Мирча Луческу: «60 лет бывает один раз в жизни»
У главного тренера донецкого "Шахтера" Мирче Луческу юбилей
Накануне своего юбилея, который в этом году совпал с жеребьевкой еврокубков, Мирча Луческу, единственный, кстати, иностранный специалист в командах высшей украинской лиги, дал интервью "Спорт-арене".
Подарок от УЕФА
- В прошлом году вы мне признались, что у вас нет времени ни на свой день рождения, ни на какие-то другие праздники. А уж подарки и вовсе не любите...
- В принципе, все так и осталось. Но, пожалуй, на этот раз я сделаю исключение. Все-таки, 60 лет бывает один раз в жизни. Хотелось бы, чтобы этот праздник запомнился. Тем более, что, возможно, приедет сын Разван с внуками Марией-Луизой и Матеем. Знаете, с возрастом лучше понимаешь цену комфорта. Я говорю не об удобствах, а о жизненном комфорте. Больше ценишь все, что связано с семьей и близкими тебе людьми. А подарки... Дарить подарки мне намного приятнее, чем принимать. Недавно, к примеру, моя жена Нелли решила сделать мне приятное, а заодно приобщить к высокой моде. В донецком бутике "Домино" она присмотрела для меня ультрамодные джинсы и футболку. "Ты, - говорит, - выглядишь еще достаточно молодо и можешь запросто носить подобные вещи".
- Купили?
- Нет. Отсоветовал Ян Лаштувка, который был вместе с нами в этом походе. Сказал, что в костюме я выгляжу солиднее. И он прав. Все-таки 60...
- В любом случае без подарка вы все равно не останетесь. Например, от УЕФА. 29-го - жеребьевка третьего раунда Лиги чемпионов. Вы узнаете имя вашего соперника аккурат на свой день рождения. Чем не подарок?
- Смотря что за соперник будет. В этом году нам могут попасться сильные команды с большими традициями и историей. К сожалению, у "Шахтера" не такой высокий рейтинг, как бы того хотелось. Откровенно говоря, я не очень-то рассчитываю на благосклонность жребия. Впрочем, меня мало волнует, кого он определит нам в соперники. Все равно мы будем играть на победу.
Не боюсь быть успешным
- Ваши мечты часто сбываются?
- У каждого человека есть какие-то мечты. Но я бы хотел, чтобы у моих футболистов их было все же больше, чем у меня в свое время. Потому что мечты, устремления добавляют человеку энергии. А она, в свою очередь, дает силы для побед и желание совершенствоваться. Я искренне сочувствую тем, у кого нет мечтаний. Такой человек неинтересен и предсказуем.
- Чем вас можно удивить и можно ли удивить вообще?
- Удивить? Я многое повидал на своем веку, набрался достаточно опыта и, пожалуй, вряд ли что-то удивит меня. Все ситуации, которые могут возникнуть, уже были ранее в той или иной окраске. И в то же время такие все-повидавшие-в-своей-жизни люди, как я, радуются любым мелочам. Желательно, положительным.
- Что для вас важнее всего: семья, работа, деньги, удовольствия, еда, машины?
- Стоп-стоп-стоп! Семья и футбол. Футбол и семья. Это чаши весов. Я выбрал тот путь, о котором мечтал, и я не боюсь быть успешным. А семья... С каждым годом понимаю, что семья становится для меня все ценнее. Жизнь - это целый комплекс взлетов и падений, ярких красок, черно-белых мазков и полутонов.
В рамках правил
- Что вы считаете недопустимым в работе?
- Люди, с которыми я работаю, должны обладать хотя бы элементарным набором профессиональных качеств. Непростительно прямое невыполнение своих функций, когда человек не сделал того, что требовалось. Еще хочется, чтобы человек был активен: не только послушно выполнял то, что от него требуют, но и сам вносил предложения, как достичь общей цели. И обязательно, чтобы он не останавливался в своем развитии, предлагал что-то новое. Свобода каждого из нас заканчивается тогда, когда свобода другого начинает на вас давить. Есть такое понятие, как самовоспитание. И если люди этого не понимают, то это их проблемы. Я слежу за тем, чтобы все, кто меня окружают, не действовали отрицательно по отношению друг к другу. Естественно, каждый может заниматься, чем он хочет, но он ответственен за общее дело команды. Поэтому он и в коллективе. И когда кто-то этого не понимает, мне приходится применять определенные санкции.
- А вам можно возражать?
- Почему нет? Если у человека есть какие-то контраргументы, чтобы обосновать свою позицию. Не бывает одной истины. Если окажется, что прав кто-то другой, тогда я прислушаюсь к точке зрения того человека. А мой жизненный опыт позволяет не переходить какой-то определенной ватерлинии в отношениях с людьми.
- Вы часто действуете вопреки?
- Нет. Я всегда стараюсь действовать в рамках правил и в соответствии с определенными канонами. Всегда важна этика. И свою борьбу я вижу в этом направлении. Я и футболистам говорю, что нужно, в первую очередь, бороться с самим собой. И только потом бороться с соперником или окружающими людьми. Главное - выиграть у себя. Если ты выиграешь у себя, ты выиграешь если не у всех, то у многих.
Сегодня и сейчас!
- Что бы вы хотели успеть в этой жизни увидеть, почувствовать, сделать?
- Дело в том, что сегодня так много расхожего и так трудно определить действительно стоящее. Поэтому я не буду говорить об этом. Очень уж общая тема. Она ни к чему не приведет. И я не хотел бы на этом акцентировать внимание. Нужно выбирать реальные, конкретные цели. И достигать их. Сделать это, особенно в моей профессии, сегодня можно только сообща. Нужно собраться таким личностям, которым по силам что-то "завинтить", сделать правильный выбор и игру. Правильная игра - это целая философия. И если она верна, ты можешь многого достичь. Мне важно попасть публике в болевую точку и не обманывать стадион. При полных трибунах матч идет в другом энергетическом режиме. Происходит потрясающий энергообмен с болельщиками. Высота профессии состоит в успехе. Сегодня, сейчас!
- Вы не замечали, что чем известнее человек, тем он проще в общении и наоборот?
- Да, и это, наверное, потому, что он знает цену победе. Если человек чего-то достиг, значит, он преодолел какие-то трудности. Победа легко не дается. Я часто говорю, что цена любого успеха - это зависть. Как и цена проигрыша - это одиночество. Я не хочу испытывать одиночество. Пусть лучше мне завидуют. Именно это состояние движет меня вперед, к успеху. Вот сейчас речь идет обо мне, но то, что я говорю о себе, я стараюсь передать и своим игрокам.
Нет единых рецептов
- Представьте такую ситуацию: футболист хорошо играет, но лично вам неприятен. Стараетесь ли вы от него избавиться или перешагиваете через себя?
- Это исключено. Мне не может кто-то лично не нравиться. В футболе нет места сантиментам. Есть профессионализм, дисциплина и порядок. Это - главное. Наверное, у каждого тренера есть определенные симпатии. И, как правило, это симпатия к тем футболистам, которые отдают всю свою душу на благо команде. А есть и такие игроки, которые думают только о себе, о своей личности и неотразимости на поле. В футболе хватает таких "нарциссов". Хотя решающее значение имеет именно коллектив, а не индивидуальная значимость. В футболе также должна быть справедливая, здоровая конкуренция. Ни в коем разе я не выпущу на игру состав, в который входят только игроки, к которым я благоволю. В футболе ведь нет ничего однозначного, нет единых рецептов. Вот меня иногда спрашивают: так на чьей вы стороне? Да ни на чьей!
Гении и обычные игроки
- По итогам опроса "Спорт-арены", лучшим футболистом прошедшего чемпионата стал Матузалем. Журналисты оказались правы?
- Наверное, лучший игрок был выбран за счет своих футбольных качеств. Мату оказался чрезвычайно важен для нашей команды. Когда президент клуба решил сделать такой трансфер, мы прекрасно понимали, насколько это дорогое удовольствие. Но в то же время знали, что такой игрок сделает "Шахтеру" великолепную рекламу. И оказались правы. Мату обогатил игру команды. И я уверен, что именно он является лучшим легионером в Украине. Безо всякого преувеличения скажу, что Мату - находка для сильнейших команд Европы и даже мира. Считаю, что он намного сильнее Эмерсона из "Милана" и Деку из "Барселоны", которые играют на его позиции. Мату совершенен. Кроме прочих его достоинств, его уважают все футболисты и признают лидером команды. Как в плане техники футбола, так и в человеческом отношении. У нас Тимощук тоже лидер команды, но это другая фактура, другой тип игры. В целом, команда строится разными футболистами. Что мне нравится в футболе, так это то, что в одной команде могут играть и гении, и обычные футболисты, которым еще есть чему учиться. Я очень ценю и уважаю игроков, готовых к самопожертвованию. У них могут быть не очень блистательные технические данные, но они мыслят на поле - это важно для организации игры. Есть гениальные футболисты. Это те, которые могут в любой момент изменить судьбу любого матча. У нас, к моей радости, как раз такая команда, где сосуществуют все вышеперечисленные типы.
Писать надо только правду
- Представьте, что вы - журналист и пишете о футболе. И при этом стараетесь быть объективным. Какие заголовки вы бы дали своим отчетам о гостевых матчах "Шахтера" с "Миланом" (0:4), "Барселоной" (0:3) и двум поединкам с "Алкмааром"?
- Не скажу насчет заголовков, но в одном уверен: писать надо только правду. Может, кто-то считает иначе, но я останусь при своем мнении. Не надо ничего придумывать и додумывать, пиши так, как есть. А вообще, скажу вам по секрету (улыбается), что команда международного уровня строится очень и очень долго. Этот путь - не из легких. Каждый год кладется камень на фундамент. Каждая последующая цель вырастает из предыдущей. Сложно требовать от команды, чтобы она сразу, в один миг, стала командой-феноменом. На международной арене успеха добиваются клубы, в которых средний возраст игроков - 27-28 лет. В чемпионате нам хватает опыта. А вот что касается более высокого уровня... Сейчас мы стараемся таких ошибок не совершать. Наверное, то, что иногда выходим на матчи с боязнью, что можем проиграть или наоборот, после победы расслабляемся, приводит к индивидуальным ошибкам, которые в конечном итоге и оборачиваются поражением.
- Не находите, что в отличие от зарубежных, отечественные СМИ стараются смягчить неудачи своих команд?
- На Западе национальные чемпионаты намного ровнее, чем в Украине. И это нормально, что тамошние журналисты намного жестче реагируют на поражения, чем их украинские коллеги. Хотя и у вас, когда нет результатов, пресса иногда очень даже прилично прессует. Впрочем, для меня внутреннее первенство важно лишь постольку, поскольку оно позволяет играть в Лиге чемпионов. Именно там начинается наш чемпионат и настоящая борьба. Но вместе с тем должен отметить: чемпионат Украины растет. Все ближе мы подходим к тому, что те команды, которые раньше довольствовались серединой таблицы, а сейчас это "Таврия", донецкий "Металлург", "Волынь" и "Кривбасс", пытаются занять позицию "Днепра".
Цвета клуба - святое
- В разгар президентских выборов в Украине "Шахтер" вдруг стал играть в белых футболках. Многие это связывали с тем, что оранжевый цвет был цветом Оранжевой революции. Тогда и родилась ваша знаменитая фраза, что можно поменять жену, любовницу, но цвета любимой команды - никогда.
- А разве не так? Это традиции и консерватизм, которые существуют в футболе. Люди ведь не изменяют в своей любви к тому или иному клубу только из-за того, что сменился тренер, правда? Мы вышли в белых футболках лишь потому, что "Милан" тогда играл в черно-красной форме, что визуально смешивалось бы с нашей оранжево-черной экипировкой. Пришлось играть в белых футболках. А поскольку это произошло в самый разгар выборов, этому сразу приписали политический аспект. Всеобщее заблуждение! И я тогда сказал ту фразу, которая, как вижу, ушла в народ.
Сентиментальный Луческу
- Вы любите писать письма?
- Сейчас уже нет. Прошел такой период. А вот когда ухаживал за своей будущей женой, то каждый день писал ей стихи. Вернее, открытки со стихами. Не мною написанные, но от этого не менее красивые.
- Вы меня поразили!
- Да, я посвятил Нелли огромное количество стихотворений... Недавно в Бухаресте меня и моего сына Развана пригласили на телевизионную передачу. Это было первое ток-шоу, на котором мы выступали вместе. Такая, знаете ли, сентиментальная передача... Так вот, там тоже задавали подобный вопрос, и я вспомнил одно стихотворение. И всех это почему-то очень удивило. Думают, раз ты футбольный тренер, то наверняка необразованный и совсем не знаешь поэзии. Впрочем, это уже совсем другая история...
Беседовала Татьяна Киселева,Спорт-Арена
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Виктор Дьекереш из «Спортинга» должен стать заменой для Килиана Мбаппе или Винисиуса Жуниора
Артем Степанов оказался на скамье запасных «Байера»