Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Когда воротимся мы в «Портленд»

Впервые в истории НБА в одной команде сыграют два россиянина – Виктор Хряпа и Сергей Моня

На минувшей неделе в редакции «СС» на «Прямой линии» с читателями побывали форварды сборной России и «Портленда» Сергей Моня и Виктор Хряпа. Они вместе с Андреем Кириленко и Павлом Подкользиным заставили Америку с уважением смотреть на российский баскетбол.

Признаться, перед началом «Прямой линии» мы немного переживали за активность читателей. Все-таки на дворе лето, и болельщик уже успел позабыть о сражениях на баскетбольных площадках. Не успокаивало даже то, что для Сергея Мони это было первое появление на людях после подписания трехлетнего контракта с «Портлендом» и приезда в Москву. Поэтому мы и перестраховались – дали по паре вопросов нашим корреспондентам, с тем чтобы они их задали по редакционному телефону. В итоге наши коллеги просто-напросто не смогли дозвониться на «Прямую линию». Читатели «Советского спорта» устроили неразлучным друзьям Сергею Моне и Виктору Хряпе настоящий допрос.

 

Первая четверть.  Если бы в ЦСКА играл Джордан…

– Здравствуйте, меня зовут Сергей, я из Москвы. Очень люблю баскетбол и хотел бы задать несколько вопросов Виктору Хряпе.

Виктор Хряпа: Слушаю вас.

– Как вам первый сезон в НБА? Что было самым сложным в период адаптации?

В.Х.: В начале сезона я получил травму, но затем все наладилось. Я доволен своим выступлением. А труднее всего было влиться в команду, завоевать доверие тренера и партнеров.

– На мой взгляд, европейские суперзвезды, как, например, немец Новицки или россиянин Кириленко, не уступают звездам американским, как вы думаете?

В.Х.: Я согласен. В последние годы европейский и американский баскетбол вообще выравнялся.

– А кто ваш любимый баскетболист?

В.Х.: Я!

– Добрый день, это Дмитрий. У меня вопрос к Сергею Моне. Сейчас, когда вы уже отошли от провального «Финала четырех» Евролиги УЛЕБ в Москве, можете сказать, почему ЦСКА тогда проиграл?

Сергей Моня: Да тому много причин! Мы начали мазать штрафные, попали под психологический пресс – все-таки играли дома. Сказалось и то, что выступали не в родном зале. Кроме того, в чем-то ошиблись тренеры, в чем-то – игроки.

– После той осечки Душан Ивкович сказал, что главная причина поражения в том, что он в свое время не купил форварда «Маккаби» Энтони Паркера.

С.М.: У Ивковича было много денег. Но он выбрал нас, а не Паркера. Зачем махать кулаками после драки?! А что было бы, если б в ЦСКА играл Майкл Джордан?!

– А что вы ждете от первого сезона в НБА? И как вы относитесь к конкуренции за место в составе с Виктором Хряпой?

С.М.: Главное – адаптироваться. Это же не Европа. В Америке совсем другая жизнь, другой менталитет, даже иные баскетбольные правила. А о конкуренции с Витькой я пока не думаю.

– Есть такой американский фильм – «Белые не умеют прыгать». Вы это полностью опровергаете. У вас просто уникальный прыжок. Это от природы?

С.М.: Нет. Просто я был парнем, который хотел забивать сверху и очень много тренировался. Вообще считаю, что любой баскетболист должен хорошо владеть этим элементом.

 

Вторая четверть.  «Сергей мусор пошел выносить!»

– А что скажете о своей прежней команде – ЦСКА? В ближайшем будущем армейцам по силам выиграть Евролигу УЛЕБ?

С.М.: Уверен, что ЦСКА будет играть в «Финале четырех». Как будет дальше – сказать трудно.

– Здравствуйте, это Александр Ершов. Скажите, почему вы решили уехать в НБА?

В.Х.: Ответ банальный – в Америке сильнейшая лига мира. И если ты хочешь переходить на более высокий уровень, необходимо пробиваться в НБА.

Виктор поворачивается к Сергею:

– А ты зачем в НБА едешь?

С.М.: А меня не спрашивали! А ты один, что ли, в «Портленде» хотел играть?!

Беседу прерывает очередной телефонный звонок:

– Добрый день, а можно задать вопрос Сергею Моне?

В.Х.: Сейчас я его позову, он мусор пошел выносить!

С.М. (еле сдерживая смех): Здравствуйте.

– Сергей, почему вы не уехали в НБА в прошлом году?

С.М.: Потому что у меня был действующий контракт с ЦСКА.

– Складывается впечатление, что без Виктора Хряпы вам сложно.

С.М.: Получается так. Ведь если быть откровенным, то я просто потерял год. Была пара неплохих игр, но это все не то…

– Алло, «Горячая линия»?

В.Х.: Очень горячая!

– Для вас принципиально наконец-то выиграть титул в составе национальной команды? Вот чемпионат Европы скоро…

В.Х.: Нет, мы просто так туда поедем (улыбается).

– Так вы уже несколько лет ездите просто так. Результат-то когда-нибудь будет?

В.Х.: Вот и мы ждем. А его все нет и нет. Если же серьезно, то, конечно, мы хотим выиграть что-нибудь существенное. Для этого и едем в Сербию.

– Перед глазами у вас есть свежий пример нашей «молодежки», которая в Чехове выиграла первенство континента.

С.М.: Да, наши ребята молодцы. Впервые в истории выиграли молодежный чемпионат Европы. Я сам ездил в Чехов и был поражен высоким уровнем баскетболистов. Могу сказать, что россияне победили по праву. Когда я выступал в таком же турнире, мы были лишь четвертыми.

– Спасибо, удачи вам в Сербии.

– Здравствуйте, меня интересует личная жизнь мальчиков!

В.Х.: Каких мальчиков?!

– Мони и Хряпы. Женаты ли они? Или едут в Америку искать вторых половинок?

В.Х.: Виктор Хряпа уже женат и не ищет вторую половину. А вот Сергей Моня вам сейчас ответит.

С.М.: Я пока не женат. Но у меня есть девушка, и я тоже не занимаюсь поисками второй половины.

– Алло, я болельщик со стажем. Меня не радует массовый наплыв легионеров в Россию. Даже не знаю, каково болеть за ЦСКА, когда команду выводит тренер-иностранец, а в стартовой пятерке ни одного нашего парня…

В.Х.: Болельщикам действительно тяжело. Федерация баскетбола России пытается ограничить нашествие иностранцев, но клубы благодаря различным юридическим уловкам все равно набирают легионеров. В России почему-то считают, что зарубежные баскетболисты играют лучше россиян.

 

Тайм-аут.  Интернет-обстрел

Арно: Для вас противостояние с «Ютой» будет чем-то особенным? Какие, на ваш взгляд, европейские клубы могли бы достойно выглядеть на фоне клубов НБА? Удачи вам, ребята, и снайперского броска.

В.Х.: В минувшем сезоне я дважды играл против этой команды, но оба раза Андрей Кириленко был травмирован. Но я представляю, какое шоу из этого поединка сделают комментаторы, если на паркет одновременно выйдут сразу три россиянина. В НБА же такого никогда не было.
А что касается второго вопроса, то такие команды, как ЦСКА, «Маккаби» и даже московское «Динамо», могли бы оказать сопротивление некоторым клубам НБА. Правда, не в затяжных сериях, а в отдельных играх.

Кирилл: Как вы думаете, баскетбол в России когда-нибудь станет зрелищем, шоу, за которое люди будут платить?

В.Х.: В «Портленде», даже если мы играем с аутсайдером, на наши игры ходит минимум по 13 тысяч человек. Вот это шоу! В Америке ко мне гораздо чаще, чем в России, подходят на улице: просят автографы, фотографируются. Там баскетбол – это больше чем просто игра.

С.М.: Сейчас в ЦСКА, УНИКСе и московском «Динамо» всерьез взялись за дело. В этих клубах начинают бороться за болельщика. Как только число этих команд удвоится, посещаемость в России резко возрастет.

Виталий: Вопрос Сергею Моне. Что же вы покинули Россию? Неужели у вас здесь контракт был хуже, чем за океаном?

С.М.: В ЦСКА мне предлагали не меньшие деньги. Но я уехал в Америку не по финансовым соображениям.

Саратовчанин: Сергей, какие воспоминания остались о Саратове и «Автодоре»?

С.М.: Самые хорошие. Это же мой родной город. При первой же возможности еду к родителям и друзьям. А «Автодор» сделал из меня баскетболиста. Нередко общаюсь с Владимиром Родионовым, который тогда руководил клубом (сейчас Родионов – гендиректор питерского «Динамо». – Прим.ред.).

 

Третья четверть.  Почему упал рейтинг Сергея Мони

– Сейчас, когда говорят о Моне, сразу же вспоминается Хряпа – и наоборот. Ваш дуэт считается неразлучным. Помните, когда познакомились?

В.Х.: Где-то лет семь назад на тренировке в Саратове.

– За это время серьезные ссоры были?

С.М.: Нет, только по мелочам. До грандиозных скандалов дело не доходило. Да и из-за чего нам ссориться?

– Хотя бы из-за места в составе…

В.Х.: Нет, уж из-за этого мы никогда не поссоримся.

– Даже если Виктора Хряпу с приходом Мони обменяют в другой клуб?

В.Х.: Да я, наоборот, искренне за Серегу рад буду, если он закрепится в «Портленде».

– На прошлой «Прямой линии» вы из всех баскетболистов выделили Сергея Моню. Сейчас, в беседе с читателем, – себя. Сергей плохой сезон провел?

В.Х.: Насчет себя я пошутил. А вот Сергей в последнем сезоне мало играл, и его рейтинг резко упал (смеется). Но пока он все равно остается в лидирующей группе. Сейчас у него второе место после моего брата.

С.М.: А у меня Витька все равно на первом месте!

– Насколько я знаю, вы даже собаку назвали Моней (вопрос Виктору Хряпе)?

В.Х.: Веселая история. Сначала мы дали ей другое имя – Терри. Но в одном из интервью я пошутил и сказал, что назвал собаку Моней. В итоге на следующий день заглянул в Интернет, а там огромная статья с заголовком: «Хряпину собаку зовут Моня». Подумал, что судьба. В итоге так и назвали. А полное имя – Моника.

 

Четвертая четверть.  О монстрах НБА, которые ждут Моню

– Сергей, какие нюансы прописаны в вашем договоре с «Портлендом?

С.М.: В нем только одно отличие от типичных соглашений – теперь контракты с новичками подписываются по системе 2+1 (раньше было 3+1. – Прим. ред.).

– Вы много игр НБА видели живьем?

С.М.: Ни одной!

В.Х.: Ты не видел ни одной нашей игры?

С.М.: Только на дисках.

В.Х.: Да ты даже не представляешь, что это такое! (Смеется.)

С.М.: Да ладно тебе. Я уже в Европе с этими американцами наигрался. Так что сюрпризов быть не должно.

– Сюрпризы для Сергея будут (вопрос Виктору Хряпе)?

В.Х.: Серега столкнется с монстрами американского баскетбола (смех в зале). А если серьезно, то главное – не показывать свой испуг, завоевать доверие тренера и уважение партнеров по команде. Тогда неприятных сюрпризов не будет.

– А в быту?

В.Х.: Если разобраться, то быт в Америке очень простой. Хотя сначала я думал иначе. Когда же привык, то понял, что все законы там работают на людей. У него будут всего две проблемы – найти дом и машину. Этого «Портленд» не предоставляет.

– В Портленде как-то обсуждают русских? Все-таки впервые в истории лиги в одной команде будут сразу два россиянина...

В.Х.: У нас будет «русская мафия». Конечно, это обсуждается. Здесь начинают интересоваться российским баскетболом. Кстати, тут ужасно не любят, когда ты разговариваешь на своем языке. Помню, мы с грузином Владимиром Степанией общались в раздевалке, так начались крики: мол, мы вас не понимаем, почему вы на своем языке говорите?!

– А как у вас с английским?

В.Х.: Я все понимаю и свободно говорю.

С.М.: А я в этом году занимался с репетитором. Во время прошлогоднего драфта мою речь на пресс-конференции Витька переводил. А теперь и я достаточно свободно говорю по-английски.

– Сергей, ходили слухи, что из-за конфликта с Ивковичем вы хотели уже по ходу минувшего сезона уехать в НБА.

С.М.: Конфликта никакого не было. Но я видел, что тренер меня очень мало использует. Сам же понимал, что готов играть гораздо больше. Считаю, что еще перед началом сезона Ивковичу нужно было сказать, что я не нужен команде. Я бы ушел без всяких обид. А так… Получился очень плохой сезон.

– А новый тренер ЦСКА Этторе Мессина не пытался вас удержать?

С.М.: Он один раз позвонил мне и сказал, что хотел бы видеть меня в своей команде. Но тогда я мыслями был уже в «Портленде».

 

Овертайм.  Нужен ли Холден нашей сборной?

– Почему вы не поехали на первый сбор национальной команды в Сербию и Черногорию?

С.М.: У меня только-только решился вопрос по контракту, который составляет примерно один миллион долларов в год. Сейчас необходимо просчитать сумму страховки и оплатить ее. Сам я очень хочу играть за Россию.

В. Х.: Любой человек мечтает играть за свою страну. У меня, в отличие от Мони, ситуация проще. На днях я разговаривал с менеджером нашей сборной Михаилом Поповым, который сказал, что моя страховка уже оплачена. Как только я получу подтверждение из НБА о том, что деньги переведены, сразу же присоединюсь к сборной.

– Можно ли сказать, что у нее будет сильнейший состав за последние годы?

В.Х.: Скажу так: это будет очень хорошая команда. Большинство ребят уже долго играют вместе. К тому же впервые у нас будут играть сразу четыре баскетболиста из НБА.

– А как вы относитесь к тому, что за сборную впервые в истории может сыграть американец с российским паспортом Джон Роберт Холден?

С.М.: Вполне нормально. Уверен, что Сергей Бабков (главный тренер сборной России. – Прим. ред.) не смотрит на национальность Холдена. Джон – отличный баскетболист. Перед окончанием сезона мы поговорили с ним в шутливой форме, и он сказал, что готов играть за нашу страну.

В.Х.: Такой игрок, безусловно, поможет сборной России. Я ни от одного баскетболиста не слышал, что он против кандидатуры Холдена.

– На что может рассчитывать наша сборная в Сербии?

В.Х.: Мы должны побороться за медали.

С.М.: Согласен с Виктором. Главные же фавориты чемпионата – хозяева. У сербов очень сильная команда. Сюда же добавлю литовцев, несмотря на ощутимые потери в составе.

В.Х.: А я бы еще отметил итальянцев...

 

P.S. Когда уже «Прямая линия» подходила к концу, на портал www.sovsport.ru с Украины пришло забавное сообщение, адресованное Моне и Хряпе: «А я тоже хочу в НБА! Пусть буду на лавке сидеть, согласен и на мизерную зарплату (100–200 тысяч долларов), ребят, поговорите там, а?». Они обещали поговорить…

 

Личное дело

Виктор Хряпа
Родился 3 августа 1982 года в Киеве (Украина).
Рост 204 см. Вес 95 кг.
Амплуа – нападающий.
Выступал за команды: «Химик» (Энгельс, 1999–2000), «Автодор» (Саратов, 2000–2002), ЦСКА (2002–2004), «Портленд» (НБА, с лета 2004 года).
Достижения: двукратный чемпион России (2003, 2004). Самый прогрессирующий игрок чемпионата России-2000/01.
Участник чемпионата мира (2002), чемпионата Европы (2003).

Сергей Моня
Родился 15 апреля 1983 года в Саратове (Россия).
Рост 202 см. Вес 99 кг.
Амплуа: нападающий.
Выступал за команды: «Автодор» (Саратов, 2000–2002), ЦСКА (2002–2005). 27 июля 2005 года подписал трехлетний контракт с «Портлендом» (НБА).
Достижения: трехкратный чемпион России (2003, 2004, 2005).
Участник юношеского чемпионата Европы (2000), молодежного чемпионата Европы (2002), чемпионата Европы (2003).

 

Дмитрий Абаренов, Советский Спорт

 

Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ

Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.