Топ-10 пилотов прошлой эры Ф1. Ферстаппен – лидер и Макларен против Феррари
Только два пилота завоевали титул чемпиона мира за четыре года регламента
Эра граунд-эффекта, регламента, вступившего в силу в 2022 году, подошла к концу. Болиды этого поколения оказались жесткими, требовательными к сверхнизким настройкам и откровенно подошли далеко не всем пилотам.
Впрочем, были и те, для кого такой расклад стал шансом раскрыться как можно лучше. Именно в течение этих четырех сезонов они смогли реализовать свой потенциал и вписать свои имена в историю Формулы-1. Хотя за этот период чемпионов было только двое, на отдельных этапах ярко заявили о себе значительно больше гонщиков.
В этом материале собраны 10 пилотов, которые проявили себя в эпоху эффекта земли лучше всего. Главным критерием отбора стали выступления на трассе – результаты гонщиков, оказавшихся за рулем конкурентоспособной техники и сумевших максимально эффективно реализовать ее потенциал.
В первую очередь титулы и победы были определяющими факторами, но если у пилота больше очков, подиумов или поулов – это также учитывалось, как и техника или яркость результатов.
Как и любой рейтинг, этот остается несколько субъективным, поэтому свои варианты вы можете оставлять в комментариях.
10-е место – Пьер Гасли
Команда: Альфа Таури (2022), Альпин (2023 – 2025)
Титулы: 0
Поулы: 0
Победы: 0
Подиумы: 2
Очки: 149
Француз открывает рейтинг самых ярких и одновременно результативных гонщиков эпохи эффекта земли. Да, в этот же период были пилоты, которые набрали больше очков или чаще поднимались на подиум – в частности Антонелли или Окон. Однако именно Пьер Гасли стал тем гонщиком из числа команд-середняков, который стабильно навязывал борьбу за высокие позиции, выше тех, которые он должен был бы иметь на своей технике.
Гасли регулярно демонстрировал максимум возможного на технике, которая откровенно уступала конкурентам. Особенно впечатляли его отдельные вспышки в квалификациях, как 3-е место в Лас-Вегасе в 2024 году или топ-5 в Бахрейне в этом сезоне. Такие результаты выглядели особенно ценными, учитывая реальный темп болида.
На протяжении большей части этого цикла Пьер стабильно опережал напарников. Исключением стал только его дебютный сезон в составе Альпин, однако впоследствии именно он утвердился в качестве лидера коллектива.
Кульминацией этого отрезка стали два подиума. Сначала – третье место на Гран-при Нидерландов 2023 года, а затем – бронза на историческом Гран-при Бразилии 2024 года, где в чрезвычайно сложных дождливых условиях Гасли вместе с напарником сенсационно опередил всех соперников, уступив только Максу Ферстаппену.

9-е место – Фернандо Алонсо
Команда: Альпин (2022), Астон Мартин (2023 – 2025)
Титулы: 0
Поулы: 0
Победы: 0
Подиумы: 8
Очки: 403
Испанец уверенно показал себя в первой половине эпохи грунтового эффекта, особенно в 2023 году. Переход в Астон Мартин в тот период, когда команда смогла одной из первых скопировать решение Ред Булл и на короткое время войти в списки лидеров, дал испанцу возможность бороться за подиумы, которых он за это время завоевал восемь.
Долгожданная 33-я победа пока не случилась, но он был чрезвычайно близок к ней вместе с командой на Гран-при Монако 2023. Второе место в квалификации после неожиданного, до последних метров, поула Макса Ферстаппена и ошибка в гонке стратегически лишили возможности завоевать золото, но не умалили заслуг Фернандо.
В следующем году Астон Мартин ожидают быть в борьбе с лидерами, поэтому вполне возможно, что 44-летний Фернандо снова войдет в список лучших в новой эпохе.

8-е место – Льюис Хэмилтон
Команда: Мерседес (2022 – 2024), Феррари (2025)
Титулы: 0
Поулы: 1
Победы: 2
Подиумы: 20
Очки: 853
После по-настоящему исторической борьбы за титул в 2021 году все ожидали, что тандем Хэмилтона и Мерседеса войдет в новую эпоху с шансом на реванш. Однако ни команда, ни Льюис не были в форме.
Мерседес прогадал со своей экстремальной концепцией «нулевых понтонов», а Хэмилтону совсем не подошли жесткие и резкие болиды с заземляющим эффектом.
Громкий переход в Феррари также не пошел на пользу. Наоборот – амбициозный и оптимистично настроенный чемпион к концу года превратился в мрачную версию самого себя, как по результатам, так и в высказываниях в интервью.
В прошлой эпохе он одержал только две победы и одну поул-позицию. Очков он набрал немало, по сравнению с некоторыми конкурентами, однако по другим показателям откровенно уступил.

7-е место – Серхио Перес
Команда: Ред Булл (2022 – 2024)
Титулы: 0
Поулы: 3
Победы: 4
Подиумы: 24
Очки: 742
Чеко успешно зарекомендовал себя в роли второго пилота Ред Булл в 2021 – 2023 годах. Однако дальнейший спад формы, частые вылеты в начале квалификаций, а также растущий разрыв по отношению к Максу заставили руководство Ред Булл принять решение о досрочном расторжении контракта. Правда, дальнейшие результаты Лоусона и Цуноды показали выступления мексиканца под несколько иным углом.
За это время он победил четыре раза и завоевал еще 24 подиума, несмотря на то, что пропустил один год.
В следующем сезоне он вернется в состав новичка команды Кадиллак.

6-е место – Карлос Сайнс
Команда: Феррари (2022 – 2024), Уильямс (2025)
Титулы: 0
Поулы: 6
Победы: 4
Подиумы: 23
Очки: 782
Сын двукратного чемпиона по ралли провел крайне успешный период в составе Феррари в 2022–2024 годах. Он был единственным пилотом команды, который одерживал победы каждый сезон в этот период, а также единственным победителем в 2023 году среди пилотов не из Ред Булл.
Несмотря на это, команда рассталась с ним в пользу семикратного чемпиона Льюиса Хэмилтона, что впоследствии не дало желаемых результатов. Вместо этого Карлос, который усилил состав Williams Racing, несмотря на неудачные результаты в начале периода адаптации, показал феноменальную вторую часть чемпионата и завоевал важные подиумы и до сих пор является последним победителем Скудерии перед началом сезона-2026.
Испанец всегда отличался как отличный стратег во время гонок, возможно лучший в этом компоненте среди пилотов, а также стабильно демонстрировал высокий темп на трассе.

5-е место – Джордж Расселл
Команда: Мерседес (2022 – 2025)
Титулы: 0
Поулы: 7
Победы: 5
Подиумы: 23
Очки: 1014
Джордж, который ранее был воспитанником команды, постепенно стал лидером Серебряных стрел, что окончательно подтвердилось в 2025 году. В сложный для команды период в середине сезона он был единственным, кто набирал очки, и даже одержал победу в Канаде, после чего стал первым и в Сингапуре, оба раза одерживая триумф в доминирующем стиле.
Несмотря на то, что недавно ходили неутешительные слухи о его будущем, британский пилот подписал долгосрочный контракт с Мерседесом и в следующем сезоне является одним из, если не главным, фаворитом на чемпионство.

4-е место – Оскар Пиастри
Команда: Макларен (2023 – 2025)
Титулы: 0
Поулы: 6
Победы: 9
Подиумы: 26
Очки: 799
Воспитанник Альпина, отказавшийся от контракта с родной командой в пользу Макларена, постепенно превратился из многообещающего новичка в одного из лучших пилотов стартовой решетки.
Австралиец дебютировал в 2023 году и уже в первый год завоевал подиум, во второй – первую победу, а в этом сезоне боролся за титул и долгое время возглавлял чемпионат, в определенный момент имея запас в 24 очка над ближайшим преследователем. Однако ряд ошибок и спад формы в конце сезона лишили его шансов на титул и даже на второе место.
Сейчас он один из самых привлекательных пилотов на рынке, и практически каждая команда рассматривает его как вариант в 2027 году, когда ожидается большое количество переходов. Пиастри особенно выделяется своими бравыми обгонами, стабильностью и умением работать под давлением на протяжении большей части чемпионата.

3-е место – Шарль Леклер
Команда: Феррари (2022 – 2025)
Титулы: 0
Поулы: 18
Победы: 6
Подиумы: 37
Очки: 1012
Шарль Леклер, без сомнения, является пилотом, заслуживающим звания чемпиона мира, однако в командном и личном зачете Феррари пока не смогла с ним этого достичь.
Леклер уверенно выглядел в 2022 году и в определенный момент имел запас в 46 очков над Максом Ферстаппеном, но ряд собственных ошибок и проигранная гонка обновлений команды лишили монегаска шансов на титул.
В 2024 году был шанс на титул в Кубке конструкторов для Феррари, но в последней гонке победу одержал Макларен.
Несмотря на эти неудачи, Леклер остается ключевым пилотом команды, завоевав для нее единственный поул в году и все семь подиумов. Почти всегда тандем Феррари и Леклера стоит учитывать в расчетах, особенно в квалификациях, где на одном круге монегаску часто удавалось опережать значительно более быстрые болиды.

2-е место – Ландо Норрис
Команда: Макларен (2022 – 2025)
Титулы: 1 (2025)
Поулы: 15
Победы: 11
Подиумы: 39
Очки: 1124
Ландо Норрис прошел долгий путь с Маклареном – от конца пелотона до первой победы и чемпионства. Британский пилот был фаворитом чемпионата еще в его начале и уверенно стартовал. И несмотря на то, что дальнейшие неуверенные выступления ставили под сомнение его способность бороться за титул, впечатляющая вторая часть чемпионата позволила не только вернуть лидерство в зачете, но и оформить первую в карьере корону на финальном Гран-при сезона.
Он является единственным чемпионом эры грунтового эффекта кроме Макса Ферстаппена и вторым по количеству побед и подиумов за этот промежуток.

1-е место – Макс Ферстаппен
Команда: Ред Булл (2022 – 2025)
Титулы: 3 (2022, 2023, 2024)
Поулы: 35
Победы: 51
Подиумы: 67
Очки: 1887
Ни у кого не было сомнений, что именно пилоту Ред Булл достанется первое место.
За четыре года он установил множество рекордов и одержал 51 победу, 35 поулов и 1887 очков. Доминирующие выступления во второй половине 2022 и 2023 годов, впечатляющее чемпионство 2024 года на более слабой технике и феноменальный камбэк в конце 2025 года, когда он уступил титул всего с разницей в 2 очка, отыграв 102 из 104 очков по отношению к лидеру после Гран-при Нидерландов.
Скорее всего, это самый успешный отрезок карьеры нидерландца, который будет трудно превзойти, особенно в непредсказуемом регламенте 2026 года. Макс Ферстаппен точно вписал себя в число лучших в истории Формулы-1, а для кого-то он уже давно №1.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Филипп рассказал об уходе из житомирской команды
Валерий Лучкевич может продолжить карьеру в Азии