Станислав КРАВЧУК: «Травма меня мобилизовала»
Украинский фристайлист восстановился после операции и готовится к своей четвертой Олимпиаде
Для ведущего украинского фристайлиста олимпийский сезон начинался, как в кошмарном сне. Еще вечером в зале столичного ЦСКА он сдавал акробатику, а уже наутро прооперированный лежал на больничной койке в Центре спортивной травматологии Национального университета физвоспитания и спорта Украины. Нога попала на стык в гимнастическом ковре. Как результат - разрыв ахиллового сухожилия и четыре пропущенных предсезонных сбора в Ивано-Франковске, Чехии и США.
Энвер Аблаев, который сам из-за травмы ключицы досрочно закончил позапрошлый сезон, на вопрос о том, как он поддерживал товарища по команде, ответил: «Такой вид спорта, что поделаешь. У нас периодически то один, то другой спортсмен получает травму. Подбадривал, конечно, мол, не расстраивайся, выздоравливай. Но по себе знаю, что советы со стороны в такой ситуации только больше угнетают». Корреспондент «СЭ» с особой осторожностью набирала телефонный номер Станислава Кравчука. Но голос на том конце провода звучал бодро и весело.
ПО УТРАМ НОГА БЫЛА КАК ДЕРЕВЯННАЯ
-Какая была первая мысль на следующее утро после операции?
-Никаких мыслей у меня не было, болело все. Через пару дней отошел немного. Но даже когда чувствовал себя очень плохо, не думал, что это все, конец. В больнице я провел пять дней. Когда врачи убедились, что никаких осложнений нет, меня выписали. И я поехал домой. Шесть недель ходил в лангете с ногой, натянутой в одну сторону. Потом носок выгнули в другую - и сказали еще месяц провести в таком положении. Я ограничился тремя неделями. Все это время у меня был практически постельный режим. Разве что торс мог немного тренировать и ногу до середины старался хоть слегка нагружать, потому что она засыхала на глазах. Как только смог на нее наступать, сразу стал посещать зал.
-Но один плюс в этой ситуации, наверное, все-таки был? Удалось провести больше времени с семьей, и она, вероятно, тоже поспособствовала более быстрому восстановлению...
-Да, я гостил у тещи в Ясенях. В горах легче было переносить жару. В Мукачево летом нога страшно отекала. Благодаря жене и ребенку время быстрее пролетело. Сын меня хоть узнавать стал (смеется).
-А он имеет какое-то представление о том, чем его папа занимается и почему его так долго не бывает дома?
-Нет, он еще маленький совсем, год и семь месяцев, только разговаривать начинает. Может попросить попить или покушать. А видеозаписи соревнований ему еще даже нет смысла показывать. Компьютер может заинтересовать разве что тем, что кнопка нажимается. Зато мы набегались. Правда, я и на своих двоих уже за ним не успеваю (шустрый очень), не то, что на костылях.
-Где и когда сделали первый прыжок и сильные ли испытали при этом болевые ощущения?
-22 мая мне сделали операцию, а прыгнул я ровно через четыре месяца. 22 сентября сделал сальто на воду в Парк-Сити. Команда провела там целый месяц, а я подъехал только на последние десять дней сбора. Просто, чтобы попробовать перевернуться. Высота небольшая, удар несильный. Но первый раз было действительно больно. А потом мне стали тейпировать ногу перед прыжками. Я тогда только начинал ходить, бегать еще не мог. Разве что трусцой, босиком по мягким матам маленькими шажочками. По утрам
чувствовал себя инвалидом. Нужно было разогревать ногу, потому что она была как деревянная.
НУЖНО УХОДИТЬ ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ
-Программу восстановили уже на сборе в Швейцарии?
-Я ее до конца пока не восстановил. В Швейцарию ехал с целью попрыгать двойные сальто и немного винты покрутить. А потом посмотрел, что нога уже более-менее выдерживает нагрузку, и последние дня два приступил к тройным. Потом у нас был горнолыжный сбор в Австрии, за Инсбруком. Я думал, что при катании вообще никакого дискомфорта не почувствую. Ошибался. Ахилл и другие мышцы вокруг него напрягаются, когда делаешь динамичные движения, а не просто катаешься как турист. Хотя это было только первые пару дней, пока нога не приспособилась к новой работе. В любом случае я уже заказал себе соответствующие лыжные ботинки итальянской фирмы Dalbello. У них сменные языки и самые жесткие из них не дают ноге прогнуться, хорошо фиксируют. А лыжи мы и дальше используем наши - мукачевские «Тиса». Они ничуть не хуже, чем у соперников.
- В прошлом году из-за проблем со здоровьем вы пропустили этапы Кубка мира в Лейк-Плэсиде и Монт-Габриэле и неудачно выступили в Дир-Вэлли. Олимпийский сезон тоже начался для вас не совсем удачно. Банальное невезение или же возраст дает о себе знать?
-То, что произошло в прошлом году (мне удалили ноготь на пальце ноги), я даже травмой не считаю. Разрыв ахилла, конечно, серьезнее. Но возраст здесь ни при чем. Допускаю, что организму стало тяжелее переносить большие нагрузки. Но такое могло случиться с каждым. Во фристайле бывают и куда более страшные падения, я еще легко отделался.
-Когда у бронзового призера последнего чемпионата мира в Инаваширо канадца Уорена Шулдайса спросили: не было ли у него после сломанной в восемнадцать лет шеи желания больше никогда не подниматься на склон, он ответил: «Сейчас, может быть, уже и не поднялся, а тогда молодой был и глупый».
- (Смеется). Слава Богу, я шею не ломал. Знаете, меня травма, наоборот, мобилизовала, подтолкнула двигаться дальше. Я ни в коем случае не хотел заканчивать спортивную карьеру на такой ноте. Считаю, что нужно уходить по собственному желанию, а не по воле обстоятельств. Иначе потом всю жизнь тебя будет сопровождать чувство, что ты не сделал всего, что мог и хотел. Скажется эта травма на моем выступлении в Ванкувере или нет? Не хочу загадывать. Кто знает, возможно, все к лучшему. Можно быть в прекрасной форме и ничего не завоевать на Олимпиаде. Просто не повезет или включится психологический фактор.
В ТУРИНЕ РИСК БЫЛ НЕ ОПРАВДАН, А В СОЛТ-ЛЕЙКЕ - ЕЩЕ КАК!
-Как думаете, сколько найдется смельчаков, которые отважутся прыгнуть «три с пятью» на Олимпиаде?
-Если погодные условия будут как в прошлом году на этапе Кубка мира, тогда желающие найдутся. А если, как в позапрошлом, когда был и град, и дождь, и туман, вряд ли кто-то станет рисковать. Белорус Антон Кушнир сделал прыжок «два винта, винт, два винта» на чемпионате мира в Японии. Возможно, включит его в свою программу и в Ванкувере. Знаю, что пробовал летом «три с пятью» его товарищ по сборной Дмитрий Дащинский. Есть прыжок с высоким коэффициентом трудности в арсенале швейцарца Андреаса Исоза, американца Джарета Питерсона, а также двух представителей Канады. Шулдайс, правда, делает просто более сложный вариант тройного сальто с четырьмя винтами -«бланш, три винта, винт».
-Какой из вариантов «трех с пятью», на ваш взгляд, ближе всего к жизни, и меньше всего из области фантастики?
-Реальнее выглядит «винт, три винта, винт», если его правильно делать. В исполнении Спиди (так называют коллеги по цеху Джарета Питерсона. - Прим. «СЭ») он ужасен. Джарет хоть и приземлился после этого прыжка на Олимпиаде в Турине, баллы все равно получил за него маленькие. И это вполне естественно, после того, что он в воздухе наворотил. Неплохие перспективы, как мне кажется, у того варианта, который выбрал Дащинский. Вообще, легче сделать прыжок, где в третьем сальто идет только один винт. Когда крутишься до последнего, позитивный исход при приземлении маловероятен, да и опасно это. Кушнир выкрутил свои «два винта, винт, два винта» на чемпионате мира, но все равно не так уж много баллов получил.
-А вообще такой риск оправдан или же мы имеем дело с отчаянными парнями, для которых восторг публики и адреналин важнее оценок судей?
-В Турине был не оправдан, а в Солт-Лейке еще как! Алес Валента стал олимпийским чемпионом благодаря тройному сальто с пятью винтами, хоть и сделал его ужасно. Просто для 2002 года это была новинка. На Олимпиаде-2006 коэффициент трудности уже не играл такую большую роль. Что будет в Ванкувере - посмотрим.
ВЕТЕРАНОМ СЕБЯ НЕ ЧУВСТВУЮ
-Выбирая, какую программу делать на Играх-2010, вы будете руководствоваться исключительно своим физическим состоянием или же будете смотреть на конкурентов и держать в уме ситуацию на прошлой Олимпиаде?
-В Турине все выяснилось только в процессе соревнований, когда выбирать уже было поздно. Мы прыгали., а когда объявляли оценки, начинали понимать: что-то не так. К нам же судьи не подходили и не говорили, что второй вариант «трех с четырьмя» оценивать по достоинству не будут. Мы делали свое дело. А когда сделали, поняли, что не надо было. Тогда никто представить не мог, что россиянин Вова Лебедев, который никогда не поднимался на пьедестал почета Кубка мира, станет третьим, а китаец Хан Сяопин выиграет.
Судейские ошибки вроде бы признали, но ведь результаты никто не пересматривал. В Ванкувере планирую выполнять ту же программу, что и в Турине. Откажусь от второго варианта только если погодные условия будут плохие или увижу, что уж совсем мало ставят баллов за этот прыжок.
-Великолепно исполненный прыжок «бланш, два винта, винт» сильно проигрывает в баллах второму варианту «трех с четырьмя»?
- За «бланш, два винта, винт» можно получить максимум 124,5. А идеальное исполнение прыжка «два винта, винт, винт» дает 133,5. Другое дело, что если «три с тремя» хорошо могут сделать многие спортсмены, то второй вариант тройного сальто с четырьмя винтами - практически никто. Я не видел, чтобы за него кто-то набирал больше 128 баллов.
-Это будет уже ваша четвертая Олимпиада. Чувствуете себя ветераном?
-Нисколько.
-Самый высокий результат - пятое место вы показали в Солт-Лейк-Сити. А к каким Играм были лучше всего готовы?
-К Турину я подошел в лучшей форме, чем к Солт-Лейк-Сити. Во-первых, опыт уже сказывался, во-вторых, напрыгал я значительно больше к 2006 году. Хотя с психологической точки зрения мне было тяжелее всего на прошлой Олимпиаде.
-Последний олимпийский цикл был самым ярким в вашей карьере - победа, четыре награды Кубков мира и четвертое место в общем зачете по итогам сезона 2007/2008. Логично было бы показать лучший результат и на главном старте четырехлетия - Олимпиаде. Или же фристайл - не тот вид спорта, который поддается законам логики?
-Конечно, логично. Я сам рассчитываю, что выступлю лучше, чем в Нагано, Солт-Лейк-Сити и Турине. Тем более, что я уже стоял на этом пьедестале, знаю, что это такое и что нужно делать, чтобы туда снова забраться. Но, как говорится, мы полагаем, а Бог располагает.
- В отличие от других зимних видов спорта, у представителей лыжной акробатики сезон заканчивается Олимпиадой. Думали о том, что сделаете после возвращения из Ванкувера?
-Нет, я пока думаю только о том, что будет до.
Анна САВЧИК, газета «СЭ в Украине»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
У звездного бразильского форварда заболел живот
Подборка, чтобы зарядиться на 2025-й год