Нат уже и сам не рад
За что борются, что ищут и кому не сдаются украинские гандболисты
В нашей газете от 10 января 2010 года была опубликована статья «Кроссовки в мешке. Руками не трогать!», в которой капитан мужской сборной по гандболу Виталий HAT высказал свое недовольство подготовкой к чемпионату Европы (в финальную часть которого и прошла украинская национальная команда, но, проиграв все три матча, вернулась несолоно хлебавши домой - ТУТ). В упомянутом материале капитан приводит ряд нешуточных обвинений в адрес... Честно говоря, не понятно кого. Ведь ни имен, ни фамилий, ни должностей ответственных за подготовку лиц, он не называет.
Наш корреспондент заинтересовалась этими фактами. Тем более что один из спортивных интернет-сайтов опубликовал, как говорится, по горячим следам, комментарии замминистра Мирослава Дутчака по этому поводу.
Да и, в конце концов, не так часто наши игровики попадают в финальную часть континентальных первенств, и достойная подготовка — дело чести и главного тренера, и федерации, и профильного министерства, и самих гандболистов.
Поскольку на момент изучения материалов для этой статьи тренер и коллектив были в отъезде на играх чемпионата Европы в Австрии, то автор связалась с другими действующими лицами, ответственными работниками федерации и профильного министерства.
На просьбу о встрече откликнулись вице-президент Федерации гандбола Украины Владимир ПАТЛАШЕНКО, первый вице-президент федерации по юридическим вопросам Андрей БЕНЕДИС и гостренер Министерства по делам семьи, молодежи и спорта Александр ЧАЙЧЕНКО.
Основные пункты обвинения, изложенные Натом в статье, касались некачественной экипировки, не ахти какого питания, нестандартного зала для тренировок, отсутствия воды в корпусе, неуплаты суточных и как итог всего перечисленного — вообще недостойной в нашей стране оплаты труда (но этот вопрос скорее к власти нынешней ли, предстоящей ли, но все в том же направлении на Банковую или Грушевского).
«Главное, чтобы костюмчик сидел»
Начнем по порядку. Вопросы экипировки мужской сборной команды осветил вице-президент ФГУ Владимир Патлашенко. Согласно его данным (подтвержденным официальными документами), техническим спонсором команд (мужской, женской, юношеской) является датская фирма Hummel, с которой ФГУ подписала двусторонний контракт на обеспечение игроков сборных спортивной экипировкой. Нашли такого авторитетного спонсора в свое время благодаря успехам женской команды, завоевавшей в 2004 году бронзовые награды Олимпиады в Афинах. Компания по производству спортивной одежды сочла за честь готовить продукцию для украинских гандболисток, входящих в мировую тройку лидеров. Причем поставка товаров носила благотворительный характер (то есть бесплатно). За четыре года сотрудничества технический спонсор федерации предоставил спортивной экипировки для сборных команд почти на 150 тысяч евро. Комплект, как правило, состоял из минимально необходимого перечня предметов, поскольку федерация поставлена в жесткие рамки суммой контракта.
Форма выдается членам сборной на сезон. А поскольку сборы, контрольные игры и сами соревнования охватывают приблизительно до 60 дней в году, то общего объема комплекта спортивной экипировки вполне хватает. К сожалению, или к стыду, не всегда сами игроки придерживались требований, выдвигаемых спонсорами. А именно — выходить на площадку в форме фирмы Hummel. За что в 2007 году компанией были наложены штрафные санкции, естественно, на федерацию.
Такое длительное разъяснение необходимо. Поскольку уже в 2009 году датская сторона не продлила с украинской контракт (из-за нарушения игроками условий контракта и снизившегося рейтинга сборных команд), и нынешняя поставка формы для наших сборных ведется исключительно благодаря личным контактам руководителей федерации с компанией.
И в сезоне-2009/2010 поставки формы осуществлялись бесперебойно. Первыми пришли кроссовки (как утверждает Наг, не тех размеров и фасонов пятилетней давности). Список необходимых размеров, как выяснилось, подавал в федерацию тренер Борис Чижов (претензии к нему), модификация обуви выбрана по каталогу фирмы 2009 года. Безусловно, в каталоге имеются более дорогие новинки. Но нахальство не всегда является вторым счастьем. Поскольку поставка одежды и обуви идет бесплатная, то о выборе продукции по максимальной цене говорить не приходится. Поэтому федерация и предпочла более демократичный вариант, но нисколько не уступающий по качеству новинкам. Хорошо зарекомендовавшая себя модель кроссовок вполне подошла, например, женской сборной команде. А в телефонном разговоре с главным тренером Леонидом Евтушенко, стало ясно, что женский коллектив полностью остался доволен предоставленной два месяца назад федерацией формой — удобной, практичной, качественной и модной. Никаких замечаний и требований у девушек не было. Что касается самой одежды для мужской команды, то в список входили: 4 комплекта игровой формы (кстати, вместо двух у женщин), набор теплых носков, сумка, парадный костюм (штаны, олимпийка), шапка, теплая куртка. Дополнительно две футболки (хочешь, спи, хочешь соседу подари). Кроме этого, фирма уже перед ЧЕ в Австрии в подарок каждому преподнесла: еще одну пару кроссовок, цивильные брюки, куртку, 3 футболки, блайзер, реглан (на общую сумму 6 тысяч евро из расчета 16 человек команды, 3 тренера и врач).
«Потому, что без воды и ни туды, и ни сюды»
Теперь продолжим выяснения обстоятельств дела на тренировочной базе. На сегодняшний день база подготовки олимпийского резерва в Конче-Заспе является одной из лучших в стране. В свое время (еще советское), действительно у игровиков не было своего зала. Площадку для тренировок гандболисты делили с борцами, согласовывая между федерациями график заездов. Для разгрузки зала не так давно установлен надувной ангар, в котором и тренировалась гандбольная мужская сборная (поскольку в это же время площадку по праву занимали борцы). Температура воздуха в зале соответствовала санитарным нормам — не ниже 18 градусов для игровых видов спорта, не ниже 22 градусов для гимнастов. Другое дело, что их, возможно, надо пересматривать, но этот вопрос не в компетенции руководителей базы, а, скорее, других органов. По утверждению Ната, бегающие парни мерзли (хочется напомнить, что, например, при нынешних морозах температура воздуха в утреннее время в большинстве киевских школ не поднимается выше 13 градусов). Конечно, тут нам гордиться нечем. Что есть, то есть, к сожалению. Однако жалоб на температурный режим со стороны игроков и тренера к руководству базы не было. Недостатком можно считать отсутствие душевых на территории надувной конструкции (они работают в главном спальном корпусе). На момент пребывания сборной велись мелкие ремонтные работы и, действительно, горячая вода отсутствовала по пару часов несколько дней. Вопрос питания, согласно возмущению капитана команды тоже деморализовал наших парней. Я обратилась за разъяснением к замдиректору базы Анатолию ЧЕРНОВУ. Смета, утвержденная министерством и выделяемая на питание в сутки спортсменам, готовящимся к ЧЕ, составляет 102 гривни (со статусом турнира она увеличивается, например, для Олимпиады и чемпионатов мира — максимальная 126 гривен). Рацион питания и суточное меню согласовывается с врачом команды и завпроизводством столовой тренировочной базы. По заверению Чернова, претензии к питанию сборной за время ее пребывания не поступали ни от игроков, ни от тренера.
Правила хорошего тона, или Круглый стол
Камнем преткновения в открытом выступлении Ната стало неполное финансовое обеспечение, а именно невыплата части положенных премиальных. Согласно документам, предоставленным вице-президентом федерации Андреем Бенедисом, следует, что еще в феврале 2007 года на собрании Президиума федерации принято решение выплачивать (за счет спонсорских денег) премиальные игрокам женской и мужской сборных команд за выход в финальную часть чемпионатов мира и Европы. Размер премиальных установлен в сумме 50 тысяч гривен (для каждой команды). В 2007-м и 2008 году женская команда получила премиальные полностью. Но поскольку спонсор ФГУ (не называем его ввиду сохранения коммерческой тайны) в силу финансовых проблем не смог в августе 2009 года выделить данные средства, то руководство федерации (а именно, президент ФГУ Владислав Миленький) первую часть премии (25 тысяч) выплатил из своих личных денег (не секрет, что господин Миленький является довольно известным предпринимателем). Вторую же часть (25 тысяч) он письменным распоряжением поручил выдать генеральному секретарю Виктору Коноплястому, изыскав резервы из денег ФГУ. Документ на сей счет Миленьким подписан еще 4 августа 2009 года. Почему это не было сделано — вопрос к господину Коноплястому.
Кажется, все ясно. Безусловно, недочеты бывают в любой работе и деятельности любого руководителя. Но для выяснения всех фактов и устранения недостатков существует своя последовательность, свои правила хорошего тона. Пишется докладная записка с перечислением требований от игроков (если таковые есть) на имя главного тренера. Он в свою очередь составляет или передает документ на имя гостренера профильного министерства, которое решает по необходимости подключить федерацию или нет к устранению проблем. Не сочтите за бюрократизм — но собраться за круглым столом всем участникам процесса подготовки и договориться — цивилизованный способ предотвратить внутренние междоусобицы. Почему бы Нату, как капитану, а значит, связующему звену между игроками и руководством, этого не сделать в свое время?
«Ребята, давайте жить дружно»
Хотя доподлинно известно, что еще 4 января 2010 года (за четырнадцать дней до отъезда команды в Австрию) в телефонном режиме гостренер министерства Александр Чайченко (после предварительного разговора с главным тренером сборной Леонидом Захаровым) и вице-президент ФГУ Андрей Бенедис обсудили возможность финансирования мужской команды в необходимом объеме на чемпионат Европы. Чайченко подтвердил, что поскольку министерство и НОК, к сожалению, до положенного срока отлета не успеют перечислить необходимую сумму (казначейство, как правило, в связи с отчетами и новогодними праздниками свою работу по перечислению денег задерживает), поэтому просит федерацию изыскать резервы для команды, на что и откликнулся Андрей Бенедис.
Что же помешало главному тренеру Леониду Захарову подать официальную заявку (уж не взыщите, но того требует протокол учета финансов) на имя федерации в тот же день? Докладная записка о необходимой сумме получена вице-президентом Бенедисом лишь 13 января 2010 года. Положенную сумму (куда входили расходы на проезд легионеров, перемещение по Украине, медицинское обеспечение, суточные, расходы на телефонные переговоры) Андрей Бенедис передал 15 января 2010 года (подтверждено распиской) наставнику команды Борису Чижову в присутствии гостренера Александра Чайченко и вице-президента ФГУ Владимира Патлашенко.
Знал ли главный тренер о готовящемся возмущенном интервью с Виталием Нагом, когда вопрос решился положительно? Кому был выгоден этот «глас вопиющего»?
Анна ШПАК, газета «Команда»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Команда ТСП ТРАНСБУД - победитель чемпионата по соккеру, высшая лига 2024
В турецком клубе обратили внимание на Михаила Мудрика