Виталий Пушкуца: «Просто хочу, чтобы уважали»
Интервью с вторым тренером харьковского Арсенала
Вне всяких сомнений, Виталий Пушкуца – один из лучших игроков харьковского футбола конца прошлого–начала нынешнего века. Для многих было весьма неожиданно узнать, что Виталий стал играть за «АРСЕНАЛ», а в известие о назначении играющим тренером одни просто не поверили, другие же восприняли это событие как сенсацию…
– Какими судьбами ты оказался в «Арсенале»?
– Прошлой осенью, расставшись с «Ворсклой», я стал свободным агентом. Впоследствии на меня выходили представители нескольких клубов, но ни одно из предложений нельзя было назвать серьезным. К тому же мне хотелось остаться дома, в Харькове. Все-таки здесь моя семья, растут дети… Поэтому, оказавшись на какое-то время без команды, я решил поддерживать форму самостоятельно и обратился к Игорю Рахаеву с просьбой разрешить мне тренироваться вместе с «Арсеналом».
Позже Рахаев мне и предложил стать игроком «Арсенала»: мол, набери форму, а там видно будет – останешься или нет. А поскольку предлагаемые условия меня полностью устраивали, я заключил с «Арсеналом» годичный контракт.
– Заодно вступив и в тренерскую должность?
– Нет, это произошло немного позже, в июле, перед тем, как команда отправилась на последний предсезонный сбор. В «Арсенале» происходили кадровые перемены, в частности, стала вакантной должность второго тренера. Вот мне и было предложено занять это место. Честно говоря, согласился, даже не раздумывая.
– Какие функции сейчас у тебя в команде?
– Пока, я, прежде всего, игрок, а уже потом тренер. На поле я должен вести команду вперед, учить ребят, показывать, что сам могу, причем не на словах, а своими действиями, непосредственно во время игры. Что-то могу подсказать, иногда и гаркнуть, если потребуется.
– Тебя одного хватает для такой работы с молодежью?
– Ну почему одного? Главному тренеру тоже порой кричать приходится (улыбается), в составе есть несколько игроков, тоже способных подсказать, помочь. А поскольку заявочный период продолжается, то кто-то из опытных игроков вполне еще может появиться в команде.
– Твое мнение о перспективах сегодняшнего «Арсенала»?
– В составе много молодых ребят, которые еще не имеют опыта выступлений даже на уровне второй лиги, поэтому по первым матчам делать выводы попросту нельзя. Вот когда «Арсенал» отыграет хотя бы половину первого круга, когда уже сложится костяк команды, появится определенный рисунок в игре, можно будет говорить и о каких-то тенденциях.
Необходимо отметить еще один момент: сейчас в клубе работа ведется не только на текущий момент, но и на перспективу – делается все, чтобы к нам приходила талантливая молодежь, чтобы ребята набирались опыта, росли, чтобы «Арсенал» ставился для них первой серьезной ступенькой на жизненном пути.
– Как ты расцениваешь свой нынешний статус: это первый шаг к переходу в новое качество, или же временное состояние?
– Первый шаг я уже сделал, и сейчас все мысли связаны только с «Арсеналом». В данный момент можно смело говорить, что я футболист-тренер и поэтому даже не хочу загадывать, что будет через год. Уже и на события чаще смотрю не просто как игрок, а с несколько иных позиций. Проявляется другой подход, другие оценки.
Но все же, повторюсь, в первую очередь, пока есть силы – игра… Если услышу, что команде я нужен именно как тренер, то поблагодарю и сосредоточусь на тренерской работе. В «Арсенале» меня все устраивает. Условия, оговоренные контрактом, выполняются, к руководству клуба никаких претензий нет. Может быть, когда-то что-то изменится, но пока не хочу ничего загадывать наперед.
– А в «Металлист» не было желания вернуться?
– Нынешней весной у меня было не то, чтобы предложение…скорее, я сам выразил желание вернуться в команду, когда ее тренировал Заваров. Хотелось вновь оказаться в ставшем для меня родным «Металлисте», которому было отдано столько сил и времени. Я приезжал к Заварову, и у нас состоялся разговор. Все вроде шло нормально. Но затем мне дали понять, что не нужен, людей, мол, хватает. Ну раз не нужен, сам набиваться не стал. Здесь, возможно, сыграл свою роль возраст, старые травмы, а может, повлияли какие-то прошлые взаимоотношения....
– А не из-за того ли это произошло, что летом 2003-го тебя называли человеком, вокруг которого будет строиться новый «Металлист», а полгода спустя разговор строился уже совсем в другом тоне. Мол, зачем нам нужны такие «звезды», как Пушкуца…
– Возможно, все дело в этом. Никого не хочу сейчас винить, но в «Металлисте» еще оставались те же люди, которые были, когда я уходил из команды. С некоторыми из них я не то, чтобы поругался, у меня ни с кем не случалось больших скандалов, я просто хотел справедливости. Но когда зимой 2004-го я вышел из отпуска, мне просто сказали: «Виталик, так и так, ты выставлен на трансфер». Может, повлияло то, что во время отпуска я сделал операцию на колене. Хотя и здесь поступили не очень порядочно, поскольку операцию я делал самостоятельно, без помощи клуба.
– И получилось, что на полгода ты остался вне игры…
– Да, имея на руках действующий контракт, я оставался в клубе, тренировался с «Металлистом-2», но игровой практики почти не имел. Потом уехал в Полтаву.
– А с «Ворсклой» что не срослось?
– Поначалу все нормально шло. А затем, как раз перед игрой с «Металлистом», на тренировке снова повредил колено. Едва восстановился и вышел на поле, как сразу дернул спину. Травмы пошли одна за другой. Увидев такой поворот событий, Владимир Мунтян предложил мне остаться в команде тренером, помогать ему. Однако я отказался, поскольку считал, что силы еще есть, могу и побегать. И сам решил расстаться с «Ворсклой». Мы мирно, нормально расстались: клуб не имел претензий ко мне, а я к клубу. Все прошло полюбовно, спокойно.
– К Мунтяну ты пошел по собственной инициативе, или же последовало предложение из клуба?
– Там вышла интересная история. Поначалу мне звонили, спрашивали, ходило много слухов о моем переходе, а непосредственно с самим тренером я не общался. Хотя когда со мной связывались друзья, то говорили, что Владимир Федорович хочет переговорить. А он, оказывается, никак не мог найти номер моего телефона. Тогда я сам позвонил Мунтяну, он сказал: «Приезжай», и мы буквально за день решили все вопросы.
– А что у самого Мунтяна в Полтаве не получилось?
– Перед его приходом в команде оставалось всего три человека. А собрать людей за две недели довольно тяжело, поэтому все происходило немного спонтанно. Ведь еще и дубль надо иметь, и второй состав. Пока формировали команду, первый круг почти закончился. Весной, когда меня в «Ворскле» уже не было, состав снова сильно поменялся. Мунтяну опять пришлось начинать все сначала, заново формировать команду. Получалось, что сегодня матч одни играют, а назавтра все меняется. Искали оптимальное сочетание игроков. В этот период, по моему мнению, и был упущен момент, когда надо было собрать один состав и вести его, наигрывать…
– Это ты уже как тренер рассуждаешь…
– Ну, вот и получается, что уже стараюсь мыслить по-другому…
– А как к тебе сейчас относится молодежь «Арсенала», по отчеству зовут или как?
– Я всем сразу сказал – на поле мы все равны, поэтому можете и дальше называть меня Пушей, или по имени. У меня как еще по первому приезду в Харьков появилось прозвище «Пуша», так и осталось. А вне поля ребята сами чувствуют субординацию и не позволяют себе вольностей. Тогда уже звучит «Георгиевич».
– Однако для многих из них ты наверняка выглядишь легендой. Пушкуца ведь уже блистал на поле, когда они еще только делали свои первые шаги в футболе. Для кого-то был звездой, для кого-то даже стал кумиром…
– Не без этого. Когда я только пришел в команду, и ребята узнали, что я буду с ними бегать и тренироваться, у них глаза загорелись. Они, наверное, видели во мне что-то особое. Такие были лица, потом потихоньку привыкли. Я никогда не относился к людям с высокомерием: мол, если я уже добился определенных успехов, то и ведите со мной себя соответствующе, причем так, чтобы это было видно и со стороны. Я, наоборот, стараюсь быть проще в общении с людьми. Просто хочу, чтобы уважали. И все.
Источник - Официальный сайт ФК Арсенал Харьков
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Бой состоялся 21 декабря в Эр-Рияде в андеркарде Усик – Фьюри
Мегафайт пройдет вечером 21 декабря в саудовском Эр-Рияде