Поддержать украинских военных и людей, пострадавших из-за войны

Другие новости
|
1340
0

Малыши на миллионы долларов

О мусорных мешках равных возможностей и многом другом

Малыши на миллионы долларов

Профессиональный бокс – один из любимейших человечеством видов спорта. Истоки его нетрудно найти в древнеримских «зрелищах», которые народу были настолько любы, ну просто хлебом не корми. К тому же, в отличие от Древнего Рима бокс – красивый вид спорта и не более опасный, чем футбол или хоккей. А дремлющие в нас инстинкты вполне удовлетворяет. В общем, всего этого достаточно умным людям, сосредоточенным на добыче денег, чтобы зарабатывать миллионы на субботнем боксе.

 

Бокс приносит большие деньги по той же схеме, по которой прибылен любой популярный спорт. Большие деньги за трансляции, билеты, атрибутика и т.д. и т.п. Конечно же, далеко не сразу головастые дяди вроде Дона Кинга сделали этот вид спорта сверхприбыльным – супербоксеры 60-х, 70-х сейчас просто трясутся от зависти (болезнь Мохаммеда Али не имеется в виду) к гонорарам нынешних звезд. А Джордж Форман, бившийся еще с вышеупомянутым Али в 70-х, вернулся на ринг в 90-е. И не только для того, чтобы показать, мол, какие были люди в наше время, богатыри не вы. А, прежде всего, чтобы хоть немного урвать богатств, зарабатываемых на ринге теперь.

По большому счету, топ-боксеров всего мира (всех весов и национальностей) можно рассматривать, как актеров одного огромного балагана, которым заправляют несколько крупных воротил (один такое предприятие не потянет), а представления идут круглый год (в субботу вечером для американцев и в воскресенье утром для наших краев – «бокс по-настоящему» на канале 1+1). Редко выпадает воскресенье без какого-нибудь захватывающего боя. Все предусмотрено на месяцы вперед, за все заплачено, боксеры ожидают своего выхода, будто в старом фильме Чаплина «Огни большого города». Если поясов не хватает (а версий придумано немало, только самых-самых имеется четыре штуки), можно провести претендентский бой, или бой какого-нибудь пожилого и заслуженного ветерана, на которого всегда интересно посмотреть (вроде Тайсона или Холифилда) или просто какое-нибудь шоу Дона Кинга, где будут лупить друг друга принадлежащие ему мастера грязных дел. Весовых категорий в профессиональном боксе немало – аж 17 от минимального (до 47,627 кг или же до 105 фунтов) до супертяжелого и мегапопулярного (свыше 90,719 кг или 200 фунтов). Впрочем, популярны все веса, просто в разных частях нашей планеты. Если в Старом и Новом Свете любят потяжелее, то японцы и прочие азиаты, естественно, сильны в весе пера, мухи и т.д. И увлекаются они, соответственно, боями в этих весовых категориях, а азиатский рынок не стоит недооценивать.

 

Мусорный мешок равных возможностей

Причем тут Дон Кинг, упомянутый выше? Просто он был и является одним из лучших в своем деле, в продаже бокса и всего, что имеет отношение к этому виду спорта. Ему нет и не было равных в создании ажиотажа вокруг боя, а также раскрутки заслуженно неизвестных бойцов ради одного поражения знаменитости, которое принесет огромные деньги всем участникам (смотрите на экранах – чемпион защищает титул от такого-то претендента, 20 выигранных нокаутом боев, прозвище Убийца или Железные фаланги, могучие внешние данные и тысячи исписанных полос в газетах и журналах с угрозами и обещаниями победить). Ну журналисты, понятное дело, подневольные люди, стараются за долю малую… А Дон Кинг и послужные списки изготавливал таким «убойным бойцам» специально, что называется, pro forma (воображение рисует такие огромные оранжереи, почти как в «матричном» реальном мире, где маленькие боксеры лупят друг друга, набирая вес и статус). Точнее, конечно, все это делается не для формы, а для больших денег. А представьте себе, что проиграет сама знаменитость, например, Костя Цзю Рикки Хаттону? Сколько ставок бедолаг по всему миру пойдут на славное дело укрепления финансового благополучия букмекерских контор…

Кроме того, Дон Кинг знаменит умением обобрать своего подопечного, ярчайшим примером чего является Железный Майк Тайсон (на котором мистер Кинг заработал примерно 113 миллионов долларов). Такая фигура в истории бокса вынуждена сейчас участвовать в «клоунских» боях с разными макбрайдами, чтобы отдать долги. Говорят, что по контракту Тайсона с Кингом, больше половины денег шло именно промоутеру. Остальное Майк «протратил». В 1998 году Тайсон подал в суд на Дона Кинга (иск на 100 миллионов), но выиграть в суде у промоутера тоже нелегко. Единственное место, где Тайсон мог бы выиграть у него, это ринг. Леннокс Льюис, кстати, тоже подавал на Кинга иск (на 385 миллионов!), обвиняя его в том, что он отговаривал Тайсона проводить с ним матч-реванш.

Безусловно, своим боксерам Дон Кинг тоже дает деньги (помните фильм «Леон» – «у меня твои деньги хранятся как в банке, только надежнее, потому что банк могут ограбить, а меня не ограбит никто»). Почти сто боксеров заработали под чутким руководством Кинга не менее миллиона долларов. Вообще, Дон Кинг хотя и небезгрешен, но и о подчиненных своих думает (от них все же зависит и его благополучие). Так он первым добился миллионного гонорара за бой для боксера, не являющегося супертяжеловесом. Ну и прочие рекорды (5 и 10 миллионов за бой) также принадлежат ему. Но боксеры его все равно не любят, например, знаменитый чемпион Ларри Холмс называл его так – мусорный мешок равных возможностей.

 

Иметь или не иметь?

Иметь или не иметь промоутера? Таким вопросом нынче задаются многие боксеры (естественно, речь идет о знаменитостях), потому как слишком уж много забирают эти тайные властители себе. А так как большая часть денег поступает в мир бокса через телевидение (платные трансляции либо же платная реклама в бесплатных трансляциях), то некоторые бойцы, не потерявшие возможность думать в процессе долгих тренировок (вообще-то у боксеров наиболее высокий IQ среди представителей всех видов спорта), договариваются с «гостелерадио» сами, что называется напрямую. Таким, правда, пока занимаются те бойцы, что уже подобрались к завершению карьеры и попутно они сами открывают промоутерские фирмы. Так делают Джеймс Тони, Оскар де ла Хойя и многие другие. 

Но это если говорить о суперзвездах. Начинающий профессиональную карьеру боксер полностью принадлежит своему промоутеру (просто выхода другого у них, у начинающих, нет) и сражается с тем, с кем прикажут. Промоутеры, как правило, съевшие сенбернара на раскрутке боксеров люди, определяют максимум, который можно выжать из парня и должным образом подводят его к нему. Для начала несколько никому не нужных, мешковидных соперников, чтобы приобрести опыт (из боксеров-неудачников, называемых в мире профбокса underdog-ами и получаются потом эти путешествующие груши). Затем какой-нибудь малопочетный титул (в Америке выигрывают различные североамериканские версии WBA или WBC, а в Европе есть замечательный пояс EBU (European Boxing United), а также интерконтинентальные версии вышеупомянутых WBA, WBC, IBF, WBO, то есть, четырех основных версий в профессиональном боксе). Собственно, после этого уже рукой подать до титульного боя. Но выходят на него далеко не все. Во-первых, это право достается избранным и в ходе предыдущих боев становится понятным, достоин ли боксер вообще такого боя. Во-вторых, очень многое от боксера в принципе не зависит. Промоутеры договариваются, руководствуясь вовсе не спортивными принципами (в отличие от бокса любительского, где все честно – победил, значит, победил), а вообще никакими принципами не руководствуясь. Деньги на первом месте, а законы те же, что в джунглях. Но настоящий талант, конечно, пролезет даже через такое. Тайсон, Цзю, Моралес, Паккьяо все равно окажутся на вершине. Но с другой стороны там же может оказаться далеко не суперзвезда, а какой-нибудь Рикки Хаттон. Благодаря, на первый взгляд, удачному стечению обстоятельств. А на второй – умелой работе промоутеров или кого похуже.

Важной фигурой помимо промоутера является еще и менеджер бойца (он, как правило, потребляет треть суммарного дохода). Менеджер заключает соглашения с промоутерами на бои, нанимает обслуживающий персонал бойца («угол») и организовывает тренировочный лагерь (спарринги и так далее). Промоутер же занят более важными делами и работает, так сказать, в целом. Промоутер (конкретный человек или даже корпорация) арендует арену или стадион, улаживает сумму, которая будет заплачена каждому боксеру, продает билеты, и заботится обо всем прочем. Кроме того, промоутер может продать теле-, кино-, и радио-права на важный бой. Как правило, промоутер занимается организацией целого шоу, состоящего из одного или нескольких главных боев (обычно за какой-то титул или просто с участием суперзвезды) и дополнительных, которые должны разогреть публику (с одной стороны это «нагрузочные» бои, а с другой публика в ожидании главного события против воли запоминает новые имена, что тоже очень важно).

Кстати, далеко не все промоутеры и менеджеры жадные и нехорошие. Например, Гари Бранденбург берет со своих боксеров только 10 процентов, потому что «любит бокс». Есть еще благородные пираты в нашем мире.

 

Андрей Крикунов, окончание следует

Источник Sport.ua
Оцените материал
(1)
Сообщить об ошибке

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Настроить ленту
Настройте свою личную ленту новостей
Комментарии 0
Введите комментарий
Вы не авторизованы
Если вы хотите оставлять комментарии, пожалуйста, авторизуйтесь.