Дайте им время
В Ф1 опять появилась «третья лига»... Значит ли это, что командуя обгонами с дивана, нужно гнать ...
В минувший уик-энд в Чемпионате Мира Ф1 дебютировали три новых команды – Lotus F1, Virgin Racing и Hispania Racing. Дебютировали, мягко говоря, не здорово – до финиша добралась лишь одна машина из шести, а остальные не только пали жертвами надежности, но и демонстрировали на протяжении всего уик-энда катастрофическую нехватку скорости.
В адрес новых команд тут посыпалась критика – преимущественно, со стороны болельщиков заслуженных команд, – общий смысл которой сводился к тому, что при таком уровне финансирования и подготовки в Чемпионате Мира им делать нечего.
Спору нет. С появлением новичков в Ф1 опять появилась «третья лига», состоящая из команд решающих свои маленькие вопросы, не имеющие никакого отношения ни к победам, ни даже к очкам. Но значит ли это, что потрясая бокалом с пивом в баре, или командуя обгонами с дивана, нужно гнать новичков поганой метлой из Ф1?
Хорошо болеть за Ferrari или McLaren, которые в расцвете сил борются за победу в каждом Гран При. Удобно болеть за Red Bull, который в этом году имеет шансы стать непобедимым, или за Williams – последнего носителя истинных британских гоночных традиций. Но кто помнит, из какой нищеты, и с каких убогих, по нынешним меркам, результатов начиналась их история?
Брюс МакЛарен в своем дебютном сезоне от безденежья вынужден был экономить на двигателях. На своей первой гонке, Гран При Монако-66, он выступал на моторе Ford, подготовленном для гонки Indy-500,и купленном по дешевке. Двигатель пришлось уменьшать с 4,2 до 3 литров, и он получился шумным, но совершенно не мощным. К тому же, запаса прочности хватило аж на девять кругов, и в своем первом Гран При команда McLaren сошла из-за утечки масла. Отказавшись от двигателя Ford, на следующих этапах Брюс использовал итальянский мотор Serenissima – мощный, но совершенно ненадежный агрегат. Мотор дважды ломался после квалификаций, а так как денег у МакЛарена хватило лишь на один двигатель, то Гран При Бельгии и Голландии пришлось пропустить именно из-за поломок мотора.
Фрэнк Уильямс в начале своей карьеры в статусе владельца команды, вообще не имел ни средств, ни технических возможностей для производства собственных машин. Он почти восемь лет покупал второсортные шасси, устанавливал на них моторы Cosworth – и вперед. За эти годы за команду выступило больше двадцати пилотов – в своей массе рента-драйверы – а набрать им удалось аж 35 очков (шестнадцать из них в первый год и девятнадцать за семь следующих). А затем, устав от постоянной нехватки денег, Уильямс пригласил некоего канадского инвестора, Вальтера Вольфа, который сначала купил 60% акций команды Frank Williams Racing Cars, а спустя год, под предлогом реструктуризации бизнеса, уволил Уильямса из собственной команды.
Red Bull в своем первом сезоне – получив готовое шасси от Jaguar – смогла занять лишь седьмое место в Кубке Конструкторов, да и то, лишь благодаря Дэвиду Култхарду, тащившему машину на себе. Построенный собственными силами для выступлений во втором сезоне болид оказался куда провальнее, сил машины хватило лишь на мизерные шестнадцать очков, которые принесли все то же седьмое место в Кубке Конструкторов.
Renault за первые два сезона смогла набрать лишь три очка, зато ее машина сошла с дистанции в пятнадцати из девятнадцати гонок, а еще в одной не прошла квалификацию.
Дебют Mercedes (формально можно считать таковым участие Benz в гонках класса Гран При) хотя и начался с многообещающего четвертого места, им же и закончился – в ближайшие два год компания не смогла показатьна автоспортивной арене ничего пристойного, а победы начались лишь после слияния Daimler.
Некоторым особняком в списке команд-дебютантов стоит, разве что, Ferrari, которая в своей дебютной гонке Ф1 заняла третье место, а затем в течении нескольких лет выиграла еще полтора десятка Гран При. Но и тут все не так просто – свою первую машину Ф1, Ferrari 125 F1, Энцо Феррари построил на основе собственного спорткара Ferrari 125S, который к тому моменту уже полтора года выступал в гонках, и все его детские болезни давно канули в лету.
Строить прогнозы о жизнеспособности новых команд по результатам первых гонок или даже по их готовности к дебютному сезону, по меньшей мере, безответственно. Объемистый кошелек, как нам всем показала Toyota, не гарантирует ровным счетом ничего, равно как и наличие готовой идеально оттестированной машины, что доказал Jaguar. Все лидеры Ф1 начинали с малого, или вообще с пустого места. И успех в Чемпионате Мира определяется отнюдь не первыми гонками или сезонами, а желанием и умением работать. А обстоятельства, в которых приходится дебютировать, могут быть совершено разными...
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Подопечные Марино Пушича продолжают погоню за «Динамо» и «Александрией»
Виктор Дьекереш из «Спортинга» должен стать заменой для Килиана Мбаппе или Винисиуса Жуниора