Николай Томенко: «Футбольный Евросоюз должен прийти в Украину!»
Интервью с вице-премьер-министром Украины по гуманитарным и социальным вопросам о футболе
События в украинском футболе меняются в последнее время, словно узоры в калейдоскопе. В футбол приходят новые люди, приносят новые, порой революционные идеи, меняют то, что, казалось бы, уже устоялось и не подлежит переменам. Николай ТОМЕНКО, вице-премьер-министр Украины по гуманитарным и социальным вопросам, как раз такой человек. О своем видении проблем современного украинского футбола он рассказал Михаилу Метревели и журналу «Футбол в лицах».
Николай Владимирович, играете ли Вы в футбол?
Сейчас мало. Вообще, моя стихия – мини-футбол. С детства играл на маленьких площадках, потому что у нас в школе, где я учился, не было большого поля. Позже, во время учебы на историческом факультете Киевского университета им. Т.Г.Шевченко, постоянно играл за студенческую команду, а затем уже за аспирантскую и преподавательскую.
Сейчас играю мало: работая в правительстве, редко удается собрать нужное количество партнеров для футбольного матча. Хотя иногда у меня все же получается потренироваться с моими коллегами на футбольном поле. Но вне конкуренции остается теннис, где достаточно одного соперника. Тем не менее о футболе не забываю: поставил у себя на служебной даче мини-футбольные ворота и баскетбольный щит отечественного производителя. Сейчас думаем, как наладить в Украине производство искусственных футбольных полей. Уже дал письменное поручение Министерству промышленной политики и другим структурам разработать соответствующий проект. Так что на своем опыте решил попробовать.
Кстати, недавно я играл в пляжный футбол с журналистами и так увлекся борьбой, что надорвал мышцу и отходил от этой травмы около месяца.
Что касается большого футбола, то в конце мая поддержал идею Андрея Шевченко и сыграл на Сан-Сиро в благотворительном матче против звезд итальянской эстрады.
Кто еще из наших звезд принимал участие в этом матче, и какой была установка на игру?
Андрей пригласил многих своих друзей-украинцев, но смогли приехать теннисист Андрей Медведев, музыкант Святослав Вакарчук и боксер Владимир Кличко. Мне, Медведеву и Вакарчуку Шевченко отвел позицию левого полузащитника, где мы играли поочередно, сменяя друг друга. И если бы не помощь Гаттузо, который нас страховал, нам пришлось бы очень и очень сложно. А вот Володя Кличко сразу сказал, что он слабый футболист и поэтому его нужно использовать только как вратаря. Кроме того, за нашу команду активно отыграл Звонимир Бобан, который находится в отличной форме, а во втором тайме на замену вышел Джордж Веа. Против нас играли Зеедорф, Дзолла, Леонардо и другие. Так что звезд в этом матче хватало.
Сама игра была напряженной, и когда наши ворота защищал Росси, мы чувствовали себя увереннее. А вот когда в рамку стал Володя Кличко, то это усложнило ситуацию. Понимаете, Володя - боксер, и он по привычке сначала уходил от удара, а потом уже ловил мяч (смеется). Да еще с такими защитниками, как я, Медведев и Вакарчук… Одним словом, мы начали немного отставать во втором тайме и в итоге проиграли с разницей в один мяч 6:5.
Будут ли в Украине проходить подобные благотворительные матчи?
После игры в Милане мы с Шевченко договорились, что проведем такой матч в нашей стране, в сентябре. Мы хотим сделать, с одной стороны, праздник для людей, а с другой – организовать общественно полезное и важное мероприятие. Ведь все заработанные на этом матче средства мы передадим в детские дома.
А как Вы, в целом, оцениваете современный украинский футбол?
Конечно, в нашем футболе есть много проблем: договорные матчи, проблема судейства и другие. Но есть и положительные моменты. Прежде всего, прекрасная игра сборной и то, что она де-факто пробилась в финал чемпионата мира. Сейчас стало престижным играть за национальную сборную Украины.
Также, на мой взгляд, очень важным шагом по заботе и вниманию к украинским футболистам стало введение квоты на легионеров. Все это потихоньку должно привести к тому, что при выборе дальнейшего продолжения карьеры наши лучшие футболисты будут выбирать сильные украинские клубы, и не будут уезжать за рубеж. Думаю, придет время, когда игроки со всего мира будут считать за честь играть у нас. Тогда-то и вернуться люди на стадионы.
Не забывайте также, что Украина борется за проведение чемпионата Европы 2012 года.
Одним словом, пора оценивать эту игру не просто как вид спорта или бизнеса, но и как общественное явление, как яркое шоу, как образ жизни. Наша главная задача – привести украинские футбольные стандарты к европейским и стать настоящей футбольной державой.
Вы упомянули о лимите на легионеров. Какие схемы лимита кажутся Вам более эффективными?
Я считаю, что тот первый шаг по введению лимита, который сегодня сделан, правильный. И, по моему мнению, его нужно увеличивать. Однако при этом нужно понять, где искать футболистов, чтобы лимит был эффективен. Ведь, в конце концов, не должен из-за этого лимита страдать «Днепр» (улыбается).
Я убежден, что «украинизация» футбольного хозяйства приведет к тому, что тренерам, селекционерам придется ездить по стране и смотреть на футбольную молодежь. Необходимо проводить постоянные турниры среди молодежных команд. Чтобы у ребят, к примеру, сельской команды или команды ЖЭКа была возможность «засветиться» перед футбольными специалистами. Именно там и нужно черпать и выискивать новые футбольные таланты.
В чем, по Вашему мнению, главный успех сборной Украины?
Я бы сказал, что главную роль сыграли эмоциональный настрой и патриотический подъем в команде, которых раньше не было. Конечно, важна и роль тренера, сплотившего коллектив, слепившего из разных игроков единое целое, единую команду.
Однако я должен отметить, что эмоциональный и патриотический элементы хороши до поры до времени. Ведь нельзя показывать стабильно высокие результаты, опираясь только на эмоциональный подъем. Когда-нибудь он закончится либо пойдет на спад, и что тогда?
Футбол в Украине должен иметь отлаженную структуру управления и развития на всех уровнях, чтобы успехи сборной были не случайными, основанными на эмоциях, а закономерными, выстроенными на системной работе.
А кто убедил Президента Украины прийти на матч сборных Украины и Дании?
Перед матчем с Данией сменилось руководство страны, и у болельщиков были сомнения, будет ли новая власть поддерживать футбол. Я уговорил Президента присутствовать на этом матче. Кстати, долго уговаривать его не пришлось, в отличие от его охраны и советников.
Мы очень переживали за наших ребят, особенно во время первого тайма, когда было видно, что мы уступаем датчанам по многим параметрам, но второй тайм был вчистую выигран, в первую очередь за счет воли и эмоционального подъема. Думаю, мы с Президентом внесли определенную лепту в эту победу, когда до начала матча пришли в раздевалку к ребятам, и наш разговор был, я бы сказал, эмоционально правильным. Мне кажется, для ребят он был очень важен. Поэтому посещение Президентом этого матча было просто необходимым.
Понравилась ли Президенту Украины игра? Будет ли после этого матча он ходить на футбол?
Ему понравилось. Но я советовал бы ему приходить на футбол именно тогда, когда его присутствие будет эмоционально и политически важным, на самые решающие, ключевые игры для нашей сборной.
Ведь предыдущие руководители нашей страны приходили на футбол с целью, скорее, не поддержать украинскую команду, а расслабиться в VIP-ложе с коньяком и бутербродами. От этого наша сборная больше выигрывать не стала. Я считаю, что отдых на футболе может быть для граждан страны, а для руководства это некая политическая миссия. Причем, эта миссия не должна быть ежедневной.
Наша сборная до сих пор не имеет собственной инфраструктуры. Что Вы об этом думаете?
Ответ на этот вопрос лежит в плоскости формирования стратегии развития футбола в Украине. Посмотрите, что происходит сегодня в руководстве украинским футболом. Президент Федерации Григорий Суркис совмещает обязанности. С одной стороны, он руководит всем украинским футболом, с другой, являясь одним из собственников «Динамо» (Киев), занимается проблемами своего клуба. И это не может не привести к конфликту интересов. Проблемы клуба – это один вопрос, проблемы сборной – другой. Я считаю неправильным подобное положение вещей, ибо сборная и вообще весь украинский футбол, получается, являются «довеском» к «Динамо» и его инфраструктуре.
Обсуждая этот вопрос с Президентом Украины, с Андреем Шевченко, мы пришли к выводу о том, что Федерация нуждается в реформировании. Во главе организации, занимающейся всем украинским футболом в стране, должен находиться либо известный в мире футболист, либо человек, не связанный личными интересами ни с одним из клубов. Подобная персона должна взять на себя заботу об областных федерациях, общественных футбольных организациях, о детско-юношеском футболе и, разумеется, – о сборных командах всех уровней.
Выстроенная подобным образом федерация не будет зависеть ни от одного клуба, ни от одного собственника. И уже на этом этапе государство может оказывать свою поддержку Федерации, может финансировать создание инфраструктуры сборной, ибо речь в данном случае будет идти не об интересах какого-то одного клуба, а о развитии всего украинского футбола.
Вы готовы инициировать реформы в украинском футболе?
Мы должны добиться того, чтобы процесс реформирования не был односторонним, не являлся исключительно административной мерой. Для этого я вношу идею, а воплотиться в жизнь она сможет только тогда, когда пройдет обсуждение футбольной общественностью, спортивными изданиями.
Всякая идея должна быть подвергнута испытанию практикой. Специалисты-практики, которые занимаются данным вопросом, должны внести свои предложения, усовершенствующие идеи или решения инициаторов реформы.
Важно, чтобы процесс преобразований был двусторонним, но не менее важно, чтобы он был и системным. Следует четко обозначить функции Федерации, ПФЛ, клубов. Нужно построить систему сверху донизу. И только такой подход, по моему мнению, способен привести к ощутимым результатам в будущем.
Выходит, Вы не сторонник революционного переустройства?
Применять административные методы, давить на Федерацию мы не хотим. Федерация – это общественная организация. И она могла бы поучиться у другой общественной организации, например, у Национального олимпийского комитета. Считаю, государство и власть правильно себя вели в ситуации с назначением главы НОКа. Ведь можно было, используя административный ресурс, собрать всех и заставить проголосовать за того или иного кандидата, будущего главу организации. Однако в течение четырех месяцев шли дискуссии по выработке принципов, по которым должны были бы проходить эти выборы. Я высказал свое мнение, что ни один представитель власти не должен руководить олимпийским комитетом. Его главой должен стать «звездный» человек, спортсмен, который не был бы чужим в олимпийском движении. Сейчас, уверен, не только я очень рад тому, что этим человеком стал Сергей Бубка.
Нужна ли государственная программа развития футбола?
У государства в спорте, как и в других областях, должны быть приоритеты. Понятно, что футбол занимает среди этих приоритетов одно из первых мест. Однако мы снова возвращаемся к тому, что в украинском футболе нет системы, и поэтому любые действия государства либо общественных структур будут разовыми и малоэффективными. Скажем, в этом году государство выделило 20 млн. грн. на строительство детских спортивных площадок. Можно ли назвать подобные разовые мероприятия реализацией «государственной программы»? Конечно, нет.
Федерация футбола и другие футбольные организации должны заниматься своими прямыми обязанностями: создавать и совершенствовать футбол как структуру по всей стране. А со стороны государства может исходить лишь организационная или бюджетная целевая помощь.
Как Вы полагаете, может ли государственный служащий быть президентом футбольного клуба?
Профессиональный футбольный клуб – это бизнес, система хозяйствования. Представьте, что собственником или президентом клуба является, к примеру, глава местной администрации либо чиновник высокого уровня. Понятно, что использование им бюджетных средств или административных рычагов будет ставить тот клуб, которым он занимается, в более привилегированное положение по отношению к клубам, где собственник – частный бизнесмен, вкладывающий средства в свой клуб из собственного кармана.
Скажем, на содержание киевского «Арсенала» каждый год в бюджете города запланировано 44 млн. гривен. Справедливо ли это по отношению, например, к другим киевским или, если брать в целом, украинским командам? Эти деньги должны пойти прежде всего на развитие детско-юношеского футбола, на проведение соревнований, чтобы потом можно было из юношей «слепить» профессионалов. Однако «лепить» должен не чиновник, беря деньги из бюджета, а эффективный собственник.
Каковы шансы Украины и Польши принять у себя чемпионат Европы 2012 года?
Я не понимаю тех скептиков, которые абсолютно не верят в возможности Украины и Польши в достижении этой цели и боятся наших конкурентов. Да, возможно в футбольном плане Украина и Польша не так «раскручены», как Греция и Италия. Поэтому главная задача обратить наши минусы в наши плюсы.
Ведь в УЕФА прекрасно понимают: культивировать футбол необходимо по всей Европе. Необходимо приводить футбольное хозяйство всех стран к европейским стандартам. Ведь не секрет, что Запад Европы в футбольном плане пока опережает Центр и Восток. УЕФА отдает себе отчет в том, что Евро 2012 в Украине и Польше – это уникальная возможность «подвинуть» старую консервативную Европу с ее подходами к футболу на Восток. На примере Польши (нового члена Евросоюза) и Украины (заявляющей о своей евроинтеграции) УЕФА может показать всему миру, что за 4-5 лет вполне реально привести футбольное хозяйство двух больших государств к высочайшим стандартам. Продвижение футбольного Евросоюза на Восток – вот главная цель, которая объединяет интересы Украины и УЕФА.
Какие еще аргументы в пользу проведения Чемпионата Европы в Украине и Польше?
Не забывайте, что Украина и Польша в совокупности имеют самые большие территории и по количеству населения самые крупные на континенте. По нашим подсчетам, впервые за всю историю чемпионатов Европы, на восьми стадионах сможет присутствовать 1,5 млн. зрителей! Такого никогда не было. Мы прогнозируем, что это будет самый масштабный чемпионат за всю историю проведения континентальных первенств.
Прошли те времена, когда претенденты соревновались только уровнем гостиниц и инфраструктуры. Все понимают, что есть и другие факторы, которые важны для принятия таких решений. Они не только спортивные, но и геополитические.
Вы считаете, у нас есть опыт, который мог бы пригодиться при организации такого грандиозного мероприятия?
Да, у нас есть опыт конкурса «Евровидение» в Киеве. Что касается проведения футбольных турниров такого уровня, то мы планируем начать обучение с чемпионата мира 2006 в Германии, на котором я буду присутствовать, как Вы понимаете, не только в качестве болельщика.
Кроме того, считаю, что наши шансы на проведение юношеского (до 19 лет) чемпионата Европы 2008 года примерно 75-80%. И если УЕФА нам доверит его проведение, то это станет серьезным экзаменом нашей состоятельности.
Все же, сколько нужно инвестиций для проведения «взрослого» чемпионата Европы?
Мы работаем над этим вопросом, и точных цифр еще нет. Серьезный подсчет начнется уже на следующий день после того, как мы попадем в тройку претендентов. Изначально я хотел, чтобы было как можно больше городов-претендентов в списке, но Одесса и Харьков отнеслись к предложению несерьезно. Поэтому основную нагрузку берут на себя Киев, Донецк, Львов и Днепропетровск. Хотя с экономической точки зрения дешевле работать в системе одного города или одного мегаполиса.
Ваш прогноз на матч Грузия-Украина?
Нам не нужно оттягивать достижение результата «на потом». Мы должны взять три очка в этом матче и обеспечить себе более спокойную турнирную судьбу. Досрочно решив задачу-максиму, тренеры смогут пригласить на оставшиеся игры молодых ребят с тем, чтобы увидеть наше будущее.
Михаил МЕТРЕВЕЛИ, Журнал «Футбол в лицах», www.fvl.com.ua
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Лучшие и наиболее важные для карьеры британца
В лондонском клубе подтвердили эту информацию и начали расследование