Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Легкая атлетика
|
6458
0

ГРИШИН: «Лягушка привела к победе»

Украинского дискобола Ивана Гришина признали лучшим спортсменом зимнего Кубка Европы по метаниям

ГРИШИН: «Лягушка привела к победе»
Иван Гришин

Об Иване Гришине в легкоатлетических кругах говорят давно, но прошлогодняя победа на зимнем Кубке Европы по метаниям заставила обратить на него внимание более широкой аудитории. На этот раз в Арле украинец ехал в статусе одного из фаворитов. Хотя многие европейские журналисты ставку делали вовсе не на Ивана, а на его принципиального соперника – россиянина Николая Седюка. Но это лишь еще больше раззадорило Гришина. Наш дискобол стал единственным спортсменом, которому удалось собрать все высшие награды, – золото в индивидуальном и командном зачетах и звание лучшего атлета турнира. Да еще и установить личный рекорд – 63,09 м.

После возвращения в Украину Гришина поджидали награждения и приемы в родном Вишневом, встречи со знакомыми, друзьями, родными… Не могли обойти его вниманием и мы… Иван с радостью согласился ответить на вопросы корреспондента.

«БЕЗ ПОБЕДЫ НАД СЕДЮКОМ ДОМОЙ НЕ ВОЗВРАЩАЙСЯ»
- Иван, выиграй вы зимний чемпионат Украины, выступали бы в Арле среди взрослых?

- Нет. Это был мой последний старт среди молодежи, поэтому хотел поставить уверенную твердую точку. И это получилось.

- Уверенную точку в такой компании поставить было не так просто. Хорват Марин Премеру, немец Гордон Вольф, россиянин Николай Седюк…
- Думал только о Седюке. Дома все разговоры были тоже только о нем. Даже говорили, что если не смогу победить Колю, то могу обратно не возвращаться.

- С чьей стороны поступили такие угрозы?
- От папы. У меня родители еще более требовательные, чем любые тренеры! Во Францию приехал только с одной мыслью: нужно обходить Седюка. Важно было это еще и потому, что он меня «убирал» на юниорском и молодежном чемпионатах Европе в 2007-м и 2009-м. Поэтому более принципиального соперника для меня придумать сложно.

- Пятое место Николая и результат до 60 метров стал для вас неожиданностью?
- Спорт есть спорт. Он похудел килограмм на десять, весит не больше 120. Хотя в сравнении с моими 107 кг… С другой стороны, ничего страшного в его результате нет. Он ведь не на 52 метра метнул. В принципе, показал свой результат. Два года назад на Кубке Европы в Сплите он меня обошел. Метал 56-57, а потом вдруг 63 метра. Потом еще раз в России у него было 64 м. На этом все, я постоянно слежу за результатами.

- Для него так же принципиально соперничество с вами?
- Да! Даже в Арле на Кубке Европы ему перед каждой попыткой кричали: «Коля, надо ответить незалежной!» А мы с этого дружно смеялись. Но его результата я опасался. Это такой человек, что в последней попытке с пятого-шестого места может выйти на первое. Напряжение усиливалось еще и потому, что в шестой попытке от меня уже ничего не зависело. Нам не меняли очередность, и все мои главные соперники метали после меня.

- Вне сектора общаетесь нормально?
- Вполне! Можем и подшутить друг над другом. На юниорском чемпионате Европы в Голландии нас обоих забрали на допинг-контроль. Я ему и говорю: «Ну что, Коля, теперь я первым стану». Шутка, хоть и злая. А хорошо начали общаться в прошлом году на Кубке Европы на Канарских островах. Тогда я у него выиграл, но он подошел и поздравил меня. Это было очень важно, особенно после Сплита.

ФРАНЦУЗСКИЕ КУРЬЕЗЫ
- Ваша четвертая попытка в Арле стала едва ли ни главным курьезом Кубка Европы. Как вас угораздило выйти вперед из сектора?

- Поймал очень сильный кураж. Первые две попытки были далекие, но с заступами. В третьей думал метнуть недалеко, на 56-57 метров. Главное было – устоять. И тут диск летит на 62,17 м! У меня сразу всплеск эмоций. Захожу на следующую попытку – и у меня выпадает диск, ударяется о сетку, такой звон, на меня сразу все обращают внимание. Иду метать и не могу остановиться смеяться. Хотя на попытку настроен очень серьезно. Смотрю, диск летит далеко, я устоял, все кричат, я прыгаю, радуюсь – и вдруг перед глазами красный флаг. Сразу и не понял, что произошло. Только потом сообразил, что просто вышел вперед, а это ведь приравнивается к заступу! Первый раз со мной такое. Устоять такую козырную, чемпионскую попытку – и выйти вперед! Дальше мне уже все тренеры кричали, чтобы шел назад. И помогло! Я ведь и в пятой попытке вперед идти собрался. Когда входишь в кураж, мозги часто отключаются.

- Чемпионская попытка все равно осталась за вами. Она и принесла вам звание лучшего спортсмена турнира?
- Таких наград всего четыре: две молодежных и две взрослых. Ее получает тот, кто набирает больше всех очков из всех ребят. Среди  спортсменов до 23 лет самыми результативными были я и молдаванка Залина Маргиева.

- Награждение проходило ведь не только на стадионе?
- На стадионе награждали только за личные виды. Я плохо пою, но гимн пытался петь уверенно. Немец Вольф на меня смотрел с таким удивлением! Награждение продолжилось на банкете в последний вечер. В ресторане сделали большую сцену, музыканты играли Bamboleo, мы все танцевали. А потом на этой же сцене было награждение. Сначала вручили медали командам. Кстати, в отличие от прошлого года для команд играл гимн. А потом получилась такая ситуация. На награждение мы надели курточки сборной, потом попрятали их в рюкзаки и спокойно отдыхали. Я вообще сидел, не обращая внимания, что кричат, как вдруг слышу: «Иван Гришин!» Наши начинают орать, меня приглашают на сцену. Я за куртку, а рюкзаки уже унесли в номер. Так и вышел в майке, на которой только махонький герб. Награждают меня, и рядом свой приз получает Андрей Михневич. Он стал лучшим среди взрослых. Помню, в 2003 году, когда я только начинал заниматься спортом, он выиграл чемпионат мира. Мы тогда за него болели. А сейчас стоим с ним на одной сцене, он меня поздравляет!

- Выступления других спортсменов на Кубке Европы тоже смотрели?
- Почти всех. Не видел только тех, кто выступал во время моего старта и двумя часами позже. Был полностью разобранный после соревнований. А так больше времени провел на стадионе, чем на территории гостиницы. Со мной такая история приключилась! Накануне старта захожу в номер, раздеваюсь, чтобы лечь спать, и мне на ногу прыгает маленькая лягушка! Я только увидел, что кто-то приземляется на меня, а кто?.. От неожиданности так закричал! Я жил с Сашей Пятницей, он так смеялся, чуть на кровать не падал. Гришин лягушки испугался! Стыдно не было, правда. Я ведь не видел, кто это. А вдруг паук какой-то? Может, эта лягушка меня и привела к победе.

- Где проходила основная подготовка к соревнованиям?
- Дома. Я защищал диплом, кстати, на пятерку. Теперь я дипломированный магистр. На первый сбор в Ялту не поехал. Но дома все было заснежено, негде было метать, поэтому, в основном, работал со штангой. А месяц до Кубка был уже в Ялте. Там же прошел чемпионат Украины. Ужасный для меня старт, очень расстроился…

- Из-за того, что второй, или из-за результата?
- И то, и то. Не люблю проигрывать.

- Что тогда помешало выиграть?
- Вообще какая-то странная ситуация была. В Ялте всегда метали с одного сектора. Специально для Кубка Европы, который там проводился несколько лет назад, сделали сектор с другой стороны. Там поверхность – стекло. Ногу поворачиваю, а она вылетает. К нему, естественно, можно привыкнуть. Мы, как приехали на сбор, сразу спросили, с какого сектора будем метать на чемпионате. Нам сказали, что со старого. Мы там и тренировались. А потом оказалось, что все наоборот. Я даже размяться не успел. Обувь, которая у меня была, на стекле работает, как коньки на льду. Наверное, такие проблемы были у большинства. Сергей Пругло и Алексей Семенов – единственные, кто там тренировался. Вот у всех и получились результаты на метра четыре меньше. Но это мне не помешало стать вторым и отобраться на Кубок Европы. Хотя уверенность пропала. Что такое 57 метров? Но ничего, в Арле уверенность вернулась. Устанавливать личные рекорды на Кубках Европы уже входит в традицию.

«ЛИДЕРСТВО НИКОМУ ОТДАВАТЬ НЕ СОБИРАЮСЬ»
- Имя главного соперника на международной арене уже знаем. А кто является таковым для вас в Украине?
- Скажу так: я сейчас лидер и не собираюсь никому отдавать свое лидерство. Но у нас есть такие спортсмены, как Алексей Семенов и Сергей Пругло, которые метают на тренировках по 64-65 метров. Я лично это видел. И то, что в Арле Пругло не смог показать результат, не означает, что его нужно списывать со счетов. И то, что Семенов в Ялте выступил неудачно, не означает, что летом он не сможет выйти на уровень 65 метров. Скорее всего, психологически он очень хорошо настроится. Вот этих спортсменов со счетов не списываю.

- На летний сезон календарь соревнований планировали?
- Я на прошлый сезон много напланировал, и все закончилось плохо. Сейчас решил все делать спонтанно. Будут промежутки между основными стартами – буду договариваться в телефонном режиме о соревнованиях. Будет возможность Бриллиантовой лиги – выступлю и там. Сейчас у меня есть пропуск, но не на каждый этап. А если прибавлю к результату еще метра полтора, то это будет пропуск уже на любой старт. Хотелось бы попасть в финал. Для этого нужно быть в пятерке-шестерке хотя на бы трех-четырех стартах. На это буду делать основной акцент. И плюс еще несколько коммерческих турниров, хоть соперничество там будет и меньше. Думаю сделать до десяти стартов, и хотелось бы, чтобы результат ни на одном из них не был ниже 60 метров, – это однозначно.

- Первый основной старт летнего сезона – командный чемпионат Европы?
- Да, но пиковым будет чемпионат Европы в Барселоне. Это старт, который ценится всем миром. Командный чемпионат – больше ценен для страны. Но если попаду в тройку, то могут быть хорошие призовые. И очень хотелось бы в Барселоне попасть не только в восьмерку, а как-то вместиться в пятерке…

- Ух, какие желания! В Барселоне в вашем секторе будет, по сути, тот же чемпионат мира.
- Да, вообще никакой разницы. Думаю, нужно будет метнуть 66 метров, чтобы находиться где-то в пятерке. 64-65 – это, наверное, где-то шестое место.

- В прошлом году на чемпионате мира в Берлине на вас обратили внимание тренеры из других стран, в том числе, наставник литовца Виргилиуса Алекны. И даже, насколько помню, что-то подсказывали?
- Подсказали, чтобы набирал килограмм 20 веса. Потому что я метаю технически очень хорошо, но очень слаб. Но я не могу быстро набрать вес и силу, у меня просто не получается. А делать это с помощью фармакологических средств не хочу. Тогда я пометаю год-два и все. А я хочу выступать где-то до 35 лет. Еще два-три года метать на таком уровне, как сейчас, и чуть выше, а потом – намного лучше и дальше. И до этого я иду плавно и медленно.

НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ
- В Берлине вас не обошли вниманием и ряд менеджеров?

- Да, в том числе разговаривал и с Ольгой Назаровой. С ней мы и сотрудничаем сейчас.

- Причина ухода от Айвара Каротамма была не в Никите Нестеренко? Двух спортсменов одного вида еще и из одной страны сложнее «разбить» по стартам?
- На Никиту все хотели посмотреть. Смысла во втором украинце не было. Кроме этого, у Айвара было человек шесть, которые сильнее меня. Вот и получалось, что я не проходил ни на какие старты. А я хотел выступать, привыкать к взрослым. Одного старта на чемпионате мире ведь недостаточно. Нужно как-то пережить мандраж. Когда выступаю со своими ровесниками, нет таких ощущений, как когда рядом Алекна и Кантер. Когда я шел в Берлине на старт, меня только рюкзачок украшал. По сравнению с остальными, у меня вообще мышц нет. Мама смотрела по телевизору и говорила, что я не дискобол, а бегун какой-то. Так что главной причиной ухода от Айвара было то, что не получалось со стартами.

- Почему остановили свой выбор именно на Ольге Назаровой?
- Я ее не знал, как менеджера. Знаю только, что работает с Алексеем Касьяновым. Он мне ее и посоветовал. Рассказывал, что у него и старты хорошие, и экипировка. Мы с ней поговорили, и она мне понравилась как человек. Так и начали работать. А еще, когда выбирал менеджера, попросил их всех сделать мне поездку. Был конец сезона, но соревнования еще можно было найти. Но сделала это только Назарова. Организовывая поездку, она сразу предупредила, что старт – не коммерческий. Я там не заработаю, зато смогу отдохнуть. Так я и поехал на Кипр. И выступил, и отдохнул. Меня там так полюбил!.

- И с президентом федерации подружились…
- Мы и сейчас с ним переписываемся! Может, даже сборы там организуем. В принципе, меня они туда приглашают бесплатно, только перелет оплатить нужно. Обо мне писали во всех их местных газетах. На церемонии награждения мы с моим другом Фатихом, турецким копьеметателем, танцевали их народные танцы. Это снимали телевизионщики, а потом и пишущая пресса подхватила. Поездка очень понравилась. После этого уже точно решил, что буду работать с Назаровой.

- Денег от поездки никаких, но удовольствия масса?
- Кто знает, сколько бы мне стоил такой отдых. Там не было суперорганизации соревнований. Было где-то десять сильных спортсменов, но звезд мировой величины не было. Но по отношению мне все очень понравилось. И то, что я там не заработал денег, вообще никакого значения не имеет. Я их там, кстати, и не потратил. Мне нигде не разрешали за себя платить. Только в последний день смог купил сувениры домой.

- Благодаря новому менеджеру заключили контракт с Adidas?
- Раньше у меня был контракт с Nike, потом что-то произошло. Ольга предложила на выбор Nike или Adidas. Специальная обувь мне больше нравится у Adidas, с ними и получилось заключить контракт. Они меня обеспечивают формой, а что касается денег, то это зависит от моих результатов. Честно говоря, в финансовых вопросах я не совсем разбираюсь. Если ты хорошо выступаешь на международных стартах в их форме, то получаешь бонусы. Вообще, есть несколько видов контрактов. Мой, насколько я понял, касается только формы. По поводу денег, то ли они еще думают, то ли бонусы будут зависеть от моих выступлений. Честно говоря, не очень этим интересуюсь. Мне, главное, показывать результат. Да и своему менеджеру я полностью доверяю.

- Как часто выдают форму?
- Раз в год. Но формы там достаточно.

«НАС ЧАСТО УПРЕКАЮТ В НЕСЕРЬЕЗНОСТИ»
- Вы сегодня упомянули, что в Арле жили с Сашей Пятницей. Не он ли вас подтолкнул к совместной записи песни?

- Саша очень хорошо поет. Как-то он предложил что-то записать вместе. Буквально минут за пять я написал стишки. Так как сильно петь я могу только тогда, когда мне кто-то поет в ухо, я решил их больше начитывать. А Саша уже пел припев. Песню записали на ноут-бук, никакой студии не было. Но вроде бы неплохо получилось. Теперь на сборах будем этим чаще заниматься. Кстати, творческий процесс помогает быстрее достигать физических кондиций.

- Саша как-то рассказывал, что с помощью пения восстанавливается.
- И на старты настраивается тоже. В Арле мы жили в очень хорошей гостинице, она была сделана по принципу коттеджей. Подходим к нашему и слышим, как Саша в душе дает жизни, распевается перед стартом. И помогло ведь! У нас никто не будет отрицать, что его вокал помогает ему выступать на соревнованиях.

- У вас ведь есть музыкальное образование?
- Семь классов фортепиано. На гитаре сам научился играть.

- На баяне вы разве не играли?
- Немного. У меня папа хорошо играет, учил меня. Получается, у меня есть музыкальное образование, а у Саши – голос. Он делает аранжировки. Нам нравится заниматься вокалом, что-то придумывать. В самолете часто поем. На нас кричат, упрекают в несерьезности, но потом мы показываем результат – и все довольны.

Ольга НИКОЛАЕНКО, СПОРТглавред

Источник Sport.ua
Оцените материал
(2)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.