Секрет неожиданной победы Мерседес и как прошел тест Ферстаппена
Гран-при Сингапура. Анализ главных событий 18-го этапа Формулы-1 2025 года
На прошлой неделе на уличной трассе Марина Бэй состоялся 18-й этап чемпионата мира Формулы-1. Гран-при Сингапура традиционно был не слишком богатым на борьбу в группе, но результаты и интриги этапа оказались неожиданными.
Мерседес, который обычно выступает хорошо на прохладных этапах, неожиданно в доминирующем стиле провел весь уик-энд – от финальных практик до квалификации и гонки. А Макларен, который намеревался вернуться в топ-форму, не до конца раскрыл потенциал машины, а внутри команды обострились отношения между пилотами.
Также внимание было приковано и к Ред Булл Макса Ферстаппена, которые после обновлений заметно прибавили в сентябре. Возник вопрос, сможет ли он снова навязать бой дуэту Макларен в борьбе за титул. Однако справился ли действующий чемпион с задачей, почему Мерседес был таким быстрым в нетипичных условиях, и другие главные события уик-энда будут рассмотрены в материале.
Мерседес: откуда скорость?
Перед стартом уик-энда и руководство, и пилоты команды имели очень сдержанные ожидания на сингапурский этап. Собственно, это подтвердилось и в пятницу: «серебряные стрелы» готовились к борьбе с Феррари и Ред Булл за подиум.
Однако уже в субботу, сначала в финальной практике, а затем и в квалификации, темп Мерседес стремительно поднялся – настолько, что в квалификации банально не нашлось равных Джорджу Расселлу. А Кими Антонелли завоевал место на второй строчке стартовой решетки. Некоторые пытались связать это с обновлениями, которые команда привезла, или еще какими-то хитростями, но все оказалось гораздо проще – Мерседес идеально, или уже очень близко к этому, настроил болид, особенно в отношении темпа на один круг.

Но вопрос заключается в другом. Как уже упоминалось выше, Сингапур не является лучшей трассой для Мерседес из-за жары, ведь, как известно, болид лучше всего работает именно при более низких температурах. Одним из главных факторов на этот раз стали условия на трассе. Во-первых, температура была ниже, чем в прошлые годы, а во-вторых, асфальт переложили на нескольких участках трассы. В совокупности это уменьшило нагрузку и, главное, перегрев резины. Однако не сделало все идеальным для «серебряных стрел» – скорее эти факторы совпали с характером автодрома.
Последний раз так уверенно Мерседес выглядел в Монреале (Канада), где автодром заметно отличается. Он наполнен длинными прямыми участками и требует совершенно другого подхода, но есть то, что их объединяет. Оба трека не имеют ни высокоскоростных, ни затяжных виражей, что создает меньшую боковую нагрузку. В итоге успех Мерседес – это совокупность факторов, сложившихся в доминирующее выступление.
Но удастся ли повторить подобный результат в этом сезоне, создав еще один сюрприз для соперников? Скорее всего, нет. W16 получился действительно быстрым, но только на отдельных этапах – обычно прохладных или там, где складываются благоприятные условия, как в Сингапуре или Монреале. Следующие победы команды прогнозируются в Бразилии и Лас-Вегасе, где она традиционно имеет уверенный темп.
Что касается выступления пилотов, то Расселл главную работу сделал в квалификации и на старте, когда завоевал поул-позицию и удержал ее, а затем довел до финиша свою пятую победу в карьере. Новичок Кими Антонелли стал лучшим среди остальных, обогнав дуэт Феррари, а уступил только Макларенам и Ферстаппену. Причем Леклера он обогнал на трассе, воспользовавшись его проблемами с тормозами.

Испытания для Ред Булл и Ферстаппена
После летней паузы, неожиданно, именно Макс Ферстаппен набрал больше всего очков и одержал 2 победы подряд. Однако он сделал это на скоростных автодромах, которые требуют схожего подхода. Сингапур же должен был стать испытанием и показателем того, насколько конкурентоспособен Ред Булл по сравнению с остальными командами в совершенно других условиях. Дело в том, что, как упоминалось выше, Сингапур не имеет скоростных виражей в стандартном понимании, а статистика именно Ред Булл и Ферстаппена здесь не обнадеживающая. Это единственный автодром в сезоне, где голландец еще не побеждал, а за все время имел только три подиума и лучшее место – второе.
Уикенд начался собственно так, что Ферстаппен отметил – едва ли не впервые за долгое время, что он полностью доволен настройками. Это продолжалось в квалификации долгое время в начале, но в конце, когда трасса улучшилась и пилоты выжимали максимум темпа, голландцу не хватило скорости. Однако это все еще дало ему второе место.
Второе место на трассе, где до обновлений можно было говорить о борьбе максимум за топ-5, – это хорошо, но ниже ожиданий после начала уик-энда. Проблема была еще в погодных условиях – пилот Ред Булл пострадал также из-за дождя, который выпал накануне гонки. Все места с левой стороны стартовой решетки (2-4-6-8…) были скользкими, поэтому пилот вынужденно выбрал софт, чтобы не провалиться далеко вниз, как это сделал Кими Антонелли, опустившись с 4-го на 7-е место. Даже так он едва не проиграл Пиастри на старте, а затем страдал в первой части дистанции на мягких шинах, но задачу выполнил.
В дальнейшем команда организовала ранний пит-стоп, и с его помощью он отыграл более 5 секунд. Далее он догонял Расселла на Мерседесе, однако из-за собственных ошибок пилот отстал и шансов на интригу уже не оставалось. Интересно, что в условиях борьбы и попыток догнать болид впереди, а также из-за попадания в «грязный воздух», половина проблем, которых не было во время уверенных побед в сентябре, вернулась. Вместе с ними активизировались и жалобы по радио. Хотя и догнать Мерседес в борьбе за победу не удалось, Ферстаппен и не пропустил дуэт Макларен. Начиная с 46-го круга, он имел на хвосте Норриса с активным крылом ДРС, но не дал опередить себя. Трасса также затрудняла обгон – практически все маневры были очень сложными, и реальная попытка обгона не удалась.

Феррари: почему стремительно провалились?
Скудерия накануне этапа считалась одним из фаворитов в борьбе если не за победу, то по крайней мере за подиум. Старт уик-энда только подтвердил эти ожидания: в первой тренировке Леклер был в тройке лучших, и в целом темп Феррари выглядел убедительно во всех симуляциях. Однако впоследствии результаты резко ухудшились – и не потому, что соперники прибавили, а потому что команда была вынуждена внести изменения в настройки.
По словам лидера команды Шарля Леклера, Феррари пришлось «несколько изменить», скорее всего поднять болид из-за неровностей трассы, чтобы избежать риска износа планки днища. Это фактически уничтожило аэродинамическую платформу, и болид перестал генерировать достаточную прижимную силу. На трассе, где требуется максимальный уровень прижима, это стало критическим фактором. Несмотря на это, пилоты квалифицировались шестым и седьмым, хотя потенциал позволял рассчитывать на большее – оба допустили ошибки в решающих попытках.
В гонке задачей было побороться за места в топ-5, однако возникли технические проблемы. На каждый этап команды выбирают конфигурацию тормозных каналов в зависимости от температуры и характеристик трассы. Сингапур является одной из самых сложных трасс для тормозов из-за высокой температуры, влажности и специфики поворотов. Очевидно, Феррари ошиблась с выбором.
Леклер из-за этого получил командное указание использовать технологию Lift and Coast – движение накатом перед торможением. Это означает, что гонщик сначала убирает ногу с педали газа и некоторое время движется инерционно, прежде чем нажать на тормоз. Такой режим уменьшает нагрузку на систему, но в то же время замедляет темп, что и вызвало разочарование Шарля, ведь ему пришлось применять эту технику почти всю дистанцию.
Ранее Lift and Coast использовали для уменьшения износа планки днища, но обычно – для экономии топлива. В то же время метод помогает охлаждать тормоза и уменьшать нагрузку – и, вероятно, именно это стало причиной указаний инженера.
Хэмилтон, который не применял эту технику, в итоге столкнулся с проблемами: его тормоза заискрились и вышли из строя за несколько кругов до финиша. Возможно, именно это и спасло второго пилота Скудерии от аналогичной участи.

Макларен
Оранжевая команда подходила к сингапурскому этапу с высокими ожиданиями. Несмотря на то, что однородность поворотов и неровности городского автодрома не позволяли полностью раскрыть весь потенциал болида, именно такие условия – отсутствие длинных прямых и высокая температура покрытия – создавали для Макларена довольно благоприятную ситуацию. После сентябрьских этапов, где доминаторы сезона выглядели не столь убедительно, Сингапур казался шансом сократить отставание.
В квалификации, впрочем, не все сложилось идеально. Темпа откровенно не хватало: для Пиастри это обернулось третьим местом, тогда как Норрис не смог реализовать максимум. Детальный анализ телеметрии показал, что британец мог вполне претендовать на вторую позицию, но вопрос – действительно ли это было нужно, если вспомнить трудности пилотов с той же стороны решетки, которые уже описывались в разделе о Ред Булл? Но даже несмотря на это, ощущение нереализованного потенциала осталось.
Самый драматичный момент гонки произошел уже на старте, когда два пилота Макларена столкнулись в неудачном эпизоде. Пиастри не слишком удачно стартовал с третьей позиции и попытался обойти Ферстаппена, у которого были проблемы на более влажной траектории. Но лидер Ред Булл грамотно перекрыл направление, поэтому австралиец был вынужден уменьшить газ, чем воспользовался Ландо Норрис, стартовавший пятым. Британец опередил напарника, однако в дальнейшей борьбе не избежал минимального контакта с болидом Ред Булл, из-за чего на скользком покрытии его снесло прямо в сторону Пиастри.
Для Оскара, который не видел всей картины событий впереди, этот момент выглядел как прямой таран со стороны напарника – соперника в борьбе за титул. Австралиец, который на протяжении всего сезона добросовестно выполнял командные указания, воспринял это болезненно, тем более что после эпизода Макларен не дал ему четкого объяснения ситуации. Именно из-за этого, судя по радиопереговорам, Пиастри испытывал разочарование и определенную обиду на команду, хотя официально инцидент классифицировали как гоночный.

Главное сейчас – сохранить доверие внутри коллектива. Впереди еще шесть гонок, и за исключением Катара, большинство трасс являются проблемными для австралийца. Отрыв в чемпионате вернулся к тому уровню, который был после Гран-при Канады, поэтому борьба продолжается.
И, в конце концов, есть и повод для празднования: Макларен завоевал десятый Кубок конструкторов – юбилейный титул для британцев. Лучшая машина сезона, возможно, сильнейший дуэт пилотов и коллектив, который способен вопреки всему действовать командно (даже если иногда не совсем понятно, зачем это). Однако теперь, несмотря на официальные заявления руководства, можно не сомневаться: в дальнейшем отношения на трассе внутри Макларен будут более жесткими – и никто, ни Ландо, ни Оскар, больше не будут уступать позицию напарнику из-за ошибок механиков или тактических экспериментов так легко.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Украинец примет участие во втором этапе чемпионата
Боксер назвал самого себя