглядела смелость Магата – с первых же туров Феликс утвердил Моритца на позиции правого центрального хавбека. Точнее, удивлялись только в первом туре, а во втором Моритц уже забил, положив начало домашнему разгрому «Бохума» (3:0). Весь первый круг Кристоф почти безвылазно провел в основе, но с приходом Пера Клюге стал все чаще появляться на поле уже по ходу матчей. Зимой же Моритц продлил контракт с «Шальке» до лета 2013 года.
Лукас Шмитц
Та же история. Быстроногого левшу «кнаппены» высмотрели в четвертом немецком дивизионе, в резервной команде «Бохума». В той же лиге Лукас провел и первые полтора месяца нового сезона: за «Шальке-II» под руководством Михаэля Бориса Шмитц успел провести 6 матчей и забить один гол к тому моменту, как Магат свистал его наверх. Пандер-то, как обычно, лечился, и внятных персонажей ему на смену просто не находилось. Магат пробовал конопатить пробоину на левом фланге силами центрдефов – Хеведеса, Вестерманна и Бордона, – но те могли обеспечить лишь сохранность тылов, но никак не атакующую агрессию. Тогда-то Магат аккуратно впрыснул Шмитца в основу на матч с «Вольфсбургом» – Лукас сдюжил и с тех пор неизменно выходит в старте: чаще всего крайним защитником, но порой и левым центральным хавбеком.
Жоэль Матип
Скауты «Шальке» зафрахтовали Матипа-младшего в 9-летнем возрасте в Бохуме. Не прошло и десятилетия, как Жоэль дебютировал в бундеслиге. Опорная зона в зачине сезона стала сущей головной болью для Феликса Магата. Джермейн Джонс недужил, а Минейро конфузился на фоне партнеров, годившихся ему в сыновья. Вот и надумал Магат опробовать безусого Матипа, впечатляюще начавшего сезон в западной региональной лиге. Дебют выдался что надо – Жоэль угодил в стартовый состав в матче… с «Баварией». Но Матип не то что не сдрейфил, а уже в первом тайме забил гол, переиграв в воздухе Даниэля ван Бейтена, и получил «двойку» от Kicker! Проблема опорника решилась в одночасье. 2-го марта Жоэль заключил с «Шальке» взрослый контракт на 3,5 года, а на следующий день дебютировал в сборной Камеруна.
Карлос Самбрано
Универсальный перуанец в Гельзенкирхене сыздетства. Самбрано привезли в Германию четыре года назад на волне восхищения его игрой на ЧМ U-17, проходившем у него на родине. Неуступчивый, скоростной защитник носил капитанскую повязку в юниорском составе «Шальке», а с приходом Магата закрепился и в основном. У «рудокопов» бешеная конкуренция в центре обороны и Магату пришлось передвинуть Вестермана в среднюю линию, а Хеведеса на фланг, чтобы расчистить для Самбрано местечко рядом с бразильцем Бордоном. В последних матчах Карлос действует справа.
Василиос Пляцикас
Крашеный блондин с неизменной щетиной – пожалуй, самый колоритный персонаж Магат-югенда. В Греции Василиос – главный талант, в последнее время котировавшийся даже выше Сотириоса Ниниса. В родной сборной Пляцикас дебютировал в 20 лет, а уже через полгода заключил 4-летний контракт с «Шальке»: «Он очень талантлив. Его главное качество – отбор мяча. Я общался с Отто Рехагелем по поводу Пляцикаса и получил наилучшие рекомендации», – говорил Магат в день заключения сделки. Сезон Пляцикас начал в основе, но довольно скоро был разжалован до джокера. Во время зимней паузы Василиос и вовсе порвал крестообразные связки и выбыл из строя до лета.
Леван Кения
Грузинский вундеркинд не знал недостатка в игровом времени в первой трети сезона. «Я знал, что рано или поздно мне дадут шанс, – хвалился Леван в интервью uefa.com. – Это время наступило, и я очень рад, что попал в руки такого сильного специалиста, как Магат. Тренер верит в меня, дает мне играть, но ни о каком чувстве удовлетворения пока и речи быть не может». Кения успел сделать три голевые передачи, прежде, чем травмировал голеностоп. Изначально медики «Шальке» рассчитывали обойтись без операции, но после более тщательного обследования выяснилось, что хирургическое вмешательство все же потребуется.
Ян Моравек
Трансфер чешского плеймейкера был оформлен задолго до прихода Магата, когда и финансовым кризисом еще не особо-то и пахло: потому и не пожалели за Яна 2,5 млн евро – неслыханная расточительность по нынешним временам. В «Шальке» Моравек выходит исключительно на последние 10-15 минут, но это не мешает ему забивать. В Бремене он отличился через полторы минуты после выхода на замену, а в игре с «Ганновером» и вовсе через считанные секунды! Мудрено ли, что в феврале Яна позвали в сборную Чехии?
Денис РОМАНЦОВ, Sports.ru
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Турки возьмется за организацию реванша с Дюбуа
У украинского голкипера неудачный день