ЛЯШЕНКО: «Тренерскую работу на шоу не променяю»
Завершив карьеру фигуристки, Елена Ляшенко перешла на тренерскую деятельность
Елена Ляшенко представляет собой целую эпоху в нашем женском одиночном катании. Пока она выступала, Украина была представлена на всех Олимпийских играх - в Лиллехаммере-1994, Нагано-1998, Солт-Лейк-Сити-2002 и Турине-2006. Самой удачной для киевлянки была вторая ее Белая Олимпиада, где она заняла 9-е место.
На протяжении долгих лет Елена стабильно входила в десятку лучших фигуристок планеты, но дотянуться до пьедестала на чемпионатах мира так и не смогла. Чего не скажешь о континентальных первенствах: дважды с интервалом в десять лет ее награждали бронзой чемпионата Европы, а в 2004-м она завоевала титул вице-чемпионки.
А ведь всего этого могло и не быть, если бы девушка твердо последовала своему решению -уйти из большого спорта после Игр-1994.
С БАЮЛ ВСПОМИНАЕМ НЕ ТОЛЬКО ЛИЛЛЕХАММЕР
- Но потом все начало получаться значительно лучше, чем раньше, - начала разговор с корреспондентом «СЭ» Елена Ляшенко. - Поэтому у меня появилось желание кататься дальше и показать все свои способности. Бронза континентального первенства-1995 была первым подтверждением, что своего последнего слова я еще не сказала. У меня был очень удачный сезон: я выиграла несколько этапов «Гран-при», что в фигурном катании очень престижно. В финальной части этого турнира заняла четвертое место, совсем немного уступив в борьбе за третью ступень пьедестала. Чувствовала, что упорная работа может принести еще более высокие результаты.
- После проката какой программы чувствовали наибольшее удовлетворение?
- После выступления на чемпионате Европы-2004 в Будапеште. Выделить какую-то одну композицию не могу, ведь результат состоит из суммы за короткую и произвольную программы. Поэтому очень важно хорошо откатать оба выступления. За карьеру у меня было много хороших прокатов как одной, так и другой программы. Но собрать все прыжки и все свои навыки в одно целое не всегда получалось. Чемпионат Европы-2004 показал, что это возможно. Наверное, спортсмен никогда не может чувствовать, что он сделал абсолютно все. Ведь предела совершенству нет. Можно всегда находить в себе что-то новое.
- Перед Олимпиадой в Турине вы два года подряд становились призером континентальных первенств, финишировали в первой десятке на чемпионатах мира. Считаете ли 17-е место, занятое на Играх, шагом назад?
- Не могу так сказать. В Турин я ехала после простуды и травм. Само выступление было для меня уже преодолением трудностей. Буквально за пару дней до старта вообще стоял вопрос об участии. Тем не менее, короткую программу я откатала хорошо. После двухмесячного перерыва в тренировках это было достижением и победой. По сути, к этим соревнованиям я не была готова. На произвольную программу не хватило физических сил. После окончания Игр вздохнула с облегчением. Несмотря на не очень высокий результат, была довольна своим выступлением. Мне удалось показать максимальные возможности на тот момент.
-Какая из четырех Белых Олимпиад запомнилась больше всего?
-Самая первая, потому что в Лиллехаммере все было для меня новым. С Оксаной Баюл, выигравшей Олимпийские игры, мы общались, но боролись каждая в одиночку.
-Поддерживаете дружеские отношения с нашей единственной победительницей зимних Олимпиад?
-Видимся мы с ней нечасто. Когда встречаемся на шоу или Оксана приезжает в Украину, вспоминаем нашу карьеру. И не только Лиллехаммер. Мы с ней соревновались на детских турнирах, вместе ездили на сборы еще при Советском Союзе.
ХОЧУ ВОСПИТАТЬ ЧЕМПИОНА
- В вашем арсенале хромал один прыжок - риттбергер. Это сказывалось на оценках?
- Можно составить программу, исключая элементы, которые не удаются, при этом сделать ее максимально сложной из того, что умеешь. Поэтому мы с тренером заменяли риттбергер на более сложные прыжки, которые я исполняла без проблем. Но к замене прибегали не всегда, и на некоторых соревнованиях мне даже удавалось выполнить такой неудобный для меня прыжок.
- Научить прыгать риттбергер своих учеников удается?
- Это не проблема. Объяснить другим, как выполняется прыжок - это не самой его сделать. Моим подопечным в среднем семь лет, и многие из них владеют одинарными и двойными прыжками. Думаю, тройные прыжки им тоже будут даваться.
- Какой элемент был любимым?
- Лучше всего у меня получался лутц, один из самых сложных прыжков. Хотя не могу сказать, что я его любила.
- Часто ли виновниками ваших неуспешных выступлений были судьи?
- Я всегда искала причину в себе. Если судьи поставили невысокие оценки, значит, надо что-то поменять, дабы избежать подобной ситуации в дальнейшем. Бывало, плакала из-за того, что не смогла все выполнить. Но не из-за низких баллов.
-Это ваш тренер Марина Амирханова воспитала вас такой самокритичной?
- Наверное, она тоже имела к этому отношение. Однако каждый человек - индивидуальность. Не только в спорте, но и в жизни я критически отношусь к себе.
- Три года назад в киевском Дворце спорта вы выступали в шоу Ильи Авербуха. Не думали продолжить карьеру в подобном русле?
- Изначально после окончания активной спортивной жизни я приняла решение заняться тренерской деятельностью. Мне понравилось представление Ильи, но больше принимать участие в шоу не хочу. Это уже пройденный этап. Остроты ощущений мне хватило. Кроме того, подобные программы - тоже работа, и выступать кое-как ты не имеешь права. А чтобы выглядеть достойно, надо уделять немало времени подготовке. Совмещать две работы сложно.
- На посту тренера чувствуете себя спокойнее?
- Нет. Работы много. Она достаточно непростая, но интересная и новая. Получаю массу удовольствия, когда у моих маленьких учеников что-то начинает получаться.
- Если вам поступит предложение принять участие в шоу, откажетесь?
- Скорее всего, да. Хотя окончательное решение, может, будет зависеть от самого шоу, места его проведения и времени, которое мне придется ему уделить. Немаловажно, кто меня заменит на тренировках с детьми, и смогут ли они привыкнуть к новому человеку. Гонорар тоже имеет значение, но не первостепенное.
- Тренерская работа сама вас нашла или вы проявили инициативу?
- Это логическое завершение карьеры. У меня частная ледовая студия, созданием которой я занималась сама. В сентябре 2006 года провела первый набор детей. Мне помогает один тренер на льду. Еще есть хореограф и постановщик программ.
- Каких ошибок, которые замечали в работе ваших тренеров, вы сейчас стараетесь не повторять?
- Работа с маленькими детьми и взрослыми спортсменами наивысшего уровня сильно отличается. Мне рано говорить о том, что кто-то совершал ошибки. Я еще сама ничего не умею.(Смеется.) Но, как любой тренер, мечтаю воспитать чемпиона или чемпионку. Кто из моих учеников сможет это сделать, пока сложно сказать. Ведь медаль чемпионата мира или Олимпийских игр - совокупность многих факторов. Не всегда это зависит только от способностей ребенка. Иногда талантливый фигурист не отличается трудолюбием. Реализоваться могут помешать травмы, болезни или же предвзятые судьи. Бороться за награды мы будем еще не скоро. Но в конечном результате мне хотелось бы видеть своих воспитанников на самых высоких ступенях пьедестала престижнейших соревнований.
- Кто более трудолюбив в вашей группе - девочки или мальчики?
- С мальчиками в нашем виде спорта тяжело. Поэтому, если брать в процентном соотношении, то девочки все равно будут выше. (Смеется)
- В большом спорте зачастую на первый план выходит психологический фактор. Уже воспитываете у подопечных морально-волевые качества?
- Обязательно! Мы уже выступаем на соревнованиях. На каждом старте или контрольной тренировке перед ребенком стоит определенная цель. Например, сделать что-то более сложное. Это уже заставляет его сконцентрироваться и опираться на свое внутреннее состояние. Сила воли и бойцовский дух будут собираться годами по крупицам. Однако мое первое задание - привить детям любовь к этому виду спорта. Чтобы они не боялись, а любили его. Пока мне это удается.
- Ваш сын Платон уже стоял на коньках?
- В полтора года он попробовал это сделать, но в таком возрасте еще рано заниматься фигурным катанием. Сейчас сын ходит на плавание. Когда подрастет, обязательно будет кататься - для общего развития. Но принуждать профессионально заниматься фигурным катанием я его не стану.
- Обращаетесь за советом к своему тренеру Марине Амирхановой?
- Мы работаем со спортсменами различного уровня. Поэтому у каждой из нас - свои задачи. Ей, наверное, тяжело мне что-то посоветовать. Два разных мира.
ЛЕГКИЙ МАНДРАЖ - ЭТО ХОРОШО
- Ваша соперница и родственница Галина Маняченко тоже работает тренером?
- Она сейчас живет в Риге и, как и я, воспитывает маленьких фигуристов. В ближайшем будущем планирует открыть свою школу в Юрмале. Совсем недавно я вернулась из Латвии, где проходил детский международный турнир. Там мы с Галей и встретились уже в роли наставниц. Ее ученики немного старше моих, да и катаются дольше.
- Обычно спортсмены устраивают свою личную жизнь после окончания олимпийского цикла. Что подтолкнуло вас сделать наоборот?
- Никогда не задумывалась об этом. Наши отношения с Андреем (Ефременко. - Прим. И. Г.) начали развиваться задолго до окончания моей карьеры. Пришло время их узаконить - вот мы это и сделали. Инициатором, скорее всего, была я. Но ведь известно, что мужчину нельзя заставить, если он не хочет.
- Что дома обсуждаете чаще: фигурное катание или пятиборье?
- Сложно сказать. Вряд ли муж может мне помочь в моем виде спорта, а я ему - в его. Мы обсуждаем общие темы, касающиеся всех спортсменов - психоэмоциональное состояние, подготовку.
-Кому легче ужиться: двум спортсменам или спортсмену и тренеру?
-То, что перешла на тренерскую работу, вообще никак не повлияло на наш семейный уклад. Домашние проблемы остались и сейчас. Чаще видеться с Андреем мы не стали. Если у меня раньше было две тренировки в день, то сейчас их гораздо больше. Бывает, с утра до вечера нахожусь на льду. Но один день в неделю обязательно делаю выходным. Многие тренеры целый год работают ежедневно.
- За катанием каких фигуристов следите, не отрывая глаз?
- Я смотрю все чемпионаты Европы и мира. Как раньше, так и сейчас есть много достойных спортсменов, на которых приятно смотреть. Они красивы, гармоничны, у них интересные программы и образы. Выделять кого-то не хочу. Это неправильно. Ведь сегодня один фигурист выступил лучше всех, завтра -
другой. Мне приятно наблюдать за десяткой сильнейших спортсменов мира. Смотря на их композиции, всегда можно почерпнуть что-то новое, отдохнуть и полюбоваться этим прекрасным видом спорта.
- То есть вас нельзя считать болельщицей каких-то определенных фигуристов?
- Я отношусь к этому иначе. Воспринимаю все, как есть, стараясь ежесекундно извлекать только хорошее. Позитивные эмоции создают мне хорошее настроение. Естественно, его я буду передавать окружающим.
- Зачастую фигуристки в раннем возрасте демонстрируют высокий класс катания, но, приобретая женские формы, теряют чистоту исполнения. Чем это объясняется?
- Физиологией организма. Наступает такой возраст, когда теряешь легкость. Вместе с тем начинаешь более зрело воспринимать многие вещи. Возможно, появляется какой-то страх. Но это интересный период в жизни. Ты начинаешь анализировать, искать в себе дополнительные возможности и качества, пытаясь сохранить уже завоеванные позиции.
- Вы тоже испытывали чувство страха?
- Если какой-то спортсмен скажет, что оно ему незнакомо, это будет неправдой. Потому что перед выходом на арену всегда что-то дрожит внутри. Преодоление этого зависит от спортсмена. Даже выходя на показательные выступления, волнуешься. Ведь хочется откатать программу как можно лучше, понравиться и зрителям, и судьям. Мысль о том, что может не получиться, не дает покоя. Но это хорошо, поскольку легкий мандраж свидетельствует о боевой готовности. В таком состоянии можно выполнять все самые сложные элементы.
- Страха перед падением никогда не было?
- Утвердительный ответ будет неправдой. Подсознательно чувство самосохранения все равно присутствует. Работа над собой как раз и предусматривает не допустить появления подобной мысли и концентрацию на поставленных элементах. С возрастом ты уже умеешь бороться со страхом.
ОТСУТСТВИЕ ЛИЦЕНЗИИ ЗАКОНОМЕРНО
- 12-летние россиянки Аделина Сотникова и Елизавета Туктамышева прыгают каскады из двух тройных прыжков. Это приходит новое, более сильное поколение или же мы имеем дело с гиперталантами?
- Всегда были люди, которые отличались от других какими-то особенностями. Просто эти способные девочки чему-то научились раньше. Думаю, оценивать их качества как спортсменок нужно будет позже.
-Как показывает практика, чтобы добыть олимпийскую лицензию, украинцам сейчас надо тренироваться за границей у известных тренеров. Наши спортсмены ищут условий или более квалифицированных наставников?
- Вероятнее всего, первое. К сожалению, у нас нет хороших условий. Мне кажется, что и появятся они нескоро.
- Вы всю карьеру работали с одним тренером. Как относитесь к тому, что спортсмены часто меняют наставников?
- Это их право. Значит, с новыми тренерами они чувствуют себя комфортней. Каждый выбирает себе путь сам.
- Впервые наша страна на Белой Олимпиаде не будет представлена в женском одиночном катании. Это логичная закономерность?
-.В данном случае - да. У нас был провал подготовки целого поколения фигуристок. Этот пробел был заметен. На национальном уровне должно присутствовать соперничество, чтобы спортсмен боролся за звание лучшего среди двадцати участников, а не трех. Поэтому отсутствие олимпийских лицензий, думаю, не было сильной неожиданностью. Если такая же картина будет и через четыре года - тоже никто особо не удивится. Однако я очень надеюсь, что кто-то из украинок отберется в Сочи-2014.
- Сколько лет должен украинский фигурист работать на свою репутацию, чтобы судьи в случае чистого проката конкурентоспособной программы пустили его в топ-шестерку или даже на пьедестал?
- Как минимум год. Причем он не имеет права на грубые ошибки. Если бы престиж нашей страны был на высоком уровне, нашим спортсменам психологически было бы легче выступать. Например, я на соревнованиях чувствовала только свой тыл.
- Многие поклонники фигурного катания уже повесили золотую олимпийскую медаль на шею кореянки Ю На Ким. Вы видите спортсменок, которые смогут конкурировать с ней на равных?
- Олимпийские игры - непредсказуемые соревнования. Часто предвещают медаль одному спортсмену, а выигрывает совсем другой. Думаю, Ю На Ким непросто достанется победа. Даже по уже прошедшим стартам тяжело спрогнозировать призовую тройку Ванкувера-2010. Успехи на протяжении сезона не гарантируют такое же выступление на главных соревнованиях четырехлетия.
- Мао Асада в этом сезоне упорно, но безуспешно пытается сделать в одной произвольной программе два акселя в три с половиной оборота. Как считаете, может, целесообразней действовать по принципу: тише едешь - дальше будешь?
- Это ее выбор. Значит, Мао интересно катать программу именно такой сложности. Правильный ли она избрала путь - увидим на Олимпийских играх.
- Аксель в три с половиной оборота - это феномен Мао Асады или лет через пять этот прыжок будет обычным элементом в женской программе?
- Мао не первая, кто делает этот элемент. Его исполняла еще в конце 80-х японка Мидори Ито, чуть позже - американка Тоня Хардинг. Периодически появляются фигуристки, которые делают сложные прыжки. Например, четвертной прыгала еще в начале 90-х француженка Сурия Бонали. Но это не означает, что скоро многим фигуристкам такая сложность будет по силам.
- За кого будете болеть в Ванкувере-2010?
- Конечно, за Татьяну Волосожар и Станислава Морозова, потому что это наша пара. А женское одиночное катание буду смотреть просто с наслаждением, ни за кого не переживая.
Ирина ГОЛИНЬКО, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Финляндия сыграет матч за золото
Михаил оказался в звездной компании