Как Макларен гарантировал титул Норирсу и кто мог помочь Ферстаппену
Анализ финала борьбы за чемпионство Формулы-1 сезона 2025
В минувшие выходные состоялся финальный уик-энд сезона – Гран-при Абу-Даби, на котором решилась судьба титула чемпиона мира Формулы-1 2025 года. В борьбе оставалось трое пилотов: Ландо Норрис и Оскар Пиастри из Макларена и Макс Ферстаппен из Ред Булл.
В итоге чемпионство досталось Ландо Норрису, который добился минимально необходимого результата для первого титула в карьере. Ферстаппен довольствовался лишь вице-чемпионским результатом, не сумев повторить серию Шумахера из пяти титулов подряд.
О том, кто мог реально помочь Ферстаппену и как Макларен гарантировал титул Ландо – в этом материале.
Чемпионство Норриса
Перед стартом гонки Ландо Норрис опережал Макса Ферстаппена и Оскара Пиастри на 12 и 16 очков соответственно. При таком раскладе ему было достаточно финишировать не ниже третьего места, если выиграет пилот Ред Булл. Данные тренировочных симуляций и второе место в квалификации свидетельствовали, что проблем с этим возникнуть не должно.
Единственной реальной угрозой для его чемпионства считался Джордж Расселл на Мерседесе. В течение всего уик-энда серебряные стрелы были в темпе Ред Булла до финальных изменений настроек, правда с одним нюансом – их резина деградировала значительно быстрее. Однако после того, как британец провалил старт, его место в этой борьбе занял Шарль Леклер на Феррари.
Монегаск, на которого после тренировок и непростой, но удачной квалификации мало кто делал ставку, превзошел ожидания. В начале каждого гоночного отрезка он действительно держался в темпе Норриса, давил на него и даже пытался атаковать. Но этого оказалось недостаточно.
Тактически Макларен тоже не дал себя перехитрить. Леклер на момент первой остановки все еще держался в пределах 2–2,5 секунды позади Норриса. Так, андеркат (ранний пит-стоп) мог в теории позволить Феррари обойти британца на трассе или хотя бы атаковать его, пока Ландо прогревал шины. Однако Макларен решил подстраховаться и сам рано вызвал Норриса в боксы – на 17-м круге. Леклер сразу повторил этот шаг. С тех пор гонка перешла в режим сохранения титула.
На жестком комплекте шин у оранжевых было наибольшее преимущество на дистанции, которым Ландо воспользовался, чтобы нарастить отрыв. Команда, понимая, что никто, кроме Леклера, не представляет реальной угрозы, действовала максимально консервативно: остался Шарль на трассе – остается и Ландо; заехал монегаск в боксы – Макларен отвечает через круг. Возможно, это стоило британцу второго места в гонке по отношению к напарнику, но имеет ли это большое значение, если речь шла о гарантии титула, а не о борьбе с Пиастри.

В гонке у Ландо был только один момент, который вызвал вопросы: обгон Цуноды после первого пит-стопа, когда британец выехал за пределы трассы. Впрочем, штраф получил именно пилот Ред Булл.
Судьи объяснили инцидент так: Цунода слишком часто смещался на траектории, из-за чего Норрис был вынужден выезжать за оптимальную линию, чтобы избежать контакта и завершить обгон. Принципы безопасного вождения ФИА предусматривают, что если пилота заставили съехать за пределы трассы, он не считается нарушителем ее лимитов, поэтому действия Ландо были вполне в рамках правил.
Зато Юки за свою «змейку» на прямой получил 5 секунд штрафа. Повторить легендарную оборону Серхио Переса против Хэмилтона ему не удалось.
Here's a replay of Norris overtaking Tsunoda 👀#F1 #AbuDhabiGP pic.twitter.com/lQ10ke7U8l
— Max (@Hemanth5235) December 7, 2025
В итоге ни соперники, ни судьи не повлияли на судьбу титула, и Ландо Норрис, финишировав третьим, стал 35-м чемпионом в истории Формулы-1, 11-м для Великобритании и первым в составе Макларен с 2008 года.
Он провел сезон наиболее стабильно – без настоящих провалов, как у Ред Булл, без резких падений результатов, как у Пиастри, и за весь сезон только трижды не попал на подиум в гонках, которые завершил. У Норриса не больше всего побед и не больше всего поулов за год, и он единственный из претендентов на титул не выигрывал более двух раз подряд в сезоне. Но в конечном итоге это не имеет значения – именно он опередил всех по итогам сезона. Заслуженная победа.
Кто мог помочь Ферстаппену
Нидерландцу нужно было финишировать первым, а Ландо должен был завершить гонку не выше четвертого места.
Как уже отмечалось выше, Макларен и сам Ландо сделали все, что было в их силах, чтобы гарантировать нужный результат с минимальными рисками. Однако после гонки симуляции различных сценариев показали возможные варианты развития событий, при которых Макс все же мог стать чемпионом.
1. Леклер затягивает с первым пит-стопом
Как уже сказано выше, Шарль повторил остановку вслед за Норрисом и в дальнейшем шансов не имел. Но он мог оказаться впереди британца, если бы заехал в боксы не перед ним, а после.
Дело в том, что Ландо Норрис после своей остановки не получил чистого пространства. Несмотря на то, что его темп был значительно выше и соперники не слишком сопротивлялись, он потратил несколько кругов на обгоны – и терял на этом время. В таких условиях остановка Леклера на 20-м круге, хоть и на грани, но все же имела высокие шансы вывести Шарля впереди британца, если бы команда не провалила пит-стоп.
Удалось бы удержать эту позицию дальше? Скорее всего, нет – на жестком комплекте шин преимущество Макларена было значительно больше, чем на более мягких. Но это все равно был бы шанс.

2. Ранняя остановка Цуноды
Многие сценарии со вторым пилотом Ред Булл показывают, что он мог бы задержать Норриса разными способами. Или просто принять более активное участие в борьбе, но наибольшие шансы у него были бы, если бы он остановился на 5–7 круге. Это дало бы ему гигантский андеркат – по аналогии с Антонелли, который остановился на втором круге и выиграл кучу позиций у пилотов впереди в Лас-Вегасе.
В этой ситуации задача была бы более краткосрочной: у него была бы значительно более свежая резина, чем у Норриса, и в теории он сдержал бы его сильнее, а также дал бы шанс соперникам сзади, в частности Леклеру. Особенно если бы тот заехал в боксы позже, как указано выше.

В итоге помочь Ферстаппену не сумели ни напарник, ни соперники. Но он сделал все, что мог: поул, удачный старт, оптимальная стратегия. С его стороны все было выполнено хорошо, но этого оказалось недостаточно без провала конкурента.
Он отыграл 102 очка из 104 отставания от лидера и закончил сезон без титула, но с полным признанием от всех – он в очередной раз доказал, пилотом какого класса является.
Нельзя сказать, что он проиграл чемпионат именно здесь. Последний тройник прошел под его диктовку – хет-трик из побед подряд. То, что он вообще оставался в борьбе до финала в Абу-Даби, уже чудо, ведь без провала Макларен в Азербайджане, двойного схода в спринте США, дисквалификации в Лас-Вегасе – ни о какой борьбе пилота Ред Булл сейчас не шла бы речь.
Интересно, что начиная с 2018 года все победители Гран-при Абу-Даби следующего сезона становились чемпионами мира. Ждем 5-й титул Макса в 2026 году?)
Пиастри сделал все, что мог
Для чемпионства перед австралийцем стояли почти нереальные условия: победа или второе место, причем Ландо Норрис должен был финишировать не выше 6-го в первом случае и не выше 10-го во втором. Стартуя третьим, реализовать это было сложно.
Несмотря на это, Оскар выбрал альтернативную стратегию – старт на жестких шинах и поздний переход на средние. Только одна остановка. Уже на первом круге он обогнал Ландо, который решил не сопротивляться и просто пропустить его – ведь для него было выгоднее, чтобы Оскар выиграл, чем рисковать столкновением.
В ходе гонки вопросы вызвала тактика Макларена в отношении Оскара. Поздняя остановка, когда Макс и Ландо уже догнали его после своих пит-стопов, заставила его заезжать в боксы только в оптимальный момент. В конце концов, это сработало. Чистого темпа для обгона Макса у него не было, но благодаря растянутому отрыву существовал шанс воспользоваться машиной безопасности, если бы она появилась. К тому же он опередил Норриса.
Как и Макс, он не выиграл титул. Но если Макс проиграл его из-за немного недостаточного преимущества, то Оскар потерял 24 очка и в итоге довольствовался лишь третьим местом в чемпионате. Это его третий сезон в Формуле-1, и безусловно, у него большое будущее. Пожалуй, каждая команда хотела бы видеть его у себя, а этот сезон только сделал его сильнее.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Тренер назвал свои условия для возвращения
Лука Раньери – о матче Лиги конференций с «Динамо»