ГОДУНКО: «Когда рискуешь, тебя запоминают зрители»
Известные наши спортсмены - о выступлении украинцев в Ванкувере и развитии спорта в Украине
В то время, как кабинет министра по делам семьи, молодежи и спорта занимал новый хозяин, украинские тренеры готовили отчеты о причинах относительных и не очень неудач на Олимпиаде, а наши паралимпийцы в Ванкувере делали то, что не удалось их более здоровым коллегам, корреспондент «СЭ» на открытии в столице первого фитнесс-клуба под эгидой Федерации бодибилдинга и фитнеса Украины (ФББУ) InterFit побеседовала о последних событиях с известными украинскими спортсменами.
Валерий ГОНЧАРОВ: «ЧЕМОДАН ДЕНЕГ НЕ ПРЕДЛАГАЛИ»
В последний раз с обладателем афинского золота в упражнениях на брусьях мы виделись на презентации формы нашей олимпийской сборной перед Играми в Ванкувере. Гончаров с удовольствием щеголял в парадном костюме «зимников», так как свой, пекинский, так ни разу из шафа и не достал. Сначала не было времени, потом повода: китайский помост оказался для него несчастливым. Но несмотря на это, как и на череду травм, ветеран украинской гимнастики не завершил спортивную карьеру. Сейчас перед непростым выбором - уйти или остаться - наверняка стоят и его коллеги по олимпийской сборной ванкуверского образца саночницы Наталья Якушенко и Лилия Лудан, фристайлист Станислав Кравчук, лыжница Валентина Шевченко.
- На самом деле мысль окончить карьеру возникает периодически, - подхватил мысль Валерий Гончаров. - Усталость и травмы, понятное дело, не поднимают настроения. Говоришь себе: все - хватит. Но проходит день-другой, переосмысливаешь, вспоминаешь, зачем ты это делаешь и сколько лет уже потрачено - и вновь включаешься в работу.
-Чувствовали, что страна заинтересована, чтобы вы остались в большом спорте?
- Несмотря на все существующие в нашем спорте проблемы, видно, что проводится работа, чтобы как-то улучшить материальное состояние спортсменов. Из года в год появляются новые стипендии, увеличиваются вознаграждения, есть стимул.
- Конкретно с вами как с человеком, который находится в том возрасте, когда многие уже уходят из спорта, представители министерства разговаривали? Интересовались, что нужно, чтобы вы еще один олимпийский цикл выступали?
-Если имеете в виду, не подходили ли ко мне с чемоданом денег.- дескать, это тебе, Валера, ты только тренируйся,. то нет, конечно. (Смеется).
-Получив очередную травму, не оказывались предоставленным самому себе?
-В принципе, я чувствую поддержку. За какие-то препараты, а их нужно немало, если травмируешься, министерство и федерация берут на себя финансовую ответственность.
-Виктор Корж, теперь уже экс-президент Украинской федерации гимнастики и министр спорта 2006 и 2007 годов, не раз заявлял, что нужно выбрать три-четыре приоритетных зимних вида спорта, а остальныезакрыть. Согласны?
- Сложный вопрос. Конечно, по-хорошему нужно развивать все виды спорта. Но исходя из экономической ситуации, в которой мы сегодня находимся, возможно, это единственный выход из ситуации. В других странах, как показывает опыт, это работало. Из бюджета выделялись деньги на виды, которые могли приносить медали. Остальные же искали источники финансирования сами. Когда появлялись результаты, подключалось государство.
Наталья ГОДУНКО: «НАВЕРНОЕ, НАДО ВЛЮБИТЬСЯ»
Гимнастка-художница Наталья Годунко, завершившая после Пекина спортивную карьеру, за событиями в Ванкувере следила из Аргентины. То, что не успевала увидеть в силу занятости в проекте «Битва украинских городов», досматривала и дочитывала в интернете. В зимних Олимпийских играх ведь есть, по сути, свой художественная гимнастика с оценками и судьями -фигурное катание.
-Исходя из собственного опыта, скажите: если вы на голову выше соперников, ничто не помешает вам выиграть - или бывают разные обстоятельства? - интересуюсь у Годунко.
- Иной раз ты можешь быть на три головы выше, но, к сожалению, судьи оказываются иного мнения. Конечно, когда ты сильнее, чувствуешь себя увереннее. Но и проигрывать, будучи на голову выше, намного обиднее. Евгений Плющенко в любом случае молодец, что вернулся, уже имея за плечами столько титулов и достижений. Он прыгнул так, как не прыгнул никто. Был очень эмоционален. Почему проиграл? Значит, не судьба, значит, это был день, момент, секунда того человека, который выиграл.
-Вам как спортсменке, которая тоже часто шла на риск, но не всегда пила после этого шампанское, обидно, что судьи не оценили по достоинству четверной прыжок Евгения Плющенко?
-Мне понятны его чувства. Тот же дополнительный четвертый кувырок, который делала я, и не делала больше ни одна гимнастка в мире, мне не приносил никаких бонусов. Но, с другой стороны, когда рискуешь, тебя запоминают зрители. А когда проходишь средне, тебя через пару лет забывают.
- Вы регулярно даете мастер-классы по художественной гимнастике за границей, но, тем не менее, свою студию решили открыть здесь. Это патриотизм или что-то другое?
- Я, откровенно говоря, еще не определилась, где хочу жить. Работала действительно во многих городах, но больше месяца нигде не задерживалась. Наверное, нужно влюбиться за границей - тогда я там останусь и быстрее язык выучу. (Смеется). Пока я здесь и хочу развивать сферу, в которой провела всю жизнь. Мы еще не придумали название нашей студии - я говорю, что это занятия для красивых невест. Дисциплинируют, воспитывают характер, дают общую физическую подготовку, но к большому спорту это отношения не имеет. Если кто-нибудь из детей захочет пойти дальше, я посоветую, куда обратиться.
Алина ШАТЕРНИКОВА: «НЕ РАЗ ХОДИЛИ С КЛЮШКАМИ ПОД МЭРИЮ»
В клубе, где состоялись наши беседы, было несколько семейных подрядов. Валерий Гончаров, раздавая интервью, то и дело поглядывал на своего малыша Марка. Отметим, что курировала открытие его очаровательная супруга, которую поклонники спортивной гимнастики помнят как призера чемпионата мира Ирину Яроцкую. В компании мужа появилась и Алина Шатерникова.
-Я как бывший профессиональный спортсмен не очень люблю тренироваться в фитнес-комплексах, - честно призналась чемпионка мира и Европы по боксу. - Здесь много поводов отвлечься и мало изнуряющей тяжелой работы. А когда готовишься к соревнованиям - нужно пахать. К тому же, как показывает практика, чемпионы обычно выходят из полуподвальных помещений не с такими хорошими тренажерами и евроремонтом. Но есть кое-что намного важнее спорта высших достижений - здоровье нации. Чтобы физическая культура развивалась и увлечение ею стало массовым, нужны такие залы. Чем больше их будет в каждом районе города, тем лучше.
-Наверное, в этом и состоит одна из главных наших проблем, что чемпионы тренируются не в таких залах, а в полуподвалах?
-Не скажите. В Америке у боксеров такая же ситуация. Посмотрели бы вы, в каком зале работает Фредди Роуч! В этом нет ничего страшного - главное, чтобы чемпионов было побольше.
-Как мама юного хоккеиста можете рассказать, во что в плане времени и финансов выливается его увлечение?
-Первая экипировка, которую мы купили и которой до сих пор пользуемся, обошлась в четыреста долларов.
Немалая сумма. Кроме того, когда только начинали тренироваться, а Сережа занимается в детско-ношеской спортивной школе олимпийского резерва, аренду льда оплачивало управление по физической культуре и спорту города Киева. Но это было совсем недолго. Все наши попытки обратиться за помощью в федерацию хоккея не дали никакого результата. Мы ходили несколько раз под мэрию с клюшками. Один раз сработало, лед проплатили. Но сейчас опять в бюджете ноль. Чтобы у детей было по три тренировки в неделю, мы, родители, вынуждены платить за аренду сами.
-Вы вооружали сына клюшкой, исходя из стереотипа: девочку - в фигурное катание, мальчика - в хоккей? Или верите, что Олимпиада в Солт-Лейк-Сити не останется первой и последней в истории этого вида спорта в Украине?
-Сереже семь лет, о перспективах говорить еще рано. Когда в четыре с половиной года, мы выбирали, в какую секцию его отдать, по возрасту подходили либо гимнастика, либо хоккей. Нам с мужем нравится этот вид спорта. Я считаю, он закаляет мальчишек, воспитывает в них многие необходимые по жизни качества: командный дух, дисциплинированность, умение держать удар, физическую выносливость. Сережа помимо всего прочего получает удовольствие от тренировок. Очень радуется, когда ему дают забить гол. Что будет дальше - трудно сказать, но заставлять его не будем. Хотя я, честно признаться, знакомлюсь потихоньку со средой хоккейных менеджеров, чтобы потом, если ребенок будет перспективным и все-таки решит идти по пути мамы в большой спорт, найти возможность реализации его спортивных амбиций где-нибудь за рубежом, а не в Украине.
Юрий БЕЛОНОГ: «КАК ЗА ДВА ЧАСА НАУЧИТЬ ТОЛКАТЬ ЯДРО 60 ДЕТЕЙ?»
В воскресенье в Дохе завершился зимний чемпионат мира по легкой атлетике - наверное, первый крупный официальный старт после того, как стало известно о завершении карьеры одним из самых титулованных украинских спортсменов Юрием Белоногом. С ним автор этих строк тоже затронула олимпийскую тему.
-Какой результат больше отвечает реалиям украинского спорта на сегодняшний день: рекордное количество наград на летних Олимпийских играх в Пекине или их отсутствие на зимних в Ванкувере?
-После Пекина многие тренеры говорили, что мы завоевали эти награды не благодаря, а вопреки. В украинском спорте сегодня очень много проблем, которые нужно решать в срочном порядке. Во-первых, нам некуда приводить детей. Залы постройки семидесятых годов, крашенные-перекрашенные, по десять раз перелатанные. Мы их ремонтируем, но сколько можно! Мы же отстали на тридцать лет! Я уже не говорю об условиях для подготовки спортсменов-зимников, отсутствии саночных трасс, горнолыжных..Вторая проблема - тренеры. Могу привести пример из личного опыта. Закончив спортивную карьеру, решил заняться тренерской деятельностью. Зарплата - тысяча гривен, при том, что нужно набрать шестьдесят детей. Не знаю, кто эти нормы определял. Как я могу научить шестьдесят детей толкать ядро? Каждому нужно уделить хотя бы минут пять, а занятие длится максимум два часа. А есть виды, в которых тренер и спортсмен вообще должны работать один на один. Так что результат, показанный нашими спортсменами в Ванкувере, более объективен.
-В Канаде у меня сложилось впечатление, что над нашими лидерами довлеет необходимость показать результат, чего не чувствуется у иностранных спортсменов, которые тоже, понятное дело, едут на Игры с такой целью. Что это - старая советская закалка?
- Нет, скорее, маленькая скамейка запасных. Нет у нас больше никого, кроме Дериземли. Вот и возникает это давление. Когда за тобой еще четыре человека, готовые бороться за медаль, тогда и ты, и руководитель себя более .спокойно чувствуете. Не этот, так другой выстрелит. Я все-таки себя отношу еще к советскому спорту, а он отличался массовостью и большим количеством соревнований. Ребенку не тренироваться на самом деле хочется, по себе знаю. Это в борьбе мальчишка может получить на тренировке удовольствие от спаррингов, а в командных видах от игры, а в легкой атлетике - пришел на стадион, десять кругов дал и ушел. Какое здесь удовольствие?
А поездка на соревнования - это ведь целое событие. Пусть даже едешь за сто километров в другой районный центр, но ты собираешь сумку, садишься в автобус, останавливаешься в гостинице. Ты отрываешься от дома, и хоть тренер присматривает, воспитываешь в себе самостоятельность. А сейчас, посмотрите, внутренних соревнований практически нет, один старт летом, один зимой. Дети тренируются просто ради того, чтобы тренироваться. Мы даже не можем выехать в Белоруссию или Россию. По каким-то бюджетным нормам не положено. Я как старший тренер по легкой атлетике Одесской области столкнулся с такой проблемой. Нам родное государство не доверяет: мол, возьмите деньги у родителей, а мы потом вас «отчитаем», когда бюджет примем. А как вы думаете: каждая семья найдет сегодня семьсот гривен на поездку в Киев? Или, может, тренер купит за свои деньги десять билетов при зарплате полторы-две тысячи?
- А как объясните тот факт, что иностранные спортсмены даже в случае провальных выступлений могут по полчаса объяснятся с представителями масс-медиа в смешанной зоне, а наши порой даже комментариев относительных неудач стараются избегать? Может, когда в наш спорт также придут деньги и спонсоры, все изменится?
-На мой взгляд, такая реакция у наших спортсменов из-за того, что на кон ставится все - квартира, машина.
Они годами не видят семьи ради высокого результата на Олимпиаде. Кто, скажите, может себе позволить взять на месяц близких на сборы? Я думаю, это все от нашей бедности. А еще - от разговоров: мы в тебя вложили деньги, ты должен, ты обязан. А ведь первый человек, который заинтересован в медали, это сам спортсмен. А уже потом государство...
Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Жена главного тренера киевского Динамо приоткрыла занавес семейной жизни
Команду Ротаня шокировал местный «Верес»