РАЙЧЕВИЧ: «Одесса похожа на Черногорию»
Не о футболе с Мирко Райчевичем, хавбеком «Черноморца»
Мирко Райчевич не так много играл в этом сезоне, тем не менее, одесским болельщикам наверняка будет интересна нефутбольная сторона жизни черногорского полузащитника.
— Мирко, как вы пришли в футбол, были ли другие альтернативы? Как известно, в бывшей Югославии процветают разные виды спорта…
— У нас в Черногории самый успешный вид спорта – это водное поло. Ватерпольная сборная добивается хороших результатов. Баскетбол тоже популярен, правда, сейчас Сербия и Черногория выступают отдельно, а вот клубный баскет у нас на хорошем уровне. Что касается футбола, то самые знаменитые игроки в истории Черногории — это Деян Савичевич, игравший за «Милан», а также Предраг Миятович, выступавший в «Реале» и других известных командах.
Я начал заниматься футболом в 8 лет. Два года ходил в футбольную школу, потом оказался в одном маленьком клубе под названием «Младост», затем перешел в «Будучност» — это самый большой клуб в Черногории. В 16 лет отправился в «Млади Обилич», где провел в общей сложности пять лет. Затем вернулся в родную Подгорицу и играл за «Будучност» еще пять лет. Последние три года был капитаном команды, выиграл один чемпионат в составе этой команды, три раза сыграл за сборную. Вот, вкратце моя биография. Дальше вы знаете. Перешел в луганскую «Зарю», отыграл там год и перешел в «Черноморец».
— В детстве родители одобряли увлечение футболом или, прежде всего, настаивали на том, чтобы вы хорошо учились в школе?
— Конечно, родители хотели, чтобы я больше налегал на учебу, усердно занимался в школе, но рядом с моим домом было поле и это предопределило мою судьбу. Там все играли в футбол с утра до вечера, молодые, старые, мужские команды, женские… Думаю, что мои родители не пожалели о том, что я пошел в футбол. Это был правильный выбор.
— В Подгорице нет моря, поэтому не пошли в водное поло?
— Да, наверное, поэтому (смеется) . Хотя на самом деле, до моря от столицы Черногории – всего час езды. Где-то, километров 60.
— Во время вашего детства в Югославии, к сожалению, шла война. Черногорию боевые действия миновали?
— Практически да. Было, конечно, всякое, но бомбы долетали буквально считанные разы. Черногория сохранила свой покой. Чего не скажешь о Сербии, Хорватии, Боснии. Но все равно это было тяжелое время. Когда НАТО бомбил Сербию, я жил в Белграде, городе, который подвергся самым большим воздушным атакам. Каждый день выли сирены… Было очень тяжело.
— Но футболисты все равно тренировались?
— Да, мы тренировались, но в любой момент занятие могло прекратиться, когда сирена подавала сигнал о новой воздушной атаке. Можно сказать, тренировались и поглядывали вверх, не начинается ли новая бомбежка. Вот так было…
— Уровень чемпионата в таких условиях, конечно же, падал…
— Конечно. Ну а после разделения Сербии и Черногории пострадал, естественно, чемпионат нашей страны. Футболисты нет, а вот чемпионат… Хорошие игроки из Черногории отправились в сербский чемпионат, потому что оттуда легче куда-нибудь уехать в клуб посильнее.
— И вы в том числе покинули Черногорию…
— У меня было несколько вариантов. Предлагали греческий ПАОК, один клуб второй немецкой Бундеслиги, ну и, как это часто бывает, ходило много слухов. Но я сказал своему агенту: «Кто будет быстрее, туда я и перейду». Раньше у меня было предложение из пермского «Амкара», но там все тянулось — надо посмотреть, надо поговорить с агентом. Я сказал агенту: «Давай, не будем снова ошибаться, пойдем в тот клуб, который будет больше заинтересован во мне».
— Ну и каким вам показался украинский чемпионат?
— За украинский футбол говорят результаты его лидеров. «Шахтер» выиграл Кубок УЕФА, «Динамо» дошло до полуфинала и все время играет в Лиге чемпионов, «Металлист» очень здорово проявил себя в прошлом сезоне. Сейчас «Днепр» уверенно смотрится. Ну это самые богатые клубы, у них созданы все условия для хороших результатов. Но и те команды, которые ниже в турнирной таблице, не очень-то уступают лидерам по уровню игры, хотя, конечно, те клубы, у которых больше денег, где собраны лучшие футболисты, в итоговой таблице будут иметь лучшие результаты.
— Как жизнь в Украине в плане быта по сравнению с вашей родиной?
— Одесса похожа на Черногорию. Здесь, как и у меня на родине, есть теплое море, красивые пляжи, так что все нормально. Люди тоже очень хорошие, добрые, язык похож. Для меня и моей семьи период адаптации прошел очень быстро, славянские народы имеют много общего.
— Как охарактеризуете сезон в «Заре»?
— Поначалу, первые 6 месяцев, все было отлично. Каждая игра оставляла положительные эмоции, у всех футболистов и тренеров было хорошее настроение. Как я, так и команда, мы были на хорошем уровне. Первый круг я закончил в качестве лучшего ассистента, забил два гола. В общем, все было отлично. Но потом начался финансовый кризис, умер президент клуба и это все, конечно, отразилось на нашей игре. Пошли разные слухи, было непонятно, что будет с командой. Деньги, которые мы зарабатывали, зарплаты и премиальные, задерживали по три месяца. Первый круг мы закончили на 8 месте, а в итоге до последних туров переживали за сохранение места в высшей лиге. Ну и было понятно, что будущее в тумане. Поэтому я с радостью воспринял предложение от «Черноморца» потому что знал, что это хороший клуб, с традициями, со всеми условиями. Я пришел к выводу, что это тот клуб, в котором я смогу сделать шаг вперед в своей карьере.
— Говорят, что вам также очень понравился город при первом знакомстве…
— Да, конечно. Одесса чуть-чуть напоминает родную Подгорицу. У нас в Черногории тоже много туристов, люди приезжают отдыхать и радоваться жизни, все это создает определенную приятную атмосферу в городе.
— В Черногории болельщики другие? В плане темперамента…
— Если говорить о встрече в аэропорту, то у меня такие случаи бывали в Черногории. Это люди, которые любят клуб, не могут жить без команды и они делают такие поступки для того, чтобы встряхнуть ее. Это своего рода небольшой шок, чтобы команда проснулась.
— Что делали болельщики в Черногории?
— Два раза на моей памяти они приходили на тренировки «Будучности» и срывали наше занятие. До драк не доходило, но просто выходили на поле, высказывали футболистам все, что думали. Вы же понимаете, в команде 20–25 игроков, болельщики не будут довольны каждым. Они говорят, например: «Ты плохо играешь, ты не выкладываешься на поле, ты не можешь попасть по воротам…». Надо послушать, успокоить фанатов и работать над собой.
— Черногорские фаны спокойнее знаменитых сербских?
— Да нет, такие же. Особенных инцидентов не бывает, но все зависит от команды. Если это маленький клуб, у которого нет большого количества болельщиков, то за него некому и переживать и устраивать такие акции. Совсем другое дело, если это «Црвена Звезда» или «Партизан», на каждую игру которых ходит по 30–40 тысяч очень активных фанов, которые болеют не щадя ни себя, ни кого-то другого. Если эти команды разочаровывают фанатов, то это уже серьезно, они могут и на улице встретить футболистов, и машину разбить. Такое бывает…
— Чем вы любите заниматься вне футбола, ваше хобби…
— Какого-то конкретного хобби нет. Я люблю рыбалку. У нас в Черногории есть Скадарское озеро, мы ездим туда с друзьями, ловим рыбу, я знаю там все места. В Одессе на рыбалку пока что попасть не получалось, хотя было бы интересно, морская рыба совсем другая.
— Расскажите о своей семье, нравится ли ей в Одессе?
— Я женат, моя жена родом из Белграда. Ей очень нравится жить в Одессе, здесь красивый город, приятные люди. Мы всем довольны, главное, продолжать работать. У нас пока нет любимых мест, но нам нравится гулять по городу, мы любим пройтись по центру или в Аркадию съездить. Аркадия очень похожа на черногорский город Будва, в котором тоже много клубов и ресторанов возле моря.
— Какую музыку любите слушать?
— Мне без разницы, могу слушать любую музыку, народную или иностранную, разных жанров, главное, чтобы она была приятная и мне нравилась. Так что, могу слушать все, что угодно. Иногда слушаю русскую или украинскую музыку, которую передают по местным музыкальным каналам.
— Какое кино любите смотреть?
— Я не большой киноман, но если по телевизору идет хороший фильм, могу посмотреть. Предпочитаю комедии и триллеры. Еще люблю фильмы с такими актерами, как Брюс Уиллис, Мел Гибсон, из актрис нравится Джулия Робертс. Много талантливых фильмов у нашего балканского режиссера Эмира Кустурицы, например, «Андеграунд».
А вообще мне больше нравится читать, среди моих любимых авторов Паоло Коэльо, Милорад Павич. Люблю почитать хорошую книгу в свободное время.
— Русскую литературу вам преподавали в школе, Толстого, Достоевского?
— Да, мы это проходили, но пока что я еще не готов читать таких серьезных авторов в оригинале, мне будет тяжело, потому что не слишком хорошо знаю русский язык.
— Любите ли путешествовать, какие страны хотели бы посетить?
— Да, путешествовать я люблю, уже побывал во многих государствах. Хотелось бы съездить в Италию, там я еще не был, это очень красивая страна. А еще интересно съездить в экзотические Таиланд или Арабские Эмираты.
— Есть ли у вас любимое блюдо?
— Сразу могу сказать, что хотя наша кухня во многом похожа на украинскую, у нас нет такого блюда, как ваш борщ. Я его попробовал здесь, и мне он очень понравился, наверное, даже больше, чем остальные блюда украинской кухни. Дома жена готовит традиционную еду, так что если хочется поэкспериментировать и попробовать что-то новенькое, идем в ресторан. Хотя получается так, что есть много похожих блюд, например, шашлык. У нас он называется ражнички, и кусочки мяса там поменьше, а так то же самое.
— Что вы можете пожелать одесским болельщикам?
— Болельщикам, как и нам, желаю удачи в следующем году. Надо верить в команду, надо болеть и приходить на стадион. Хочу сказать, что не нужно переживать, «Черноморец» — качественный клуб, есть хорошие футболисты, и мы будем стараться улучшить свое положение.
ФК «Черноморец»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Виталий Миколенко может переехать в столицу Италии
Легендарный боксер хотел бы увидеть реванш с Дюбуа