ШАЦКИХ: «Мне 31, а чувствую себя на 20»
«Истребитель МАХ-16. 328 боевых вылетов, 142 сбитых»...
Именно такой прощальный баннер в честь Максима Шацких вывесили на трибунах болельщики киевского «Динамо» во время последнего матча команды в сезоне-2008/2009. За год утекло не так уж много воды. «Динамо» возглавил новый тренер, а форвард, попытав счастья в казахстанском «Локомотиве», вернулся в Киев. Только теперь он игрок «Арсенала», в составе которого на прошлой неделе отпраздновал юбилей — 100 голов в первенстве Украины.
— Однажды вы сказали, что в Украине могли бы играть, если не за «Динамо», то только за «Днепр». Но сегодня вы защищаете цвета «Арсенала»…
— После «Динамо», если помните, я выступал за «Локомотив» в первенстве Казахстана. Там поначалу все было на уровне. Одновременно со мной в Астану приехали именитые россияне Егор Титов и Андрей Тихонов, бывшие звезды московского «Спартака». Мы неплохо играли, постепенно набирали обороты. Но потом начались проблемы с финансированием, и в итоге я вернулся в Киев. Поддерживал форму с дублерами «Динамо», а вскоре меня позвали в «Арсенал». Я подумал: «Почему бы и нет?» Команда ведь хорошая подобралась. И наставник амбициозный.
— В «Динамо» вы провели десять лет. Тяжело было уходить?
— Конечно, «Динамо» покидал с тяжелым сердцем. Считаю, что еще мог бы помочь команде. Но ведь другого выхода не было. Более полугода играл за дубль и сам осознавал, что много пропустил.
— По жизни вы неконфликтный человек. Но что же все-таки произошло, когда с приходом в команду Юрия Семина вы перестали попадать в основной состав?
— Ничего сверхъестественного. Я, если честно, так и не спросил у тренера, почему не играю. Видимо, он просто не видел для меня места в составе, вот и все. Так иногда бывает. Но с моим опытом бегать за молодежную компанию смысла не было, да и удовольствия это никакого не доставляло. Впрочем, нагрузку старался не сбавлять, понимал, что останавливаться рано. И в итоге отправился в Астану.
— Максим, хотелось бы вспомнить подробности вашего появления в «Динамо». Произошло это в 1999 году, после самого удачного для киевлян выступления в Лиге чемпионов.
— Меня пригласили в «Динамо», когда я выступал за калининградскую «Балтику». На наши последние матчи первого круга прибыли киевские селекционеры Андрей Биба и Иван Терлецкий. Я пообщался с ними и дал предварительное согласие на переход. А когда в российском первенстве наступил антракт, прилетел в столицу Украины, где встретился с Григорием и Игорем Суркисами, а также с Валерием Лобановским.
— Наверняка первым делом Лобановский спросил вас, на какой позиции видите себя на поле?
— Так и было. Я сказал, что хочу играть в атаке. Лобановский обсудил со мной некоторые футбольные нюансы, а когда дело дошло до контракта, Валерий Васильевич ушел, оставив меня с руководителями клуба. Условия моего соглашения его не интересовали.
— Насколько сложно было в тот момент осознать, что теперь вы будете играть в одной команде с теми, кто добрался до полуфинала Лиги чемпионов, выбив из розыгрыша титулованный мадридский «Реал»?
— Я полностью отдавал себе отчет, в какую знаменитую команду попал. Делал все, чтобы стать частью этой дружной семьи. Кстати, атмосферу, которая была создана в «Динамо» в то время, действительно можно назвать семейной. Ребята приняли меня очень хорошо. И, думаю, это стало одним из факторов моей удачной игры.
— Вас, помнится, рассматривали как преемника Андрея Шевченко, который как раз ушел в «Милан».
— Журналисты, действительно, много писали об этом, только я на подобные сравнения старался внимания не обращать.
— В «Динамо» вам удалось сходу заиграть и стать главным бомбардиром команды на долгие годы. Скажите, а за какой матч получили наибольшие премиальные?
— Как правило, хорошие «подъемные» полагались за выход из группового этапа Лиги чемпионов. Но вот в каком году я получил больше всего, не припомню.
— Каким вам запомнился Валерий Лобановский?
— Сказать, что этот человек был гением, не сказать ничего. Сложно передать словами атмосферу в команде, которая была при нем. В первую очередь Васильич был феноменальным психологом. Прекрасно знал, где, когда и кому нужно, так сказать, «напихать», а кого, наоборот, успокоить и приободрить.
— Когда Валерий Васильевич ушел из жизни, в команде многое изменилось?
— Дело Лобановского продолжил Алексей Михайличенко. У него были, конечно, некоторые свои взгляды на футбол. Хотя в целом при нем ничего в динамовской системе кардинально не поменялось.
— Назовите футболиста с самым сильным характером, которого вы встречали в «Динамо»?
— Таких много. Кого ни возьми — боец. Сразу на ум пришла тройка — Головко, Хацкевич и Белькевич. Только выбрать кого-то одного из них не смогу.
— А правда, что вас в свое время звали и в московский «Спартак»?
— Было дело. Представители «Спартака» общались со мной, но на тот момент я уже дал добро киевлянам. Впрочем, даже если бы «Динамо» не позвало, в «Спартак» все равно не поехал бы. Чужая для меня эта команда… Да и обиду на нее держал.
— Интересно, и чем это вам не угодили «красно-белые»?
— Несколькими годами ранее меня пригласили на сборы в народную команду. Я тренировался в «Спартаке» месяц. И за все это время ни со мной, ни с еще рядом молодых игроков тренерский штаб не проводил никаких бесед. А в конце нам просто сказали: «Спасибо!» Второй раз на такую удочку я бы не клюнул.
— Находясь на виду в Европе, вы так и не уехали играть в какой-нибудь западный клуб, хотя ходили слухи, что за Шацких охотились английские «Ньюкасл», «Вест Хэм» и турецкий «Галатасарай». Не жалеете?
— Слухи так и остались на уровне слухов. Ни с одним из представителей этих клубов за стол переговоров я не садился. А жалеть тут особо не о чем, тем более что я по жизни не привык оглядываться назад.
— Тогда давайте заглянем вперед. В ближайшую субботу ваш «Арсенал» в рамках чемпионата Украины встречается с «Динамо»…
— Уверен, что зрителей ждет интересная игра.
— Вы наверняка постараетесь забить гол в ворота бывших партнеров. А вот скажите, обструкции со стороны динамовских фанов не опасаетесь?
— Надеюсь, что история, которая приключилась с Владом Ващуком, в моем случае не повторится. Я же не в московский «Спартак» из «Динамо» ушел. Так что, думаю, все будет нормально. Болельщики же понимают, что футбол — это жизнь. От этого никуда не денешься, игроки периодически переходят из клуба в клуб.
— И в завершение — о более далеких планах. Вы упомянули, что в Казахстане играли вместе с Андреем Тихоновым. Этот футболист — настоящий феномен: недавно в свои 39 лет подписал контракт с подмосковными «Химками». А как долго еще планирует играть Максим Шацких?
— Мне непонятно, откуда у нас берется этот «совковый» подход. Как только футболисту исполняется 30, его сразу начинают спрашивать о завершении карьеры. Мне всего 31 год, чувствую я себя на 20, а играть буду, пока не надоест.
— Как-то раз один из игроков сборной России заявил: «Вот закончу играть — открою спортивный бар. Буду сидеть у стойки и пиво разливать». А вы чем планируете заняться, когда играть все же надоест?
— Я пока об этом не думаю. Скажу лишь, что жена меня видит на должности тренера. А там — поживем, увидим.
184 гола забил Шацких за карьеру (100 — в чемпионате Украины, 22 — в Кубке страны, 23 — в еврокубках, 9 — в первенстве Казахстана и 30 — за сборную Узбекистана).
О нем говорят Александр Грицай, полузащитник «Арсенала»: «Сто голов Шацких в чемпионате Украины — свидетельство его невероятного профессионализма и умения забивать. Ведь он второй после Сергея Реброва, кому удалось достичь такого рубежа. В «Арсенал» Макс пришел буквально за несколько дней до возобновления первенства.Но времени на раскачку ему не понадобилось — с его-то,опытом и бомбардирским чутьем. И дай Бог, чтобы Максим и дальше продолжал радовать голами команду и ее болельщиков».
Роман БЕБЕХ, «Новая» газета
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Матч 14-го тура УПЛ запланирован в 18:00
Бывший соперник Майка высказался об этом бое