НАУМОВ: «Купим Алиева или нет, пока неясно»
Президент московского «Локомотива» Николай Наумов подвёл итоги сезона
Паспорта и интересы
- Вы сказали, что будете судиться, если Питера Одемвинги примут за легионера. А законно ли иметь два паспорта – российский и нигерийский?
– По поводу судиться – я еще не уверен, что Исполкомом будет принято такое решение по легионером. Во-вторых, скажу вам такую вещь. Питер Одемвинги получил паспорт РФ на законном основании? Указом президента российские власти дали ему паспорт и признали, что он гражданин нашей страны. Сколько у него там паспортов, мне по большому счету по барабану. Все знают, что он российский гражданин. Если он россиянин, то он имеет такие же права на работу, как я и вы. Если мы российского гражданина ограничиваем в работе, он имеет право подать в суд. Это нарушение его основного конституционного права – права на труд.
- Лимит на легионеров придумали в интересах сборной. Клубы дают российские паспорта молдаванам, белорусам, грузинам, заигранным за другие сборные, и протестуют против поправок в правило. Выходит, интересы сборной клубы не волнуют?
– Мы как раз думаем о сборной России. Там приняли решение, которое звучит примерно так: если игрок откажется выступать за сборную Нигерии, он будет проходить как россиянин; если нет – как легионер. Хорошо, я уговорю Питера не выступать за сборную Нигерии. Он сможет играть за Россию? Нет. Польза для сборной России есть? Клубу польза есть? Нет, сборная – это имидж клуба, это трансферная стоимость игрока. И это имидж российской премьер-лиги. Если в ней играют участники чемпионата мира – Одемвинги, Вагнер Лав, Дюрица, – значит это сильная лига. Кто больше думает о российском чемпионате и сборной: мы или те, кто выносит такие решения?
Гатагов и звездная болезнь
- У «Локомотива» уже есть первый новичок. Насколько тяжело было приобрести Дмитрия Тарасова?
– Нетяжело. Мы сделали предложение его агентам, написали соответствующее письмо в «Москву», уведомив, что вступаем в переговоры. Обговорили все условия, но контракт не подписали пока – у него старый действует до 16 декабря.
- «Локомотив» и правда хотел приобрести в начале 2009 года Кевина Кураньи?
– Да. В 2007 году мы создали мощную аналитическую группу, у нас здорово работает селекционная группа во главе с Виктором Тищенко. У них очень широкий круг футболистов, которых мы очень долго ведем. И как только возникает момент, когда игрока можно купить, мы начинаем предпринимать такие попытки. У Кураньи был период, когда в «Шальке» не все ладилось. Почему не получилось? У него не изменились условия, потом финансовые условия были достаточно высокие. Мы отказались от этой идеи.
- Зато прошлой зимой вы взяли из «Амкара» Томислава Дуймовича. По-вашему, удачный трансфер?
– Дуймович – очень хороший командный игрок. Душа компании и команды, очень добрый и веселый парень, и на тренировках, и в игре подзадоривает других. У него есть технические огрехи, о которых ему говорят игроки. Но вообще я считаю, это очень удачное приобретение.
- Одно из открытий «Локомотива»-2009 – Алан Гатагов. Многие боятся, не постигнет ли его та же беда, что и других молодых игроков, которые играют ярко только до первого большого контракта. Расскажите, Гатагов такой контракт уже подписал?
– У нас не бывает таких больших контрактов. Молодые ребята идут по ступенькам. Гатагов начинал с 500 рублей, потом – полторы тысячи, потом – 3500, и он даже не заметил, когда добрался до приличной суммы. Не было такого, что он не получал ничего, а потом ему дали миллионы. И сейчас у него не такой большой контракт по меркам премьер-лиги, хотя он и становится игроком основы. Гатагов из такой семьи, что звездная болезнь ему не грозит. Это пахарь, это парень, который день и ночь будет работать. Приведу пример. В последнем матче сезона, с «Динамо», он получил травму: ушиб голени, болезненный такой. Пока он не залечил его, не поехал отдыхать. Задержался в Москве дней на десять, прошел полную терапию и, только когда понял, что нога в порядке, уехал. Я за него спокоен.
- Дмитрий Торбинский не переходит в «Динамо» этой зимой?
– У нас не было никаких предложений по Торбинскому. Я вам скажу такую вещь. С любым предложением, которое приходит в клуб, мы игрока знакомим. Даже если оно совершенно абсурдное. Почему? На каком-то этапе игрок все равно узнает, что предложение было, и начнутся обиды: почему мне не сказали? Помните, у Егора Титова такое было. Я считаю, это недопустимо. Есть предложение – скажите игроку. У нас было предложение по одному футболисту – не буду называть фамилию, – но я ему сказал: «Ты знаешь, на таких условиях мы тебя не отпустим». Никаких обид нет, я показываю на цифрах. Парень продолжает играть.
- Питер Одемвинги – самый противоречивый футболист «Локомотива». Насколько вы довольны им?
– Питер – потенциально очень сильный игрок. Другой вопрос, что не всегда его потенциал раскрывается. Но это дело не только Питера Одемвинги, это дело клуба, команды и тренеров. Если Питера поближе изучить, то это очень добродушный парень. У него такое африканское веселое выражение лица, граничащее с пофигизмом. Но на самом деле он глубоко переживает неудачи. Он держит это в себе. Я считаю, что он и игрок, и человек хороший. Никаких проблем от него нет. Никому зла он никогда не хотел.
- Он не раз говорил, что хотел бы уехать из России в топ-чемпионат. За то время, что вы возглавляете клуб, кто-нибудь проявлял к нему интерес?
– Предложения поступали. Хорошие европейские клубы. И в аренду, и на продажу. Мы его с ними знакомили. Если клуб был не его уровня, так и говорили. Он все понимает. И если по нему будет хорошее предложение, мы, конечно, будем его рассматривать. Я не знаю футболиста, который не мечтал бы уехать в Европу. У нас все мечтают – и Сычев, и все остальные. И это хорошо. Они же мечтают не из-за денег. Вот Билялетдинов в «Эвертоне» получает не больше, чем в «Локомотиве».
- Столько же?
– Даже чуть меньше. Но не жалеет же. Он поехал, хотя и знал, что будет зарабатывать меньше. Дело в профессиональном уровне. Одно дело петь в томской филармонии, другое – в Ла Скала. Так и футболисты. Антураж другой. Здесь поиграть они еще успеет, а вот попробовать туда влиться…
- Еще одно открытие сезона – вратарь Гильерме. Прошлой зимой вы планировали выставить его на трансфер. Вздрагиваете, когда вспоминаете?
– Когда я только пришел в 2008 году, Гильерме только появился после травмы крестообразных связок. Я навел справки у тренеров. Сергей Овчинников хорошо о нем сразу отозвался: «Это очень интересный вратарь. У него есть недостатки – руки слабые. Но очень сильный вратарь». Гильерме начал играть за дубль, но в первой же игре у него случился рецидив. Мы очень сомневались. Специалисты говорили: если у вратаря проблемы с крестообразными связками, это может привести к тому, что он никогда не заиграет – движения-то в игре у него боковые. Но он вернулся и пахал на тренировках так, как не пахал никто. Заур Хапов сказал, что он очень прогрессирует. И когда Юрий Палыч пришел, на сборе в Австрии поставил его на матч против «Динамо». Он взял там все, даже пенальти. Юрий Палыч, он умеет.
- Трансфер аргентинского опорника Перейры вы назвали самым провальным на вашей памяти. Что тогда вы скажете о переходе в «Локомотив» сенегальского форварда Джиби Фаля?
– Джиби Фаля мы тоже долго изучали. Ото всех отзывы были хорошие. В той датской команде – «Оденсе» – он выглядел очень хорошо. Почему? Там игра была так построена. Она была менее комбинационной. Он играл столба – стоял спиной к воротам, принимал мяч, сбрасывал на бровку, бежал к воротам и продавливал. В России такая игра не пошла. Удастся ему вписать в нашу игру – будет играть. Нет – должны будем отдать его в аренду. Но он работает, старается, переживает, если не получается. Должен прогрессировать.
- Юрий Семин и правда попросил вас купить ему Александра Алиева?
– Так вопрос ставить нельзя. Он сказал, что хотел бы видеть Алиева в «Локомотиве». Мы давно его изучаем, он сильный игрок. Самое главное – он подойдет под наш стиль. Думаю, он бы нас усилил. Но купим его или нет, пока неясно.
Президент «Лацио» и Вася Уткин
- Перед стартом сезона вы удивили одним из менеджерских решений, назначив диктором стадиона 18-летнего Степана Левина. Молодым, как я понимаю, вы доверять не боитесь?
– А почему нет? Если парень любит это дело и умеет. Мы же его опробовали. У меня кабинет, слава богу, на стадионе. Включили и слушали. Говорю: «Это не с той интонацией сказал». Объявляя игроков «Локомотива», мы называем имя, а фамилию говорит стадион. У него долго не получалось объявлять так, чтобы стадион мог продолжить. А так видели, что парень хороший. Молодость не порок, молодость, наоборот, достоинство.
- Насколько авторитетным комментатором и публицистом вы считаете Василия Уткина?
– Ну, Вася Уткин – это авторитет. Вы, наверное, спрашиваете в связи с тем, что он меня критиковал?
- Именно. Он предлагал отобрать у вас заграничный паспорт.
– (смеется) Он же сказал, что это шутка. Я очень хорошо к Васе Уткину отношусь. Считаю его одним из лучших наших комментаторов. То, что он сказал, это из-за недопонимания. Почему-то Василий считает, что «Локомотиву» манна небесная валится с небес. И многим кажется, что «Локомотив» – клуб, который любые деньги попросит – ему дадут. Совсем не так. Во-первых, мы сами зарабатываем. И дай Бог, чтобы другие клубы так же зарабатывали. Мы в этом году должны заработать 850 млн рублей. Это около трети нашего бюджета, но это и больше бюджета некоторых клубов. Часть этой суммы мы отдаем в РЖД, потому что зарабатываем, используя их объекты. И те деньги, которые дают нам РЖД, они дают по рекламно-спонсорскому контракту. Взамен мы должны выполнить определенную работу.
И когда я говорю о том, что мы хотели бы получать от НТВ не те гроши, которые они нам платят – 25 млн на всю лигу, хотя должно быть 150-200, – я же не говорю: Вася, возьми из кармана и завтра заплати. Я говорю о том, что вы, господа с «НТВ-Плюс», давно там работаете, все про всех знаете и прекрасно владеете микрофоном. Вы можете выдать фразу, которую потом не каждый осмыслит. Если хотите, я вам назову. Их лучшие перлы я записываю. Вот играем мы во Владивостоке – тяжелейший выезд. И вдруг на 8-й минуте наш защитник делает передачу и ошибается, а уважаемый мною господин Алексей Андронов говорит: «Если на 8-й минуте защитник делает неточную передачу, значит, в этой команде что-то ненормально». Ну разве можно? А господин Черданцев в аналитической программе «90 минут» спорит с Геничем о «Локомотиве», который в первых двух турах создал много моментов, но не использовал их. Черданцев высказывает: «Значит так. Если команда имеет 15 моментов, но не забивает, значит, это не команда». Помните, ЦСКА играл в Лондоне с «Арсеналом»? Сыграли 0:0, но «Арсенал» десять мог забить. Что, «Арсенал» – не команда?
Но я не к этому. Я ставлю вопрос так: ребят, сколько стоит канал «Наш Футбол»? Допустим, 7 долларов в месяц. Может ли средний российский гражданин, который любит футбол, платить 200 рублей в месяц, чтобы смотреть чемпионат? Думаю, может. Cколько таких людей наберется? По моим самым скромным подсчетам, миллионов пять. Еще пара миллионов, наверное, найдется за границей. 7 долларов на 7 млн – это 49 млн. 49 умножить на 12 месяцев – это примерно 600 млн. А я говорю о 150 млн. Вы четверть нам отдайте, вы же на нашем продукте зарабатываете. Почему французская лига зарабатывает 650 млн евро в год от ТВ? Это не желание получить незаслуженные деньги, это нормальное желание. Давайте стремиться к тому, чтобы обеспечить всех желающих этим благом телевидения. А если Вася Уткин понял, что я хочу залезть к нему в карман, он неправильно понял.
- Как давно вы знакомы с президентом «Лацио» Клаудио Лотито?
– Да это шапочное знакомство. Я был у него в гостях, мы обсуждали его проект – под Римом у него много земли. Его называют «мусорщиком» – он убирает улицы Рима и зарабатывает на этом большие деньги. Просто встретились в ресторанчике, нас познакомили, он рассказал, что хочет создать, что мечтает о великом клубе. Не более того. То же самое и Дель Нидо в «Севилье». Никакой дружбы там нет.
- Только что на празднике юношеских команд «Локомотива» вы говорили: «В футболе существует только первое место. Все остальное – низы». Вы повторите то же самое основной команде?
– Обязательно. Мы будем проводить собрание. Я расскажу о задачах, о том, какой бюджет ожидаем, какие условия выполнили, и попрошу их выполнять условия перед клубом. Познакомлю с дисциплинарным кодексом. И обязательно скажу, что надо побороться за чемпионство.
Юрий ДУДЬ, Sports.ru
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Сербам не понравилось поведение фанатов
Тренер вратарей Реала раскрыл клубный «секрет»