Фран ФЕРНАНДЕС: «По этой причине я решил присоединиться к Карпатам»
Испанскому коучу очень понарвилась инфраструктура львовского клуба
Главный тренер Карпат Фран Фернандес рассказал, почему согласился на предложение приехать во Львов, что его поразило в начале работы в Карпатах, общался ли он с предыдущими испанскими тренерами львовян и как воспринял ситуацию в юности, когда из-за травмы досрочно завершил карьеру футболиста.
– Господин тренер, приветствую. Как проходит подготовка команды на сборах?
– Мы уже работаем вместе более недели, и, откровенно говоря, я очень доволен тем процессом, который в данный момент проходит команда. Это новые концепции, новая игровая модель, новый подход к тренировочному процессу. Меня очень радует то, что и команда, и персонал с открытостью воспринимают наши идеи. Такая ситуация мне действительно импонирует.
– Что вас приятно удивило в Карпатах? И чего вы не ожидали здесь увидеть?
– Да, я знал команду. Следил за ней в течение последних месяцев, просмотрел практически все матчи. Также смотрел видео по футболистам, чтобы лучше их узнать. Так что я пришел с четким пониманием того, чего мы хотим, какой является наша игровая модель и что, по нашему мнению, является наилучшим для команды на этом этапе сезона. Конечно, одно – иметь идею, а другое – когда ты приходишь, видишь игроков вживую, работаешь с ними и изучаешь их ближе.
И здесь меня больше всего приятно удивила их способность к адаптации, желание совершенствоваться, амбиции внутри коллектива – стремление стать лучшей командой и одновременно расти индивидуально. Также меня очень впечатлило всё, что окружает игроков в рамках клуба – это выглядит чрезвычайно профессионально. Всё, что окружает команду, помогает нам качественно выполнять свою работу и, соответственно, дать команде тот дополнительный импульс, который нужен, чтобы быть среди лучших в этом чемпионате.
– Вы ежедневно общаетесь индивидуально с футболистами. Успели ли вы за это время лучше познакомиться с игроками?
– Да, эти первые разговоры прежде всего нужны, чтобы познакомиться с ними – не только с футбольной стороны, но и на личном уровне. Мы будем работать вместе долгое время, чтобы получить максимальную отдачу от каждого. Я считаю, что к каждому футболисту нужно найти свой подход. Каждый из них – индивидуальность. Поэтому во время таких разговоров я стараюсь узнать их лучше: кто из них более застенчивый, что им нравится делать в свободное время, с кем они живут. Важно знать, что они едят, кто готовит им еду, где они живут, откуда они родом. Результативность футболиста зависит от многих факторов. Важны не только тренировки на поле, но и так называемая невидимая тренировка – та, которая незаметна: питание, отдых и всё, что связано с семейной средой.
Также эти разговоры служат мне, чтобы постепенно вводить маленькие детали относительно того, чего я ожидаю от них, какую игру я видел от них в последние месяцы и что они могут дать команде в будущем. Мы обсуждаем разные ситуации, которые ставим перед ними, и это также даёт мне возможность оценить их способность реагировать, их амбиции и лидерские качества. Обсуждаем разные аспекты, над которыми работаем. Я продолжу встречаться с ними каждые 2–3 недели. На следующих встречах мы уже будем ставить индивидуальные цели по улучшению их технических, тактических и физических аспектов. Я верю в то, что команда растет и становится большой именно через индивидуальное развитие каждого, кто в ней. Поэтому мы будем уделять особое внимание индивидуальной работе футболистов.
– Вы впервые работаете за пределами Испании. Языковой барьер существенно усложняет процесс?
– Я считаю, что коммуникация жизненно важна в любой сфере коллективной работы. Футбол без коммуникации не существует. В футболе есть универсальное футбольное общение, которое все понимают, независимо от того, на каком языке общаются. В то же время мы стараемся сформировать собственное командное общение, ведь у нас очень разнородный коллектив: разные национальности, разные языки, разный возраст. Мы очень гетерогенная команда, и это в некоторой степени усложняет общение. Именно поэтому одна из моих главных задач в первые недели – создать общее общение, чтобы все говорили об одном и том же.
Речь идет о тактических и технических моментах, ситуациях на поле, модели игры, фазах игры – то есть все футбольные ситуации, которые команда должна воспринимать одинаково. Те из нас, кто только что присоединился к команде снаружи, должны адаптироваться к среде, в которой находятся. Очевидно, что именно мы должны изучить это командное общение. Тем не менее, коммуникация для меня не является барьером. Переводчики прекрасно выполняют свою работу, мы также используем визуальные средства – видео и тактическую доску. И, как я уже говорил в начале, в футболе существует универсальное общение, которое все хорошо знают.

– Когда вы впервые узнали о варианте с Карпатами и долго ли принимали решение переехать во Львов?
– Да, мы начали общение еще раньше. Когда мне обозначили цели клуба и то, насколько они верят в процесс, стало понятно, что между видением клуба и моим видением как тренера много общего. Для меня это должно быть именно процесс и развитие – путь к достижению наилучшего результата команды в турнирной таблице, но одновременно и развитие молодых талантов, ведь у нас много молодых игроков. Очень быстро я понял, что это место может быть для меня интересным, ведь здесь смотрят не только на результат, но и на процесс и способ работы.
Именно этого я и искал: выйти из своей зоны комфорта, оставить Испанию на определенное время, но при этом не ехать туда, где моя работа могла бы не получить должной оценки. Когда мне объяснили, как клуб видит этот проект, мне сразу понравилась эта идея. Конечно, в клубе есть испанцы, я знаю людей из Испании, которые жили в этом городе, поэтому обращался к ним за информацией. Вся информация – как о городе, так и о клубе на этом этапе – была позитивной. Очевидно, что ситуация непростая, и особенно для меня, но я очень быстро понял, что это идеальное место для этого этапа моей карьеры, чтобы продолжать совершенствоваться и расти как тренер.
– Общались ли вы с испанцами, которые работали в Карпатах: Фабри Гонсалесом и Серхио Наварро?
– На самом деле я хорошо знаю обоих – и Фабри, и Серхио. К тому же Серхио учился со мной на курсах по получению тренерской лицензии. Но когда я прихожу на новое место, мне не нравится разговаривать с тренерами, которые уже там работали. Я предпочитаю приезжать со своими идеями. Мне не нравится, когда мне рассказывают слишком личные детали из раздевалки или внутренней жизни команд.
Поэтому я искал информацию в основном от людей снаружи – например, от Андони Бомбина, который работает в клубе и которого я тоже знаю, я общался с ним; также говорил с бывшими игроками, которые ранее играли в Карпатах, и с людьми, которые жили во Львове раньше. Но для меня важны не только футбол, команда или клуб. Мне важно, чтобы я мог комфортно жить и быть сосредоточенным на работе. И я считаю, что Львов – идеальное место для этого.
– Вы приехали во Львов с одним помощником – Висенте Фустером. Как вас воспринял тот тренерский штаб, который остался в Карпатах?
– Я бы не называл наш тренерский штаб смешанным, ведь мы все вместе работаем как единая команда. Каждый имеет свои функции и обязанности, независимо от того, откуда он. Конечно, Висенте, который пришел со мной, здесь, потому что может помогать мне в личном плане. Но я отношусь ко всем одинаково – у каждого свои функции и зоны ответственности. Мне очень нравится их профессионализм и то, как они воспринимают мои предложения. И дело не только в функциях, которые я им поручаю, но и в отношении, с которым они это выполняют. Считаю, что мы все вместе работаем как единый коллектив. В клубе очень хороший тренерский состав, и я, как главный тренер, должен воспользоваться этим на максимум.

– Ваша карьера игрока завершилась очень рано. Расскажите, пожалуйста, о своем пути футболиста.
– Мне было 20 лет, я учился в университете, и мне предложили попробовать тренировать детскую команду. До этого я никогда не тренировал. На тот момент я сам играл в футбол в своем родном городе, в Альмерии, в дублирующей команде. Конечно, я хотел стать футболистом, но во время одной тренировки получил травму колена и почти год не играл. В то время я продолжал тренировать, и мне это очень понравилось. Я начал получать тренерское образование. А учитывая, что я не восстановился полностью и что мне тренерская работа нравилась больше, чем тренироваться самому, я осознал: о, это мое – тренировать.
Логично, я двигался дальше. Через два года я уже тренировал команду, в которой сам играл. И, откровенно говоря, благодаря этой травме, которая прервала мою карьеру футболиста – возможно, я бы достиг чего-то другого, не знаю – я смог стать тренером. Благодаря этому я работал в Сегунде в Испании, посещал команды и стадионы Примеры. Могу сказать, что моя тренерская карьера в Испании была очень хорошей. Это также важно, потому что иногда люди остаются зацикленными на проблемах. Но благодаря той травме я стал тренером, и благодаря этому я сейчас в Карпатах. И я очень горжусь этим.
– Поддерживали ли вас родители?
– Как и каждый ребенок, я хотел стать футболистом – это была моя мечта. Когда я учился на тренера, мой отец не очень поддерживал идею, чтобы я тренировал, потому что одновременно я работал, учился и тренировал. Было непросто совмещать все это одновременно – это был сложный процесс. Но я всегда был очень активным человеком: мне нравился спорт, мне нравилось учиться, мне нравилось работать. Поэтому если я не имел этой поддержки сначала, то позже она появилась. Когда я был ребенком, меня вдохновляли такие игроки, как Бутрагеньо, Стоичков – нападающие такого типа. Я хотел быть нападающим.
Потом, когда я начал играть, я стал защитником, а не нападающим, но я просто хотел играть в футбол, не мечтал быть тренером. Я начал обращать внимание на тренеров позже, когда мне уже было около 20 лет и я взялся тренировать детей. Тогда я начал получать тренерские лицензии. Как я уже говорил ранее, мне повезло, что Альмерия тогда выступала в Сегунде, в Примере. Я мог наблюдать за тренерами, такими как Унаи Эмери, Хуан Лильо, Хави Грасия – тренерами, которых я считаю очень хорошими в Испании, и я смог многому у них научиться.

– Стиль какого тренера вас вдохновляет и кем вы восхищаетесь?
– На самом деле, у меня нет конкретного кумира. Да, есть тренеры, которых я знаю ближе, потому что они тренировали в Альмерии, и я ходил смотреть их тренировки. Например, Унаи Эмери для меня был примером для подражания, потому что это было на этапе моего собственного формирования как тренера, и он тогда работал в первой команде. Я думаю, что многие испанские тренеры имеют схожий игровой стиль, и мое видение очень похоже на их. Сейчас, например, смотрят на Артету или Гвардиолу – я считаю их великими тренерами. Один с большим опытом, другой с немного меньшим. В конце концов, конечно, на кого-то обращаешь внимание, но я считаю, что у меня есть собственный стиль.
Я не следую конкретной философии – я придерживаюсь собственной модели, которую строил годами, и в рамках этой модели я адаптируюсь под футболистов, которые есть в команде. Потому что, в конце концов, ты не можешь играть одинаково, если у тебя игроки с разными характеристиками. Поэтому то, что я пытаюсь сделать, – это создать не модель Франа Фернандеса, а модель Карпат. Модель, которая хорошо подходит под футболистов, которые есть у нас на данный момент. И я искренне убежден, что мы можем достигнуть больших результатов вместе, потому что исходя из того, что я ощущаю вокруг, поддержкой клуба, футболистами и тем, что мы можем им дать, у меня действительно ощущение, что мы можем сделать много вместе, и именно такой является наша задача.
– В какой футбол будут играть Карпаты?
– Учитывая, что мы сейчас находимся в разгаре зимнего трансферного окна, посмотрим, как сформируется состав – как в плане новичков, так и тех, кто покинет команду. Это будет важно с точки зрения характеристик футболистов, которые у нас будут, но у нас уже есть четкая идея: мы хотим быть проактивной командой. Мы стремимся быть командой, которая пытается контролировать игру, создавать инициативу, отбирать мяч как можно выше, быть прессингующей командой. А когда мы владеем мячом, наши игровые действия должны быть четкими. Я считаю, что у нас есть футболисты с большой технической мастерством, и мы должны максимально использовать их возможности. В конце концов, как я уже говорил, я сам должен немного адаптироваться под тех футболистов, которые у нас есть. У нас есть молодые талантливые игроки, которые должны расти и помогать команде делать шаг вперед. И самое главное – это игровая модель, которую мы создаем вместе. Именно она в итоге приведет нас к успеху.
– На одной из первых встреч с командой вы сказали, что акцент для вас будет делаться на защите. Оборона для вас является приоритетом?
– Нет, как испанский тренер я делаю ставку на атакующий футбол, на командную игру, на ассоциативную игру, на контроль мяча, потому что это позволяет предлагать больше и создавать больше атакующих моментов. Но очевидно, прежде всего тренер должен работать над защитой. Это проще всего, и, на мой взгляд, игроки воспринимают это легче. Я всегда говорю футболистам одно: если вы защищаетесь так, как я хочу – блоком, как команда, – то я в атаке адаптируюсь под вас и ваши характеристики. Поэтому это не о том, что я сосредоточен на защите. Я считаю, что защита – это проще всего, и именно над этим я пытался поработать в первые дни. Но с этого момента мы уже начинаем работать над атакой. Я уделяю огромное внимание атаке. Я считаю, что если мы хотим доминировать в матчах и изменить мышление, нам нужно иметь более победный менталитет, быть более амбициозной командой. Нам нужно иметь больше голода к победе, к забитым мячам. Я считаю, что именно здесь – изменение, которое нам нужно сделать. Это самое важное изменение – изменение менталитета. Далее уже пойдут тактические изменения, изменения состава. Но первое изменение, которое мы должны сделать как команда – это изменение менталитета. Если мы сделаем этот шаг и станем амбициозной, доминирующей командой, я верю, что мы наберем много очков.

– Как вы отвлекаетесь от футбола?
– Сейчас у нас нет свободного времени – у нас очень напряженный период, и времени на отдых почти не остается. Конечно, немного отвлекаюсь, общаясь с близкими, с моими дочками, с семьей, читая что-то. Ну, немного… Сейчас времени мало, но я человек, который после обеда, когда мы уже поработали, любит прогуляться, пойти выпить кофе, познакомиться с городом. Я стараюсь отвлекаться таким образом, однако мои мысли постоянно заняты футболом – я думаю о нем 24/7, всё время размышляю, как сделать лучше для команды, как помочь игрокам, что нужно изменить или усилить. В конце концов, для тренера оторваться от футбола непросто.
– Есть ли у вас суеверия?
– Возможно, у меня еще остались какие-то мелкие суеверия, но нет, я не верю в удачу – я верю в работу. На мой взгляд, удачу нужно зарабатывать каждый день своей работой. Раньше, возможно, я был немного суеверным – типа, когда выигрываешь, надеваешь тот же комплект одежды или что-то подобное. Но со временем я понял, что это бессмысленно. Результат не зависит от удачи, он зависит от работы, от того, забьет ли футболист гол или нет, удалит ли судья кого-то у соперника... Такие вещи происходят в игре. Это всё игровые ситуации. В конце концов, я считаю, что с каждым разом становлюсь всё менее суеверным.
– Как вам инфраструктура Карпат?
– Это одна из причин, по которой я решил присоединиться к этому клубу. Я считаю, что клуб хорошо инвестировал в ресурсы и условия. Здесь есть тренировочный центр топ-уровня, где мы можем максимально эффективно работать, помогать команде прогрессировать и способствовать профессиональному развитию футболистов. И именно это стало одной из ключевых причин, повлиявших на мое окончательное решение. То есть, как тренеру, чувствовать, что у тебя есть хорошие условия для работы, на мой взгляд, чрезвычайно важно.
– Что скажете о болельщиках Карпат?
– Да, честно говоря, я с нетерпением жду момента, когда буду на стадионе вместе с болельщиками. Мне уже рассказывали, что у нас очень страстная и многочисленная фанатская аудитория. И это также был важный фактор при принятии моего решения – быть в клубе с такой большой поддержкой фанатов. Я считаю, что этот двенадцатый игрок очень нам поможет в течение сезона – я в этом уверен. Да, я уже был на стадионе, но тогда он был пустой. Наш стадион имеет богатую историю, и когда заходишь, чувствуешь эту атмосферу, что тоже очень важно. Но стадион без болельщиков ничего не значит. Поэтому я с нетерпением жду, когда смогу разделить атмосферу матча вместе с нашими фанатами. Искренне благодарю и вас также. Я рад быть здесь и с нетерпением жду, когда буду в городе и смогу работать с теми ресурсами, которые у нас есть, и быть рядом с нашими болельщиками. Я очень увлечен этим проектом. Уверен, что он будет очень важным и для моей карьеры, и я точно знаю, что отдам всё, что у меня есть, чтобы помочь клубу становиться лучше с каждым днем.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Матч в Комо завершился без головов
Куарши завершает визовые вопросы и скоро приедет в Киев