Что решило дуэль Пиастри против Норриса и причины неудач Ред Булл и Феррари
Анализ Гран-при Бельгии. Анализ главных событий 13-го этапа Форумли-1 2025
На прошлой неделе в Бельгии состоялся 13-й этап Формулы-1 на трассе Спа-Франкоршам, где продолжилась борьба пилотов Макларен за чемпионский титул. На этот раз после проигранной квалификации победу одержал австралиец Оскар Пиастри. Он продемонстрировал невероятную стабильность в гонке, сохранив скорость и ресурс резины до самого финиша. Напарник попытался совершить неожиданный стратегический ход и догнать его, но допустил ряд ошибок.
Гонка также запомнилась борьбой за места в топ-10, перестановками после серии пит-стопов и победой пилотов Феррари, где Шарль Леклер удержал подиум, отбивая атаки более быстрого Макса Ферстаппена, а Льюис Хэмилтон пытался отыграться после неудачной квалификации.
Причины таких результатов и то, кто на самом деле выиграл, а кто проиграл, рассмотрены в этом материале.
Старт
Первая драма началась еще до официального старта гонки. Пилоты отправились на прогревочный круг, чтобы собрать информацию о состоянии трассы и сообщить дирекции гонки, готовы ли они соревноваться в таких условиях. За немедленный старт выступили только Алекс Албон и Макс Ферстаппен, тогда как большинство пилотов были против. В итоге FIA решила отложить начало гонки, и до ее официального старта запретили вносить какие-либо изменения в болиды.
Дождь продолжался еще около 30-40 минут, после чего трасса постепенно начала подсыхать. В целом она была пригодной для гонок, за исключением самого опасного первого сектора – в частности, связки О Руж и прямой до пятого поворота. Там вода еще оставалась, но ситуация не была критической. Старт можно было дать раньше, однако решили подождать до 17:20 (по киевскому времени), когда гонка все-таки началась.
Интересно, что старт состоялся с ходу, а не с места. Прямая старт-финиш оставалась неравномерно мокрой: четная и нечетная стороны решетки имели бы разные условия сцепления, что могло повлиять на честность старта.
Больше всего от решения перенести старт, когда все стало почти сухим, пострадали пилоты Ред Булл, Льюис Хэмилтон и те, кто делал ставку на дождевые настройки. Формула-1 фактически проигнорировала дождевой комплект синих шин, созданный именно для таких условий. Даже после окончания дождя пилоты могли бы проехать несколько кругов за машиной безопасности, разогнать шины и высушить оптимальную траекторию. Тогда борьба на трассе и в стратегиях была бы гораздо интереснее и для зрителей, и для самих гонщиков. После финиша несколько пилотов в своих интервью высказались в том же ключе.
Макларен: Пиастри выиграл или Норрис проиграл?
Бельгийский этап начался с преимущества Оскара Пиастри над остальным пелотоном, в частности над Ландо Норрисом. Австралиец опережал ближайшего преследователя примерно на полсекунды как в единственной тренировке, так и в спринт-квалификации. На длинной трассе Спа-Франкоршам это немного, но все же заметно.
Впрочем, в субботу Норрис после изменения настроек и работы с инженерами прибавил в скорости. На одной из наименее удачных для себя трасс он существенно прогрессировал и в основной квалификации опередил напарника менее чем на одну десятую секунды. За сутки Ландо отыграл более полсекунды отставания, но очки за квалификацию не дают – все решала гонка.
Старт проходил под дождем и с ходу, что существенно повлияло на события. На Спа реализовать поул всегда сложно: после первого поворота идет длинная прямая, где второй пилот часто имеет преимущество. Ситуацию для Норриса осложнили проблемы с батареей. На прогревочном круге она начала неконтролируемо расходовать заряд, и в ключевой момент разгона британец потерял мощность.
Ошибку допустил и сам Ландо: его занесло на выходе из первого поворота, что стоило скорости. В результате Пиастри легко опередил напарника и удержал лидерство. Из-за проблем с батареей Норрис едва не пропустил вперед Леклера и Ферстаппена, но уже через круг ситуацию удалось исправить. Далее оба Макларена оказались в своей лиге.
Как я писал после спринта и квалификации, ключевым для Пиастри было опередить Норриса именно на старте. Ведь все дальнейшие тактические решения команда обычно принимает в пользу пилота, едущего впереди. В дождливых условиях этот фактор имеет решающее значение – и в Бельгии так и произошло.
Первые пилоты, заехавшие в боксы на 12-м круге, когда трасса уже была готова к сликам, выиграли около 4–5 секунд у тех, кто сменил шины кругом позже. В Макларене же действовали осторожнее. Пиастри, как и большинство, остановился на 13-м круге, тогда как Норрис вынужден был проехать дополнительный круг на промежуточных шинах. Ситуацию ухудшила задержка во время пит-стопа (фото ниже). После выезда из боксов его отставание от Пиастри увеличилось с 1,6 секунды до 9,5 – колоссальная разница. Интересно, что даже если бы обоих вызвали в боксы одновременно, а Ландо ждал бы своей очереди позади Оскара, он потерял бы меньше времени.
Однако самым интересным стал выбор резины. Перед пит-стопом Норриса спросили, какой комплект он хочет – средний, как у Пиастри, или жесткий. Ландо выбрал хард, понимая, что при равных условиях догнать напарника почти нереально. Этот выбор выглядел рискованным: жесткий комплект считался непрактичным в таких условиях, ведь Пирелли на этот раз экспериментировала и предоставила необычные составы резины. Фактически разница между мидиумом и хард-резиной была такой же, как обычно между самыми мягкими и самыми твердыми шинами на других этапах. Многие ожидали, что в таких условиях пилот просто будет скользить по трассе, однако Норрис решил рискнуть, чтобы иметь хоть какой-то шанс отыграться.

В итоге команда оставила обоих пилотов на трассе до конца. Первые 5–10 кругов они показывали примерно одинаковый темп, однако мидиум начал заметно терять эффективность. Некоторые из соперников именно тогда решили сменить резину, и, как показал финиш, это было правильным решением. На этом этапе Норрис постепенно сокращал отставание, но в то же время допускал мелкие ошибки, особенно в первом повороте, несколько раз проезжая мимо оптимального апекса.
После гонки чемпион мира 2016 года Нико Росберг отметил:
Он сделал три ошибки, а команда потеряла еще около секунды во время пит-стопа. В общем не хватало именно этих трех секунд, чтобы атаковать на последнем круге. Хэмилтон или Ферстаппен в такой ситуации не допустили бы трех ошибок.
Действительно ли так? Отчасти. Жесткий комплект давал преимущество в поворотах, но оставался скользким при резких торможениях. В первом и последнем поворотах даже изношенный медиум вел себя стабильнее. К тому же трасса в первом секторе оставалась влажной до самого финиша. Поэтому мелкие оплошности, а также одна серьезная ошибка в 10-м повороте, когда Ландо впервые начал быстро сокращать отставание, были неизбежны.
Что касается Пиастри, то он провел идеальный уик-энд во всех аспектах, кроме квалификации, где недостаток скорости и несколько мелких ошибок стоили ему поула. Но был ли он ему нужен?
Вопрос скорее в другом: Ландо проиграл из-за собственных потерь времени или Оскар выиграл благодаря безупречной работе? Я считаю, что ответ ближе ко второму варианту. У Норриса в конце мог остаться шанс, но догнать и обогнать в такой короткий промежуток времени – это разные вещи. Пиастри же идеально справился с менеджментом резины на протяжении всех 32 кругов и проехал гонку в стабильном темпе с минимумом ошибок. К тому же решающим стал обгон на первом круге, который фактически определил результат борьбы.
Неплохой уик-энд для обоих пилотов: каждый допускал ошибки, но на этот раз заслуженную победу одержал именно Пиастри.
Следующий этап – Гран-при Венгрии, после которого пилоты и команды уйдут на 4-недельную летнюю паузу – состоится уже в ближайшие выходные, с 1 по 3 августа. Если Ландо Норрис хочет остаться в борьбе за титул, ему нужно побеждать именно сейчас, ведь с каждым этапом отыгрывать отставание от Пиастри будет становиться все труднее.
Феррари против Ред Булл: битва за подиум и драма вторых пилотов
Ближайшими «соперниками» пары пилотов Макларен стал привычный дуэт – Шарль Леклер на Феррари и Макс Ферстаппен. Именно они вели борьбу за подиум.
На протяжении всей гонки они держались на расстоянии одной-двух секунд. Однако это свидетельствовало не о ровном темпе, а о том, как дождь и решения стюардов повлияли на планы Ред Булл. Перед квалификацией команда из Милтон-Кинса, учитывая возможные погодные изменения, сделала ставку на повышенную прижимную силу, чтобы быть конкурентоспособной в поворотах.
Феррари, напротив, хоть и увеличила прижимную силу по сравнению с предыдущими сессиями, оставалась одной из самых быстрых на прямых. Леклер в квалификации опередил Ферстаппена всего на 0,003 секунды – благодаря ошибке Макса, что позволило ему стартовать впереди.
В гонке эта разница обернулась против Ферстаппена. Хотя он и был быстрее, неоднократно пытаясь заставить Леклера ошибиться, преимущество Феррари на прямых оказалось слишком большим. Шансов для атаки в поворотах практически не было, за исключением нескольких эпизодов.
После финиша Макс был одним из тех, кто громче всех критиковал решение не стартовать из-за дождя. Вероятно, при других условиях он бы смог опередить Леклера.
Для других пилотов Феррари и Ред Булл уик-энд сложился менее удачно.
Льюис Хэмилтон откровенно провалил квалификацию: он переатаковал бордюр в первом сегменте, из-за чего получил отмену круга и остался без времени. В итоге семикратный чемпион стартовал с конца пелотона. Перед гонкой команда перевела болид на дождевые настройки, и на влажной трассе Льюис в начале заезда выглядел очень быстрым, опережая соперников без сопротивления. Однако по мере подсыхания асфальта его преимущество исчезло.
Ключевым для результата Хэмилтона стал идеально выполненный пит-стоп на 12-м круге. Тогда, находясь на 13-й позиции, он первым среди всех перешел на слики, что позволило реализовать эффективный андеркат. После волны остановок британец оказался седьмым. Решение заехать в боксы было продиктовано не только правильным чувством момента, но и тем, что впереди ехал Эстебан Окон – более медленный на круге, но быстрый на прямых, за которым Льюис точно застрял бы и потерял время. В итоге ранний пит-стоп сработал идеально.
Далее Льюис застрял за Алексом Албоном на Уильямс, который аналогично сдерживал соперников благодаря высокой скорости на прямых. Несмотря на это, Хэмилтон финишировал 7-м, отыграв 11 позиций. Результат не выглядел провальным, но, по его словам, этот этап он предпочел бы поскорее забыть.

Другая история произошла с Юки Цунодой. После обновлений японский пилот Ред Булл впервые с Гран-при Майами пробился в топ-10 квалификации, заняв седьмое место, и имел все шансы заработать важные очки для команды. Однако Цунода оказался в ситуации, подобной той, что произошла с Ландо Норрисом: в решающий момент Ред Булл не успела вызвать его в боксы. Если бы Юки заехал сразу за Ферстаппеном, даже потенциальная задержка на пит-стопе не повлияла бы так существенно.
Интересно, что его пит-стоп, наоборот, оказался самым быстрым на Гран-при Бельгии. Но после него он застрял за Пьером Гасли, который финишировал в топ-10, хотя имел один из худших темпов в гонке. Как и в случае с Леклером для Ферстаппена, преимущество соперника на прямых лишило Цуноду шансов на обгон, а впоследствии «убитые» в грязном воздухе шины отправили его на 2 позиции ниже в плотной группе.
Как бы то ни было, первый уик-энд во главе с новым руководителем Ред Булл для команды прошел хорошо, а у Юки Цуноды наконец-то есть причины для оптимистичного настроя и ожидания следующего Гран-при.
Крах Мерседес
Для Мерседес бельгийский этап оказался неудачным и даже шокировал команду, ведь ни пилоты, ни руководство не имеют четких объяснений провала на трассе, где еще в прошлом году они могли оформить победный дубль, если бы не дисквалификация одного из болидов. К тому же прохладная погода и дождь обычно являются благоприятными условиями для серебряных стрел.
Джордж Расселл провел стабильную гонку и сумел финишировать пятым, фактически ехав в одиночестве после отыгранной позиции на старте. Зато Кими Антонелли остался лишь 16-м. Итальянец признался, что больше не чувствует уверенности в машине, и результаты это подтверждают: за всю европейскую часть сезона, где ожидались его наибольшие успехи, из-за знакомых трасс, он не набрал ни одного очка. Единственным светлым моментом остается подиум в Канаде, который проходил в этот же промежуток времени.
Руководство Мерседес планирует продлить контракты с обоими пилотами, причем, по словам представителей команды, это желательно сделать как можно быстрее для морального состояния гонщиков. Если для опытного Расселла эта ситуация не так критична, то для Антонелли уверенность в будущем может стать решающей.
После этапа команда провела совещание на базе коллектива, чтобы проанализировать причины провала и подготовиться к Гран-при Венгрии, где ожидают значительно лучшего результата.
Уильямс
Британская команда, похоже, наконец прервала серию неудач, заработав весомые очки в обоих заездах. В спринте Карлос Сайнс финишировал шестым и принес 3 балла, а в основной гонке Алекс Албон занял шестое место и добавил еще 8 очков.
Хотя один из пилотов в каждом заезде проваливался по тем или иным причинам, общий результат все равно значительно лучше, чем в предыдущих этапах. В своей группе команда набрала больше всего очков и укрепила позиции в борьбе за топ-5 чемпионата.
Заубер
Очередной результативный уик-энд для будущей команды Ауди. Хотя результат не так впечатляющий, как подиум на Гран-при Великобритании, команда снова заработала очки и продолжает стабильно пополнять свой багаж.
Габриэль Бортолетти, стартовав 10-м, воспользовался ошибкой Юки Цуноды, который фактически выбыл из борьбы, и поднялся на девятую позицию, где и финишировал. Это принесло молодому бразильцу и команде еще два очка.
Интересно, что его напарник Нико тоже должен был финишировать в топ-10, однако из-за непонятного стратегического решения заехал на пит-стоп. Судя по секторным временам и телеметрии, проблем с темпом не было, поэтому остановка выглядит как неудачная попытка сыграть на деградации резины у соперников.
Альпин
Пьер Гасли провел впечатляющую гонку. По чистому темпу его машина была одной из худших в пелотоне, без особых преимуществ, кроме хорошей максимальной скорости. Несмотря на это, француз уверенно защищался от более быстрых соперников сзади и удачно воспользовался их стратегическими ошибками, сам избежав каких-либо серьезных промахов.
В итоге Гасли финишировал 10-м и заработал одно очко. На первый взгляд это немного, но и того не должно было быть при других условиях, а для плотной борьбы в середине пелотона даже такие достижения могут сыграть решающую роль в чемпионате конструкторов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
Кристиан Биловар восстановился после травмы
Именитый украинский тренер отреагировал на увольнения наставника киевского клуба